Дошкольникам о народных праздниках и традициях. Именины
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ. ИМЕНИНЫ (старшая группа)
( Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. - М.: УЦ «Перспектива», 2008г. -348с)
Именины (День Ангела, день тезоименитства) — это день чествования святого покровителя, имя которого носит человек. Этот день также называют именинами. Важность дня состоит в праздновании духовного рождения человека.
Воспитатель просит детей вспомнить, какие народные традиции они знают, какие традиции есть у них в семье. Спрашивает детей, как им давали имя — кто его предложил, почему назвали именно так. Рассказывает детям о том, как давным-давно давали имена на Руси.
— Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Имя ребенку всегда долго выбирают. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки, или в честь какого-нибудь родственника или знакомого.
В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано удачно, то ребенок будет счастливым.
Был такой обычай — когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или первую встречную, как их зовут, и это имя давали своему ребенку.
Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это обычно день рождения какого-нибудь святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения какого-нибудь святого, то ему давали его имя и считалось, что этот ребенок будет счастливым.
Все люди празднуют свой день рождения. На Руси существовал обычай праздновать не только день рождения, но и день именин. Не всегда день рождения и день именин совпадали.
Когда праздновали именины, имениннику дарили различные подарки, и существовал такой обычай — именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей и разламывали пирог над его головой. Чем больше каши высыпалось на именинника, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день нужно было что-нибудь разбить, хотя бы маленькую рюмку. Поэтому и сейчас, когда разбивается посуда, то люди говорят: «На счастье!»
Каждое имя обязательно что-то обозначает, например, Александр — защитник, Алексей — серьезный, покладистый, Людмила — добрая, заботливая.
—Воспитатель предлагает детям спросить дома у родителей, что обозначают их имена.
Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Евангелие от Луки (X, 20)
ПРАВОСЛАВНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. У ребенка день ангела (домашний праздник)
День Ангела Хранителя, или именины, – это день памяти святого небесного покровителя, имя которого человек получает при Таинстве Крещения. «Совпадающий с днем рождения или ближайший следующий за ним день памяти святого, с чьим именем совпадает имя ребенка», – считается днем его Ангела.
В православной традиции день рождения всегда отмечался намного скромнее, чем День Ангела, потому, что дню святого небесного покровителя придавалось гораздо большее значение, чем дню физического рождения. По учению Святой Церкви, христианское имя человека, полученное при святом Крещении, соединяет человека с Богом. Святое имя содержит в себе Благодатную Силу, действующую на душу его обладателя посредством небесных покровителей (так и злое, не благое имя, соединяет человека с демоническим началом, – в этом опасность даже притворного отречения от своего христианского имени в виде разных кличек, прозвищ, псевдонимов).
Желательно, чтобы ребенок умел обращаться к своему Небесному Покровителю, например: «Архангеле Божий Михаиле, моли Бога о мне», или: «Святая мученица Александра, моли Бога о мне», или: «Святый мой Ангел, будь со мною, не остави меня, храни меня, младенца… (святое имя)».
Накануне именин можно почитать ребенку житие его святого покровителя, поговорить об Ангеле Хранителе и напомнить, что Ангел Хранитель дается Господом при крещении каждому христианину. Ангел Хранитель очень любит его (ребенка) и всегда остается самым преданным другом, с которым ребенок может поделиться своею радостью или переживанием. Ангел Хранитель невидим человеческому взору, но он всегда, днем и ночью, находится рядом с человеком, оберегает его от бед и несчастий, плохих мыслей и дурных поступков, отводит от греха и радуется всему хорошему, доброму, что совершает человек. Ангел Хранитель всю жизнь будет помогать ему (ребенку) и молить о нем Бога, но надо бояться чем-то плохим, недобрым оскорбить своего Ангела, чтобы он не отошел от него, не оставил.
Ребенок, что вполне естественно, ждет в этот день праздника, поздравлений, подарков… Но родитель должен понимать, что главное для маленького христианина в этот день (в крайнем случае – ближайший) – приобщение Святых Христовых Тайн, т.е. Причащение.
И уж, конечно, потом хорошо устроить дома настоящее торжество. Вот краткое воспоминание о старых традициях: «Обычно, на именины, без особого приглашения, приходили родственники, а непременными участниками торжества были крестный отец и крестная мать. Пекся знаменитый „именинник“ – так назывался именинный каравай, который к началу нынешнего столетия превратился в торт, но свечи на него не ставились».
