Экскурсии с дошкольниками по историческим и культурным достопримечательностям Москвы
Задание.
Составьте конспект НОД, используя методические разработки проведения экскурсии из пособия: Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности / Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. - М.: Аркти, 2003. — 176 с. (Развитие и воспитание дошкольников).
ЭКСКУРСИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ИСТОРИЧЕСКИМ И КУЛЬТУРНЫМ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ МОСКВЫ
Цели и задачи:
- пополнить знания дошкольников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа;
- стимулировать интерес к изучению родного города, стремление к сохранению его красоты, памятных мест; познакомить детей с планом Москвы;
- вызвать чувство гордости за защитников Родины, благодарности им;
- воспитать уважение к творцам архитектурных и садово-парковых ансамблей;
- закрепить правила поведения в общественных местах, городском транспорте;
- отдохнуть в красивейших зеленых уголках Москвы, вблизи памятных мест.
- ЭКСКУРСИЯ на главную площадь Москвы
К Красной площади желательно подъехать на заказанном заранее автобусе.
Далее — пешая часть экскурсии.
1-я остановка недалеко от Покровского собора.
Воспитатель: Мы на Красной площади. Слово «площадь» означает следующее: это незастроенное, большое и ровное место в городе, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы, что мы и видим.
За зубчатой стеной — Кремль. Кремлевская стена сложена из красного кирпича. Среди любимых цветов древней Руси первенствовал красный. Понятие «красный» имело и другое значение: прекрасный, красивый, чистый, добрый. Если говорилось, например, что у соседа красная изба, то все понимали, что речь идет о жилье чистом, белом, красивом. Самое почетное место в доме — «красный угол ». А в нем « красная лавка», на которую сажали дорогого гостя.
У большой избы должно быть «красное крыльцо», т.е. переднее, приемное, парадное. Оно строилось с навесом и выходило не во двор, а на улицу. Естественно, что лучшую площадь возле Кремлевских стен назвали Красной.
Что же было на площади раньше? Читаем записки, сделанные путешественником Олеарием: «Красная площадь — главный рынок города. Тут день-деньской толпится народ, торговцы ставили свои скамьи, женщины продавали домашние изделия — пироги, напитки, угощали лесным медом. Все это приводило к тому, что в торговые дни на площади была толкотня, шум и ералаш. Пришлось оглашать указ о том, что поставленные в неуказанных местах лавки и скамьи сломать».
В наши дни на Красной площади проходят военные парады, праздники и гулянья.
А теперь повнимательнее рассмотрим стены и башни Московского Кремля.
Существующие кирпичные стены и башни были возведены 500 лет назад, протяженность их более — 2 километров. (Сравниваем это расстояние с протяженностью путешествия во время похода в Измайловский парк.)
Высота стен от 5 до 19 метров (т.е. это высота 2-этажного дома на возвышенностях, а в низменных местах — высота 5-этажного дома).
Завершаются стены зубцами с узкими бойницами. Зубцы имеют высоту 2-2,5 метра (в два раза больше, чем рост ребят). Общее количество зубцов — более 1000.
Не всегда Кремлевские стены выглядели такими, какими мы видим их сегодня.
Сначала, при Юрии Долгоруком, в XII веке на месте существующего в нашe время Кремля была маленькая деревянная крепость. Ее построили на живописном холме, поросшем лесом, на месте впадения Неглинной реки в Москву-реку. Здесь мирно паслись лоси и медведи. Место было видное, лесное, рыбное, охотничье, медовое, перекресток речных и конных дорог с запада на восток и с севера на юг.
«Не сразу Москва строилась», — вспоминается эта поговорка, когда глядишь на зубчатые кремлевские стены.
При князе Иване Калите на месте деревянной крепости был построен Кремль из дубовых бревен. Дубовый Кремль строили 2 года. Но устоять против огня дубовый Кремль не мог.
При князе Дмитрии Донском Кремль расширился, и взамен деревянных были построены мощные стены из белого камня. Но и этот Кремль был разрушен.
На его месте был выстроен тот Кремль, который мы сегодня видим — красно-кирпичный (это четвертый по счету московский Кремль).
2-я остановка. Подходим к Спасской башне. Кремлевские стены укреплены крепостными башнями, различными по своему очертанию: круглыми, прямоугольными, многогранными.
Поговорим более подробно о Спасской башне. Она имеет 10 ярусов, из которых три занимает механизм часов-курантов. Размер цифер на циферблате — 1 метр. Бой часов осуществляется одиннадцатью колоколами. Весь механизм часов весит 25 тонн.
Высота Спасской башни с рубиновой звездой — 71 метр (25-этажный дом). Внутри звезд лампы, которые включают вечером, и звезды загораются. Это очень красивое зрелище.
В старину эта башня была грозным оборонительным сооружением, готовым всегда дать отпор противнику. Если враг прорывался в башню, то внезапно опускалась кованная решетка, отрезавшая и преграждавшая путь врагу.
Итогом экскурсии может стать праздник «Дорогая моя Москва!».
Готовясь к празднику, ребята учат стихи и песни о Москве, рисуют Московский Кремль, делают аппликацию «Спасская башня», играют в игру, во время которой они мысленно осуществляют еще одно путешествие — только теперь уже вокруг Кремля, слушают отрывки из книги «Красная площадь» А. Карданова, рассматривают иллюстрации.
В празднике принимают участие команда «Светлячок», команда «Искорка», команда зрителей.
В начале праздника звучат отрывки из стихотворений наших любимых поэтов, посвященные Москве.
А.С.Пушкин:
Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!..
М.Ю.Лермонтова:
Москва! Москва!
Люблю тебя как сын,
Как русский — сильно,
Пламенно и нежно!..
Исполняется «Гимн о Москве» («...Дорогая моя столица»).
Затем начинается соревнование 2 команд.
На полу лежат 6 карточек, на них написаны буквы (м, о, с, к, в, а); они лежат так, что букв не видно. Вызывается участник из команды «Искорка». Он должен, переворачивая карточки, найти букву, с которой начинается название нашего города. Все ребята тоже участвуют в этом задании: если это не та буква, они хлопают тихо, а если открыта нужная буква, звучат громкие аплодисменты.
Задание для команды «Светлячок» —сложить из букв, написан ных на карточках, название нашего города.
Чтобы ребята не устали, между конкурсами предусмотрены музыкально-литературные паузы.
После первого соревнования — литературная пауза. Ребята группы «Светлячок» читают стихотворение Ф. Глинки «Москва».
После паузы проводится викторина о Москве. Она состоит из двух частей.
1-я часть — Москва старинная. Ребятам предлагается ответить на вопросы:
- Из какого строительного материала был построен первый Кремль? (Из дерева.)
- Кто считается основателем Москвы? (Ю. Долгорукий.)
- Какого цвета был первый каменный Кремль? (Белого.)
- Какого цвета Кремль сейчас? Из какого материла? (Из красного кирпича.)
— Что означало слово «красный» в старину? (Красивый.)
После ответов ребят звучит еще одна песня о Москве — «Москва майская».
