Художественные ремёсла народов Приамурья. Берестяные изделия
Берёза давным-давно заслужила любовь и благодарность людей целебным и свойствами своих почек,
яркой зеленью нежных листьев, живительным соком ствола и превосходными качествами коры. Из лёгкой
и прочной бересты на Амуре издавна изготовляют не только всевозможную утварь, но и лодки –
оморочки, на которых охотники и рыбаки проникают в самые отдалённые угодья.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья".
БЕРЕСТЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Береста в прошлом использовалась в хозяйствах народов Приамурья чрезвычайно широко. Охотники и рыбаки покрывали ею шалаши в летнее время, ее употребляли на подстилки для спанья в шалашах, из бересты делали колыбели, лодки, вееры, всевозможные предметы домашнего обихода, трафареты узоров для рукоделия и т. п.
В конце мая, в июне, июле мужчины, вооружившись специальными длинными (до 30—40 см) ножами с рукоятями длиной 80—100 см, отправлялись в тайгу за берестой. Они отыскивали толстые березы с ровным, без изъянов берестяным покровом. На дереве делали длинный, до 1 —1,5 м, вертикальный разрез, вверху и внизу его — два горизонтальных, кольцевых. Некоторые снимали бересту «винтом», делая спиралевидные разрезы на коре.
Заготовленную кору для придания ей эластичности варили: ее свертывали в толстые рулоны, перевязывали их и ставили в большие котлы, подвешенные над кострами на улице. В воду иногда добавляли костяки различных рыб, так что при варке получалось нечто вроде слабого рыбного бульона. Удэгейцы между слоями бересты прокладывали листья папоротника, а сам рулон заворачивали в кедровую кору. Процесс варки продолжался 3—5 часов. Если рулон был очень высок, сильно выступал из воды, его после варки переворачивали другим концом вниз и варку повторяли. Обработанная таким образом береста становилась мягкой и элаг стичной, как кожа, ее можно было сшивать крапивными нитками. Из такой бересты изготовляли тиски — полотнища, которыми накрывали шалаши, укрывали от дождя поклажу в лодках, подстилали их в шалашах; бересту сшивали в несколько слоев по длине, делая полотнища в 3—4 м, их окаймляли берестяными каймами, чтобы края не рвались. Рыбаки и охотники в летнее время возили эти полотнища, свернутые в рулоны, с собой, они были нужны постоянно.
Для изготовления сумочек, мешков, ведер, коробок, шляп, корзинок бересту чаще всего не варили, но осторожно нагревали над огнем, отчего она размягчалась и становилась гибкой, а также легко расслаивалась на тонкие пласты, что было необходимо для орнаментации изделий. Для любых работ по бересте требовались следующие инструменты: ножи, несколько деревянных «вилок»- зажимов — дяфаку, небольшое шило — чиоко.
Большие берестяные мешки для ягод и другой поклажи делали из длинных широких полос бересты, перегнутых пополам и сшитых по бокам корнями тальника (а иногда просто закрепленных деревянными спицами). Для хранения предметов женского рукоделия широко применялись своеобразные сумочки и портфелики с орнаментированными накладными клапанами сверху; они также сшивались по бокам нитками. Тоже плоскими, в виде «кошелечков» полукруглой формы с одним малым отверстием делали солонки — капту.
Все прочие многочисленные предметы, которые делали из бересты народы Приамурья, по способам изготовления можно разделить на пять типов.
Коробки (или сосуды) первого типа делали из одного квадратного или прямоугольного куска бересты, края которого загибали вверх, а затем на двух противоположных сторонах, по углам, складывали в виде треугольников и закрепляли в таком положении по верхнему краю двумя-тремя дополнительными берестяными накладками — узкими (2—3 см) полосками, наложенными одна на другую, а иногда дополнительно — толстым прутом или палочками на противоположных сторонах. Сначала накладку вместе с краем коробки зажимали по всему периметру (или окружности) несколькими зажимами и прокалывали это насквозь шилом в нескольких местах. Через эти отверстия затем протягивали корень, сшивая все слои бересты вместе. Проколов каждое отверстие, мастерица вставляла в него заранее заготовленную иглицу из дерева в виде заостренной спички — так они фиксировали отверстия, чтобы они не смещались.
