Дидактический материал к лексической теме: " Цветы"

Гольская Оксана Геннадьевна

       Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "ЦВЕТЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

       Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

       Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для про­ведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов

ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ. ОДУВАНЧИК, РОМАШКА

       Приблизительный пассивный и активный словарь (3-4 года): ромашка, оду­ванчик, лепесток, растение, пушинка, корень, стебель, листья, расти, венок, плести, собирать, красивый, пушистый, полевой.

       Занятие 1

       Тема «Одуванчик»

       Цель: знакомство с характерными признаками полевого цветка — одуванчика, закрепление лексики по теме в самостоятельных выска­зываниях в правильной грамматической форме.

       Оборудование: настоящий одуванчик (желательно показать детям и желтый, и белый одуванчик); карандаш; ватный шарик; конвер­ты с раздаточным материалом, содержащим части одуванчика.

1. Оргмомент.

       Посмотрите, что я принесла. Кто знает, как называется этот цветок.

2. Рассматривание одуванчика. Педагог показывает детям настоящий одуванчик.

       Это одуванчик. Он растет в поле, на улице возле домов. Никто не сажает одуванчики, не поливает их. Они растут сами, тянутся к солнышку.

       Затем рассказывает о строении одуванчика, показывает корень, стебель, листья, цветки, лепестки.

       Сначала лепестки у цветка одуванчика бывают желты­ми, а потом становятся белыми. Если подуть на белый оду­ванчик, то разлетаются маленькие белые пушинки. Из жел­тых одуванчиков девочки любят плести венки. Они их наде­вают на голову.

       В заключение дети показывают и самостоятельно называют части одуванчика. При этом педагог задают детям вопросы.

       Что ты показал? Какого цвета листья? Листья большие или маленькие? Какого цвета цветок у одуванчика?

3. Дидактическая игра «Подуй на одуванчик».

       Педагог показывает детям зеленый карандаш и объясняет, что он похож на стебель одуванчика, а ватный шарик на пушистый цветок. Ватный шарик надевается на карандаш. Дети должны по очереди сдувать ватный шарик с карандаша.

4. Работа с раздаточным материалом.

       Детям раздаются конверты с раздаточным материалом, содержа­щим части одуванчика. Они должны из отдельных частей сложить целый цветок. Детям задаются вопросы.

       Что у вас получилось? Как называется цветок? Назовите части одуванчика. Какого цвета у тебя цветок одуванчика, Маша?

5. Итог.

       Какой цветок мы сегодня рассматривали?

 

       Занятие 2

       Тема «Ромашка»

       Цель: уточнение характерных признаков ромашки, закрепление умения сравнивать два цветка с выделением общих и отличитель­ных признаков, составление сложных предложений по образцу.

       Оборудование: картинки с изображением ромашки и одуванчика.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       Педагог показывает картинку с изображением одуванчика и ро­машки, и предлагает отгадать загадку.

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелек. (Одуванчик.)

Как вы догадались, что это одуванчик?

2. Рассматривание ромашки.

       Педагог показывает детям ромашку и рассказывает о ней.

       Это ромашка. Ромашка, как и одуванчик, растет в поле, на улице возле домов. Как и одуванчики, ромашки никто не сажает, не поливает их. Эти цветы поливает дождик.

       Затем рассказывает о строении ромашки и показывает корень, стебель, листья, цветы.

       У ромашки очень красивый цветок — серединка желтая, а лепестки белые. У цветка много лепестков. Из ромашек девочки тоже любят плести венки.

       В заключение дети показывают и самостоятельно называют части ромашки. При этом педагог задает детям вопросы.

       Что ты показал? (Листья.) Какого цвета листья? (Зеле­ные.) Листья большие или маленькие? (Большие.) Какого цвета лепестки у ромашки? (Белого.) Какого цвета середи­на цветка у ромашки? (Желтого.)

3. Отгадывание загадки.

       Детям объясняется смысл загадки.

       Беленькие реснички у моей сестрички. (Ромашка.)

4. Сравнение одуванчика и ромашки.

       Педагог показывает детям картинки с изображением одуванчика и ромашки и сравнивает цветы. Спрашивает у детей, чем похожи цветы и чем отличаются. Примерные ответы детей: «У одуванчика есть стебель, и у ромашки есть стебель. У одуванчика лепестки жел­тые, а у ромашки белые. У одуванчика есть пушинки, а у ромашки нет пушинок». И т.д.

5. Итог.

       Назовите два цветка, о которых мы сегодня говорили. Попросите маму сплести венок.

 

       Занятие 3

       Тема «Собираем букет»

       Цель: закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картины.

       Оборудование: картинки с изображением ромашки и одуванчика; сюжетная картина «Цветы», на которой изображены девочки, со­бирающие цветы; конверты с раздаточным материалом, в которых находятся белые лепестки и желтая серединка ромашки.

       ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

       На наборное полотно выставляются две картинки с изображени­ем ромашки и одуванчика.

       Какой цветок сначала бывает желтым, потом белым? У ка­кого цветка много белых лепестков, а серединка желтая?

2. Рассматривание сюжетной картины «Цветы».

       Детям показывается картина с изображением девочек, собираю­щих цветы. Последовательно педагог внимание детей обращает на каждую девочку и ее действия.

      На картине нарисованы две девочки. Эта девочка, Маша, собирает ромашки. У нее в руках много цветов. Много цве­тов — это букет. У Маши в руках букет из ромашек. А эта девочка, Оля, собирает одуванчики. Она из них плетет ве­нок.

       Затем педагог задает вопросы.