2-я часть — транспорт в Москве. Вопросы:
- Назовите виды московского транспорта, работающего на двигателях внутреннего сгорания; на электродвигателях?
- Кого можно было увидеть на дорогах в те времена, когда еще не были изобретены двигатели? (Транспорт работал на конной тяге.)
- Как называется подземная железная дорога в Москве? (Метро.)
После ответов ребят проводится игра «Метро». Ребята изображают пассажиров метро.
Следующий конкурс проводится в виде эстафеты.
Команды выкладывают Спасскую башню (части этой башни ребята заранее сделали из картона и наклеили на цветную бумагу).
После окончания эстафеты ребята отдыхают, а в празднике принимает участие команда зрителей. Они просят детей назвать их любимое место в Москве и объяснить, почему они его любят. Дети называют Воробьевы горы, Арбат, но чаще всего — Измайловский парк. Наступает очередь следующей музыкальной паузы, дети поют песню «Измайловский лес».
Последнее задание для 2 команд — разгадать кроссворд о Москве.
1. Как называлась крепость в старинных русских городах? (Кремль.)
2.Какие две реки протекают около Кремля, мимо которых мы проезжали? (Москва, Яуза.)
3. Как называются башенные часы с музыкальным механизмом? (Куранты.)
4. Как называется лесопарк, в котором произошло рождение русского флота? (Измайловский.)
5. Как называется Кремлевская башня с курантами? (Спасская.)
- ЭКСКУРСИЯ. За 2 часа вокруг Москвы древней
Предварительная работа:
- чтение книг: В. Меерзон «На чем город стоит и чем знаменит», Н. Кончаловская «Наша древняя столица», О. Ионайтис «Прогулки по Москве в картинках для детей. (Кремль)», В. Муравьев «Всепрекрасное место Московское»;
- рассматривание иллюстраций с изображением Московского Кремля;
- знакомство с планом Москвы (место Кремля на плане Москвы);
- знакомство детей со схемой роста Москвы (как дерево — кольцами);
- знакомство с «временным колодцем» (пособие, позволяющее усвоить историю Москвы в веках);
- экскурсия «Кто ты, Юрий Долгорукий?» (к памятнику Ю. Долгорукому на Тверской улице);
- изготовление макета деревянного города.
А теперь — в поход вокруг стен Кремля!
Чтобы дети не были пассивными экскурсантами, можно их группу разделить на подгруппы, вручив каждой контурный план Кремля и фломастер. Перед началом движения дети сопоставляют план с местностью.
Подойдя к башне (начало маршрута), определяют ее место на плане. Рассмотрев башню и определив, что она — угловая, круглая, непроездная (без ворот), не имеет звезды, отмечают ее значком на плане.
— Кремль — это начало, центр города, соборы, дворцы, памятники, но прежде всего — это одна из самых мощных на Земле крепостей.
У стен этой крепости мы и стоим с вами сейчас. Если бы мы могли, как птицы, пролететь над Кремлем, то увидели бы, что территория, ограниченная стеной, напоминает треугольник с изломанными сторонами. На каждой стороне расположено 7 башен. Угловые башни круглые, остальные — квадратные или прямоугольные.
Как хорошо видны сейчас отсюда башни Кремля! У каждой из них свое имя и своя давняя история. Путешествие от башни к башне и станет маршрутом нашего похода.
Посмотрите на план Кремля. Поверните его так, чтобы река на плане была расположена так же, как река Москва. Найдите на плане мост, который справа от нас, и башню слева от нас.
Эта башня называется Беклемишевская. Она угловая — с нее начинается южная сторона Кремлевской стены. Она круглая, не имеет ворот и увенчана флажком. (Отмечаем значком эту башню на плане.)
На южной стороне вдоль Москвы-реки, защитницы, водной дороги города, выстроились одна за другой:
Петровская башня — она квадратная, без ворот, увенчана флажком. (Отмечаем ее на плане.);
две Безымянные башни: 1-я Безымянная и 2-я Безымянная. За пятьсот лет им так и не придумали имен. Это сторожевые башни, не проездные, увенчаны флажком. (Отмечаем их.) Выпала этим башням нелегкая судьба. Дважды их разрушали иноземные захватчики (в 1612 и 1812 гг.), но каждый раз москвичи отстраивали эти башни заново; самая мощная на южной стороне башня — Тайницкая (от слова тайна). Были в этой башне тайный колодец с водой на случай долгой осады и подземный ход, ведущий к Москве-реке. С этой башни начиналось строительство стен Московского Кремля в 1485 г. Прежде здесь был самый удобный спуск к реке. Ранее эта башня была проездная, а потом, уже в нашем веке (1930-1933 гг.) были заложены ворота. (Отмечаем на плане). Башня квадратная, без ворот, с флажком; следующая башня — Благовещенская. Названа она так в честь иконы Благовещения. Во времена царя Ивана Грозного в этой башне находилась государственная тюрьма. Эта башня квадратная, не проездная, увенчана флажком. (Отмечаем на плане.);
и последняя на этой стороне — угловая Водовзводная башня. Ее название рассказывает о ее «секрете». Но так она называется с середины XVII века, после того как водоподъемная машина, помещенная в башне, наполнила водой выложенный свинцом водоем. Оттуда по трубам вода побежала в Кремлевский дворец. И эта башня была разрушена — взорвана в 1812 году по приказу Наполеона. Но вскоре после изгнания французов она была восстановлена. Эта башня круглая, увенчана рубиновой звездой. (Отмечаем на плане.) Итак, с южной стороны древнюю Москву защищали 7 башен и высокие стены Кремля.
Вопрос: Большой Кремлевский дворец — 3-этажный, стены высокие. Почему же мы видим с вами этот дворец отсюда, с Кремлевской набережной? (Все постройки Кремля рас положены на Боровицком холме, а стены — у подножья холма.)
— Посмотрите, как стена Московского Кремля повторяет изгиб Москвы-реки. Река течет в направлении от Водовзводной к Беклемишевской башне.
Вопросы:
- На каком берегу Москвы-реки мы находимся? (На левом.)
- Высокий он или низкий? (Высокий.)
Противоположный берег в давние времена был низким, болотистым, заливался весной талой водой/В Замоскворечье — так называется эта часть Москвы — есть сейчас место, которое называется Болотной площадью.
Вопрос: Почему та часть Москвы называется Замоскворечьем?
— Вот оттуда, из-за Москвы-реки, часто приходил враг к древнему городу. Но жители с высокого холма могли заранее увидеть врага и успеть приготовить ему соответствующую встречу. И Москва-река — защитница — была первой преградой врагу. Но она и труженица: дорога в древнем городе. По ней везли грузы в город.
Обходим круглую Водовзводную башню, расположенную на углу треугольника, и ...вдоль всей этой стороны Кремлевской стены расположен Александровский сад. Сад был посажен на месте реки Неглинной, заключенной в трубу в начале XIX века (1816-1820). Так где же сейчас река Неглинная? Да, под землей, течет в широком коридоре, называемом коллектор.