Очень важно привлечь самого ребенка к организации праздника. Пусть он внесет свой посильный вклад в уборку и украшение дома, в приготовление праздничного стола.
Заранее с именинником разучивают песни и стихи, которыми он может порадовать гостей, продумываются игры, готовятся веселые задания и викторины. Можно художественно исполнить приглашения для гостей, и пусть сейчас много готовой печатной продукции, но то, что сделано самим ребенком – особенно ценно, умилительно и надолго оставляет у всех теплые воспоминания. Постарайтесь не забыть возжечь свечу или лампадку у иконы Ангела Хранителя, можно поставить и букетик цветов. Но самое главное в этом празднике – не количество денег, которые вы потратите на всякие приготовления, а радость, теплота и особый душевный настрой, который вы сумеете создать в доме.
Торжественная часть
Начинается молитвой:
Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты меня днесь просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.
После молитвы Ангелу Хранителю могут быть поздравления и подарки, после чего всех гостей приглашают к столу.
Взрослый читает молитву на благословление трапезы:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволение.
Благослови, Господи, пищу и питие сие молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых. Аминь». (Крестят стол.)
Как бы ни вкусны были угощения, дети зачастую расправляются с ними молниеносно. Наступает долгожданный и любимый всеми «концерт детской самодеятельности». Дети читают стихотворения (предлагаемые или по своему выбору).
Ангел Хранитель
Мой Ангел дорогой!
Все время будь со мной:
Ты днем меня хранишь
И ночью ты не спишь.
Когда тебе молюсь –
Я бесов не боюсь.
С тобой я буду жить,
Всегда тебя любить.
Ангел мой Христов,
Хранителю мой святый,
Покровитель душ
И чувств моих и сил!
Все ты мне прости,
Как мне прощал всегда ты,
Если этот день мой
Не безгрешен был.
В. Шамонин
Молитва Ангелу Хранителю
Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
И твоим благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры беспредельной
Чистоту и теплоту.
И. Никитин
Материнская молитва
Молись, дитя! Тебе внимает
Творец бесчисленных миров
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой Хранитель
Все эти слезы соберет
И их в надземную обитель
К Престолу Бога отнесет.
Молись, дитя! Мужай с годами!
И дай Бог в пору поздних лет
Такими ж светлыми глазами
Тебе глядеть на Божий свет.
И. Никитин
Если есть возможность включения музыкальных номеров, то это прекрасно украсит детский праздник. Если же в доме нет музыкального инструмента, то можно воспользоваться традицией русских хороводов. Скорее всего, «Каравай» вам известен, но, на всякий случай, напомним его слова.
Хороводная игра «Каравай»
Все дети: Как на (имя…) именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины!
Каравай, каравай,
Кого хочешь – выбирай! (2 раза)
Именинник: Я люблю вас всех,
А (имя) – больше всех!
Дети, взявшись за руки, идут по кругу, именинник – в центре. На каждую строку песни делают имитационное движение: поднимают руки вверх, приседают, сужают круг, расширяют его. На слова: «Каравай, каравай» – хлопают в ладоши, а именинник выбирает себе пару, с которой потом потанцует. Хоровод может повторяться неоднократно.
Увеселительная часть
Прежде, чем приступить к выбору игр, а потом и к их проведению, проверьте, не забыли ли вы об атрибутах и призах, пусть даже самых неприхотливых. Важно, чтобы их было достаточно для всех играющих.
При подборе игр автор старалась учесть то, что праздник может проходить дома, в стесненных условиях. Если же «квадратные метры» позволяют, то можно добавить и немного подвижных игр.
Игра «Фанты»
Учитывая, что в «Фанты» будут играть не очень взрослые дети, мы предлагаем вам вариант, где ведущий – взрослый – применяет для сбора фантов загадки, тем более, что они не только любимы детьми, но и полезны для их развития. Фант берется у того, кто загадку не отгадывает.