       Кто нарисован на картинке? Что делает Маша? Какие цветы она собирает? Что делает Оля? Из каких цветов она плетет венок?

3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (по картине).

       Маша собирает ... (ромашки). Оля собирает ... (одуванчики). У Маши в руках букет из ... (ромашек). У Оли в руках венок из ... (одуванчиков).

4. Дидактическая игра «Сделай ромашку».

       Каждому ребенку раздаются белые лепестки и желтая серединка ромашки. Дети должны самостоятельно собрать цветок ромашки. Когда ребенок сделает цветок, он должен сказать: «Я сделал ромашку».

5. Итог.

       Какие цветы мы можем сорвать на улице, в поле?

 

 

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ (5-7 лет)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: красивый, нежный, душистый, алый, лиловый, белоснежный, золотистый, розовый, голубой, редкий, хрупкий, пушистый, гладкий, вьющийся, комнатный, луговой, садовый, полевой, светолюбивые, теплолюбивые.

ГЛАГОЛЫ: растут, цветут, выращивают, высаживают, садят, поливают, ухаживают, рыхлят, пересаживают, полют, сеют, пахнут, срезают, любоваться, рвать, уничтожать, нюхать, рисовать, расцветать, распускаться.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО СЧИТАТЬ:
Один цветок, два цветка,…, пять цветков…
Одна фиалка, две фиалки,…, пять фиалок…

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:.
Подснежник – первый, белый, нежный…
Фиалка – маленькая, фиолетовая, комнатная…
Листья - …
Мимоза - …

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Цветы можно – сажать, срывать, поливать…

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ЦВЕТЫ ПО ПЛАНУ:
Название.
Строение.
Где растет.
Способы ухода.
Для чего нужны цветы.

  

  

  • Игра «Скажи – какой цветок

Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый,
-в поле — полевой, 
-на лугу – луговой,
-в лесу — лесной,
-растёт весной – весенний,
-растёт в комнате —
комнатный,
-растёт летом —
летний, 
-лечит болезни — лечебный,
-растёт много лет — многолетний, 
-одно лето —
однолетний,
-растёт для декора —
декоративный,
-приносит пользу – полезный.

  • Подвижная игра «Садовник и цветы».

Основное движение: Ходьба, бег.

Описание игры:

Играющие (цветы) находятся на одной стороне площадки, а водящий (садовник) на противоположной стороне. Приближаясь к цветам водящий говорит:

«Я иду сорвать цветок,  из цветов сплести венок».

Цветы отвечают: «Не хотим, чтоб нас срывали и венки из нас сплетали. Мы хотим в саду остаться будут нами любоваться!»

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, садовник старается их поймать.

  • Пальчиковая гимнастика « Пчела»

Прилетела к нам вчера                                   Машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек,                              На каждое название насекомого

И веселый мотылек,                                         загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                                         Делают   кружочки   из   пальчиков   и

                                                                           Подносят к глазам.

 Пожужжали, полетали,                                   Машут ладошками.

От усталости упали.                                        Роняют ладони на стол.

  • Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

(Назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)

Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.

  • Игра «Исправь ошибки» (Письмо Незнайки).

Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строят муравейник.
Муравей вылез из воды.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает на дереве.
Пчела живет в конуре.

  • Подвижная игра«Птички в гнездышках»

Цель игры: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.

На игровой площадке раскладываются обручи или рисуются круги по числу участников игры. Это гнездышки для птичек. В каждое из них становится ребёнок-«птичка». Воспитатель говорит: «Солнышко светит. Птички вылетели из гнезда».

После этих слов «птички» выпрыгивают из своего гнезда и разлетаются по игровой площадке, машут руками-«крылышками», переходя с ходьбы на бег и обратно.

Воспитатель подает другой сигнал: «Вечер наступает… Птички летят домой!..»

После этих слов «птички» спешат занять свободное или только свое гнездо (зависит от условий игры).

   

 

  • Почитайте стихи и загадки, выучите полюбившиеся.

Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой! И шапка долой.
(Одуванчик.)

У желтенького солнышка
Лучи не горячи.
У желтенького солнышка
Белые лучи.
(Ромашка.)

Как называются цветы,
Когда в руке их держишь ты?
(Букет.)

Незабудки
Их видимо–невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть – чуть поколдовали –
И сделали цветок.

  •  Просмотр телепередачи о цветочных часах, беседа по содержанию.

 

Серия «Лесные сказки» об обитателях леса: животных и растениях. Этот клип  о прекрасных весенних цветах– «Ландыш».

 

 ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ "ЦВЕТЫ" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ


       ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

        Дети должны знать:

- о том, что цветы — это растения;

- характерные особенности внешнего вида и строения цве­тов, периодичности цветения (первоцветы, летние, осен­ние цветы);

- зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);

- способы выращивания цветов (в общих чертах);

- способы размножения некоторых цветов;

- устройство и назначение цветника (в общих чертах);

- отдельные цветущие лекарственные растения (медуница, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик и др.);

- значение цветов в жизни человека.


       Дети должны уметь:

- узнавать цветы в природе и на картинках, называть их;

- различать цветы по месту произрастания (садовые; луго­вые, полевые, лесные, водные);

- составлять описательный рассказ о цветке.


        АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ

       Названия: цветы, роза, тюльпан, ромашка, гвоздика, лилия, колокольчик (наиболее часто встречающиеся в данной местности в саду, парках и скверах, на лугу, в лесу, озерах и прудах), стебель, корни, листая, бутон, лепестки, семена, сухоцветы, первоцветы, венок, букет, лекарство, духи, варенье, Красная книга.

