Народные художественные промыслы России для дошкольников. Богородская игрушка
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
Богородская игрушка - часть 1
Богородская игрушка - часть 2
«БОГОРОДСКАЯ РЕЗНАЯ ИГРУШКА»
Сегодня мы отправляемся в гости к мастерам в село Богородское, которое находится в Московской области. А мастера они дивные — замечательные игрушки делают. Мы с вами уже познакомились с игрушками, которые делают из глины. А эти игрушки сделаны из другого материала. Из какого же? Правильно, они сделаны из дерева. Называются они богородскими резными игрушками.
Лохматые ели, дубы, березы, липы, серебристые осины плотным кольцом окружили село со всех сторон. Лес всегда помогал крестьянину: в одних селах плели на продажу лапти, кузова и корзины, в других делали деревянные ложки и посуду, а богородцы мастерили игрушки.
Как вы думаете, сложно или нет вырезать такие игрушки? Что для этого нужно?
Вырезать из дерева даже самую нехитрую игрушку не так-то просто. Брали мастера всегда осину или липу. Сначала дерево распиливали на куски, потом каждый кусок разрубали на несколько чурок — на четыре части. Называлось это «бить баклуши». Баклуши получались разные, какая уже, какая шире, но одинаковой формы. Вот из такой баклуши с помощью стамески, а потом уже с помощью остро заточенного ножа и делают игрушки.
Мастера сидят на низеньких скамеечках — «сиделках», при этом левую ногу выше колена туго обматывают тряпкой. Как вы думаете, для чего? Правильно, это предохраняло ногу от порезов во время работы. Посмотрите на эти иллюстрации, на них вы видите те инструменты, которыми пользуются богородские мастера.
Каждый мастер делал из дерева то, что ему больше нравилось: один — птиц, другой — фигурки людей, третий — зверей. Их так и называли: фигурист, птичник, зверист.
Посмотрите на эти фигурки: «народное гуляние», «гусар», «продавец калачей», «дама», «старуха за прялкой», «пляшущая крестьянка», «охотник с собакой», «резчицкий колхоз». Главный герой этих скульптур — добрый, хитрый мастеровой мужичок, а его напарником всегда является медведь. Здесь они «гнут дуги», а здесь — «поводырь с медведем», «мастеровые», «кузнецы». Они всегда соревнуются в силе, уме, ловкости, смекалке. Мужик учит медведя человеческим занятиям. А здесь, посмотрите, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку?
Ну а эти фигурки вырезали мастера, которых называли зверисты, птичники. Почему? Конечно, потому что они вырезали фигурки птиц и зверей. Посмотрите: веселая минутка, олени, горный козел, журавль, аист. Обратите внимание, как с помощью ножа можно передать шерсть медведя, козла, оперение птиц. Эти мелкие насечки мастера называют фасками.
А это — сказочные сюжеты. Вот этот — по сказке Пушкина «Золотой петушок», а эти — «Илья Муромец» и «генерал Топтыгин».
Посмотрите, какую хитрость придумали богородские мастера: их игрушки умеют двигаться: потянешь за две планочки — вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро клюют зерно. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудесные игрушки, правда? Много радости они приносят и людям, говорят большое «спасибо» богородским мастерам.
Создание Богородского музея деревянной игрушки имеет отношение к профессиональной деятельности коллектива артели «Свои кустари». Ведь он расположился в творческой мастерской резчиков по дереву. Именно там стала собираться коллекция богородской игрушки.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Вам понравились эти игрушки? Чем?
Как они называются и где их делают?
Из какого материала сделаны игрушки?
Какие основные инструменты для изготовления игрушек нужны мастерам?
Как называли богородских мастеров?
Что особенного в этой игрушке?
Основы богородской резьбы - урок 1
Практическое занятие по резьбе богородским ножом от Владимира Бамбурина.
Основные понятия о технике богородской резьбы: богородский нож, тренировочная палочка для богородской резьбы, виды реза в богородской резьбе, кусок брезента для защиты от порезов во время работы Богородским ножом, богородская резьба на коленях, без верстака.
Основы богородской резьбы - урок 2
Практическое занятие по резьбе богородским ножом от Владимира Бамбурина.
Первое упражнение в богородской резьбе. Треугольный рез богородским ножом на тренировочной палочке. Как правильно держать богородский нож во время резьбы. Техника безопасности во время резьбы богородским ножом.
Основы богородской резьбы - урок 3
Практическое занятие по резьбе богородским ножом от Владимира Бамбурина.
Фигурный рез, вогнутая линия. Особенности реза вогнутой линии. Работа кончиком богородского ножа.
Основы богородской резьбы - урок 4
Источники
Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Дополнительная литература
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.
Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга». —, М.: Просвещение, 1999.
Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.
Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образование, 1996.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Малыш, 1988.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Просвещение, 1998.
Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е . Г. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей кистокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобразительное искусство, 1997.
Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.
Майорова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. — М.: Русский язык, 1990.
Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.
Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.