«Бросишь в землю зернышко – вырастает солнышко». (Подсолнух)
«Прячутся в початке желтые ребятки». (Кукуруза)
«Душистая приправа – микробам всем отрава». (Чеснок)
«Стучит, бренчит, вертится, никого не боится, ходит век, а не человек». (Часы)
«Утка в море, а хвост на заборе». (Ковшик)
«Два брюшка, четыре ушка». (Подушка)
«Два бодаста, четыре ходаста, седьмой хлестун». (Корова)
«Сам верхом, а ноги за ушами». (Очки)
«Крыльями машет, а улететь не может». (Мельница)
«Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает». (Лягушка)
«Крашено коромысло через реку повисло». (Радуга)
Загадок может быть больше или меньше, это зависит от количества играющих. После сбора фантов водящий отворачивается, и у него спрашивают: «Что сделать этому фанту»? Предлагаем некоторые варианты заданий для «фантов»:
• Пантомимой представить игру на каком-нибудь инструменте.
• Прыгая на одной ноге, сказать каждому по пожеланию.
• Прочитать стихотворение.
• Изобразить пантомимой зайца, медведя, лису, лошадь…
• Превратиться в «зеркало» и без смеха повторить все жесты играющих.
• Превратиться в «пластилин» и принимать те формы, которые будут придавать скульпторы.
• Изобразить пантомимой, как тает мороженое.
• Сказать скороговорки:
«Полпогреба репы, полколпака гороху»,
«Раз – дрова, два – дрова, три – дрова».
Игра «Угадай, кто ты?»
Заранее на небольших листах бумаги изображается что-либо: морковь, Чебурашка, медведь, Карлсон… В центре изображения вырезается кружок для лица ребенка. Из числа играющих считалкой выбирается тот, кто будет отгадывать картинку.
Считалочка:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять,
Но охотник не пришел,
Зайчик поле перешел,
Даже усом не повел,
В огородец наш забрел.
Что нам делать, как нам быть?
Нужно зайку изловить.
На кого выпало окончание считалки – идет отгадывать картинку. Он должен так ставить вопрос, чтобы ему отвечали «да» или «нет».
Пример. Нарисована «морковь». Ребенок спрашивает: «Я – насекомое?» – Нет. «Я – сказочный герой?» – Нет. «Я – дерево?» – Нет. «Я – овощ?» – Да. «Я – лук?» – Нет. «Я – сладкий?» – Да. «Я – морковка?» – Да! (Получает приз.) После этого меняется картинка-загадка и отгадчик.
Игра «Будь внимательным»
В руках у водящего небольшой сувенир, который достанется тому, кто внимательно будет слушать рассказ. В рассказе все услышат имя «Саша», и как только оно прозвучит, можно брать сувенир. Победит тот ребенок, кто умеет слушать и окажется самым быстрым.
Рано утром меня разбудил телефонный звонок. Я снимаю трубку, спрашиваю: «Кто говорит?» И слышу: «Это говорит Семен!» Зовет меня Семен поехать на рыбалку. Ну, что ж, прекрасно! Беру я с собой удочки, сумку, кладу в нее крючки, хлеб, сахар, масло, сало и помидоры. Выхожу на улицу. Вижу троллейбус. Вхожу, сажусь. Сажа! Испачкался в саже. Вытер сажу и еду дальше. Доезжаю до нужной остановки, прохожу к выходу, в дверях стоит высокий дядя, вот такая сажень в плечах. Я попросил его, чтобы он пропустил меня к выходу. Выхожу на остановке, а навстречу мне идет Семен. Поздоровался со мной и спрашивает:
– Ты хлеб забыл?
– Не забыл.
– А сахар?
– Взял.
– А сало тоже взял?
Не успел я ответить, как к нам подошла сестра Семена Саша, и мы все вместе отправились на рыбалку.
Игра «Зайчик в огороде»
Дети встают в круг и берутся за руки. По считалочке выбирают «зайчика».
Целую ночь в огороде на грядке
Зайцы играют в ловишки и прятки.
Бабушка утром придет за капустой,
А в огороде на грядочках пусто!
«Зайчик» прыгает в середине круга – это огород. По сигналу дети поднимают и опускают руки, а «зайчик» старается проскочить под ними. Если ему удается выскочить из огорода, он выбирает себе замену – нового «зайчика».