У Боровицкой башни шатер установлен на ступенчатой пирамиде ярусов. Она проездная, но ворота установлены не под башней, а сбоку от нее. К воротам этой башни вел когда-то подъемный мост через реку Неглинную. Видите, вон там белые прямоугольнички, отверстия, похожие на замочные скважины. Через них были протянуты цепи от этого моста. На этой башне тоже установлена звезда. (Отмечаем на плане.)
Дальше расположена Оружейная башня. Называлась она когда-то Конюшенной — по находившимся рядом царским конюшням, а в 1851 году ей свое имя подарила построенная рядом Оружейная палата.
Первоначально вот эта башня называлась Колымажной, так как со стороны Кремля к ней примыкал Колымажный двор, где хранились возки, кареты, колымаги и другие средства передвижения. Название Комендантская она получила в XIX веке, когда в Потешном дворце, находящемся неподалеку от башни, поселился комендант Москвы. (Отмечаем ее на плане.)
Чтобы подойти к следующей башне, надо подняться по Троицкому мосту; он был построен в 1868 году от Кутафьей башни. Эта башня была возведена для защиты моста через реку Неглинная. Поэтому, единственная из всех кремлевских башен, стоит она в стороне от стены. Кутафья башня имела две боевые площадки и была окружена глубоким рвом. Через ров к боковым воротам были перекинуты подъемные мосты. Сейчас она совершенно пустая: все ее внутренние конструкции выломали почти 200 лет назад. Отличается она от остальных башен не только своим расположением, но и размерами, и архитектурой. Венчает ее не шатер, а каменная «корона». Вначале башня носила разные названия. Потом ей дали имя «Кутафья». Это значит «неуклюжая», не по моде одетая. Теперь про башню так не скажешь: ее, как и весь Кремль, отреставрировали, восстановили декоративный пояс с белокаменными деталями. И стала башня молодой и нарядной. Но имя все равно за ней сохранилось — Кутафья. (Отмечаем на плане эту предмостную башню.)
Троицкая башня — самая высокая среди своих сестер: она почти на 10 метров выше Спасской. Есть у нее тоже своя тайна: в середине прошлого века под башней обнаружили специальные помещения с отличной акустикой. В этих помещениях царские охранники слушали, не ведет ли враг подкоп. (Отмечаем: эта башня квадратная, проездная, увенчана звездой.)
Это сооружение в Александровском саду называется грот, т.е. подземная пещера, углубление в горе. Чаще всего гроты образуются в известняковых скалах под действием воды. Но этот грот — искусственное сооружение, построенное людьми. При устройстве Александровского сада у подножия Средней Арсенальной башни был сооружен увеселительный грот. Две последние башни на этой стороне называются Арсенальными. Свое название они получили от находящегося неподалеку Арсенала. Средняя Арсенальная башня — квадратная, непроездная, увенчана флажком. (Отмечаем ее на плане.) Угловая Арсенальная башня не круглая, а многогранная (18 граней) — одна из самых могучих и высоких. Почти у каждой кремлевской башни есть свой «секрет». Есть он и у Угловой Арсенальной: в ее каменных стенах находится бьющий и сегодня родник прекрасной ключевой воды. (Отмечаем на плане ' эту угловую не проездную башню, увенчанную флажком.) Итак, и по этой стороне Кремлевской стены расположено 7 башен (3 — со звездами, 2 — проездные).
В Александровском саду, около Кремлевской стены, находится Могила Неизвестного Солдата — символ подвига, который совершили наши воины-защитники в годы Великой Отечественной войны.
Здесь покоится прах неизвестного защитника Москвы, перевезенный из братской могилы, расположенной на 41-м км Ленинградского шоссе.
Днем и ночью горит над могилой Вечный огонь славы. Рядом с могилой — гранитные блоки. В них — священная земля городов-героев. Москва — тоже город-герой.
Пройдет много лет. Но всегда будут приходить люди к памятникам героям Великой Отечественной войны. Они будут вспоминать о героических подвигах тех, кто защитил свободу Отечества. (Минута молчания.)
Помните!
Через годы, через века
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда.
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте-достойны!
Мы выходим из Александровского сада. Прямо перед нами памятник — всадник на коне. Это памятник — маршалу Советского Союза Г.К. Жукову.
— Теперь мы с вами поднимемся на холм. Посмотрите, чем выложена дорога. Такое покрытие называется брусчатка.
На этой стороне Кремлевской стены тоже 7 башен. Одна — это Угловая Арсенальная, а следующая — Никольская. Из всех башен ее выделяет необычная надстройка. Свой ажурный декоративный наряд она получила в начале XIX века. Свое название — от иконы Николая Чудотворца, помещавшейся над въездом."Как и во всех проездных башнях, здесь был подъемный мост через ров, а на воротах — защитные решетки (герсы). Башня увенчана звездой. (Отмечаем на плане эту башню.)
Далее — Сенатская башня. Она получила свое название в конце XVIII века в связи с тем, что рядом находилось здание Сената. Сейчас это здание резиденции Президента, над куполом которого развевается Государственный флаг России. Перед Сенатской башней расположен Мавзолей В.И. Ленина. За Мавзолеем и трибунами вдоль Кремлевской стены расположен некрополь —- место погребения выдающихся людей нашей страны и других стран.
А вот это самая известная кремлевская башня, со своими знаменитыми курантами. Уж ее-то знает и стар, и млад во всей нашей стране. Это Спасская башня, которая дано уже стала символом Москвы, ее гордой эмблемой. Спасские ворота с древних времен считались главными, особо почитались в народе. Через них въезжали в Кремль цари, иностранные посольства, устраивались торжественные шествия.
Башню нарядно украсил белокаменным кружевом, фигурами зверей, пирамидками русский архитектор Важен Огурцов.
На башне — часы. Как гулко слышен здесь мелодичный перезвон курантов! Секундная тишина — и вдруг по всей башне, от верхнего, десятого этажа до основания, прокатывается мощный гул. Это ударил главный молот в главный колокол. Еще удар... Еще... (Отмечаем эту башню на плане.)
К югу, т.е. вниз к Москве-реке, — стройная Набатная башня. На ней размещались колокола, возвещавшие о пожарах в Кремле, Китай-городе, Белом городе.
За ней — грузная Константино - Еленинская, которая когда-то, как и Спасская, была проездной. На ее стене и сейчас видны следы заложенных ворот. Раньше у нее был подъемный мост через ров. Ну вот и по этой стороне — 7 башен. Всего получилось 18 башен, так как угловые мы считали дважды. А почему же говорят, что в Кремле 20 башен?
Вот еще одна: скорее, даже не башня, а беседка-шатер, поставленная прямо на стене возле Спасской башни. Эту беседку, из которой на Красную площадь смотрели цари, так и называют Царской. А еще та башня, которая расположена отдельно перед мостом у Троицкой башни. Да, правильно, Кутафья.
Таким образом, в Московском Кремле 20 башен: 18 основных, одна — на стене, одна — предмостная.
Из них пять со звездами: Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая и Водовзводная; 4 башни — проездные: это те же, что и со звездами, кроме Водовзводной.