       Признаки: садовые, полевые, луговые, водные, горные, степ­ные, пустынные, редкие, лекарственные, весенние, летние, осенние, однолетние, многолетние, красивые, ароматные, пахучие, нежные, как солнышко, благородная, гордая, колючая, вьющаяся, ползучая, луковичные, низкие, высокие, разноцветные, живые, сухие, здоровые, чахлые, яркие, бледные, завядшие, увяда­ющие, распускающиеся, полегшие после дождя, солнцелюбивые, теневыносливые и т.п.

       Действия: растут, цветут, закрывают, раскрывают (лепестки), опускают (головки), осыпаются, наклоняются к земле, поворачиваются за солнцем, замерзают, засыхают, болеют, сажать, сеять, поливать, подкармливать, лечат, радуют, восхищают, разлетаются (семена), собирать, срезать, рвать, плести, составлять букет, охранять.

 

       МАТЕРИАЛЫ
       Вазы с букетами живых цветов, цветущие комнатные растения; журналы «Цветоводство», «Наш сад», «Дизайн» и т.п.; открытки, фотографии, альбомы, календари с изображением цветов; темати­ческие словари в картинках; художественная литература о цветах; работы детей и взрослых по изобразительной деятельности, флори­стике; сухоцветы, мешочки с сухими лепестками различных цве­тов; цветочные духи; варенье из роз и одуванчиков; искусственные цветы; цветочные элементы оформления одежды; настенные пан­но с изображением фрагментов луга, леса, поля, сада; эскизы разных цветников; фотографии кондитерских изделий и овощных блюд, украшенных цветами, сделанными из продуктов питания; ткани с цветочным рисунком, одежда детей с цветочным рисунком или отделкой и др.

 

       ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ (варианты)
Фея цвётов, Незнайка, Маленький принц с розой, Волшеб­ница, у которой был прекрасный сад с цветами (из сказки «Снеж­ная королева») и др.

 

  •        Первая половина дня

       Утро.
 

       Вводная беседа
       Ожидаемый результат: дети должны знать названия цветов и использовать их в общении.
       Цели: развивать воображение, умение планировать основные этапы дня вместе с педагогом; формировать интерес к теме дня, желание действовать; активизировать внимание.
* * *
Когда все дети соберутся, педагог переодевается в платье Феи цветов (на нем аппликация из разных цветов), надевает на голову венок из искусственных цветов и под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов» появляется перед детьми. Фея приглашает детей в Страну Цветов, предлагает рассмотреть свой наряд и назвать цве­ты, которыми украшено ее платье И из которых сплетен венок. Дети должны подумать и сказать, кого они хотели бы встретить в Стране Цветов, где побывать, что сделать. Фея также выдвигает свои идеи и предложения.

 

        Этюд «Цветок»
       Ожидаемый результат: дети должны называть цветок, в кото­рый они хотели бы превратиться; представлять в воображении цветок и изображать его с помощью пантомимики, эмоциональ­но окрашивая свои действия; изображать пластикой последова­тельность развития цветка из семени.
       Цели: развивать память, воображение, пластичность, вырази­тельность; формировать интерес к живой природе.
* * *
       Фея предлагает детям отправиться на поляну волшебных цве­тов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Каждый ребенок должен выбрать цветок, в который хотел бы превратить­ся, назвать его и Кратко описать. Фея «поливает» детей «волшеб­ной водой» из леечки (можно использовать конфетти) и произ­носит любое заклинание.
       Ты — волшебная водица, Надо нам тобой облиться. Превратишь детишек ты В настоящие цветы.
       Под музыку и словесное сопровождение педагога дети изобража­ют сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, растение с закрытым бутоном, распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умы­вается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером.'

 

       Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»
       Цели: формировать умение выполнять упражнения ритмично, в едином темпе, в игровом образе, эмоционально его окрашивая; развивать способность дифференцировать различные мышечные ощущения, сосредотачивать на них внутреннее внимание; регу­лировать напряжение и расслабление; активизировать воображе­ние, память, гармонизировать психику рубрика.
* * *
       Под «Вальс цветов» дети в образе цветов легко бегут вокруг "волшебной поляны на носочках, встают в круг.
       Педагог. Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Ре­шили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперед подались, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать? Не поймали, улетела бабочка.
       Дети выполняют упражнение с напряжением.
Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, сте­бельки вниз опустили, листочки повесили. Все расслаблено, лис­точки, как ниточки, висят.
       Дети выполняют упражнение расслабленно.
Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Бегают легко на носочках по всей полянке. Весело цветочкам! Бегают, смеются. Как стрекозы, листочки — руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.
       Дети бегают по всей площадке.
Остановились и закружились на месте, медленно, плавно. Просто вальс цветов! Какое удовольствие кружиться! Чувствуешь легкость, невесомость.
       Дети кружатся плавно на месте
Накружились и присели. Повернулись друг к другу по парам, упер­лись ножками, взялись за руки и давай перетягивать друг друга, как на лодочке качаются. Кач-кач, кач-кач.
       Дети выполняют упражнение. Спина, ноги, руки напряжены, движе­ния ритмичные.
Устали, руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Все тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Как приятно!
       Дети выполняют упражнение на расслабление.
Решили цветочки пойти погулять. Шли они, шли и вышли к речке. Речка бурная, вода холодная.. Бр-р-р! Как на другой берег пере­браться?! Увидели мостик, а он узенький, качается.
       Дети идут медленно, напряженно.
Страшно! Встали они друг за другом, одной рукой держатся за впереди стоящего, а другой — за перила мостика. Идут медленно, ступают осторожно. То остановятся, то дальше идут. Страшно, вдруг в воду, упадешь!
       Дети идут, то застывая, то пошевеливаясь.
Наконец-то кончился мостик. Ура! Рады цветочки! А туг солнце стало призвать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цве­точки. Плечики опустили, голову повесили, листочки — руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам.
       Дети идут расслабленно, медленно.
Но вдруг пошел прохладный дождик. Как обрадовались Цветочки, сразу распрямились. Стали они под дождиком весело под­прыгивать, веселиться. Совсем разбаловались. Скачут, в ладоши от радости хлопают. По всей полянке носятся, шумят, толкаются.
       Дети прыгают, свободно передвигаются, сталкиваются друг с другом, но не ссорятся.
А в это время на полянке появились две девочки, которые ягоды собирали. Испугались цветочки, что девочки их сорвут, застыли на месте, как каменные. Девочки увидели цветы и захотели на­рвать букет! Цветочки от страха головки опустили, глаза зажму­рили и задрожали. Что будет?! Но девочки передумали, они толь­ко полюбовались красивой поляной, понюхали, погладили цветы и пошли дальше. Цветочки с облегчением вздохнули, улыбнулись, выпрямились, расправили лепесточки и опять начали кружиться в вальсе.
       Дети сначала застывают на месте, потом свободно танцуют.