Игра «Садовник и цветы»
Дети выбирают среди себя Садовника. Он выходит за дверь. В это время каждый придумывает и называет, каким цветком он будет. Когда высланному Садовнику скажут «пора», он входит и говорит:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме… (называет любой цветок).
Если кто-нибудь из играющих назвался таким цветком, то он становится Садовником. Таким образом игра продолжается.
Игра «Птицы летят»
В эту игру можно играть как сидя, так и стоя в кружочке. Водящий, стоящий в середине, говорит, поднимая руки: «Гуси летят!» При этом все должны так же поднять руки и сказать: «Летят, летят!» Водящий продолжает поочередно называть разных птиц, а все остальные игроки внимательно слушать и повторять. Но если водящий вдруг называет такие предметы, которые не летают, например: «Стул летит, медведь летит, дерево летит», – тогда играющие должны, опустив руки, сказать: «Не летит!» Тот, кто ошибается, занимает место водящего.
Игра «Семь сыновей»
Дети образуют круг. Водящего, который стоит в центре, обряжают Старушкой – надевают чепец или платок. Дети идут по кругу, говорят слова потешки и имитируют ее движениями:
Жили у одной старушки
В ее маленькой избушке
Семь сыновей,
Все без бровей,
С большими носами (показывают носы),
С длинными ушами (показывают уши),
Ничего не ели,
А все только пели,
Скакали да играли…
Как?
Делали вместе
Так!
При слове «как?» круг останавливается, и все отпускают руки друг друга. При словах: «Делали вместе так!» – Старушка быстро придумывает смешное движение, которое все должны точно повторить. Старушка может сказать: «Никак!» – тогда что-либо делать запрещается. Тот, кто ошибается, становится Старушкой.
Домашняя постановка сказки
Для инсценировки-экспромта желательно выбрать простую и всем известную сказку, такую, как «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят»… Возьмем, например, сказку «Репка». Из подручного материала готовим костюмы персонажей; здесь пригодятся шарфы, платки, шапки, что-то сделанное на скорую руку из бумаги. Для огорода подойдут комнатные цветы, среди которых и начнет расти Репка. Все дети заранее распределяются по ролям. Текст можно говорить по-памяти, но лучше – читать.
Чтец: Посадил дед репку.
Дед выводит Репку и усаживает среди цветов огорода.
И говорит.
Дед: Расти, репка, сладка! Расти, репка, крепка!
Дед поглаживает Репку, может импровизировать в словах.
Чтец: Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Репка показывает, как потихоньку растет.
Пошел дед репку рвать…
Дед имитирует эти движения.
Тянет-потянет, вытянуть не может.
Дед утирает пот со лба.
Позвал дед бабку.
Дед: Бабка, иди сюда!
Выходит Бабка.
Чтец: Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут.
Все движения, с паузами чтеца, дети показывают: тянут, утирают пот, разводят руками.
Позвала бабка внучку…
Все повторяется и со Внучкой, и с Жучкой, и с Кошкой, и с Мышкой.
Тянут-потянут – и вытащили Репку!
Репка как бы подпрыгивает, когда ее вытаскивают. Репку все обнимают.
По такому принципу, без особой подготовки, можно инсценировать любую общеизвестную сказку, так как от детей требуются, в основном, артистические способности, а не точное знание и проговаривание текста (в некоторых случаях взрослый может взять на себя исполнение ведущей роли). Отсутствующие атрибуты и декорации детская фантазия легко восполнит, но, конечно же, пользы и интереса будет больше, если дети примут участие и в предварительной подготовке спектакля.
В конце детского праздника, когда будут переиграны все игры, выпиты соки, съедены фрукты и пирожные – не забудьте прочитать благодарственную молитву:
Благодарим, тя, Христе? Боже наш, яко насытил еси от земных Твоих благ. Не лиши? нас и небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас. Аминь.
Стихотворение на прощание:
Венок
Там, где к полю подходит лес,
Собирали цветочки дети.
Вдруг спускается к ним с небес
Дивный Ангел, как солнце светел.
– Ангел! Ангел! – раздался крик.
Дети жадно к нему теснятся…
Он же с ласкою к ним приник:
– Мир вам, милые Божьи чадца!
Сядьте здесь, на траве, в кружок.
Я открою, а вы – вниманье! –
Как сплести из цветов венок,
Ввек не знающий увяданья.
