Диагностика выразительности речи детей (по Лазаренко О.И.)
Учебно - методический комплект методик, направленных на диагностику выразительных средств речи у детей , создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
ДИАГНОСТИКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Лазаренко Ольга Ивановна)
Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо. Эмоционально окрашенное слово — важный инструмент общения.
О проблемах русской культуры и русской речи сказано и написано очень много. Они широко освещаются в прессе, обращая внимание педагогов на снижение таких аспектов культуры устной речи, как орфоэпические нормы, отсутствие «чувства» языка, невладение логикой языка и т.д.
Ребенок попадает в школу с 6—7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого явления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения да и желания заниматься развитием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выразительной речью нужно в детском саду и продолжать в школе.
Что же считать выразительной речью?
«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н.С. Рождественский*.
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
В пособии содержится практический материал по диагностике выразительной стороны речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо заданий, методических рекомендаций, упражнений, диагностических таблиц, предлагается текстовой материал, на базе которого отрабатываются интонационная выразительность и четкость произношения звуков.
- ТЕМП РЕЧИ
Темп речи — действенное средство ее художественной выразительности. Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного звучания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же равномерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ ТЕМП РЕЧИ
Задание 1: произнести автоматизированные ряды слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе (быстро). И наоборот.
Задание 2: прослушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель: определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе нужно их прочесть.
Ходит кот по лавке — Мягонькие лапки, Ушки пушисты, Глазки золотисты.
Очень медленны движенья,
И «походка» как скольженье,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, черепаха.,
В. Талызин
С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес.
С паровозом — три вагона:
Михаил и два Антона.
О. и К. Соловьевы
Задание 3 (для учеников начальной школы): прочитать стихотворение с разным темпом речи.
Цель: определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном, среднем, быстром темпе. Прочти стихотворение вслух.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Все быстрей, быстрей бегом,
Карусель, кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Речевой материал для диагностики умения изменять темп речи
Ходит важно, с гордым видом
И жену не даст в обиду,
Зашипит и — трусь, не трусь —
Ущипнуть вас может гусь.
Пузом по земле ползет,
За собою хвост везет.
В страхе вся моя семья —
Напугала нас змея.
Торопиться он не хочет,
Листья ест, деревья точит.
Слышен нам жужжащий звук –
То летит обедать жук.
В. Талызин
Во дворе он сельском ходит,
Все неладным там находит.
Не встречал я злее злюк!
Птица та — болтун индюк!
Все быстрее, все быстрее
Я слова читать умею.
Строчки весело мелькают.
Ах! Как быстро я читаю.
По дорожке полевой
От реки спешу домой,
А из тучки-невелички
Льется дождик проливной.
Г.Ладонщиков
Гуси к ручью умываться ходили,
Чинно животики с лапками мыли.
Красные лапки на солнце блестят,
Гуси идут величаво назад.
О. Александрова
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Идет бульдог, идет бульдог,
Звенит медалями бульдог.
Бульдог такой уродливый,
Такой неповоротливый.
Э. Мошковская
Щенок бежал, и уши у щенка
Так хлопали, мотались и взлетали,
Что сам щенок взлетел под облака!
С тех пор его мы больше не видали.
С. Махотин
Слон шагает по дороге:
Вот так хобот,
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост:
У слона огромный рост.
А. Шибаев
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит...
М. Лермонтов
Мчусь как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
С. Чёрный
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А.Пушкин.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А. Ахматова
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзшей воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде!
П. Некрасов
С горы бежит поток проворный
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум проворный
ee вторит весело громам,
Ф. Тютчев
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
А. Пушкин
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
А. Плещееву
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А. Ахматова
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзшей воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде!
П. Некрасов
С горы бежит поток проворный
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум проворный
Всё вторит весело громам,
Ф. Тютчев
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
А. Пушкин
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
А. Плещеев
- РИТМ РЕЧИ
Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, через соизмеримые промежутки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строением стиха.
Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а выразительного их разнообразия. Это также относится и к декламированию стихов. Стихи прозвучат лучше, если читать их, подчеркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф. Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать ритмом логически связанной мысли. Слушателю нужна не «красота» звучания, а ясность, доходчивость смысла. Ребенок, когда читает стихотворение или прозу, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ РИТМ РЕЧИ
Задание 1: узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенной педагогом фразы (без опоры на содержание).