Для шитья берестяных сосудов использовали, корни ели или тальника, которые заготавливали на островах в весеннее время; каждый корень расщепляли вдоль надвое с помощью ножа. С .корней обычно снимали кожицу, затем, свернув их в рулончики, вешали для просушки в амбарах. Перед употреблением их несколько часов вымачивали в воде.
Способы прошивания краев сосудов корнями были самые разные и имели орнаментальный характер: «строчкой», косыми или прямыми крестиками, «елочками», «скобочками» и т. п». Иногда все слои бересты прошивали, не выходя за края сосуда, в других случаях обшивали через край, укладывая витки корня вертикально, вплотную один к другому.
Описанным выше способом делалп различные предметы: большие, до 50 см в диаметре, низкие блюда и маленькие коробочки-черпачки, ковшики с палочкой-рукоятью. В некоторые сосуды с высокими стенками внутрь вставляли дополнительный берестяной вкладыш, приделывали вертикальную ручку из сучка дерева и использовали его как ведро для воды, без дополнительного внутреннего вкладыша, — это были корзинки для ягод.
Второй тип берестяных изделий — это коробки или сосуды цилиндрической формы, сшитые из одного куска бересты с дополнительным дном. Вертикальный шов проходил сбоку, здесь бересту склеивали рыбьим клеем и сшивали крапивной ниткой. Дно деревянное (у ульчей и нивхов) или берестяное (у верховых нанайцев и удэгейцев) пришивали крапивными нитками или корнем. Не только верхний, но и нижний край изделия укрепляли дополнительными двумя-тремя накладными берестяными полосками шириной 2—3 см. Как было описано выше, эти полоски вместе с краем изделия, а иногда и дополнительным фиксирующим прутом обшивали корнем через край аккуратной красивой обшивкой .
Цилиндрические сосуды удэгейцев иногда были не круглыми а овальными в плане, причем средняя часть овала делалась более узкой (в целом в плане это было похоже на восьмерку). Удэгейские сосуды цилиндрической формы отличались и способом обработки краев изделий: дополнительные накладные полоски бересты закреплялись с помощью рыбьего клея, а края сосуда обшивались не корнем, а крапивной или жильной ниткой. Подобная техника была известна и негидальцам. Небольшие группы удэгейцев, жившие на притоках Амура и общавшиеся с нанайцами, позаимствовали от них технику обработки краев сосудов корнями. Иногда удэгейцы для закрепления верхних краев крупных сосудов применяли не берестяные накладки, а тонкие дощечки шириной 4—5 см, они прокалывали их шилом и закрепляли также с помощью ниток. Такие дощечки иногда вставляли между берестяными накладками. Удэгейские и многие негидальские берестяные сосуды второго типа отличались и тем, что края донцев у них обклеивали сначала цветной тряпочкой и затем прикрепляли к сосуду нитками.
Коробки цилиндрической формы имели разнообразное применение. Узкие и высокие (высотой до 30 см, диаметром 10—12 см) употреблялись для хранения ложек и палочек для? еды; в более низких w широких коробах, украшенных орнаментом, невеста везла угощение новой родне при переезде в дом мужа; в них возили подарки (муку, крупу) при обычных поездках в гости; в коробах цилиндрической формы, но без орнамента рыбаки брали с собой пищу, уезжая на рыбалку на целый день.
Переселяясь на летнее стойбище, в такие коробки укладывали чайную посуду.
Сосуды или коробки третьего типа делали из квадратного или прямоугольного куска бересты, вырезая на углах его глубокие клинья. Бересту сгибали по этим вырезам и сшивали.
