Методика воспитания звуковой культуры речи детей - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»
К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ - Информационный блок;
РБ - Расширяющий блок;
ПБ - Проблемный блок;
СБ - Ситуационный блок;
БС - Блок самоконтроля;
КБ - Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
информация _ ситуация _ коррекция _ контроль
ИБ -РБ - ПБ СБ БС Тест
Модуль 5. Методика воспитания звуковой культуры речи детей
(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)
Задачи: изучить некоторые особенности звуковой стороны речи детей дошкольного возраста;познакомить с разными формами и методами работы по воспитанию звуковой культуры речи в дошкольном учреждении;формировать у студентов умение отбирать содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах;формировать у студентов навыки фронтальной и индивидуальной работы с детьми по обучению их правильному звукопроизношению.
Основные понятия: звуковая культура речи; словопроизношение; звукопроизношение; речевая интонация; фонематический слух; фонематическое восприятие; речедвигательный аппарат.
Основные идеи:
- Развитие слухового анализатора и речедвигательного аппарата – важнейшая предпосылка для овладения правильным звуко- и словопроизношением и приобретения общих речевых навыков.
- Развитие речевой культуры детей рассматривается как процесс освоения ими социально закрепленных норм звуко- и словопроизношения и речевой выразительности.
- Методика формирования звуковой культуры речи строится на сочетании разнообразных средств, методов, форм фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Понятие о звуковой культуре речи.
Пути формирования правильного звукопроизношения.
Методика развития слухового внимания и фонематического слуха у детей разных возрастных групп.
Воспитание интонационной выразительности речи.
Контрольная работа по модулю № 5.
Литература основная
- Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995.
- Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка // Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – С. 114-148.
- Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. – Чебоксары, 1980.
- Гризик Т.И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 5.
- Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 56-77.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М., 1987.
- Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи на занятиях // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1-3.
- Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987.
- Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 124-129.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. – М., 1968.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.
- Рубинштейн С.Я. К психологии речи // Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 116-131.
- Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.
- Эльконин Д.Б. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964. – С. 159-169.
- Эльконин Д.Б. Речь // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – Гл. 4. – С. 115-134.
Литература дополнительная
- Алексеева М.М. Вопросы обучения правильному звукопроизношению детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. – М., 1975.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М., 1978.
- Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сала. – М., 1979.
- Максаков А.И., Фомичёва М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 48-56.
- Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1984.
- Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 146-148.
- Федоренко Л.П., Фомичёва М.Ф., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 562-74.
- Фельдберг А.С. Воспитание у детей правильного произношения // Обучение грамоте в детском саду. – М., 1963.
- Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. – М.. 1983.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.