Инструкция: послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.
Много снега — много хлеба.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 2: узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных педагогом текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та или простукивания. Узнай, какой это текст — первый или второй?
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится И гонит со двора.
Ф. Тютчев
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А между кочками жемчужины
На тонких ниточках висят.
С. Маршак
Задание 3 (для учащихся начальной школы): прочитать два стихотворных текста, определить, с каким ритмом нужно читать, затем прочесть эти стихи без слов или прохлопать.
Цель: выявить возможности детей самостоятельно подбирать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.
Инструкция: прочти стихотворение про себя, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти его вслух, затем прохлопай.
Нивы сжаты, рощи голы.От воды туман и сырост
Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
С. Есенин
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет, То заплачет как дитя.
А. Пушкин
Задание 4: закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.
Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное — то, которое подходит по ритму и смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше
Гнезда вьет он, где повыше,
Ест лягушек, что попались,
С клювом длинным белый ...
(попугай, аист, лебедь).
В. Талызин
В самых разных морях они водятся
И опасны, коль рядом находятся.
Может съесть даже ножку от стула,
Если пахнет съедобным, — ...
(рыба, кит, акула).
В. Талызин
Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина ...
(птичка, бабочка, стрекоза).
В. Талызин
Трудности, встречающиеся у детей:
- не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм;
- затрудняются самостоятельно прохлопать ритм стихотворения;
- затрудняются в определении ритмического рисунка стихотворения и не могут вставить слово.
Речевой материал для диагностики умения изменять ритм речи
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
М. Лермонтов
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
М. Лермонтов
И стоит береза
В сонной тишине.
И горят снежинки
В золотом огне.
С. Есенин
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
И. Никитин
Я земной шар
Чуть не весь обошел, —
И жизнь хороша,
И жить хорошо.
В. Маяковский
В каждом городском дворе
Есть на радость детворе
Птичка. Ты ее не бей!
Эта птичка — ... (воробей).
В. Талызин
Кто на дереве торчит,
Носом в дерево стучит?
Очень много сил затратил
Для такого стука ... (дятел).
В. Талызин
Молоко ее полезно,
В огород она полезла,
И глядит во все глаза —
Длиннорогая ... (коза).
В. Талызин
Кто с хвостом своим играет,
Остры когти убирает,
Отдыхает у окошка
И мурлычет нежно ... (кошка).
В. Талызин
Наш Полкан попал в капкан.
На осинке росинки,
Засверкали утром перламутром.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
- ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА
Голос — важная речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.
Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
Особенности психологического, технического, коммуникативного восприятия голоса зависят от таких его качеств, как чистота дикции, звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.
Звучность голоса создает так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикцией. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недостаточно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образующая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая преград, это делает голос ясным и чистым.
Широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах повышая или понижая его.
Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, ее смысл воспринимается с трудом и напряжением, он превращается как бы в единый, нечленимый поток мыслей, растворяется в нечленимом потоке звуков.
Широкий диапазон голоса предполагает владение как самыми тихими тонами, так и самыми громкими. Однако постоянно слишком тихий голос создает неудобства в восприятии речи, может выражать неуверенность, слишком форсированный, громкий утомляет и тоже неудобен для восприятия. Часто старшие дошкольники и младшие школьники читают тихо, ниже средней силы своего голоса. Следует добиваться нормального звучания голоса ученика при чтении и высказываниях. Оптимален голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.
Обычно дети плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Это можно сделать так: ученика просят тихо прочесть четверостишье или прозаический отрывок, затем предлагают прочесть еще тише, потом шепотом, но так, чтобы было слышно всему классу. Потом педагог просит почитать то же самое громко, еще громче, и только в завершение предлагает читать так, как «хочется голосу» ребенка. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, ребенок находит среднее звучание своего голоса.
В голосе различают высоту (звуковысотность). Если прислушаться к речи окружающих и своей- собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От основного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливается на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ ВЫСОТУ ГОЛОСА
Задание 1: произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.
Инструкция: назови дни недели (посчитать от 1 до 5—10) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.