Получались сосуды с четырехугольным дном, круглым или овальным устьем, которое обрабатывали так же, как уже описывалось выше (накладывали берестяные полоски и прошивали корнем вместе со стенками изделия). Некоторые ульчские мастерицы обшивали края полосой ровдуги. Подобные изделия были различны по высоте и объему (высота от 5—8 до 50 см, соответственно менялись и остальные размеры). Применение таких коробов было весьма разнообразным. Нанайцы, например, использовали сделанные указанным способом коробы, сильно вытянутые по длине (длина 60 см, высота 20 см), с накладными крышками с бортиками, как своеобразные чемоданы. Их покрывали орнаментом со всех сторон и хранили в них одежду, предназначенную в приданое невесте. В высоких и широких коробках этого типа хранили муку, крупу. В небольших таких коробочках складывали женские украшения.
Четвертый тип изделий представлял собой комбинацию третьего со вторым: к коробкам третьего типа пришивали цилиндрический верх. Высокие и узкие, такие сосуды служили для хранения палочек и ложек для еды, а более широкие употреблялись для других целей. Изделия этого типа были известны всем народам Амура.
Сосуды и коробки второго, третьего, а иногда и жетвертого типа делались часто с крышками, в зависимости от их назначения. Обычно крышки вырезали в виде круга из бересты, к нему подшивали второй слой в качестве «подкладки». Из узкой полоски бересты сворачивали кольцо и подшивали его к крышке снизу как бортики, входившие внутрь сосуда.
У нанайцев и удэгейцев (меньше у ульчей), помимо упомянутых четырех, бытовал еще пятый тип сосудов. Длинные и узкие, они были похожи на цилиндрические изделия второго типа, но это только на первый взгляд, такие изделия не имели вставного дна и делались иначе — из длинных узких кусков бересты, перегнутых пополам. По бокам их сшивали нитками, а уголки внизу загибали вверх и прикрепляли к стенкам. Устье было круглое или овальное, его отделывали так же, как и у сосудов других типов, — с помощью накладных полос бересты и обшивки корнем. Такие сосуды за веревочную петлю подвешивали к поясу, отправляясь за ягодами, а дома их вещали на стену.
Берестяную посуду, как и деревянную, народы Нижнего Амура делали как повседневную, обиходную, так и праздничную, подарочную, и тогда ее богато орнаментировали. Различные мелкие плоские блюда (первого типа), в которых мыли рыбу, черпаки, которыми вычерпывали воду из лодки, не орнаментировали. Однако даже ведра в большинстве случаев мастерица украшала хотя бы неприхотливым узором. Из всех пяти типов обычно не орнаментировали сосуды пятого типа.
Техника орнаментации берестяных изделий была разнообразна.
Одним из способов был следующий. На специальных дощечках, употреблявшихся для женских рукодельных работ, из тонких слоев расслоенной бересты вырезали детали орнамента, окрашивали их в черный цвет и приклеивали рыбьим клеем к стенкам сосудов или пришивали к основе тонкой ниткой очень мелкими и редкими, почти незаметными стежками, причем нитки также окрашивали в цвет узора. Иногда из тонких слоев бересты вырезали длинный орнаментальный «пояс», которым обертывали весь сосуд (так украшали изделия второго типа).
Более трудоемким был такой способ орнаментации: кусок бересты, из которого делали сам сосуд (второй тип), окрашивали в черный цвет и на нем маленьким костяным ножичком намечали рисунок узора (корой с помощью берестяного трафарета, накладывавшегося сверху). Затем по линии узора бересту надрезали маленьким металлическим ножичком и фон осторожно соскабливали с основы — оставался черный узор. Белый фон иногда выкрашивали желтой, голубой или другой краской.