Длина кремлевских стен с башнями более 2 км, а у кремлевских стен более тысячи зубцов.
Красная площадь — это сердце Москвы. Свое название она получила еще в XVII веке. Слово «красная» значило «красивая». Она прямоугольной формы. По ее длинной стороне — Кремлевская стена, перед ней — Мавзолей. Его построили в 1924 году (архитектор А.В. Щусев). Исторический музей построили в 70-80 годах XIX века. Это один из самых крупных музеев страны. Экспонаты музея рассказывают о жизни людей на землях России с древних времен.
Напротив Исторического музея — замечательный памятник русской архитектуры XVI века — храм Василия Блаженного (Покровский собор). Сейчас это филиал Исторического музея. Около храма Василия Блаженного — первый скульптурный памятник столицы, который установили в 1818 году в честь народных героев — торгового человека Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. (Воспитатель кратко рассказывает о них.)
А с четвертой стороны площадь ограничивают торговые ряды Государственного универсального магазина — ГУМа.
Красная площадь, как и все московские улицы, имеет свой паспорт. Его номер — первый. Длина площади около 700 метров, ширина — более 100 метров. Это одна из самых больших площадей Москвы.
С Красной площади начинается отсчет километража автомобильных дорог, разбегающихся от Москвы во все уголки нашей страны.
Красная площадь — свидетельница многих исторических событий. Одно из них — парад Победы. Не забудет Москва июньский день 1945 года, когда прошли по Красной площади сводные полки всех фронтов— участники парада Победы. Гремел многотрубный оркестр. И вдруг он смолк. Секунды тишины... и застучали барабаны. Под их дробь 200 солдат несли 200 знамен фашистских дивизий. Подойдя к Мавзолею, они бросили к его подножию эти трофейные знамена, и первым рухнул на мокрую брусчатку, под струи летнего дождя, личный штандарт Гитлера.
ЭКСКУРСИЯ в Александровский сад
Экскурсию можно проводить в любое время года, но лучше это сделать в связи с праздником День города или к Дню Победы 8-9 мая. Осенью и весной дети получают больше впечатлений от красоты природы. Возможна поездка и зимой к Дню защитника Отечества, в феврале. Зимние пейзажи Александровского сада также имеют свою прелесть.
Назначение многих объектов Александровского сада является трудным для понимания дошкольников. Они связаны с Отечественной войной 1812 года, с юбилеем дома Романовых, особенностями садово-парковой культуры XIX века, с событиями военной (1941-1945) и послевоенной истории.
Педагог сам решает, насколько его дети готовы к восприятию информации на экскурсии-прогулке по Александровскому саду. Некоторые темы можно дать в упрощенном варианте.
Подготовительная работа:
Детям на занятиях показывают Александровский сад на большой карте Москвы и его расположение у стен Кремля (отдельный план Кремля). Попутно называют, привлекая детей, другие ориентиры центра города. В этом поможет предшествующая экскурсия на Красную площадь.
- Как называется главная площадь нашего города? (Красная площадь.)
- Что на ней находится? (Храм Василия Блаженного, Мавзолей, Исторический музей, ГУМ.)
- Какая река протекает через нашу столицу? Покажите ее на карте. (Река Москва).
Следует провести и словарную работу. Лучше делать это постепенно, используя не более 4-5 слов, понятий за один раз. Например, «архитектор», «сооружение», «чугун», «оружие древних времен (щит, копье, пика)»; «памятник», «братская могила», «неизвестный солдат», «останки», «вечный огонь», «город-герой», «обелиск»; «аллея», «газон», «клумба», «грот», «руины», «персонаж».
Слова сгруппированы по значению. Последовательность знакомства с ними соответствует порядку продвижения группы по Александровскому саду. Он может быть следующим: 1) чугунные ворота; 2) Могила Неизвестного Солдата; 3) блоки городов-героев; 4) обелиск с именами великих людей (бывший 300-летия Романовых); 5) природа (аллеи, газоны, клумбы, посадки); 6) грот «Руины» (конец Верхней части Александровского сада); 7) переход на правую сторону и рассматривание скульптур сказочных персонажей 3. Церетели.
Пункты 5-й и 6-й можно поменять местами.
Ход экскурсии
Историческая справка. Александровский сад находится в центре Москвы. Расположен вдоль северо-западных стен Кремля. Площадь Александровского сада около 1 га. Сад создан в 1819-1822 годах на месте заключенной в трубу реки Неглинной и бастионов XVIII века. Александровский сад делится на три сада: Верхний — от площади Революции до Троицких ворот, длина 350 м, открыт в 1821 году; Средний — от Троицких до Боровицких ворот, длина 382 м, открыт в 1822 году; Нижний — от Боровицких ворот до Кремлевской набережной, длина 132 м, открыт в 1823 году.
Выбираем для обзора Верхний и Средний Александровский сад, спроектированные знаменитым архитектором, строителем Большого и Малого театров, Осипом Ивановичем Бове.
Чугунные ворота и ограда сада со стороны площади Революции (бывшая Воскресенская пл.) символизируют победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года (архитектор Е. Пасскаль).
1-я остановка у ворот Александровского сада. Обращаем внимание детей на них. Это большие, красивые чугунные ворота с узором. (Чугун — это тяжелый, прочный металл.)
— Какие изображения есть на воротах? (Копье, или пика, щиты.)
— Как назвать эти предметы одним словом? Для чего они? (Это оружие. Щиты и копья нужны для войны, для военных действий.)
Педагог: Да, так вооружались раньше русские воины. Архитектор, который создавал рисунок, проект этих ворот, передал здесь военную тему, а именно — победу России над Францией в далеком 1812 году, когда французы захватили Москву и были в Кремле, но русская армия их прогнала и вошла в столицу Франции — Париж.
2-я остановка у Могилы Неизвестного Солдата. Это особое место в Александровском саду.
Справка для педагога. Мемориал — Могила Неизвестного Солдата (архитектор Клим Бурдин) находится в Верхнем Александровском саду. Это символ великой скорби, символ негасимой любви и благодарной памяти Родины о бессмертном подвиге ее сыновей и дочерей, павших в годы войны и отстоявших свою страну. Мемориал сооружен в честь 25-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. 3 декабря 1966 года почетный эскорт доставил к Кремлевской стене останки неизвестного солдата, взятые из братской могилы на 41 км Ленинградского шоссе, близ г. Крюково. Имя этого солдата неизвестно, мы не знаем, где он родился, как жил, чем занимался, кто его семья, сколько лет ему было, когда он совершил свой подвиг. Но мы помним о нем, чтим минутой молчания его прах, возлагаем цветы. Мы благодарны тем людям, которые завоевали победу ценой своей жизни. 8 мая 1967 года, в канун Дня Победы, на Могиле Неизвестного Солдата был зажжен Вечный огонь. Он доставлен из Ленинграда (теперь Санкт-Петербург) с Марсова поля на бронетранспортере. Передал огонь Маресьев, летчик, герой Великой Отечественной войны. Зажигал Л.И. Брежнев (глава государства в те годы).