Задание 2: прочесть сказку, используя разную высоту голоса.
Цель: установить возможности ребенка использовать раз- ную высоту голоса при чтении стихов, сказок «Теремок»,
«Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» и др.
Инструкция: прочти отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой.
Речевой материал для диагностики умения изменять высоту голоса
Сказка «Теремок» (фрагмент)
Педагог. Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка и говорит...
Ребенок (высоким голосом) Что за терем-теремок? Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Педагог. Бежит мимо лисичка-сестричка и спрашивает...
Ребенок (средним голосом) Что за терем-теремок?Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Педагог. Идет мимо медведь и говорит...
Ребенок (низким голосом) Что за теремок-теремок? Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Русская народная сказка «Три медведя» (отрывок)
Большой медведь взял свою чашку и заревел страшным голосом:
— Кто хлебал из моей чашки?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— Кто хлебал из моей чашки?
А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?
Михаил Иванович посмотрел на свой стул и зарычал страшным голосом:
— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?
А Мишутка увидел свой сломанный стульчик и пропищал:
— Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую комнату.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? — заревел Михаил Иванович страшным голосом.
- Кто ложился на мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— Кто ложился на мою постель?
И вдруг он увидел девочку и завизжал:
— Вот она! Держи, держи! Ай-яй-яй!
Девочка открыла глаза, увидела медведей, выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (отрывок)
Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнешенько зовет:
— Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные, ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати. А из реки ему отвечают:
— Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желты пески на грудь легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок.
А Машенька из короба:
— Вижу, вижу!
Не садись на пенек!
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
— Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — все видит. Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба опять:
Вижу, вижу!
Не садись на пенек!
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (отрывок)
Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
— Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы.
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
— Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла — молока принесла; Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю.
- ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ СИЛУ ГОЛОСА
Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса — его звучность, полноценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.
Задание 1: произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).
Цель: определить возможности детей самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.
Инструкция: назови дни недели (посчитать от 1 до 5—10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
Задание 2: прочитать стихотворение или прозаический текст, изменяя голос по контексту.
Цель: определить возможности детей изменять силу голоса, исходя из текста.
Инструкция: прочти про себя текст, подумать, где нужно
изменить силу голоса, прочитать вслух.
~,
Трудности, встречающиеся у детей:
- говорить шепотом;
- переключаться на ту или иную силу и высоту голоса (выше, ниже, громче, тише).
Речевой материал для диагностики умения изменять силу голоса
Ударяй тихонечко:
Стук-стук-стук.
И тогда услышишь нежный звук.
Ударяй сильнее:
Стук-стук-стук.
И тогда услышишь громкий звук.
Шепчет солнышко листочку:
— Не робей, голубчик! —
И берет его из почки За зеленый чубчик.
В. Орлов
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих
И ежиха тоже,
И ребенок был у них —
Очень тихий ежик.
С. Маршак
Потихоньку ветер
За калитку вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
Тихо входит синий вечер
В комнату мою.
Спите, куклы-человечки,
Баюшки-баю.
Г. Ладонщиков
В камышах шуршат.
Тени серые, как мышь,
Все уснули, всюду тишь...
Но кому-то снится сон,
И совсем не серый он.
И.Михайлова
Тихо, тихо, тихо, тихо — Не шумите:
Спит ежиха.
Как колючие комочки,
Рядом спят ее сыночки.
Гром грохочет — бух, трах!
Словно горы рушит.
Тишина в испуге — Ах! —
Затыкает уши.
А. Чилыгин
Скажите погромче слово «гром» —
Грохочет слово словно гром.
Скажите потише — «шесть мышат» —
И сразу мыши зашуршат...
А. Барто
Я в лесу закричал: «Эге-гей!
Кто тут есть, — отвечай скорей!»
И ответил мне лес: «Эге-гееей,
Ктооо тууут ееесть, — от-вее-чай ско-рееей!»
Ж. Дашдондог
Заводь спит, молчит вода зеркальная.
Только там, где дремлют камыши,
Чья-то песня слышится, печальная,
Как последний вздох души.
К. Бальмонт
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
А. Пушкин
Над рекою наклонясь,
Что-то шепчет камыш.
А кругом, на полях,
Непробудная тишь.