 

       Занятия
       Знатоки цветов (интегрированное)
       Ожидаемый результат: дети должны знать наиболее распрос­траненные в данной местности цветы; части цветка (корни, стебель, листья, бутон, лепестки); сроки цветения (первоцветы, лет­ние, осенние цветы); уметь классифицировать цветы по месту произрастания, называя обобщающим словом (луговые, полевые, садовые, лесные, горные, степные, пустынные, водные); чисто интонировать, ритмично двигаться под музыку в связке с други­ми детьми; выкладывать узор из цветов, учитывая сочетание их, окраску, оттенки.
       Цели: развивать память, мышление (операцию обобщения и классификации), чувство прекрасного, эстетический вкус, му­зыкальный слух; воспитывать умение внимательно слушать задание педагога; согласованно со сверстниками выполнять дей­ствия.
* * *

  1. Задание распределить предложенные цветы по месту произ­растания (луг, лес, поле, цветник, пруд); назвать их и обозначить обобщающим словом.
  2. Задание: сгруппировать цветы по срокам цветения (первоцве­ты, летние, осенние ), назвать их, обозначить обобщающим словом.
  3. Конкурс: за определенное время выложить клумбу из искус­ственных цветов или сделать аппликацию из вырезанных (засу­шенных) цветов, учитывая их окраску, оттенки.
  4. Музыкально-дидактическая игра «Сплетем венок».

       Педагог определяет последовательность в венке цвета, а выб­ранный ребенок-цветок вспоминает и называет цветок такого цве­та, пропевает его название и встает в ряд, сплетая руки со следу­ющим. Последний соединяется с первым, образуя венок. Под му­зыку дети водят хоровод приставным шагом сначала вправо, а затем влево.

   Задание: сложить из частей цветок, назвать части, найти недостающую.


       Букет цветов (по изобразительной деятельности)
       Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о правилах составления букетов; знать, в каких случаях люди дарят друг другу букеты; уметь из готовых форм составлять букет, под­бирая цветы по размеру, оттенкам, назначению, желанию (ап­пликация или рисование); рассказывать о своем букете (из каких растений он составлен,1 как подобраны цветы, кому бы хотел подарить его, по какому случаю).
       Цели: развивать воображение, пространственное, цветовое вос­приятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук; вос­питывать любовь и интерес к родной природе.

       Можно работы сделать коллективными, небольшими подгруп­пами, формируя еще и умение 'договариваться, определять по­следовательность действий. Возможен вариант изготовления цве­тов из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и т.п. Для разминки рекомендуется использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

 

       Цветы и времена года (оздоровительное)
       Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о влиянии сезонных изменений на жизнь и развитие растений; уметь использовать разные виды массажа, гимнастики (дыхательную, пластическую, корригирующую для глаз и пальцев рук); понимать их значение.
       Цели: развивать внимание, воображение, чувство ритма, тем­па; пластичность, выносливость, функциональные способности организма; воспитывать умение быть внимательным к указаниям педагога, смене деятельности.

 

       Прогулка

       Дидактическая игра «Садовник»
       Ожидаемый результат: дети должны знать названия и осо­бенности внешнего вида цветов, растущих Ha участке детского сада; уметь описывать их внешний вид и особенности; рассказывать об уходе за цветами, форме клумбы.
       Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологи­ческую речь; формировать активный интерес к живой природе.
* * *
       Педагог вместе с детьми путешествует по территории детско­го сада и останавливается около цветочных клумб. Выбирается садовник, который должен рассказать о цветах, растущих на клумбе, и уходе за ними. Дополняют рассказ помощники садов­ника. Поощряется использование стихов. Педагог обращает вни­мание на то, чтобы дети отмечали оттенки, разнообразие цветов одного вида, своеобразие развития цветов в тени, полутени и на солнце.

 

       Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
       Ожидаемый результат: дети должны знать названия луговых и садовых цветов; уметь отбивать и ловить мяч, ритмично произ­нося названия цветов, не сбиваясь с темпа сочетать существи­тельное с числительным.
       Цели: разбивать ловкость, быстроту реакции, скорость мыш­ления; формировать интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками.
* * *
       Ребенок отбивает о землю мяч и произносит: «Я знаю пять, названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три» и т.д. Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому.

