Подготовка к обучению письму детей дошкольного возраста
Письменность есть абстрактная идеальность языка.
Ханс Георг Гадамер
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее.
Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, незнанием воспитателями методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. (Этого мнения придерживается и большинство родителей дошкольников.)
Однако и те, кто поддерживает общий тезис специальной предварительной подготовки, резко расходятся во взглядах на ее методы и особенно средства: одни рекомендуют использовать рисование, лепку, другие — штриховку контуров; появились технологии, предполагающие использование модифицированных школьных прописей.
Увлеченные идеей научить ребенка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда замечают, какую цену приходится платить за это. А цена может быть немалая: плохая осанка ребенка, слабое зрение, плохой почерк, нежелание учиться.
С. О. Филиппова справедливо отмечает, что большинство недостатков методик по обучению письму детей дошкольного возраста связано с поверхностным представлением авторов об этом самом сложном виде учебного труда, о механизмах формирования графических навыков, возрастных ограничениях использования отдельных графических упражнений. Незнание истории чистописания приводит к предложениям использовать приемы, от которых педагогика много лет назад отказалась как от не оправдавших себя. Именно поэтому в первой главе пособия так обстоятельно рассматриваются вопросы теории письма. С. О. Филиппова ставит своей целью предостережение педагогов и родителей от непрофессионального подхода к этой деятельности, особенно в работе с детьми дошкольного возраста.
Место письма в учебном процессе
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированное™ во многом зависит успех ребенка в обучении (Н. Г. Агаркова, 1978).
В современном обществе, в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием, а значит, вести записи лекций, сообщений, конспектов и т.д. Во всех этих и многих других случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и в быстром письме.
По скорости письма оценивается, как правило, степень сформированности этого навыка. Ускорение письма — одно из основных требований программы уже в 1 классе. При увеличении скорости не должна изменяться графическая картина письма. Полноценным средством выражения мыслей письмо оказывается только в тех случаях, когда форма письменных знаков не вызывает у читающего затруднения в понимании их значения.
Для эффективности учебного процесса письмо должно быть грамотным, удобочитаемым, достаточно быстрым, чтобы обеспечивать возможность успешного овладения такими предметами, как родной язык, математика и др. Поэтому задачей школы является формирование полноценного навыка письма. Отсюда и целью занятий чистописанием, или каллиграфией, является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма. Иными словами, необходимо формирование у детей таких графических навыков, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили достаточную быстроту выполнения письменных работ.
Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Оказывает ли влияние на грамотность степень владения техникой письма, ее каллиграфической стороной? Исследованиями установлено, что такое влияние имеет место, хотя и не во всех случаях. Например, замечено, что при крупном почерке дети труднее усваивают орфографию, чем при почерке с буквами нормального размера. По-видимому, это происходит оттого, что детский глаз охватывает слово, написанное крупным почерком, с напряжением и ребенок плохо воспринимает орфограммы, подлежащие усвоению.
Появление ошибок нередко вызывается нечетким или неправильным изображением букв и их соединений, небрежной записью слов, в целом текста. Наблюдения свидетельствуют, что стремление писать красиво, четко, быстро способствует повышению грамотности (Л.Я.Желтовская, Е.Н.Соколова, 1987).
На связь чистописания с орфографией указывали и многие лингвисты: методисты как прошлого, так и нынешнего столетия. Не потеряло актуальности утверждение С. П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы по существу боремся за грамотность учащихся. А грамотное и четкое письмо было, есть и будет неотъемлемым требованием культуры человека [24].
Авторы, исследующие проблему готовности к обучению в школе, отмечают наличие тесной взаимосвязи: во-первых, между тонкой двигательной координацией и уровнем умственной работоспособности; во-вторых, между степенью готовности к овладению графическими навыками и школьной зрелостью; в-третьих, между качеством письма и успешностью всей учебной деятельности школьников. На основании этого они приходят к выводу, что качество выполнения простейших заданий можно использовать как критерий готовности детей к обучению в школе и для прогнозирования успешности обучения (М.В.Антропова, М.М.Кольцова и др., 1983 [21]).
Открытие Л. С. Выготским психологического своеобразия письменной речи не «как привычки руки и пальцев, но как действительно нового и сложного вида речи», понимание ее как средства, орудия активной познавательной, творческой деятельности человека позволяет рассматривать процесс усвоения письма в тесной связи с процессом формирования личности [8].
Из истории обучения чистописанию
Правильное и успешное формирование графических навыков письма отождествляется с красивым почерком и в практике начальной школы носит название чистописания. История обучения чистописанию интересно описана в книге Л.Я.Желтовской и Е.Н.Соколовой (1987). Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало, по обыкновению, то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы общества.
Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет.
Чистописание входило в цикл предметов искусства. Учителя чистописания одновременно были учителями рисования и черчения.
Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей.
Исторические изменения претерпевали и методы обучения детей чистописанию. Так, до середины XIX в. обучение письму шло в отрыве от обучения чтению; буквы писались в алфавитном порядке от «а» до «ижицы». К. Д. Ушинский предложил обучать письму совместно с чтением, на базе чтения, то есть осмысленно. Таким образом, порядок обучения письму зависел от порядка обучения чтению.
С конца прошлого столетия в практику школы внедряются исследования ученых-гигиенистов. Вырабатываются гигиенические требования к обучению письму. На некоторое время в ряде стран было введено прямое письмо — на том основании, что оно (как считали его сторонники) способствует лучшей посадке, при нем наблюдается меньше случаев косоглазия и почерк детей более разборчив. Однако господство прямого письма продолжалось недолго. Оказалось, что оно вовсе не уменьшило количества случаев искривления позвоночника, близорукости, косоглазия. Преимущество же наклонного письма обнаруживалось прежде всего в том, что оно более быстро и удобно.
В системе обучения письму получают распространение такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.
Обучение чистописанию копировальным (или стигмографическим) методом заключалось в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных карандашом от руки учителем.
Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. Буквы, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту буквы в целом и ее половины, наклон, расстояния между элементами и т.д.
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Тактический (или ритмический) способ — это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Еще один из распространенных методов — обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю чистописания как метод Карстера.
В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
Схема. Подготовка к письму.
Образец графического диктанта. Тема: "Ёжик"
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Модуль 9).