Широко применялся способ тиснения орнамента. Для этого брали бересту, вываренную и немного подкрашенную в коричневый цвет отваром ольховой коры. На обработанной таким образом бересте рисовали узор костяным ножичком или тупой стороной металлического ножа. Окончательный узор наносили тиснением: тонкой заостренной костяной палочкой или костяным ножичком его выдавливали косыми параллельными короткими черточками, «елочкой» из черточек, точками, крестиками и т. п. Для нанесения на бересту мелких узоров в виде крестиков, кружочков нанайцы применяли штампы, вырезанные из кости или ясеня. Тисненые узоры иногда окрашивали в голубой, желтый или розовой цвета.
Черную краску для раскрашивания орнамента получали из смеси копоти от сожженной сухой травы с растолченной кетовой или щучьей икрой. Черную бересту для орнаментации делали и так: куски бересты помещали в ил на 8—10 дней, после чего ее тщательно мыли в Амуре. Синий цветок чачака, росший около домов, давал синюю краску. Кроме того, ульчи привозили с Татарского пролива (от утеса Таба) синий камень ёнггиса. Красную краску также получали из камня, привозимого с Татарского пролива. Коричневую краску различной интенсивности давал отвар ольховой или лиственничной коры. Пользовались также естественным цветом; бересты черной березы. Удэгейцы делали желтую краску из плесневых грибков гнилого дуба.
Очень широко все народы Нижнего Амура использовали рыбий клей: когда делали деревянные и берестяные изделия, при орнаментировании, при шитье одежды и т. п. Его изготовляли либо из кожи кеты, зубатки или ленка, нагревая ее над костром, либо из плавательного пузыря рыб осетровых пород.
Берестяной утварью, сходной с той, о которой Мы только что рассказали, пользовались и удэгейцы, и негидальцы, и ороки на Сахалине. Это были берестяные блюда, ведра, цилиндрические высокие узкие сосуды для палочек и ложек, «чемоданы», ковши и т. п. Техника их выполнения, хоть в принципе была такой же, но несколько отличалась от той, которая была привычна народам, живущим на Амуре.
Берестяное искусство коренных народов Приамурья и Сахалина
В видеофильме представлены мастер-классы по художественной обработке бересты:
- нифхской мастерицы Юлии Александровны Ивановой (с. Чир-Унвд, Тымовский район, Сахалинская область),
- нифхских мастериц Зинаиды Петровны Кан, Зои Михайловны Калистрат, Татьяны Васильевны Улиной (с. Иннокентьевка, Николаевский район, Хабаровский край),
- ульчского мастера Николая Николаевича Дявгода (с. Богородское, Ульчский район, Хабаровский край)
Источники.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л., 1971.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.
Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л., 1975.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Б ого раз В. Г. Чукчи. Ч. I. Л., 1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Л., 1939.
Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л., 1965.
Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
Василевич Г. Н. Эвенки. М., 1969.
Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве X—XX веков. М., 1974.
В д о в и н И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. М., 1965.
В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
Г у р в и ч' И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М-—Л., 1966.
Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.
Турвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки. Магадан, 1969.
Диков -Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л., 1963.
Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.
Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М., 1979.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
История и культура народов севера Дальнего Востока. М., 1967.
Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980:
Ларькия В. Г. Орочи. М., 1964.
Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан, 1970.
Меновщиков Г. А. Эскимосы. Магадан, 1961.
М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М., 1976.
Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда, 1978, № 1.
Одежда народов Сибири. Л., 1970.
О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних культур. М., 1951.
Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск, 1964.
Патачакова К. М. Культура и быт хакасов. Абакан, 1958.
П о т а п о в И. А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972.
П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коряков, ительменов. — В кн.: Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Радуга на снегу. М., 1972.
Северные россыпи. Салехард, 1964.
Симченко К). Б. Культура охотников на 4оленя Северной Евразии. М., 1976.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Смоляк А. В. Ульчи. М.. 1966.
Таксами Ч. М. Нивхи. Л., 1967.
Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость. Магадан, 1967.
Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.
Хомич Л. В. Ненцы. М.-Л., 1966.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю Планирование работы по развитию детской речи."НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ").