Принципы планирования работы по развитию речи в ДОУ
ИБ - информационный блок
Текст № 1.
В методике сложились принципы планирования работы по развитию речи, отражающие объективно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы.
1. Решение задач всестороннего развития ребенка, взаимосвязь речевой работы со всеми другими разделами воспитательно-образовательного процесса.
2 . Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи.
В плане должнынайти отражение все разделы программы речевого развития:
- воспитание звуковой культуры речи,
- формирование словаряи грамматического строя речи,
- развитие связной речи,
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи,
- ознакомление с художественной литературой.
Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка каксистемы использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.
3. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.
4. Отбор содержания и методов работы на основе учета возрастных особенностей детей, учета уже достигнутого уровня детской речи.
5. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвиженияв усвоении материала.
6.Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что каждый ребенок уникален. Процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других - медленнее. По — разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель долженуделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, нои одаренным, проявляющим особый интерес к явлениямязыка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.
7.Учет конкретных условий. K конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общенияв семье, обилие контактов со сверстниками и детьмидругого возраста, местный диалект ит. д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
8. Систематичность педагогического воздействия на речь, выражающаяся в еженедельном охвате всех основных задач развития речи, в упорядоченном распределении содержания и форм работы с детьми в течение недели, месяца; в отсутствии длительных интервалов в формировании речевых навыков.
Рис 1. Принципы планирования работы по развитию речи детей (В.В. Стерликова).
Рис 1 (продолжение). Принципы планирования работы по развитию речи детей (В.В. Стерликова)
Названные принципы в совокупности с общедидактическими определяют характер планирования.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу : Модуль 10 "Планирование работы по развитию детской речи" по курсу ТМРР.