Красота эта расцвела,
Чтобы вас просветить во многом.
Колокольчики-колокола,
Глас, зовущий к беседе с Богом!
Пусть живет он в душе у вас –
То любви христианский глас.
Незабудки – напоминанье
О спасительном том страданье,
Что с любовью за нас понес
Наш Господь Иисус Христос.
Вот и лилия полевая,
Что, своей белизной сияя,
Удивительно хороша –
Так должна быть чиста душа.
Васильки в желтом море хлеба –
Островки голубого неба,
Отблеск рая и девства цвет,
Украшение юных лет.
Увяданья пора настанет,
Дождь и холод, мороз и снег,
Но такой венок не увянет,
Будет свежим во весь свой век.
В. Афанасьев
- Забытые традиции. День Ангела-хранителя.
Предлагаю для начала отправиться в прошлое и вспомнить забытые традиции, а именно, как праздновали именины наши предки. Знаете ли вы, что в старину на Руси день ангела считали более важным, чем день рождения?
В различных летописях описывается, что до ХVII века на Руси день именин отмечался молитвой и причастием в Храме. Потом к церковным обрядам прибавились еще и домашние.
Утро именинника начиналось с похода в церковь. Утро именинника по-прежнему начиналось с похода в церковь, куда он отправлялся вместе с родными. Там он причащался, ставил свечи, прикладывался к иконе своего небесного покровителя, а родственники заказывали молебен за его здравие.
Накануне праздника семья виновника торжества варила пиво, пекла ему калачи, караваи. Вот откуда, оказывается, пошло «… испекли мы каравай…»
Днем именинные пироги разносились друзьям и родственникам прямо по домам. Пирогу по возможности придавали оригинальную форму: овала, восьмигранника, вытянутого прямоугольника. Несладкий пирог делали закрытым, сладкий — полузакрытым. На пироге писали имя именинника.
Начинка и величина пирога имели особый смысл. Величиной присылаемого пирога измерялась знатность и уважаемость человека, которому посылался пирог. Крестному отцу и матери в знак особого уважения обычно посылали сладкие пироги.
В некоторых регионах вместо пирогов родным рассылали большие сдобные булки без начинки, сверху утыканные изюмом. В каждый дом приносили по одному такому пирогу-имениннику.
Пирог служил своеобразным приглашением на именины. Принесший пироги ставил их на стол и говорил: «Именинник приказал кланяться пирогами и просил хлеба кушать».
Вечером приглашенные собирались в доме именинника, там устраивался праздничный ужин с песнями и танцами. Вечером приглашенные собирались в доме именинника, там устраивался праздничный ужин с песнями и танцами.
В старину говорили в народе: «Без блина — не масленица, без пирога — не именинник». Именинные пироги могли быть мясные, с картошкой, салом, грибами, ягодами, но лучшей начинкой для пирогов считалась свежая или соленая рыба.
Украшением стола служил обязательный огромный именинный пирог с изюмом, который позже превратился в торт. Правда, тогда свечи на него не ставились.
Этот пирог разламывали в разгар торжества над головой его виновника. Начинка сыпалась на именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».
Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником.
В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире.
Народу разносились огромные именинные калачи. Иногда, чтобы выказать милость своему народу, царь раздавал пироги собственноручно.
Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями. Например, именины императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны превращались в государственные праздники.
Увы! В 1917 году все закончилось! Если в дореволюционной России традиционно отмечали не день рождения, а именины или День Ангела, то после революции против именин была начата серьезная идеологическая борьба. И при советской власти именины превратились в день рождения.
Обряд крещения же был признан контрреволюционным. Его пытались заменить особым советским ритуалом, который называли «октябрины» и «звездины».
Суть этих обрядов заключалась в том, что новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители». Иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и прочее в том же духе.
В 20−30-х годах празднование именин даже подвергалось официальному гонению.
Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».
Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества еще мал, ему поют песенку: «как на ... именины испекли мы каравай».
Слава Богу, что мы живем в иные времена - в эпоху возрождения национальных и культурных традиций. Общество повернулось лицом к семье и духовным ценностям.
И мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела. Так не будем же забывать об этой прекрасной, способствующей укреплению семьи старинной традиции - праздновать именины.
Важно: обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Народные праздники и традиции").