Вечный огонь обрамляет бронзовая звезда. На углублении из темного гранита мы читаем волнующую надпись: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Рассказ для группы.
— А теперь мы с вами подошли к такому месту, возле которого нельзя громко разговаривать и смеяться. Здесь можно только стоять, думать, возлагать цветы и, если говорить, то очень тихо. Как вы думаете, как это место называется? (Ответы: Могила Неизвестного Солдата. Я здесь был(а) с мамой, с папой.)
Педагог: Под Москвой есть много братских могил в тех местах, где враг близко подошел к нашему городу. Солдаты его остановили, но многие из них погибли. На местах больших сражений всех погибших хоронили в одной могиле — как братьев. Иногда у погибших не было при себе никаких документов. Таких называли «неизвестный солдат». Останки такого неизвестного солдата взяли из одной братской могилы и привезли с почетом сюда, к Кремлевской стене, чтобы все люди знали и помнили, какая страшная была война. Ребята, теперь постоим немного молча. У кого цветы, можно их возложить.
3-я остановка около блоков городам-героям.
Справка для педагога. Здесь на блоке из малинового кварцита надпись: «Павшим за Родину 1941-1945 гг. Москва — город-герой». Справа мраморные блоки, в которых священная земля Бреста (город-крепость, который первым принял на себя удар врага). Ленинграда (Санкт-Петербурга), Сталинграда (Волгограда), Одессы, Севастополя и др.
Рассказ для группы.
— Здесь несколько блоков из мрамора, на них надписи в память о войне, которая шла четыре года с 1941 по 1945 год. Тогда наша страна воевала с фашистами. Они пришли на нашу Родину из Германии.
Очень многие наши города оказали врагам героическое сопротивление. Воевала не только армия, но и все население защищало свой город. Имена таких городов, т.е. их названия, написаны на этих блоках. Это города Брест (город-крепость, стоит на западной границе; первым принял на себя удар врага), Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Одесса, Севастополь и др.
4-я остановка у обелиска, установленного в честь 300-летия дома Романовых.
Справка для педагога. Он установлен в 1913 году в Верхнем Александровском саду (архитектор Васильев). В1918 году по предложению В.И. Ленина был создан памятник — обелиск с именами выдающихся мыслителей и деятелей борьбы за освобождение трудящихся. На гранитном обелиске высечены имена: Кампанеллы, Фурье, Чернышевского, Плеханова. Открывали список имена К. Маркса и Ф. Энгельса.
Рассказ для группы.
— Раньше на этом обелиске были написаны имена русских царей из семьи Романовых. После революции, когда царей прогнали, здесь написали имена великих людей России и других стран. Эти люди хотели улучшить жизнь простого народа. Их имена вы узнаете в школе.
От обелиска проходим вправо и останавливаемся у грота, который называется «Руины». Этот грот сооружен под Средней Арсенальной башней (архитектор Бове). В те далекие времена (в XIX в.) здесь по воскресеньям играли полковые оркестры.
5-я остановка.
Справка для педагога. Раньше гроты специально делали в парках, садах для украшения. Здесь грот смотрится как часть дикой природы.
Грот — неглубокая пещера со сводчатым потолком и широким входом; гроты сооружали в парках (в России с XVIII в.); кладка и отделка грота имитирует естественную пещеру. Руины — развалины.
Рассказ для группы — форма по усмотрению педагога — опора на словарную работу в подготовительный период. Ключевые слова «грот», «руины». Обязательно нужно обратить внимание на природную часть Александровского сада.
6-я остановка. Аллеи сада спланированы параллельно Кремлевской стене.
Преобладают насаждения лип, кленов, голубых елей, декоративных кустарников, цветники из отечественных и голландских сортов роз. Сейчас к празднику 9 Мая обычно высаживают много тюльпанов, и когда тюльпаны расцветают, не любоваться этим ярким морем цветов просто невозможно.
Гуляя по аллеям парка, можно спросить у детей, как деревья здесь растут, кустарники, цветы. В зависимости от времени года обратить их внимание на окраску листьев на деревьях, травы на газонах. Попросить детей показать, где аллея, клумба, пиши
7-я остановка у воссозданного русла реки Неглинная. Здесь же, в Александровском саду, внимание детей привлекают фигуры сказочных персонажей 3. Церетели. Их надо показать детям, но только не сразу после посещения Могилы Неизвестного Солдата.
— Вот композиция чудо-коней. Эти кони выражают мощь, силу России, движение вперед.
Перед нами персонажи: Лиса и Журавль, Иван-царевич и лягушка, Гадкий утенок, Аленушка, Павлин, Медведь и Волк, Старик с золотой рыбкой.
Дети внимательно рассматривают героев сказок, называют известных им авторов, которые написали эти произведения.
После экскурсии ребята вспоминают, где были, что видели; выбирают темы, объекты для рисунков и аппликаций, которые они выполнят с помощью преподавателя по ИЗО. Эти работы идут на выставку. В итоговой программе месяца дети рассказывают родителям об экскурсии.
- ЭКСКУРСИЯ. Никто не забыт и ничто не забыто
Подготовительная работа:
- чтение книг: С. Алексеев «Они защищали Москву», Л. Кассиль «Твои защитники», Г. Юрмин «Секрет на колесах»;
- рассматривание картин: Ю. Непринцев «Отдых поело боя», А. Худяков «Медсестра».
- беседы по содержанию прочитанного и картин.
Во время похода и подготовки к нему взрослые акцентируют пи и-мание детей на трудностях, которые приходилось преодолевать, воинам в Великой Отечественной войне. Это вызвано также необходимостью предостеречь от свойственного некоторым детям понимания войны как чего-то легкого, даже развлекательного.
Поход можно провести в любое время года, получше приурочить его к годовщине начала контрнаступления под Москвой (деююр1, 1941 г.) или Дню Победы.
Описание маршрута
Перед началом движения автобуса по маршруту следует отметить, что шоссе Энтузиастов — большая городская магистраль. Транспорт движется во много рядов. По одной стороне проходит трамвайная линия.
Справа по ходу движения обратите внимание на трибуны конноспортивной школы «Зенит». В этом учреждении проходят занятия спортсменов-конников. Здесь занимаются и школьники: они учатся ухаживать за лошадьми, седлать их, ездить верхом. А трибуны во время соревнований занимают зрители.
Во время движения обратите внимание детей на деревья и кусты, упражняя их в узнавании пород деревьев.
— Сейчас мы с вами пришли в Измайловский парк. Это не просто место, где растут деревья, кусты и цветы. Парк — это произведение древнего искусства. Как только появились первые города, человек сразу почувствовал, что городские стены отделяют его от природы, и он захотел впустить природу в город, в свой дом. Он начал выращивать комнатные растения, держать дома птиц, начал создавать сады и парки.
Создают парки специалисты садово-паркового искусства. Все в парке: и форма дорожек, и сочетание деревьев, и расположение цветов на клумбах — результат художественного творчества человека. И если художник пишет картину красками, то садовод «рисует» парк живыми деревьями, кустами, цветами.