 

  •        Вторая половина дня


       Дидактические игры
       Звонок в цветочный магазин
       Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о цветочном магазине и его услугах; строить диалог; развивать сю­жет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме; ис­пользовать вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.
       Цели: развивать диалогическую речь, воображение; формировать культуру общения по телефону.
Полный текст данной игры и других игр с телефоном см в кн.: [5}.

 

       Цветочный магазин
       Ожидаемый результат: дети должны уметь исполнять роли продавца-консультанта и покупателя, вести диалог от их имени; использовать вежливые обороты речи, ясно объяснять, какой то­вар им нужен, как его упаковать, с какой целью он куплен; свя­зывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных парал­лельно.
       Цели: развивать диалогическую речь, эстетический вкус; фор­мировать культуру общения.
       Материалы: букеты искусственных цветов, наборы открыток, книги о цветах, вазы, ткани с цветочным рисунком, духи, сухо­цветы, ароматные мешочки с сухими лепестками, цветочное ва­ренье, цветочное мыло, коробочки из-под лечебных цветочных сборов, цветочное масло и т.п.
* * *
       Прежде чем купить товар, ребенок должен его выбрать, посо­ветоваться с продавцом-консультантом, подробно описать, по­яснить назначение покупки.

 

       Труд в цветнике
       Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о том, как выращивают разные цветы в зависимости от сроков цве­тения и от того, однолетние или многолетние они; уметь раскла­дывать по порядку карточки со схематичным изображением по­следовательности посадки, объяснять порядок и значимость каж­дого этапа; использовать названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размягчать, засыпать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать, срезать, утеп­лять на зиму).
       Цели: развивать память, глагольный словарь, умение выстраи­вать цепочку событий в логической последовательности; форми­ровать интерес к знаниям, помогающим приумножать природные богатства.
* * *
       Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материа­лом и изображением цветов (каждый в своем цветнике расклады­вает последовательность посадки и ухода за выбранными цвета­ми), рассказывают о том, какие клумбы они будут разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садов­ники награждаются медалью «Знатоки цветов».

 

        Разгадывание и составление простейших кроссвордов
       Ожидаемый результат: дети должны суметь вспомнить назва­ния цветов и выбрать те, которые оканчиваются на букву «а»; сосчитать количество букв в каждом названии, вписать их по ко­личеству клеточек в горизонтальной полосе или от центра крос­сворда (непишущие дети вставляют готовые буквы или называют их педагогу).
       Цели: развивать умение логически мыслить при составлении кроссворда; воспитывать усидчивость.
       Для детей 6—7 лет можно использовать большой набор откры­ток, из которых они будут выбирать необходимые.


 

  •        Варианты содержания дня

       Дидактические  игры


       Расскажи о себе
       Ожидаемый результат: дети должны уметь составлять подроб­ный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, время цветения, длительность жизни, место про­израстания); по описанию угадывать цветок; при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность.
       Цели: развивать воображение, память, монологическую речь; воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарища.
* * *
       Педагог предлагает детям выбрать цветок, о котором они будут составлять загадку-описание. Дети должны вспомнить все под­робности внешнего вида, места произрастания, использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дета смогли угадать цветок. Для описания нужно брать наиболее известные детям цветы.

 

       Садовник
       Ожидаемый результат: дети должны уметь запоминать назва­ние выбранного цветка; быстро реагировать на слова водящего, вести диалог.
       Цели: развивать память, быстроту реакции, внимание; воспи­тывать честность при соблюдении правил игры.

* * *
       Выбирается садовник, остальные дети — цветы.
Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердил­ся. Все цветы мне надоели, кроме розы. (Называет определенный цветок.)

Ребенок (играющий роль розы). Я.
Садовник. Что такое?
Роза. Влюблена.
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку.

       Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится ведущим.

       Лесные цветы
       Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные осо­бенности внешнего вида и время цветения лесных цветов родного края; уметь по описанию отгадывать цветок, находить картинку с его изображением и помещать ее около картинки с изображением, времени года или его периода; активно использовать словарь по теме.
       Цели: развивать память, воображение, мышление; формиро­вать выдержку, умение выслушивать товарища до конца, не перебивать.
* * *
       Педагог зачитывает небольшие по объему отрывки из расска­зов или стихов, с которыми дети были Знакомы ранее, а затем просит назвать лесной цветок, найти его изображение на предло­женных картинках и поместить к первоцветам (подснежникам), весенним, летним цветам. Дети играют роль юных защитников природы, выращивают лесные цветы, которые люди часто рвут целыми букетами и этим наносят вред природе. В конце игры каж­дый ребенок выбирает цветок, которым хотел бы стать в вообра­жаемом венке. Венок плетется из рук в круге. Дети вместе с педа­гогом водят хоровод. Количество текстов определяется дифферен­цированно.

 

       Дидактические упражнения
       Кто больше подберет слов для описания цветка?
       Ожидаемый результат: дети должны уметь подбирать как мож­но больше прилагательных, описывающих цветок.
       Цели: развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи; формировать интерес к красоте родного языка, природы.
* * *
       Как опору можно использовать наглядный материал с изобра­жением разных сортов одного цветка. В игре дети не должны по­вторяться. За каждое определение ребенок получает фишку. На­пример; раза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, голубая, колючая, нежная, бархат­ная и т.п.

 

        Четвертый лишний
       Ожидаемый результат: дети должны уметь классифицировать цветы по месту произрастания (луговые, полевые, лесные, садо­вые, водные); по срокам цветения (весна, лето, осень); называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим сло­вом; объяснять группировку.
       Цели: развивать логическое мышление, речь; формировать усидчивость, целенаправленность.
       Материалы: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.