И. Суриков
- УДАРЕНИЕ В РЕЧИ
Ударение — один из важнейших признаков слова как звукового явления. Чувствительность к ударению, ударному слогу в слове — очень важный раздел в обучении детей.
В русском языке ударение является разно местным, т.е. оно может падать на любой слог, например: книга, Василий, земля и т.д.
Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец).
Русское ударение подвижно. Это важно знать при различении грамматических форм, например: нет стены, и высокие стены.
Силовой характер ударещия в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания ударных слогов по сравнению с безударными.
Определение ударного слога вызывает трудности как у старших дошкольников, так и у младших школьников.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ
Задание 1: отхлопать слова, ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий.
Цель: выявить умение детей выделять хлопком ударный слог в слове.
Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.).
Задание 2: подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.
Цель: выявить умение детей подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.
Задание 3: графически зарисовать диктуемые педагогом слова.
Цель: выявить умение детей со слуха выделять ударный слог в слове.
Инструкция: прослушай слова-омонимы и графически зарисуй ударения.
Замок — замок. Полки — полки.
Атлас — атлас. Мою — мою.
Село — село. Уже — уже.
Пары — пары. Хлопок — хлопок
.
Задание 4: графически записать предложение.
Дорога домой. Дорога каждая минута.
х-Х-х х-Х х-х-Х Х-х-х х-Х-х
Времени было мало. Дитя еще мало.
Х-х-х Х-х Х-х х-Х х-Х х-Х
Цель: выявить умение детей со слуха выделять ударные слоги в предложении.
Задание 5: выписать парами слова, которые отличаются местом ударения, поставить ударение.
Цель: тренировать способность детей выделять ударный слог в омонимах.
1. Вот старинный красивый замок.
Надо заменить старый замок.
2. Язык — орган речи.
Орган — музыкальный инструмент.
3. Для костюма был куплен белый атлас.
В кабинете отца лежал атлас.
4. Полки ряды свои сомкнули, в кустах рассыпались стрелки. (А. Пушкин)
Это новые полки для книг.
«Стрелки часов подходят к семи.
Спорить с ней была мука.
Мука белая
- Ваза стоит на столе.
Сколько стоит эта ваза?
Задание 6: прочитать текст, следить за изменением места ударения в выделенных словах.
Цель: тренировать способность детей выделять ударный слог в словоформах.
Дом учителя. — Учителя приехали.
Нет твоего адреса. — Это их адреса.
Право голоса. — Голоса птиц.
Далеко от берега. — Берега красивы.
Он не подал руки. — Помой руки.
Часть стены закрыта. — Стены белые.
Три скалы. — Это скалы.
Задание 7: прочитать стихотворение Я. Козловского «Ударение» и объяснить, как изменяется смысл от постановки ударения.
Цель: формировать понятия в вариантах ударения.
Мне слово «чудно»
Изменить не трудно:
Поставил ударение на «о» — Исчезло «чудно», Родилось «чудно»...
Трудности, встречающиеся у детей:
постановка ударения в некоторых существительных в именительном падеже (ошибки: «арбуз», «простыня», «свекла» и др.);
в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа (ошибки: «отдал», «отнял», «положил»).
- ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
Логическое ударение — наиболее существенное выделение слова, с точки зрения ситуации речи, средство передачи смысловых отношений между словами. К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.
Есть четыре способа выделить слово.
- Более замедленным произношением.
- Усилением голоса.
- Изменением высоты голоса.
4.Паузой перед словом (а иногда и после него).
Часто в речи используется не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.
В большинстве случаев слово во фразе не столько ударяется, сколько именно выделяется.
Основной способ определения логического ударения заключается в осмыслении контекста, являющемся общепризнанным толкователем значений.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛОГИЧЕСКИМ УДАРЕНИЕМ
Задание 1: прослушать предложение и выделить голосом главное слово.
Цель: научить детей делать логическое ударение во фразе.
Инструкция: прослушай предложение, прочитанное педагогом ровным голосом, без выделения слова, самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужное по смыслу, и объясни этот выбор.
Мы с мамой пойдем в лес.
Задание 2: выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.
Цель: учить детей делать ударение на заданном слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль. .. Девочка играет в саду с куклой.
(Играет девочка, а не мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
(Не просто унесла ее туда.)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не в лесу.)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой.)
Задание 3: прочитать фразы, поочередно выделяя в каждой отдельные слова голосом. Проследить и объяснить изменение смысла фразы.
Шуба висела на вешалке.
Дети поехали на экскурсию.
Мальчик прочитал интересного книгу.
Старик посадил яблоню.
Задание 4: прочитать стихотворение, делая логические ударения.
Цель: учить детей определять главное слово во фразе, исходя из текста.
Инструкция: прочти про себя текст, определи, какие слова главные по смыслу, как лучше выделить слово:
- замедлить;
- прочесть громче;
- изменить высоту голоса;
- сделать паузу перед словом или после него.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
А. Плещеев
Трудности, встречающиеся у детей:
- недопонимание смысла читаемого текста, непонимание того, о чем идет речь;
- неумение выделить голосом нужное слово.
Речевой материал для диагностики сформированности умения пользоваться логическим ударением
Был бы друг,
Будет и ... (досуг).
Сладок он, друзья, на вкус,
А зовут его ... (арбуз).
В. Нестеренко
Кран открой — пойдет вода.
Как она принхаа сюда?
В дом, сад, огород
Провели ... (водопровод).
М. Лапыгин
Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я ... (свекла).
Н. Френкель
Цапля важная, носатая,
Целый день стоит как ... (статуя).
С. Маршак
Плачет кукла Аленка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Стоит она в тесном ... (портфеле).
В России красивые города.
База туристов недалеко от города.
Мы увидели каменистые острова.
Часть острова покрыта лесом.
Поезда прибывали рано.
Твоего поезда пока нет.
У Волги крутые берега.
Около берега лодка.
Не забудь взять адреса.
У меня нет ее адреса.
Наступили холода.
Лицо горит от холода.
Нина дома.
Вот новые дома.
Позови доктора.
Все доктора на обходе.
Бурные воды.
Налей воды.
Первые главы книги.
Часть главы.
Весенние грозы.
Не боюсь грозы
Азартные игры.
Начало игры.
Деревянные избы.
Нет избы.
Трудовые руки.
Не подал руки.
Все семьи.
Часть семьи.
Стройные сосны.
Стол из сосны.
- ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Интонация — совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания.
Интонация — явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логическое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость...).
В трудах Н.И. Жинкин| утверждается, что интонация присуща также письменной речи, т.е. читающий должен определить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.
Конечно, не все учащиеся начальной и даже средней школы справляются с этой работой, чаще они не умеют выразительно «читать» знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями предложения и текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого.
Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.
Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их возникновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начинается с эмоциональной интонации.
Диагностика сформированное интонационной выразительности речи
Задание 1:
а) произнести предложение с повествовательной интонацией.
Мы любим школу.
Определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то...). (Напомнить детям, что когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса.) Изобразить повествовательную интонацию графически —>;
б) произнести предложение с радостью, восторгом.
Мы любим школу! /
Изобразить восклицательную интонацию графически;
в) произнести предложение с удивлением, сомнением.
Мы любим школу? \
Изобразить вопросительную интонацию графически.
Цель: выявить умение детей голосом и графически воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопроси: тельную интонации.
Инструкция: в заданиях.
Задание 2: изобразить графически воспринимаемое на слух предложение.
Цель: выявить умение детей графически изображать предложение.
Инструкция: графически отобрази восклицательное, повествовательное, вопросительное предложения, прочитанные педагогом. Тексты приведены в приложении.
Задание 3: прочесть текст с восклицательной, повествовательной, вопросительной интонацией.
Цель: выявить умение детей использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию.
Инструкция: прочти про себя текст, обрати внимание на знаки препинания, подумай, с какой интонацией нужно читать.
Задание 4: произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердечно, ласково).
Мы поедем на экскурсию.
Цель: выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.
Инструкция: произнеси фразу так, чтобы все поняли, как ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчен, что приходится ехать на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии.
Задание 5: прочесть отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста.
Цель: выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.
Инструкция: прочти про себя текст, подумай, что автор хотел сказать этими строчками. Прочитай вслух и объясни, почему так прочитал.
Трудности, встречающиеся у детей:
- повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении (во фразе);
- передать голосом, эмоционально окрасить текст, исходя из содержания.
Речевой материал для диагностики сформированноеинтонационной выразительности речи
Мне грустно —
Папе на меня
Нажаловалась мама.
Конечно, я не слушался,
Я вел себя упрямо,
Но можно было шлепнуть
И даже накричать,
Сама ж меня учила:
Не ябедничать.
С. Махотин
Приехали! Приехали!
Родители приехали!
С конфетами, с орехами
Родители приехали!
А. Б ар то
Плачет киска в коридоре —
У нее большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
B. Заходер
Возле речки, у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
И. Токмакова
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо плачет темный лес.
Н. Некрасов
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Г. Ладонщиков
Тронь ее нечаянно — Сразу — караул!
«Ольга Николаевна, Он меня толкнул!»
А. Барто
Звенит звонок,
Рассыпав смех веселый.
Он стосковался
В летний час по нас.
День добрый, школа,
Дорогая школа!
День добрый,
Наш уютный,
светлый класс!
М. Чернявский
Весна, весна!
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он...
Е. Баратынский
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои.
С. Погореловский
Винни-Пух и все-все-все
А. Милн
Глава четвертая, в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит
Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинешенек в заросшем чертополохом уголке Леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?» И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он, собственно, думает.
Поэтому, сказать вам по правде, услышав тяжелые шаги Винни-Пуха, Иа очень обрадовался, что может на минутку перестать думать и просто поздороваться.
— Как самочувствие? — по обыкновению уныло спросил он.
— А как твое? — спросил Винни-Пух.
Иа покачал головой:
— Не очень как! — сказал он. — Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.
— Ай-ай-ай, — сказал Пух, — очень грустно! Дай-ка я на тебя посмотрю.
Иа-Иа продолжал стоять, понуро глядя в землю, и Винни-Пух обошел вокруг него.
- Ой, что это случилось с твоим хвостом? — спросил он удивленно.
- А что с ним случилось? — сказал Иа-Иа.
- Его нет!
- Ты не ошибся?
- Хвост или есть, или его нет. По-моему, тут нельзя ошибиться. А твоего хвоста нет.
- А что же тогда там есть?
- Ничего.
- Ну-ка, посмотрим, — сказал Иа-Иа.
И он медленно повернулся к тому месту, где недавно был его хвост; затем, заметив, что ему никак не удается его догнать, он стал поворачиваться в обратную сторону, пока не вернулся туда, откуда начал, а тогда он опустил голову и посмотрел снизу и наконец сказал, глубоко и печально вздыхая:
- Кажется, ты прав.
- Конечно, я прав, — сказал Пух.
- Это вполне естественно, — грустно сказал Иа-Иа. — Теперь все понятно. Удивляться не приходится.
- Ты, наверное, его где-нибудь позабыл, — сказал Винни-Пух.
- Наверно, его кто-нибудь утащил... — сказал Иа-Иа. — Чего от них ждать! — добавил он после большой паузы.
Пух чувствовал, что он должен сказать что-нибудь полезное, но не мог придумать, что именно. И он решил вместо этого сделать что-нибудь полезное.
- Иа-Иа, — торжественно произнес он, — я, Винни-Пух, обещаю тебе найти твой хвост.
- Спасибо, Пух, — сказал Иа. — Ты настоящий друг. Не то что некоторые.
И Винни-Пух отправился на поиски хвоста.
Он вышел в путь чудесным весенним утром. Маленькие прозрачные облачка весело играли на синем небе. Они то набегали на солнышко, словно хотели его закрыть, то поскорее убегали, чтобы дать и другим побаловаться.
А солнце весело светило, не обращая на них никакого внимания, и сосна, которая носила свои иголки круглый год не снимая, казалась старой и обтрепанной рядом с березками, надевшими новые зеленые кружева. Винни шагал мимо сосен и елок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьев и речек, шагал среди груды камней и снова среди зарослей, и вот наконец, усталый и голодный, он вошел в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.
«А если кто-нибудь что-нибудь о чем-нибудь знает, — сказал медвежонок про себя, — то это, конечно, Сова. Или я не Винни-Пух, — сказал он. — А я — он,— добавил Винни-Пух. — Значит, все в порядке!»
Литература. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед».)
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».