Мы находимся на перекрестке двух аллей. Оглянемся назад. Та аллея, по которой мы шли, называется аллеей Пролетарского входа.
А что такое аллея? Аллея — это дорожка в парке, обсаженная с обеих сторон деревьями и кустами.
Если есть аллея Большого круга, то где же Малый круг? А вот он, вокруг Круглого пруда (так он называется), а в центре — остров. На пруду летом работает лодочная станция, справа от нас первый аттракцион — Большое колесо обозрения. Далее мы увидим и другие аттракционы: качели, карусели и т.д.
— Так что же такое парк? Это большая озелененная территория, благоустроенная и художественно-оформленная для отдыха под открытым небом.
Новые знакомства
Дети любуются голубыми елями на площади Мужества (не входя на нее), которые все вместе сравнивают со знакомой всем обычной елью.
Обратите внимание детей на пирамидальные тополя. Что за дерево? (Найти и показать обычный тополь.) Затем предложите детям дать объяснение названия «пирамидальный».
— Главнейшей целью в планах немецко-фашистского командования был захват Москвы. Гитлеровские генералы думали, что если они возьмут столицу нашей Родины, то на этом и кончится война, мы будем побеждены. Ах, как мечтал Гитлер въехать в Москву на белом коне! Для памятника победы в этой войне везли мраморные плиты, но теперь этими плитами отделаны фундаменты двух домов на Тверской улице, а знамена побежденных немецких дивизий были брошены нашими солдатами к подножию Мавзолея во время Парада Победы.
Но в то время до победы было далеко.
В конце сентября 1941 года гитлеровское командование сосредоточило на Московском направлении более миллиона солдат и офицеров, 1700 танков, 14 тысяч орудий и 950 самолетов. Создав большую ударную силу, фашистское руководство отдало приказ начать генеральное наступление. Армия немецких фашистов ринулась в сражение. В небе гудели самолеты, не переставая била артиллерия. На отдельных участках, создав превосходство в силах, противнику удалось прорвать наш фронт и нашим войскам приходилось с упорными боями отступать.
Около столицы строилась оборонительная линия. На строительстве вместе с войсковыми частями работали многие тысячи трудящихся.
На фронте бойцы и командиры сражались как богатыри, не жалея своей крови и жизни.
7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Полки с Красной площади уходили на фронт.
Стойко, мужественно сражались защитники Родины под Москвой. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Навечно в страницы истории Великой Отечественной войны записаны слова политрука В.Г.Клочкова: «Отступать некуда, позади Москва!»
План осмотра площади Мужества можно предложить такой:
1) осмотр боевой техники, расположенной здесь;
2) рассказ о событиях Великой Отечественной войны, связанных с Измайловским лесопарком.
Рассказ педагога
Площадь, на которой мы находимся, называется площадь Мужества в честь москвичей-защитников Родины в годы Великой Отечественной войны.
8 1941 году здесь, в Измайловском парке, на далекой лесной окраине Москвы, формировались и проходили обучение дивизии Народного ополчения Первомайского, Бауманского, Перовского районов. Отсюда они отправлялись на фронт.
Отсюда же бойцы истребительного батальона отправились в ночной бой с группой немецких диверсантов, сброшенных на территорию Балашихинского лесопарка.
В Измайловском лесопарке обучался 85-й гвардейский минометный полк. (Подходят к памятнику в честь этого полка.)
— Памятник сооружен в 1968 году на средства жителей Первомайского района. На черном мраморном основании три семиметровые рельсовые направляющие с моделями реактивных снарядов. Автор памятника — бывший разведчик полка, художник Р.И. Бальжак. 85-й гвардейский минометный полк «Катюш» был сформирован в июле 1942 года из комсомольцев-добровольцев Москвы и Московской области. Брали лучших: закаленных, здоровых. Ускоренная боевая подготовка шла днем и ночью при любой погоде.
А теперь Минутой молчания у Вечного огня почтим всех тех, кто пал, защищая свою Родину от врага!
Вечная им слава, память и наша благодарность!
Бойцы — защитники столицы,
Вы жизнь отдали в грозный час.
Так пусть навеки сохранится
Здесь память светлая о вас!
- Московский проспект — так называется эта улица. Нужно ее перейти. (Как переходить улицу, если нет ни знака «переход», ни «зебры»?) Переходим в северную часть парка.
- Как можно назвать место, где растут только одни березы? Да, это березовая роща. А у этой рощи есть еще и другое название — Наташина роща. Кто же эта Наташа?
В Москве, когда троллейбус № 5 идет по улице Герцена, водитель объявляет: «Следующая остановка— улица имени Наташи Качуевской». Есть улицы с таким названием и в других городах.
Здесь, на этой улице, родилась и сделала первые шаги Наташа. И училась она неподалеку отсюда — в Собиновском переулке, в Государственном институте театрального искусства.
Почему о москвичке, русской девушке из Москвы, хранят память не только в Москве, но и Элисте, во всей Калмыкии?
Когда началась война, Наташа вместе со своими сверстниками участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Москвой. А когда ее институт был эвакуирован на Восток, она осталась в Москве, организовала концертную группу по обслуживанию госпиталей и близлежащих воинских частей. Потом Наташа уехала на фронт.
Под Сталинградом Наташа участвовала в самых горячих схватках с озверевшими врагами. А по ночам, в часы короткой передышки, писала письма матери, родным и близким.
В ноябре 1942 года разгорелись ожесточенные бои южнее Сталинграда, в калмыцких степях. В те дни газета «Правда», описывая одну из таких битв, отмечала, что гвардии медсестра Наташа Качуевская, будучи сама раненной, вынесла из-под огня семьдесят солдат с их оружием.
Газета «Комсомольская правда» в корреспонденции «Натиск» приводит рассказ одного солдата, участника этих боев: «Была у нас еще девушка, Наташа Качуевская, секретарь комсомольской организации в медсанбате. Так я тебе скажу, таких героев и среди мужчин не часто найдешь. На передовую сама просилась. В одном бою, помню, фашисты открыли такой огонь, что страшно было голову из окна высунуть. А она ходит в полный рост и для храбрости "Синий платочек" напевает».
— Вот и закончился наш маршрут. Это станция метро «Измайловский парк».
На станции метро обратите внимание детей на скульптурную группу «Партизаны», побеседуйте о них.
- ЭКСКУРСИЯ. Пешком по царским владениям
Маршрут начинается от пересечения шоссе Энтузиастов с 3-й Владимирской улицей, проходит по аллее (просеке) вдоль Измайловского лесопарка, мимо пасеки, Жуковской плотины, реки Серебрянки, пруда Совхозный и заканчивается у станции метро «Измайловская». Желательно проводить эту прогулку весной.
В начале маршрута дети слушают рассказ воспитателя.
1-я остановка
— Наше путешествие мы начинаем от старинного русского тракта (так называли раньше дороги), который был проложен в конце XIV века. Вел этот путь к стенам красивого города Владимир, бога
того монастырями и церквями. Ездили православные люди Руси поклониться старине, торговать.
Но с XVI века, уже через 200 лет, по Владимирской дороге пролег этапный путь в Сибирь, куда ссылали неугодных царю людей, революционеров. Звеня кандалами, скованные одной железной цепью по 8-10 человек, с наполовину обритыми головами, шли шеренги каторжан в изгнание. Вот в честь этих людей, боровшихся с царизмом, и назвали впоследствии Владимирку «Шоссе Энтузиастов». Но память о прежнем его названии сохранили 1, 2, 3-я Владимирские улицы. Мы с вами находимся напротив 3-й Владимирской улицы.
Ныне шоссе Энтузиастов — широкая асфальтированная магистраль с интенсивным движением транспорта. На ней мы видим много грузовых машин, увозящих из Москвы и доставляющих нам грузы, общественный и личный транспорт. (Автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые машины.) Шоссе очень широкое. Почему? (Много машин, едут в 6 рядов.) Давайте прислушаемся к их шуму и гулу.
— Но вернемся в Московское государство прошлых веков и вообразим себя путешественниками, стремящимися в стольный (главный) град. Русь представится нам обширным лесом, кое-где расчищенным под жилища и пашню. Московия весною была громадным, ярко-зеленым садом, наполненным бесчисленным множеством певчих птиц и диких зверей. Но прежде чем попасть в Москву, перед
путником открывались предместья города, близлежащие села, княжеские уделы, а также царские вотчины.
В одну из них — Измайлово — мы сейчас с вами отправимся.
Дети строятся за командиром отряда и начинают путь по просеке вдоль леса. На первом перекрестке воспитатель обращает внимание на небольшой столбик с цифрами.
2-я остановка
- Кто из вас, дети, знает, что значит «Лесопарковое хозяйство»? (Выслушивает предположения детей.)
- Лесопарковое хозяйство «Измайлово» — большое. Оно протянулось на Север и Юг, Запад и Восток на многие километры. И вот, чтобы легче ориентироваться в лесу, парк разбит просеками на кварталы, а на месте их пересечения расставлены столбы. Им дали название «квартальные». На них мы можем прочесть номера кварталов леса, а также определить стороны света. Сделать это просто: тот угол, стороны которого отмечены наименьшими цифрами, указывает на Север.
Дети определяют номер и направление сторон света.
— А теперь посмотрите налево и полюбуйтесь покрывшимися молоденькими листочками-хвоинками лиственницами, которые посажены строго в ряд. Это — аллея, созданная руками людей, а не природой.
Дети продолжают путь. Воспитатель уточняет их знания о породах деревьев, встречающихся на пути следования. Все любуются красотами весеннего леса, слушают пение птиц, называют, каких птиц видят среди веток. Особое внимание обращается на тишину леса в сравнении с гулом шоссе, предлагается детям, не нарушать, ее, а как бы слиться с ней.
3-я остановка у «Медовой пасеки»
Воспитатель рассказывает:
— Мы с вами находимся на территории бывшей вотчины Измайлово, принадлежавшей боярину Никите Ивановичу Романову и переданной по наследству царю Алексею Михайловичу. Русские цари до XVIII века жили в Московском Кремле, где блистали золотом купола соборов, где хранились казна и оружие, где были богатые царские палаты, в которых решались «великие дела великой России» и принимались иноземные гости. Там в самом сердце Москвы, бурлила жизнь, праздновались великие торжества и оплакивались горестные события. С утра до вечера шумели заполненные «работящим» и «торговым» людом улицы, да висел над Москвой нескончаемый перезвон «сорока сороков» церквей.
А царь Алексей Михайлович был человеком набожным, незлобивым, со славной русской душой. За это народ и называл его Тишайший. Царь очень любил «преданья старины глубокой», ценил и охранял обычаи и устои России. Но душа его часто стремилась отдохнуть от государственных забот, и тогда Алексей Михайлович отправлялся в свои загородные вотчины, где оставался довольно долго. Здесь и расцвела его склонность к введению «полезных и приятных новшеств».
В древней Московии народ не знал вкуса того белого сахара, который сейчас есть в каждом доме. На Руси издревле славился... (Мед!) Добывали его из гнезд диких пчел специально обученные люди — бортники, которые ходили по лесам в поисках меда. Алексей Михайлович решил «приручить» пчел. Так благодаря затее царя и была создана первая «Медовая пасека»'в Измайлове, рядом со «Зверинцем» и охотничьим домиком царя. Но маленькая пасека подверглась испытаниям: ее и разоряли, и не раз полыхали над ней языки пламени пожаров.
И вот в прошлом веке, 130 лет назад, устроили на этом месте «Опытную пасеку», а рядом посадили липы, лиственницы и другие деревья. Они и дожили до наших дней. (Дети рассматривает липовую рощу.)
А почему так много лип? (Липовый мед самый полезный!) А недавно в память о тех временах, когда бывал здесь Алексей Михайлович, российскими умельцами был построен этот терем, как будто пришедший к нам из сказки. Сегодня солнечный день — и вот за этим забором неустанно трудятся пчелы.
Воспитатель рассказывает о строении пасеки и ульях, о жизни пчел, о матке и трутнях. С юмором предлагает сравнить детям себя с ними. «А какую еще пользу приносят пчелы, кроме меда?» — «Лечат людей». Воспитатель рассказывает о пчелином яде, прополисе, маточном молочке.
— Давайте не будем мешать трудолюбивым пчелам, а отправимся дальше по Измайловским тропам царской вотчины.
Маршрут продолжается до Жуковской плотины.
4-я остановка
— А сейчас я расскажу еще об одном новшестве Алексея Михайловича. Мы с вами находимся на месте, где царь решил построить плотину на реке Серебрянка, чтобы она разлилась и образовала пруд, в котором можно было бы разводить рыбу. Так был создан в Измайлове Просянский пруд.
Шли годы. У Алексея Михайловича родился сын, Петр Алексеевич, которому суждено было стать славой и гордостью России. Он очень рано потерял отца. Уже в 4 года Петр осиротел, а в 10 — его мать, Наталья Кирилловна, увозит сына из Москвы в эти места. Именно здесь, на вольном просторе, расцвел Петр. Потехи ради он создал «потешные войска», благодаря которым и получил первую воинскую выучку, сыгравшую замечательную роль в войне со шведами. Именно на пруду Просянском юный Петр испытывал знаменитый ботик — «дедушку русского флота». Но с веками обмелела речка Серебрянка, а с ней и исчез Просянский пруд. Только холмы да мост оставили нам память о нем.
5-я остановка
На берегу пруда «Совхозный» воспитатель предлагает детям «разбить бивак». Малыши отдыхают, «подкрепляются», играют в любимые традиционные русские игры с мячом. По окончании привала дети укладывают рюкзаки, собирают остатки питания и бумагу в специальный пакет, который выбрасывают в контейнер для мусора.
Путешествие продолжается. Дети наблюдают сток воды из пруда через трубу, напоминающий водопад. Затем по лесу выходят к станции метро «Измайловская».