 

       Найди причину
       Ожидаемый результат: дети должны уметь устанавливать при- чинно-следственные связи в природе; строить придаточное предложение.
       Цели: развивать причинностное мышление, фразовую речь; воспитывать ответственность за собственные поступки.

* * *
       Педагог читает предложения по своему выбору. Дети заканчи­вают их.

Летом на клумбах можно увидеть много разных цветов, только не было тюльпанов и нарциссов, потому что... (Они отцвели весной, это весенние цветы.)

Все лето клумба с астрами была зеленой, не разноцветной и лишь в сентябре стала пестрой от цветов, потому что...(Астры — осенние цветы.)

Все цветы на клумбе завяли, потому что... (Их долго не поливали, стояла жара.)

Стебли растений были тонкими, слабыми, цветки мелкими, невзрачными, потому что... (Их не подкармливали удобрением.)

Утром хозяйка приехала на дачу и увидела, что в цветнике все цветы лежат на земле, а в листьях пробиты дырочки. Это случи­лось, потому что... (Ночью был град, сильный ветер.)

Хозяйка не смогла сделать красивый букет из анютиных глазок (виолы), георгинов, настурции, ромашек, потому что... (Эти цветы разной высоты, они не сочетаются в букете.)

Осенью хозяйка посадила на даче четыре розовых куста, а вес­ной выпустили листочки только два, потому что... (Остальные за­мерзли, их плохо укрыли на зиму.)

Семена однолетних цветов не проросли, потому что... (Клумбу не поливали, было холодно, семена посадили в холодную землю, их зали­ло дождем и они сгнили )

 

       Собери лепестки цветка из оттенков
       Ожидаемый результат: дети должны знать наиболее распро­страненные в данной местности цветы, лепестки которых окраше­ны в разные оттенки; уметь складывать лепестки цветка из от­дельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного Цвета (например, анютиных глазок); на­зывать оттенки и цвета.
       Цели: развивать эстетический вкус, чувство цвета, простран­ственное восприятие; формировать чувство прекрасного.

 

       Прочие игры и задания

       Игры с мячом «Цветочные названия»
       Ожидаемый результат: дети должны уметь называть имена людей и цвета, которые произошли от названия цветов и других растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек — ласкательное от Васи, Анюта; розовый, сиреневый, лимонный)-, по названному предмету угадывать Производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани— анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка).
       Цели: развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реак­ции, скорость мышления; воспитывать умение быть вниматель­ным при взаимодействии с педагогом.
* * *
       Дети встают в круг, педагог —в середину круга с мячом. Педа­гог бросает мяч по очереди детям с заданием. Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если ребенок не отве­чает или отвечает неправильно, то мяч с этим же заданием броса­ется другому  ребенку.

 

       Игра «Путешествие на луг»
       Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о флоре и фауне луга.
       Цели: развивать артистизм, воображение, речевую активность; формировать удовольствие от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
       Материал: аудиокассета «Звуки природы».
* * *
       Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который про­износит педагог.
       Педагог: Дети, я обещала Вам новое путешествие. Готовы? Се­годня .мы отправимся на летний луг. Кто из вас был на лугу? Ка­кие растения там растут? Какие насекомые ползают и летают? Я тоже была на летнем лугу, на берегу реки Оки. Как там было красиво! Цветы белые, желтые, лиловые, красные. Самые разные! А как они пахнут! Даже голова кружится. Я легла в цветы и стала смотреть на небо, а надо мной летали жучки; комары, пчелы, шме­ли, бабочки. Вот на такой луг мы и отправимся. Садитесь на кры­лья волшебной бабочки. Только держитесь крепко!
Бабочку дети могут просто вообразить, либо нарисовать ее контур на земле или сделать его из тесьмы, начертить мелом и т.п.
Неси нас, бабочка, над полями. Неси нас, бабочка, над лесами. Опустись ты на лугу, прямо в радугу-дугу. Наконец-то мы при­летели. Сейчас раннее утро, цветы еще не раскрыли свои лепес­тки, не жужжат пчелы и шмели, трава вся в росе. Идем по росе на носочках, осторожно, чтобы ножки не промокли. А вот солнышко взошло! Покажите, как оно поднимается и расправляет свои лучи.
       Дети поднимают руки вверх, ладони 9 раскрытыми пальцами от себя, расправляют руки в стороны.
Солнце ясное взошло,
Принесло на луг тепло.
Рады травка и цветки,
И жучки, и паучки!

       На лугу много цветов. Каким цветком хотел бы стать каждый из вас? Покажите свой цветок с помощью пальцев-лепестков. Сначала это будет бутон, у которого лепестки закрыты. Но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся.
Дети изображают пальцами обеих рук цветок.
       Подул ветерок, и закачались цветы, запели свои песенки. Сначала запел колокольчик: «Динь-дон, динь-дон». Покачайте головками- бутончиками, спойте песенку колокольчика. А за ним запели свою песенку луговые гвоздички: «Тик-так, тик-так». Спойте, как часи­ки. В хор вступили цветки клевера розового и красного цвета, ко­торые называют кашкой: «Кыш-кыш, кыш-кыш». Какой замеча­тельный .цветочный ковер на нашем лугу!

       Таким же образом дети изображают самые разные луговые цветы и цветуще травы.

       А сколько в траве земляники! Давайте ее соберем. Одну ягодку — в лукошко, другую — в рот. Разойдитесь по всей полянке.

Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке.
Дело продвигается,
Ягод прибавляется.
Солнце гpeeт горячо,
Собирать нам нелегко.
Какие на вкус ягоды?
Покажите, сколько вы собрали?
А кого, вы угостите?

       Ягоды земляники вкусные, душистые, сладкие! А вот эти кислые листочки — это щавель. Но он очень полезный, Давайте соберем его маме на щи,
 

       Упражнение для автоматизации звука [щ]
Педагог
Ты нас, мама, не ищи:
Щиплем мы щавель на щи
В роще, травы шевеля,
Мы нащиплем щавеля.
       Попробуйте щавель. Какой он на вкус? Покажите, что он кислый. Но что это?! Солнышко зашло за тучку, и закапал теплый летний дождь! Попрыгайте, порадуйтесь под дождем. Подставьте под него лицо, руки.

 

       Упражнение, для автоматизации звука [ч]
       Педагог
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.

       Давайте расскажем дождику стихотворение с помощью рук.

Капля раз, капля два,           Дети показывают один палец, потом два.
Капли медленно сперва — Медленно хлопают в ритм.
Кап, кап, кап, кап.                Выставляют указательные и
Стали кайли поспевать, -     средние пальцы обеих рук, пошевеливают ими,
Капля каплю догонять.        изображают передвижение.
Кап, кап, кап, кап,                Щелкают пальцами быстрее.
Зонтик мы скорей раскроем,   Поднимают руки над головой.
От дождя себя укроем.


       Можно использовать стихотворение, где педагог произносит пер­вую фразу, а дети вторую.
 

       Педагог
Приплыли тучи дождевые.
Дети
Лей, дождь, лей!
Педагог
Дождинки пляшут, как живые.
Дети
Пей, рожь, пей!
Педагог
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Дети
Пьет, пьет, пьет. .
Педагог
Теплый дождь неугомонный
Дети
Льет, льет, льет.

       Педагог. Дождь заслушался и перестал лить, снова выглянуло солнышко, и прилетело много разных насекомых. Слышите, как Они пищат, жужжат? Скажите мне, как пищат ко­мары?
       Дети. З-з-з.
       Педагог. Представьте, что вы — туча комаров. Попищите и помашите маленькими крылышками.
       Пищим противно мы над ухом

И всех стараемся кусать.
Летаем тучами над лугом —
Придется вам от нас бежать.

       Комары, конечно, больно кусаются и противно пищат, но почему-то люди про них сложили много стихов, песенок, сказок, в которых прославляют удалого комара.      Давайте поводим хоровод «Комаринская».
Дети водят хоровод.
Опыляют цветы пчелы и шмели. Как они жужжат?

       Дети. Ж-ж-ж.
       Педагог. А чем отличается жужжаний шмелей? Конечно, оно более низкое. Попробуйте сначала пожужжать, как пчелы, а по­том, как шмели.

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
       А сейчас - я вас всех превращу в насекомых: комаров, пчел, шмелей. (Делит детей на группы.) Вы будете летать по лугу и каж­дый петь свою песенку. Вы так звонко пищали и жужжали, что всех распугали на лугу. Давайте станем прекрасными бабочками, будем перелетать с цветка на цветок, медленно, плавно взмахи­вать своими крылышками, пить нектар. У нас получится танец бабочек. Посмотрите, дети, кто в траве так быстро убегает от нас? Да это же ящерица нас испугалась! 1

Ящерицу я ловил,
Страх меня остановил.
А чего же тут бояться?
Хвостик может оторваться.

Г. Виеру

       Попробуйте поймать ящерку. Она такая шустрая, быстрая! В траве ее совсем не видно. Не поймали? Не будем ее пугать, пусть она спокойно бежит в норку. А мы наше путешествие на луг закончим хороводом «Мы на луг ходили». Дети, понрави­лось вам наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Кого вам" понравилось изображать? Куда бы вы хотели отпра­виться еще?

 

        Игра-перевоплощение «Если бы ты был горным цветком»
       Ожидаемый результат: дети должны иметь представление о горных цветах, условиях их произрастания; уметь входить в вооб­ражаемый образ, от его лица вести беседу, драматизировать от­дельные эпизоды истории.
       Цели: развивать .воображение, диалогическую речь, вырази­тельности пантомимики; воспитывать умение проявлять сочув­ствие (эмпатию). .
* * *
       Педагог. Мы рассматривали на клумбах множество разных цветов. А когда ты был в деревне или на даче, то на лугу или лесной полянке мог подойти к любому цветку, понюхать, полю­боваться им и даже собрать небольшой букет. Но бывают цветы, которые растут в горах, до них очень трудно добраться. Иногда видеть их могут только самые смелые альпинисты. В горах очень красиво! Помнишь, мы рассматривали картины? Да и в кино ты, наверно, видел горы. Представь, что ты красивый горный цветок. Растешь ты на самой вершине горы. Вокруг только небо, облака и парящие орлы. Расскажи, какой ты?

       Ребенок описывает цвет лепестков, серединки, форму стебля, ли­стьев. Далее педагог задает вопросы, и ребенок на них отвечает.

О чем ты думаешь, глядя вниз с высокой горы?

Какими сверху тебе кажутся люди, машины?

О чем ты мечтаешь, когда мимо тебя проплывают облака, светит солнышко? А когда дует сильный ветер, идет дождь? Что тебе хочется тогда сделать?

Что ты чувствуешь, когда прямо над тобой сверкает молния и гремит гром?

Хотелось бы тебе, чтобы на вершину взобрались люди, сорва­ли тебя и отнесли на землю? Почему? Что помогает тебе выжить в таких суровых условиях?

Ты гордишься тем, что так высоко растешь? Почему?

Ты хотел бы иметь крылья, как у птицы? Куда бы ты тогда полетел, что посмотрел?

Сверху тебе видно, как некоторые люди бездумно уничтожа­ют цветы, собирая их большими букетами. Цветы быстро засыха­ют, потому что они не .садовые. Полевых и луговых цветов стано­вится все меньше, многие из них занесены в Красную книгу при­роды. Что бы ты хотел сказать по этому поводу людям?

Ты побывал горным цветком, а сам ты как ведешь себя на природе?

Красотой на земле должны любоваться все люди. Они должны беречь ее, приумножать. Никогда не срывай цветок просто так. Пусть цветет и радует всех окружающих.

 

       Пальчиковые игры
      Ожидаемый результат: дети должны знать составные части цветка; уметь выполнять движения по тексту, четко проговаривая слова.
       Цели: развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма; формировать чувство удовлетворения от правиль­но выполненного упражнения.
* * *
Наши алые цветки       Дети соединяют ладони в фор­ме тюльпана.
Распускают лепестки. Медленно раскрывают пальцы.
Ветерок чуть дышит,   Плавно покачивают кистями.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки      Медленно закрывают пальцы,
Закрывают лепестки.  придавая им форму бутона.
Тихо засыпают,           Покачивают руками,
Головой качают.           как головкой цветка.
***

       Отгадывание загадок о цветах
       Ожидаемый результат: дети должны знать основные особен­ности внешнего вида и произрастание цветов.
       Цели: развивать умение логически мыслить, выделять при­знаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаклю­чения.
       Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет. (Подснежник.)

Зеленый плот

По реке плывет,
На плоту красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка.)

Зовут его растеньем слепоты,

И так зовут, конечно, не напрасно.
Не зарься на его блестящие цветы:
Растенье ядовито, это ясно?
                   (Калужница болотная.)

Смотрят на канавки

            Желтые купавки.
            У них на самом донышке
             Горит кусочек солнышка.
                              (Купальница европейская.)

Кто живет весной

С желтой головой?
Солнце ярче светит —
Голова белеет,
Ветер налетает —
Пух с нее срывает.          (Одуванчик.)

В белой шапке стоит дед,-

Если дунешь — шапки нет. (Одуванчик.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелек.           (Одуванчик.)

Есть один такой цветок,

            Не вплетешь его в венок.
            На него подуй слегка,
            Был цветок — и нет цветка. (Одуванчик.)

 

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь
Про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий,
Он зовется ...                          (незабудкой).

 

Вдоль дороги у межи

            В золотистой спелой ржи,
            Словно синенький глазок,
            Смотрит в небо ...             (василек).

 

На каком цветке гадают,

            Лепесточки обрывают? (На ромашке.)

 

Он и мачеха и мать.

Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)

 

            Прячет цветок

            Сладкий медок.
            И в названье мед таится.
            Догадались? (Медуница.)

 

Белый цветок,

Кислый листок —
В суп пригодится.
Зовут его... (кислица).

 

Расцвели в лесочке

Лиловые звоночки. (Колокольчик.)
 

Все знакомы с нами:

            Яркие, как пламя,
            Мы однофамильцы
            С мелкими гвоздями.
            Полюбуйтесь дикими
            Алыми... (гвоздиками).


Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш.)


            В тенистых лесах,

На лугах заливных
Его мы встречаем в разгаре весны.
Когда зацветает, — красивый на вид.
Но будь осторожен:
цветок ядовит! (Чистяк.)


       Чтение стихов о цветах
       Ожидаемый результат: дети должны уметь выделять в сти­хах строчки, характеризующие отличительные признаки цветка, особенности произрастания, размножения; выразительно читать стихотворение.
       Цели: развивать чувство стихотворного ритма, воображение, выразительность речи, память; воспитывать чувство прекрас­ного.
* * *
        Педагог читает детям стихи по своему выбору.

       Мак
Маленький — Для маленьких
Мак поднялся
Аленький.
Он поднялся,
Огляделся,
Зарумянился,
Зарделся!

А. Прокофьев


       Ромашка
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке —
Белый с желтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

 М. Познанская

       Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики — цветы
Очень вежливы...
А ты?

Е. Серова

* * *
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качай?

А.К. Толстой


       Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно .
Мама обняла, ,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.

Г. Виеру

       Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Е. Серова

       Одуванчик
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу...
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растешь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый...
И роняет листья в траву. »
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?..
И потом отнесу домой...
Ветер дунул неосторожно —
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.

Е. Благинина

* * *
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
приветливым подругам,
Да вот беда — привязан плот,
Он никуда не поплывет.

 Е. Серова

* * *
Голодный шмелик вздыхает тяжко:
Поесть бы кашки- Да вот Же «кашка»!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый —
Шмелям и пчелам обед готовый.

Е. Серова

 

 

 

       реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"

Информационно-методическое обеспечение по теме «Природа приамурья»:

 

       - «Природа приамурья» —  ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ.

                                                                                                                                                                         

 

       ЛИТЕРАТУРА

Громова О.Е. Спортивные игры для детей. М., 2002. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лек­сикона. М., 2005.

Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста. М., 2005.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование де­тей 2-4 лет. М., 2004.

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для лого­педического обследования детей 2—4 лет. М., 2004.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селивер­стова. М., 1981.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохи-на М., 1984.

Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по раз­витию речи детей 5—6 лет / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломати­на, Н.П. Савинова. М., 2004.

Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авторы-сост. О.Е. Громова, Г.Н. Со­ломатина, И.В. Переверзева. М., 2005.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей М., 1972. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1987.

 

 

  Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                                                                 С уважением, О.Г. Гольская.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи").