Методика развития словаря - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»
К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ - Информационный блок;
РБ - Расширяющий блок;
ПБ - Проблемный блок;
СБ - Ситуационный блок;
БС - Блок самоконтроля;
КБ - Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
информация _ ситуация _ коррекция _ контроль
ИБ -РБ - ПБ СБ БС Тест
Модуль 6. Методика развития словаря
(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)
Задачи: изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста;формировать у студентов навыки отбора содержания для словарной работы в одной из возрастных групп;познакомить студентов с разными формами и методами словарной работы в дошкольном учреждении.
Основные понятия : словарная работа, активный, пассивный словарь, экскурсия, осмотр помещения, дидактическая игра, загадка, слово, развитие словаря, качества и свойства предметов, видовые и родовые обобщения.
Основные идеи:
- Словарная работа опирается на развитие познания окружающей действительности.
- Процесс освоения словаря есть процесс постоянного накопления слов и овладения их содержанием.
- Формирование словаря не является самоцелью, оно направлено на обогащение речевого общения, формы связной речи.
Понятие, задачи и содержание словарной работы.
Экскурсии и наблюдения в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим.
Занятия по рассматриванию предметов.
Дидактические игры, лексические упражнения в словарной работе.
Загадки в словарной работе с детьми дошкольного возраста.
Контрольная работа по модулю № 6.
Литература основная
Алексеева М.М., Яшина В.И. Овладение оценочной лексикой, как условие формирования социальной активности старших дошкольников // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социальной активности. – М., 1986.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981.
Иванова Н.П. Упражнения по лексике // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 7.
Кабан Ж. Обогащение и активизация словаря детей в процессе трудовой деятельности // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 11.
Котырло В.К. Различение детьми дошкольного возраста величины предметов // Дошкольное воспитание. – 1960. – № 1.
Колунова Л.А., Ушакова О.С. «Умноватый мальчик». Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9.
Красногорский Н.И. К физиологии становления речи детей. В кн. «Труды по изучению высшей нервной деятельности», гл. I. – М.: Медгиз, 1954.
Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 79-101.
Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
Ляховская Ю.С. Приёмы активизации словаря // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 8.
Мусейибова Т.А. О развитии ориентировок в пространстве // Дошкольное воспитание. – 1961. – № 3.
Пеньевская Л.А. Обучение родному языку. В сб. «Вопросы обучения в детском саду». – М.: Учпедгиз, 1955. – С. 95-105.
Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
Савельева Н. Обогащение словаря в процессе трудового воспитания // Дошкольное воспитание. – 1969. – № 11.
Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984.
Сорокина Е.М. Дидактические игры в детском саду. – М.: Учпедгиз, 1955.
Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: Дошк. педагогика и психология; - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009.
Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 101-104.
Струнина Е.М., Ушакова О.С. Семантический аспект развития речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого общения дошкольников / Под ред. Е.И. Тихеевой. – М., 1995.
Развитие речи дошкольника. – М.: Учпедгиз, 1948. – С. 34-38, 46-58, 126-135.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М., 1981. – С. 39-52, 82-92, 124-127, 146-149.
Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1958.
Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 1976. – С. 24-52.
Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 2.
Ушинский К.Д. Родное слово (книга для детей) // Собр. 1, 6.
Яшина В.И. Некоторые вопросы методики словарной работы в средней группе детского сада // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
Яшина В.И. Развитие словаря детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М., 1980.
Литература дополнительная
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1985.
Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М., 1981.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М. 1984.
Гербова В.В. Особенности словарной работы в первой младшей группе // Дошкольное воспитание. – 1972. – № 7.
Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром.– М.: Творческий центр «Сфера», 2016.
Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников - М.: Творческий центр «Сфера», 2014.
Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М.. 1973
Кудыкина Н. Активизация словаря в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 7.
Логинова В.И., Мирашина Л.А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 10.
Люблинская А.А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий // Очерки психического развития. – М.. 1965. – С. 393-412.
Смирнова, Е. Как помочь маленькому ребенку заговорить: особенности речевого развития ребенка раннего возраста. / Смирнова Е. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 2. - С. 14-16.
Смирнова, Е. Развиваем речь в игре / Смирнова Е. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 2. - С. 17.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982.
Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
Швайко Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М., 1983.
Эльконин Д.Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. – М.. 1964. – С. 134-147.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).