Диагностика выразительности речи детей (по Лазаренко О.И.)

Гольская Оксана Геннадьевна

      Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       Учебно - методический комплект  методик, направленных на диагностику выразительных средств речи у детей , создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

 

ДИАГНОСТИКА   ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  РЕЧИ   ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Лазаренко Ольга Ивановна)

       Значение выразительной речи в жизни человека неоспо­римо. Эмоционально окрашенное слово — важный инстру­мент общения.

       О проблемах русской культуры и русской речи сказано и написано очень много. Они широко освещаются в прессе, об­ращая внимание педагогов на снижение таких аспектов куль­туры устной речи, как орфоэпические нормы, отсутствие «чув­ства» языка, невладение логикой языка и т.д.

       Ребенок попадает в школу с 6—7 лет. С первых же занятий становятся слышны примитивные речевые конструкции одних детей и образная эмоциональная речь других. Корни этого яв­ления, конечно, в семье. К сожалению, большинство родителей не имеют возможности, умения да и желания заниматься раз­витием речи своих детей. Поэтому начинать работать над выра­зительной речью нужно в детском саду и продолжать в школе.

       Что же считать выразительной речью?

«Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построе­нием предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», — писал Н.С. Рождественский*.

        Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значе­ние слова. Иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выра­зительность речи зависит также от правильного дыхания, звуч­ного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствую­щего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. По­степенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

В пособии содержится практический материал по диагностике выразительной стороны речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо заданий, ме­тодических рекомендаций, упражнений, диагностических таблиц, предлагается текстовой материал, на базе которого отрабатываются интонационная выразительность и четкость произношения звуков.

 

  • ТЕМП РЕЧИ

       Темп речи — действенное средство ее художественной выра­зительности. Использование разнообразных оттенков придает речи особую динамику, живость, богатство выразительного зву­чания. Если произносимая речь будет иметь один и тот же рав­номерно звучащий темп, она поблекнет, станет безжизненной.

 

       ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ ТЕМП РЕЧИ

       Задание 1: произнести автоматизированные ряды слов с изменением речи по инструкции.

       Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

       Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе (быстро). И наоборот.

 

       Задание 2: прослушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.

       Цель: определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

       Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихо­творения, а ребенок должен определить, в каком темпе нуж­но их прочесть.

Ходит кот по лавке — Мягонькие лапки, Ушки пушисты, Глазки золотисты.

Очень медленны движенья,

И «походка» как скольженье,                     

В дом свой прячется от страха,

Хвост поджавши, черепаха.,

                                       В. Талызин     
                                                                                 

С горки мчится паровоз                               

Без трубы и без колес.                             

С паровозом — три вагона:    

Михаил и два Антона.

                                                      О. и К. Соловьевы

 

       Задание 3 (для учеников начальной школы): прочитать стихотворение с разным темпом речи.

       Цель: определить умение ребенка использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

       Инструкция: прочти стихотворение про себя, подумай, в каком месте нужно прочесть в медленном, среднем, быстром темпе. Прочти стихотворение вслух.

Еле-еле, еле-еле                

Завертелись карусели,           

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Все быстрей, быстрей бегом,

Карусель, кругом, кругом!

Тише, тише, не спешите!  

Карусель остановите.

 

       Речевой материал для диагностики умения изменять темп речи

Ходит важно, с гордым видом

И жену не даст в обиду,

Зашипит и — трусь, не трусь —

Ущипнуть вас может гусь.

  

Пузом по земле ползет,

За собою хвост везет.

В страхе вся моя семья —

Напугала нас змея.

 

Торопиться он не хочет,

Листья ест, деревья точит.       

Слышен нам жужжащий звук –

То летит обедать жук.

                              В. Талызин

            Во дворе он сельском ходит,

            Все неладным там находит.

            Не встречал я злее злюк!    

            Птица та — болтун индюк!

      

            Все быстрее, все быстрее

            Я слова читать умею.

Строчки весело мелькают.

Ах! Как быстро я читаю.

 

По дорожке полевой

От реки спешу домой,

А из тучки-невелички

Льется дождик проливной.

                                       Г.Ладонщиков

 

Гуси к ручью умываться ходили,

Чинно животики с лапками мыли.

Красные лапки на солнце блестят,

Гуси идут величаво назад.

         О. Александрова

       А заря, лениво
       Обходя кругом,
       Обсыпает ветки                                      

        Новым серебром. 

                            С. Есенин                                 

                   Идет бульдог, идет бульдог,           

                   Звенит медалями бульдог.

                      Бульдог такой уродливый,

                 Такой неповоротливый.

                      Э. Мошковская

                Щенок бежал, и уши у щенка

Так хлопали, мотались и взлетали,

Что сам щенок взлетел под облака!

С тех пор его мы больше не видали.

  С. Махотин

Слон шагает по дороге:

Вот так хобот,

Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост:

У слона огромный рост.

               А. Шибаев

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит...

                                                                    М. Лермонтов

Мчусь как ветер на коньках                                      

Вдоль лесной опушки.                                              

Рукавицы на руках,

                       Шапка на макушке. 

                                                                    С. Чёрный                                                         

         Мчатся тучи, вьются тучи;                                      

        Невидимкою луна                                                

         Освещает снег летучий; 

          Мутно небо, ночь мутна.

                                                        А.Пушкин.

Смуглый отрок бродил по аллеям,                          

У озерных грустил берегов,                                     

И столетия мы лелеем                                              

Еле слышный шелест шагов.

               А. Ахматова                             

                       Идет — по деревьям шагает,                                

                        Трещит по замерзшей воде,                                   

                     И яркое солнце играет                         

В косматой его бороде!

                     П. Некрасов

                      С горы бежит поток проворный

                       В лесу не молкнет птичий гам,

                        И гам лесной, и шум проворный
                        ee вторит весело громам,

                                                                       Ф. Тютчев

                       Бразды пушистые взрывая,

                       Летит кибитка удалая.

                         Ямщик сидит на облучке        

                         В тулупе, в красном кушаке.

                   А. Пушкин

                 Бродит в роще листопад
                 По кустам и кленам,
                 Скоро он заглянет в сад
                 Золотистым звоном.

                        А. Плещееву                                                       

Смуглый отрок бродил по аллеям,                          

У озерных грустил берегов,                                     

И столетия мы лелеем                                              

Еле слышный шелест шагов.

                    А. Ахматова                             

                       Идет — по деревьям шагает,                                

                        Трещит по замерзшей воде,                                   

                     И яркое солнце играет                         

В косматой его бороде!

                         П. Некрасов

                      С горы бежит поток проворный

                      В лесу не молкнет птичий гам,

                        И гам лесной, и шум проворный
                        Всё  вторит весело громам,

                                                                          Ф. Тютчев

                       Бразды пушистые взрывая,

                       Летит кибитка удалая.

                         Ямщик сидит на облучке        

                          В тулупе, в красном кушаке.

                   А. Пушкин

                Бродит в роще листопад
                По кустам и кленам,
                Скоро он заглянет в сад
                 Золотистым звоном.

                                                                        А. Плещеев

 

 

  • РИТМ РЕЧИ

       Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости речи. Наиболее ощутимо выражение ритма в стихотворной речи, особенно при чередовании ударных и безударных сло­гов в определенном порядке, через соизмеримые промежут­ки времени. Ритм ощущается только в единстве с содержа­нием. Он переплетается с интонационным строением стиха.

        Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а выразительного их разнообразия. Это также относится и к дек­ламированию стихов. Стихи прозвучат лучше, если читать их, подчеркивая размер и делая регулярные паузы в конце строф. Проза в большей степени, чем стихи, должна обладать рит­мом логически связанной мысли. Слушателю нужна не «кра­сота» звучания, а ясность, доходчивость смысла. Ребенок, когда читает стихотворение или прозу, должен чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

 

       ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ РИТМ РЕЧИ

       Задание 1: узнать ритмический рисунок фразы при про­стукивании.

       Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенной педагогом фразы (без опо­ры на содержание).

       Инструкция: послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фра­за произнесена первой, какая второй.

Много снега — много хлеба.

От топота копыт пыль по полю летит.

 

        Задание 2: узнать ритмический рисунок двух стихотвор­ных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

       Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных педагогом текстов.

       Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я про­изнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та или простукивания. Узнай, какой это текст — первый или второй?

Зима недаром злится,           

Прошла ее пора —              

Весна в окно стучится И гонит со двора.

                                                                     Ф. Тютчев

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А между кочками жемчужины

      На тонких ниточках висят.

С. Маршак

 

       Задание 3 (для учащихся начальной школы): прочитать два стихотворных текста, определить, с каким ритмом нуж­но читать, затем прочесть эти стихи без слов или прохло­пать.

       Цель: выявить возможности детей самостоятельно подби­рать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм сти­хотворения.

Инструкция: прочти стихотворение про себя, постарайся почувствовать ритм стихотворения, прочти его вслух, затем прохлопай.             

Нивы сжаты, рощи голы.От воды туман и сырост

Колесом за сини горы   Солнце тихое скатилось.   

                                                                         С. Есенин

                                                 Буря мглою небо кроет,     Вихри снежные крутя;           

                           То как зверь она завоет, То заплачет как дитя.

                                                                                                                            А. Пушкин

 

         Задание 4: закончить стихотворение, вставить пропущен­ные слова.

       Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмичес­кий рисунок стихотворения и вставлять слова, которые под­ходят по ритму и смыслу.

       Инструкция: послушай стихотворение, подбери из несколь­ких слов нужное — то, которое подходит по ритму и смыслу.

 На шесте, ветвях, на крыше   

 Гнезда вьет он, где повыше,

Ест лягушек, что попались,

С клювом длинным белый ...

(попугай, аист, лебедь).

        В. Талызин            

В самых разных морях они водятся

И опасны, коль рядом находятся.

Может съесть даже ножку от стула,

Если пахнет съедобным, — ...

(рыба, кит, акула).

В. Талызин

Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?                       

И похожа на жучка
Балерина ...                                         

(птичка, бабочка, стрекоза).

           В. Талызин

Трудности, встречающиеся у детей:

- не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм;

- затрудняются самостоятельно прохлопать ритм стихо­творения;

- затрудняются в определении ритмического рисунка сти­хотворения и не могут вставить слово. 

   

       Речевой материал для диагностики умения изменять ритм речи

             Терек воет, дик и злобен,

             Меж утесистых громад,

             Буре плач его подобен,

             Слезы брызгами летят.

                                             М. Лермонтов

        Горные вершины

       Спят во тьме ночной;

       Тихие долины

               Полны свежей мглой;

               Не пылит дорога,

               Не дрожат листы...

               Подожди немного,

                Отдохнешь и ты.

                                     М. Лермонтов

                И стоит береза

                В сонной тишине.

                И горят снежинки

                В золотом огне.

                                 С. Есенин

                Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

                Белый пар по лугам расстилается.

                По зеркальной воде, по кудрям лозняка

                От зари алый свет разливается.

И. Никитин

                 Я земной шар
                 Чуть не весь обошел, —
                 И жизнь хороша,
                 И жить хорошо.                 

                                   В. Маяковский

                  В каждом городском дворе

                  Есть на радость детворе

                  Птичка. Ты ее не бей!

                  Эта птичка — ... (воробей).

                                                 В. Талызин

                   Кто на дереве торчит,

                   Носом в дерево стучит?

                   Очень много сил затратил

                   Для такого стука ... (дятел).

                                                 В. Талызин

                    Молоко ее полезно,

                    В огород она полезла,

                    И глядит во все глаза —

                    Длиннорогая ... (коза).

                                               В. Талызин

                     Кто с хвостом своим играет,

                     Остры когти убирает,

         Отдыхает у окошка

         И мурлычет нежно ... (кошка).                        

   В. Талызин

          Наш Полкан попал в капкан.  

          На осинке росинки,

          Засверкали утром перламутром.

                      Шесть  мышат в шалаше шуршат.

 

  • ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА

       Голос — важная речевая характеристика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его.

        Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передает эмоциональное состояние чело­века, его отношение к окружающим.

     Особенности психологического, технического, коммуника­тивного восприятия голоса зависят от таких его качеств, как чистота дикции, звучность, диапазон, гибкость, адаптивность, помехоустойчивость, суггестивность.

       Звучность голоса создает так называемую благозвучность речи, т.е. чистый, ясный по тембру голос (не хриплый, не гнусавый, не пришепетывающий), что тесно связано с дикци­ей. Хрипы, различные шумы появляются в голосе от недо­статочно правильного владения речевым аппаратом, плохой постановки речевого дыхания. Воздушная струя, образую­щая звук, должна проходить через органы речи свободно, не встречая преград, это делает голос ясным и чистым.

       Широта диапазона должна проявляться на фоне среднего, нейтрального уровня всех голосовых характеристик. Именно на среднем уровне надо постоянно удерживать и высоту, и громкость, и тембр голоса, лишь в нужных местах повышая или понижая его.

       Человек с узким диапазоном голоса говорит монотонно, его речь усыпляет, ее смысл воспринимается с трудом и на­пряжением, он превращается как бы в единый, нечленимый поток мыслей, растворяется в нечленимом потоке звуков.

        Широкий диапазон голоса предполагает владение как са­мыми тихими тонами, так и самыми громкими. Однако по­стоянно слишком тихий голос создает неудобства в восприя­тии речи, может выражать неуверенность, слишком форсиро­ванный, громкий утомляет и тоже неудобен для восприятия. Часто старшие дошкольники и младшие школьники читают тихо, ниже средней силы своего голоса. Следует добиваться нормального звучания голоса ученика при чтении и высказы­ваниях. Оптимален голос средней силы и высоты, так как его легко можно понизить и повысить, сделать тихим и громким.

      Обычно дети плохо знают среднее звучание своего голоса. Им нужно помочь осознать его. Это можно сделать так: уче­ника просят тихо прочесть четверостишье или прозаический  отрывок, затем предлагают прочесть еще тише, потом шепо­том, но так, чтобы было слышно всему классу. Потом педа­гог просит почитать то же самое громко, еще громче, и толь­ко в завершение предлагает читать так, как «хочется голо­су» ребенка. Пробуя и сравнивая речь разной громкости, ребенок находит среднее звучание своего голоса.

