Методика обследования речедвигательной сферы дошкольников (Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С.)
Учебно - методический комплект диагностических методик ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Учебно - методический комплект по организации обследования речевого развития дошкольников будет интересен и полезен преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мимика обеспечивается мимической мускулатурой - группой мышц, располагающихся на голове, прикрепленных к костям черепа, отвечающих за мелкие движения губ, ушей, ноздрей и проч. Мимическую мускулатуру и жевательную мускулатуру объединяют общим понятием - лицевая мускулатура. К мимической мускулатуре у разных животных относят разные мышцы, но есть ряд общих мышц (в том числе эти мышцы развиты и у человека):
- круговая мышца рта - отвечает за сжимание губ и закрытие ротового отверстия (не путать с работой челюстей). Есть как у животных, так и у человека;
- скуловая мышца - оттягивает угол рта назад (оскал у животных, улыбка у человека);
- носогубный подниматель - в наличии у животных и у человека, отвечает за расширение ноздрей и поднимание верхней губы;
- щечная мышца - является основой щек и у животных, и у человека. Стягивает уголки рта назад.
1. ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
Приемы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследования объема и качества движения мышц лба | а) нахмурить брови, б) поднять брови, в) наморщить лоб. | Правильно или нет, движения с синкенизиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются. |
2. Исследования объема и качества движения мышц глаз | а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть. | Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии. |
3. Исследования объема и качества движения мышц щек | а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки. | Правильно, изолированное надувание одной щеки не удается, сильно напрягается противоположно выпяченная щека. |
4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз | Выразить мимикой лица: а) удивление, б) радость, в) испуг, г) грусть, д) сердитое лицо. | Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая. |
5.Исследования символического праксиса | а) свист, б) поцелуй, в) улыбка, г) оскал, д) плевок, е) цоканье. | Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкинезий, гиперкинезов, саливаций; движение не удается. |
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Прием | Содержание задания | Характер выполнения |
Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1. Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу) | а) сомкнуть губы, б) округлить губы (как при [о]) и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, и) многократно произносить губные звуки. | Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.
|
2. Исследование двигательной организации челюсти | а) широко раскрыть рот (как при [а]) и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью вправо, в) сделать движение нижней челюстью влево, г) движение нижней челюстью вперед. | Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удается. |
3. Исследование двигательной организации языка. Сначала по показу, затем по словесным инструкциям | а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой, д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперед- назад, вверх-вниз, вправо- влево. | Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатический диапазон, в мышцах - содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно, неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются. |
4. Исследование двигательной организации мягкого неба | а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается), б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме - рвотный рефлекс), в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть. | Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются. |
5. Исследование продолжительности и силы выдоха | а) сыграть на любом инструменте-игрушке, б) поддувать пушинки, листок бумаги. | Сила и продолжительность выдоха. |
Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения - в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК
Приемы | Инструкция | Задания | Характер выполнения |
1. Исследование статистической координации движений (удерживание пальцев в разных положениях под счет) |
предложенные задания - по показу, затем по словесной инструкции | а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15, б) аналогично - левой рукой, в) на обеих руках одновременно, г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15, д) выставить первый и пятый пальцы и удерживать от 1 до 15, е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 - 8 раз), ж) второй и пятый пальцы, з) положить вторые пальцы на третьи (5 - 8 раз), и) положить третьи пальцы на вторые (5 - 8 раз). | Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб.
Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного движения к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу. |
2.Исследование динамической координации движений | Все предложенные задания - по показу, затем по словесной инструкции | а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5 - 8 раз), б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы, в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь, г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно. |
4. ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Приемы | Содержание задания | Характер выполнения |
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб | а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения. | Отметить качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое. |
2. Исследование произвольного торможения движений | Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу. | Отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу. |
3. Исследование статической координации движения | а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. Руки вытянуты вперед. Время выполнения - 5 сек. По 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуты. Время - 5 сек. | Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, отказывается выполнять. |
4. Исследование динамической координации движений | а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями, б) выполнять подряд 3 - 5 приседаний, не касаясь пятками пола. | а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается. б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу. |
5. Исследование пространственной организации по подражанию | а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа. б) то же выполнить слева, в) то же, но по словесной инструкции. | Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения. |
6. Исследование произвольного темпа движений | а) в течение длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить), б) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течение 15 сек. в произвольном темпе. В течение следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 сек. - в первоначальном темпе. | Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный. |
7. Исследование ритмического чувства | а) простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок, б) музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить. | Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном ритмичном рисунке. |
Литература.
Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008. – 224 с.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».