       В голосе различают высоту (звуковысотность). Если при­слушаться к речи окружающих и своей- собственной, можно заметить движение голоса по звукам разной высоты. От ос­новного тона голос отклоняется вверх, вниз, устанавливает­ся на среднем уровне (регистр), снова повышается, падает, но не в беспорядке, а по определенным законам, образуя мелодику речи. Способность голоса переходить от высоких звуков к средним называется гибкостью голоса.

 

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ ВЫСОТУ ГОЛОСА          

       Задание 1: произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция: назови дни недели (посчитать от 1 до 5—10) разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было про­изнесено высоко, второе ниже и наоборот.

 

Задание 2: прочесть сказку, используя разную высоту голоса.

               Цель: установить возможности ребенка использовать раз-  ную высоту голоса при чтении стихов, сказок  «Теремок»,

«Рукавичка», «Колобок», «Три медведя» и др.

   Инструкция: прочти отрывок из сказки от лица каждого героя, изобразив голосом, как говорит каждый герой.    

 

Речевой материал для диагностики умения изменять высоту голоса

Сказка «Теремок» (фрагмент)

Педагог. Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка и говорит...

                        Ребенок (высоким голосом) Что за терем-теремок?  Кто-кто в теремочке живет?  Кто-кто в невысоком живет?

          Педагог. Бежит мимо лисичка-сестричка и спрашивает...

Ребенок (средним голосом)  Что за терем-теремок?Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

          Педагог. Идет мимо медведь и говорит...

Ребенок (низким голосом) Что за теремок-теремок? Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?   

                          

          Русская народная сказка «Три медведя» (отрывок)

       Большой медведь взял свою чашку и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал из моей чашки?

       Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал из моей чашки?

       А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тон­ким голосом:

—      Кто хлебал из моей чашки и все выхлебал?
       Михаил Иванович посмотрел на свой стул и зарычал страш­ным голосом:

 — Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

       Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

А Мишутка увидел свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моем стуле и сломал его?
Медведи пришли в другую комнату.

- Кто ложился на мою постель и смял ее? — заревел Михаил Иванович страшным голосом.

- Кто ложился на мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился на мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал:

— Вот она! Держи, держи! Ай-яй-яй!

Девочка открыла глаза, увидела медведей, выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

 

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (отрывок)

       Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнешенько зовет:

— Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные, ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати. А из реки ему отвечают:                                                                                     

— Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шелкова трава ноги спутала, желты пески на грудь легли.

       Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слы­шал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное пла­тье. Аленушка ожила и стала краше, чем была. 

      

Русская народная сказка «Маша и медведь»

       Идет медведь между елками, бредет медведь между берез­ками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

— Сяду на пенек, 
Съем пирожок.

                 А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!                                                   
Не садись на пенек!

Не ешь пирожок!                                                   

Неси бабушке,

                        Неси дедушке!                                                   
— Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — все видит. Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:     

— Сяду на пенек,                                              
Съем пирожок!

                    А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу!   
Не садись на пенек!                                    
Не ешь пирожок!                                        
Неси бабушке,          
Неси дедушке!    

                                        

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (отрывок)

       Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

—  Вы, детушки!                                               
Вы, козлятушки!

Отопритеся,          

Отворитеся,

Ваша мать пришла,             

                      Молока принесла.                     

Полны копытцы водицы.

       Козлята ему отвечают:

— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.

       Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.

 Вот приходит коза и стучится:

—  Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла — молока принесла; Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю.

 

  •        ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ СИЛУ ГОЛОСА

       Часто под силой голоса понимают его исключительную громкость. Это неверно. Сила голоса — его звучность, полно­ценность, умение им управлять, давать его тихо, средне, гром­ко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, от тихого к громкому.

 

       Задание 1: произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

       Цель: определить возможности детей самостоятельно из­менять силу голоса и произвольно переключать его.

       Инструкция: назови дни недели (посчитать от 1 до 5—10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произ­несено тихо, второе громче и наоборот.

 

       Задание 2: прочитать стихотворение или прозаический текст, изменяя голос по контексту.

       Цель: определить возможности детей изменять силу голо­са, исходя из текста.

       Инструкция: прочти про себя текст, подумать, где нужно
изменить силу голоса, прочитать вслух.   

             ~,

Трудности, встречающиеся у детей:

- говорить шепотом;

- переключаться на ту или иную силу и высоту голоса (выше, ниже, громче, тише).

 

       Речевой материал для диагностики умения изменять силу голоса

Ударяй тихонечко:

                     Стук-стук-стук.        

                      И тогда услышишь нежный звук.

                      Ударяй сильнее:
                      Стук-стук-стук.                                             

               И тогда услышишь громкий звук.

Шепчет солнышко листочку:      
— Не робей, голубчик! —               

И берет его из почки За зеленый чубчик.

             В. Орлов

                        Эту сказку ты прочтешь

                        Тихо, тихо, тихо...

                        Жили-были серый еж

                        И его ежиха.

                        Серый еж был очень тих

                        И ежиха тоже,

                        И ребенок был у них —

                        Очень тихий ежик.

                                                 С. Маршак

                       Потихоньку ветер          

                       За калитку вышел,       

                       Постучал в окошко,

                       Пробежал по крыше.

                       Тихо входит синий вечер

                        В комнату мою.

                       Спите, куклы-человечки,

                        Баюшки-баю.                                                         

                                                                            Г. Ладонщиков                             

                        В камышах шуршат.

                        Тени серые, как мышь,
                        Все уснули, всюду тишь...           

                        Но кому-то снится сон,                            

                        И совсем не серый он.                            

                                                     И.Михайлова

                       Тихо, тихо, тихо, тихо — Не шумите:

                       Спит ежиха.                              

                       Как колючие комочки,

                       Рядом спят ее сыночки.

                       Гром грохочет — бух, трах!

                       Словно горы рушит.

                       Тишина в испуге — Ах! —

                        Затыкает уши.

                                                  А. Чилыгин

                        Скажите погромче слово «гром» —

                        Грохочет слово словно гром.

                        Скажите потише — «шесть мышат» —

                         И сразу мыши зашуршат...

                            А. Барто

                         Я в лесу закричал: «Эге-гей!                      

                         Кто тут есть, — отвечай скорей!»

                         И ответил мне лес: «Эге-гееей,

                         Ктооо тууут ееесть, — от-вее-чай ско-рееей!» 

                         Ж. Дашдондог

                     Заводь спит, молчит вода зеркальная.
                     Только там, где дремлют камыши,
                     Чья-то песня слышится, печальная,

                           Как последний вздох души.

                   К. Бальмонт

                           Все смолкли, слушают Баяна:

                           И славит сладостный певец

                           Людмилу-прелесть и Руслана

                            И Лелем свитый им венец.               

                               А. Пушкин

                           Над рекою наклонясь,

                           Что-то шепчет камыш.

                            А кругом, на полях,

                            Непробудная тишь.

                                                                           И. Суриков

  • УДАРЕНИЕ В РЕЧИ
       СЛОГОВОЕ УДАРЕНИЕ

       Ударение — один из важнейших признаков слова как зву­кового явления. Чувствительность к ударению, ударному слогу в слове — очень важный раздел в обучении детей.

       В русском языке ударение является разно местным, т.е. оно может падать на любой слог, например: книга, Василий, земля и т.д.

       Ударение играет смыслоразличительную роль: замок (на двери) и замок (дворец).

       Русское ударение подвижно. Это важно знать при разли­чении грамматических форм, например: нет стены, и высо­кие стены.

       Силовой характер ударещия в русском языке определяет напряженность артикуляции и длительность звучания удар­ных слогов по сравнению с безударными.

       Определение ударного слога вызывает трудности как у стар­ших дошкольников, так и у младших школьников.

 

       ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ

       Задание 1: отхлопать слова, ударный слог — громкий хло­пок, безударный — негромкий.

       Цель: выявить умение детей выделять хлопком ударный слог в слове.

       Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружаю­щих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.).

 

       Задание 2: подобрать слова, картинки, предметы под за­данные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.

       Цель: выявить умение детей подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.

 

       Задание 3: графически зарисовать диктуемые педагогом слова.

       Цель: выявить умение детей со слуха выделять ударный слог в слове.

       Инструкция: прослушай слова-омонимы и графически за­рисуй ударения.

Замок — замок.  Полки — полки.

Атлас — атлас. Мою — мою.

Село — село.    Уже — уже.

Пары — пары. Хлопок — хлопок

.

    Задание 4: графически записать предложение.
Дорога домой.        Дорога каждая минута.
х-Х-х х-Х          х-х-Х Х-х-х х-Х-х

Времени было мало.       Дитя еще мало.    

Х-х-х Х-х Х-х           х-Х х-Х х-Х

       Цель: выявить умение детей со слуха выделять ударные слоги в предложении.

 

       Задание 5: выписать парами слова, которые отличаются местом ударения, поставить ударение.

       Цель: тренировать способность детей выделять ударный слог в омонимах.                                                   

1. Вот старинный красивый замок.

Надо заменить старый замок.        

2. Язык — орган речи.

Орган — музыкальный инструмент.

3. Для костюма был куплен белый атлас.    
В кабинете отца лежал атлас.

     4. Полки ряды свои сомкнули, в кустах рассыпались стрел­ки. (А. Пушкин)          

   Это новые полки для книг.
   «Стрелки часов подходят к семи.    

   Спорить с ней была мука.              

   Мука белая

  1. Ваза стоит на столе.

     Сколько стоит эта ваза?

     

     Задание 6: прочитать текст, следить за изменением места ударения в выделенных словах.

       Цель: тренировать способность детей выделять ударный слог в словоформах.

Дом учителя. — Учителя приехали.

Нет твоего адреса. — Это их адреса.     

Право голоса. — Голоса птиц.         

    Далеко от берега. — Берега красивы.     

Он не подал руки. — Помой руки.

Часть стены закрыта. — Стены белые.       

     Три скалы. — Это скалы.

 

       Задание 7: прочитать стихотворение Я. Козловского «Уда­рение» и объяснить, как изменяется смысл от постановки ударения.

Цель: формировать понятия в вариантах ударения.             

Мне слово «чудно»                                        

Изменить не трудно:                  

Поставил ударение на «о» — Исчезло «чудно», Родилось «чудно»...

Трудности, встречающиеся у детей:     

постановка ударения в некоторых существительных в имени­тельном падеже (ошибки: «арбуз», «простыня», «свекла» и др.);

     в глаголах прошедшего времени мужского рода единствен­ного числа (ошибки: «отдал», «отнял», «положил»).

 

  • ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Логическое ударение — наиболее существенное выделение слова, с точки зрения ситуации речи, средство передачи смыс­ловых отношений между словами. К.С. Станиславский назы­вал логическое ударение «указательным пальцем», отмечаю­щим самое главное слово в предложении.              

Есть четыре способа выделить слово.

  1. Более замедленным произношением.
  2. Усилением голоса.                              
  3. Изменением высоты голоса.

   4.Паузой перед словом (а иногда и после него).

Часто в речи используется не один способ выделения сло­ва, а одновременно несколько способов.

В большинстве случаев слово во фразе не столько ударя­ется, сколько именно выделяется.

Основной способ определения логического ударения за­ключается в осмыслении контекста, являющемся общеприз­нанным толкователем значений.

 

       ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛОГИЧЕСКИМ УДАРЕНИЕМ     

       Задание 1: прослушать предложение и выделить голосом главное слово.

Цель: научить детей делать логическое ударение во фразе.

       Инструкция: прослушай предложение, прочитанное педа­гогом ровным голосом, без выделения слова, самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужное по смыслу, и объяс­ни этот выбор.

Мы с мамой пойдем в лес.

 

       Задание 2: выделить в предложениях поочередно каждое сло­во и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

       Цель: учить детей делать ударение на заданном слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная выс­казываемая мысль. ..    Девочка играет в саду с куклой.

(Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой.                                      

(Не просто унесла ее туда.)                            

Девочка играет в саду с куклой.

(А не в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой.

(А не с другой игрушкой.)   

                                                

       Задание 3: прочитать фразы, поочередно выделяя в каж­дой отдельные слова голосом. Проследить и объяснить изме­нение смысла фразы.

Шуба висела на вешалке.

Дети поехали на экскурсию.

Мальчик прочитал интересного книгу.

Старик посадил яблоню.

 

       Задание 4: прочитать стихотворение, делая логические уда­рения.

       Цель: учить детей определять главное слово во фразе, ис­ходя из текста.

       Инструкция: прочти про себя текст, определи, какие сло­ва главные по смыслу, как лучше выделить слово:

- замедлить;

- прочесть громче;                                   

- изменить высоту голоса;

- сделать паузу перед словом или после него.

                  Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло                         

                   Голые кусты.                            

                                               А. Плещеев   

 

Трудности, встречающиеся у детей:

- недопонимание смысла читаемого текста, непонимание того, о чем идет речь;

- неумение выделить голосом нужное слово.

 

Речевой материал для диагностики сформированности умения пользоваться логическим ударением

Был бы друг,

Будет и ... (досуг).                                         

         Сладок он, друзья, на вкус,
          А зовут его ... (арбуз).
                                                  В. Нестеренко

                    Кран открой — пойдет вода.

               Как она принхаа сюда?

                        В дом, сад, огород

                  Провели ... (водопровод).                        

                                                                   М. Лапыгин

 

  Хоть я сахарной зовусь,

                          Но от дождя я не размокла.               

                         Крупна, кругла,                               

                          Сладка на вкус,

                      Узнали вы? Я ... (свекла).                       

                                                         Н. Френкель

                  Цапля важная, носатая,

                         Целый день стоит как ... (статуя).

                                                  С. Маршак

 

                            Плачет кукла Аленка:    

                            Почти три недели,          

     Как шпионка,

     Стоит она в тесном ... (портфеле).

                                       

                       В России красивые города.

                        База туристов недалеко от города.

                           Мы увидели каменистые острова.

      Часть острова покрыта лесом.

 

                              Поезда прибывали рано.

                              Твоего поезда пока нет.

 

                              У Волги крутые берега.

                              Около берега лодка.

 

                              Не забудь взять адреса.

                              У меня нет ее адреса.

 

                             Наступили холода.

                             Лицо горит от холода.  

 

                             Нина дома.              

                             Вот новые дома.

 

                             Позови доктора.

                             Все доктора на обходе.

 

                             Бурные воды.

                             Налей воды.

 

                             Первые главы книги.

                             Часть главы.     

 

                             Весенние грозы.

                             Не боюсь грозы  

   

                             Азартные игры.
                             Начало игры.           

 

                             Деревянные избы.

                             Нет избы.

 

                             Трудовые руки.

                              Не подал руки.

 

                              Все семьи.

                              Часть семьи.

 

                              Стройные сосны.

                              Стол из сосны.

 

  •        ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

       Интонация — совокупность совместно действующих зву­ковых элементов устной речи, которая определяется содер­жанием и целями высказывания.

       Интонация — явление сложное, целостное. В ней выделя­ются следующие компоненты: сила голоса (громкость, логи­ческое ударение), пауза, темп и ритм (темпоритм), мелоди­ка, эмоциональный тон, тембр. Именно интонация факти­чески организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет пе­редать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость...), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость...).

       В трудах Н.И. Жинкин| утверждается, что интонация при­суща также письменной речи, т.е. читающий должен опреде­лить ту интонацию, которая вписана в текст сочинителя. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста.

       Конечно, не все учащиеся начальной и даже средней шко­лы справляются с этой работой, чаще они не умеют вырази­тельно «читать» знаки препинания, передавать голосом смыс­ловые отношения между частями предложения и текста, ло­гическое и эмоциональное содержание читаемого.

       Овладение интонационными средствами языка находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка.

       Из всего вышесказанного следует, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, так как их воз­никновение и развитие обусловлены при непосредственном эмоциональном общении, а формирование его средств начи­нается с эмоциональной интонации.

 

       Диагностика сформированное интонационной выразительности речи                   

Задание 1:                

а) произнести предложение с повествовательной интонацией.

Мы любим школу.

       Определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то...). (Напомнить детям, что когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса.) Изоб­разить повествовательную интонацию графически —>;

б)  произнести предложение с радостью, восторгом.             
Мы любим школу! /

Изобразить восклицательную интонацию графически;

в)  произнести предложение с удивлением, сомнением.
Мы любим школу? \

Изобразить вопросительную интонацию графически.

       Цель: выявить умение детей голосом и графически вос­производить повествовательную, восклицательную, вопроси: тельную интонации.

  Инструкция: в заданиях.

 

       Задание 2: изобразить графически воспринимаемое на слух предложение.

       Цель: выявить умение детей графически изображать пред­ложение.

       Инструкция: графически отобрази восклицательное, пове­ствовательное, вопросительное предложения, прочитанные педагогом. Тексты приведены в приложении.

 

       Задание 3: прочесть текст с восклицательной, повествова­тельной, вопросительной интонацией.

       Цель: выявить умение детей использовать восклицатель­ную, повествовательную, вопросительную интонацию.

       Инструкция: прочти про себя текст, обрати внимание на знаки препинания, подумай, с какой интонацией нужно чи­тать.

 

       Задание 4: произнести фразу с различной эмоциональной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, сердеч­но, ласково).

Мы поедем на экскурсию.

       Цель: выявить возможности детей произносить фразу с различной эмоциональной окраской.

      Инструкция: произнеси фразу так, чтобы все поняли, как ты рад поехать на экскурсию; у тебя были другие планы, и ты огорчен, что приходится ехать на экскурсию; ты боишься ехать с другим классом; тебе надоели экскурсии; ты очень любишь экскурсии.

 

       Задание 5: прочесть отрывки из стихотворений, исполь­зуя эмоциональную окраску, исходя из содержания текста.

       Цель: выявить возможности детей читать текст с различ­ной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

       Инструкция: прочти про себя текст, подумай, что автор хотел сказать этими строчками. Прочитай вслух и объясни, почему так прочитал.

Трудности, встречающиеся у детей:

- повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении (во фразе);

- передать голосом, эмоционально окрасить текст, исходя из содержания.

 

       Речевой материал для диагностики сформированноеинтонационной выразительности речи

Мне грустно —

Папе на меня

Нажаловалась мама.

Конечно, я не слушался,

   Я вел себя упрямо,

     Но можно было шлепнуть                          

     И даже накричать,                                    

 Сама ж меня учила:                                

                     Не ябедничать.                                              

С. Махотин                  

 

Приехали! Приехали!

Родители приехали!

С конфетами, с орехами

Родители приехали!

А. Б ар то

                                       

Плачет киска в коридоре —                  

У нее большое горе:               

Злые люди                                            

Бедной киске

Не дают                                                      

Украсть

Сосиски!

                                             B. Заходер

Возле речки, у обрыва,       

Плачет ива, плачет ива.      

Может, ей кого-то жалко? 

                       Может, ей на солнце жарко?

                       Может, ветер шаловливый

                       За косичку дернул иву?

                       Может, ива хочет пить?

                       Может, нам пойти спросить?

                                                            И. Токмакова

                      Заунывный ветер гонит

                      Стаю туч на край небес,

                      Ель надломленная стонет,

                      Глухо плачет темный лес.

                                                            Н. Некрасов

 

                      Я под краном руки мыла,

                      А лицо помыть забыла.

                      Увидал меня Трезор,

                       Зарычал: «Какой позор!»   

                                                            Г. Ладонщиков

 

                       Тронь ее нечаянно — Сразу — караул!

                        «Ольга Николаевна, Он меня толкнул!»

                                                            А. Барто

                          Звенит звонок,

                          Рассыпав смех веселый.

                          Он стосковался

                          В летний час по нас. 

                          День добрый, школа,

                          Дорогая школа!

                          День добрый,

Наш уютный,

светлый класс!

                                    М. Чернявский

                         Весна, весна!

                        Как воздух чист!

                        Как ясен небосклон!

                        Своей лазурию живой

                        Слепит мне очи он...

                                     Е. Баратынский

 

                        Здравствуй, лес,

                        Дремучий лес,

                        Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои.

                  С. Погореловский

 

 Винни-Пух и все-все-все

                                                                                                                                                                               А. Милн

Глава четвертая, в которой Иа-Иа теряет хвост, а Пух находит

       Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинешенек в за­росшем чертополохом уголке Леса, широко расставив перед­ние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?» И неудивительно, что порой он вообще пере­ставал понимать, о чем же он, собственно, думает.

       Поэтому, сказать вам по правде, услышав тяжелые шаги Винни-Пуха, Иа очень обрадовался, что может на минутку перестать думать и просто поздороваться.

—  Как самочувствие? — по обыкновению уныло спросил он.
— А как твое? — спросил Винни-Пух.

       Иа покачал головой:

Не очень как! — сказал он. — Или даже совсем никак. Мне кажется, я уже очень давно не чувствовал себя как.

— Ай-ай-ай, — сказал Пух, — очень грустно! Дай-ка я на тебя посмотрю.

       Иа-Иа продолжал стоять, понуро глядя в землю, и Винни-Пух обошел вокруг него.

- Ой, что это случилось с твоим хвостом? — спросил он удивленно.

- А что с ним случилось? — сказал Иа-Иа.

- Его нет!

- Ты не ошибся?

- Хвост или есть, или его нет. По-моему, тут нельзя оши­биться. А твоего хвоста нет.

- А что же тогда там есть?

- Ничего.

- Ну-ка, посмотрим, — сказал Иа-Иа.

       И он медленно повернулся к тому месту, где недавно был его хвост; затем, заметив, что ему никак не удается его до­гнать, он стал поворачиваться в обратную сторону, пока не вернулся туда, откуда начал, а тогда он опустил голову и по­смотрел снизу и наконец сказал, глубоко и печально вздыхая:

- Кажется, ты прав.

- Конечно, я прав, — сказал Пух.

- Это вполне естественно, — грустно сказал Иа-Иа. — Теперь все понятно. Удивляться не приходится.

- Ты, наверное, его где-нибудь позабыл, — сказал Вин­ни-Пух.

- Наверно, его кто-нибудь утащил... — сказал Иа-Иа. — Чего от них ждать! — добавил он после большой паузы.

       Пух чувствовал, что он должен сказать что-нибудь полез­ное, но не мог придумать, что именно. И он решил вместо этого сделать что-нибудь полезное.

- Иа-Иа, — торжественно произнес он, — я, Винни-Пух, обещаю тебе найти твой хвост.

- Спасибо, Пух, — сказал Иа. — Ты настоящий друг. Не то что некоторые.

   И Винни-Пух отправился на поиски хвоста.

       Он вышел в путь чудесным весенним утром. Маленькие прозрачные облачка весело играли на синем небе. Они то набегали на солнышко, словно хотели его закрыть, то поско­рее убегали, чтобы дать и другим побаловаться.

       А солнце весело светило, не обращая на них никакого вни­мания, и сосна, которая носила свои иголки круглый год не снимая, казалась старой и обтрепанной рядом с березками, надевшими новые зеленые кружева. Винни шагал мимо со­сен и елок, шагал по склонам, заросшим можжевельником и репейником, шагал по крутым берегам ручьев и речек, ша­гал среди груды камней и снова среди зарослей, и вот нако­нец, усталый и голодный, он вошел в Дремучий Лес, потому что именно там, в Дремучем Лесу, жила Сова.

       «А если кто-нибудь что-нибудь о чем-нибудь знает, — ска­зал медвежонок про себя, — то это, конечно, Сова. Или я не Винни-Пух, — сказал он. — А я — он,— добавил Винни-Пух. — Значит, все в порядке!»

       Литература. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи де­тей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед».)

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».