6-я остановка
— Наше путешествие началось у шоссе Энтузиастов. Там мы наблюдали за быстро бегущим транспортом. А какой транспорт в Москве самый быстрый? (Метро!) Правильно.
— А почему эта открытая станция называется «Измайловская»? (Дети отвечают.)
Затем они проходят вдоль движения электричек метро. Воспитатель показывает «третий» рельс, по которому подается электроток к поездам. Дети наблюдают, как подходит поезд, и рассматривают токоприемники, расположенные под вагонами, сравнивают работу метропоезда с троллейбусом.
Итак, из тишины глубокой древности Руси мы возвращаемся в век техники, шума машин и цивилизации.
- ЭКСКУРСИЯ В ПАРК МУЗЕЯ - УСАДЬБЫ КУСКОВО. «Земли лоскутик драгоценный...»
Предварительная работа:
- прогулки и походы -в Измайловский лесопарк (лес, используемый в городе для отдыха, за которым ухаживают лесничие);
- слушание стихов и рассказов о природе, рисование на эту тему, чтение глав «Библии», посвященных Эдему (раю), рассматривание красочных иллюстраций.
Экскурсию лучше провести в период «золотой осени».
Описание маршрута
Перед поездкой воспитатель уточняет у детей знание правил поведения в городском транспорте: не мешать пассажирам; быть приветливыми и внимательными к ним; разговаривать тихим голосом; по возможности посадить девочек на сиденья, а мальчикам — заботливо «охранять» их, спокойно стоять рядом, держась за поручни.
На автобусной остановке «Музей-усадьба Кусково» дети строятся парами и вместе с сопровождающими, минуя главный вход, выходят к парку, расположенному по другую сторону усадьбы.
Перед детьми, как по волшебству, раскрывается сказочная картина: гладь пруда, в которой отражаются постройки усадьбы (дворец, церковь, подсобные помещения, грот, Итальянский домик), ровные аллеи, красиво подстриженные в форме шаров липы, величавые ели, окружившие ограду парка. Воспитатель не мешает детям любоваться красотой усадьбы. Они обмениваются друг с другом своими впечатлениями.
Воспитатель выразительно читает наизусть:
Земли лоскутик драгоценный —
Кусково! Милый уголок,
Эдема сколок сокращенный,
В котором самый тяжкий рок
В воскресный день позабывался
И всякий чем-нибудь пленялся.
Эти строки написаны давно. Двести лет назад.
А что такое «Эдем»? (Ответы детей: «Рай... Райский сад».)
— Правильно, это что-то сказочное, красивое. Как вы думаете, похоже Кусково на Эдем? (Ответы детей.) Я тоже думаю, что похоже. Но оно маленькое, будто осколок, частичка Эдема.
А что вам нравится больше всего? {Ответы детей: «Красиво... Нарядно... Как в сказке».)
Правильно, Кусково завораживает нас своей красотой и сказочностью. Вы очень хорошо это подметили. А хотите знать, кто жил в этой усадьбе двести лет назад? (Ответы детей.)
Эта история тоже похожа на сказку, она очень длинная, поэтому я расскажу ее вам потом, в детском саду. А сейчас просто скажу, что жили здесь очень богатые добрые русские люди Шереметевы: это и первый граф России Борис Петрович Шереметев, и большой любитель всего красивого Петр Борисович Шереметев, и поклонник театра Николай Петрович Шереметев. Всех их объединяло не только родство, но и любовь к красоте. Они давно «ушли», а красота, созданная их мечтаниями, жива до сих пор. Все здесь создано руками тружеников: и постройки, и пруд, и ...лес. Ну-ка обернитесь назад! (Дети поворачиваются лицом к парку.) На что это похоже? (Ответы детей: «На лес!») Правильно, похоже на лес. Но деревья в лесу вырастают... (Дети: «...сами!») А эти деревья посажены человеком. Но посажены так, как будто выросли сами. Давайте пройдем немного вперед.
Это — парк. А что такое парк? Это не просто место, где растут деревья, кусты и цветы. Парк — это произведение искусства. А произведения искусства создает... (Дети: «Художник!») Только здесь художник не простой. Это художник-архитектор садово-паркового искусства. У художника с последним взмахом кисти картина готова и уже никогда не изменится. А парк постоянно меняется. Деревья вырастают, меняют свою форму, разрастается кустарник. И человек, который создал парк, почти никогда не видит его в полной, зрелой красе. Человеческая жизнь коротка! А этому парку больше 200 лет!
Давайте посмотрим, какие деревья здесь высадил архитектор паркового искусства. (Березы... Клены... Дубы... Сосны...)
И ясени! (Воспитатель показывает на это дерево.) Но архитектор посадил их так, чтобы каждое дерево, которое красиво само по себе, стало красивее рядом с другим, чтобы они дружили, дополняли друг друга. Это называется ансамбль. Найдите сами примеры такой дружбы! (Дети: «Дубрасставил ветви, а березка опустила их. Как будто грустит. А дуб охраняет ее»; «А я вижу: сосна высокая, зеленая, тонкая, а рядом клен широкий, с желтыми, красными листочками».) Молодцы! Даже сочетание цветов заметили...
Осень в нашем парке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень: — Не жалейте лето! Посмотрите — роща золотом одета! А теперь давайте пройдем вперед. (Дети идут вдоль парка, любуются им, находят примеры ансамблей деревьев. Перед водным каналом останавливаются.)
— Ребята, кто знает, что такое аллея? (Ответы детей.) Правильно, аллея — это прямая дорога в лесопарке или парке с рядами деревьев по обеим сторонам. А какие вы видели аллеи? (Ответы детей: «Липовые... Березовые... Тополиные...» )
— Есть еще и дубовые. А вот в своей усадьбе Кусково Петр Борисович Шереметев обустроил водную аллею. Посмотрите, из пруда
выходит водный канал. Какой он формы? (Обводит его силуэт в
воздухе.)
Дети: Длинный прямоугольник.
— Правильно, ровный, прямой. С двух сторон — дорожки, по бокам высажены деревья на равном расстоянии друг от друга. Какие? (Ответы детей: «Липы».)
Получилась водная аллея. В начале водной аллеи стоят украшенные колонны. Как выдумаете, зачем? (Ответы детей: «Чтобы было красиво... чтобы было видно...») Вы догадались! Шереметев был большой выдумщик секретов. Приедут гости во дворец, глянут на другую сторону пруда, а там что-то интересное! Захотят посмотреть, на разукрашенных лодочках подплывут, а тут... (Дети: «Водная аллея!»)
— Правильно. И гуляют гости по аллее: кто по дорожкам, а кто по воде. Интересно, а что там, в конце водной аллеи? Кто быстрее добежит? (Дети наперегонки бегут вдоль аллеи.)
— Что же тут? Мостик! Как вы думаете, зачем? (Ответы детей: «Чтобы перейти на другую сторону».) Молодцы!
А что было в начале водной аллеи? (Ответы детей: «Колонны».)
- Сколько? (Две.)
- Ну а кто на сей раз будет самым быстрым? (Дети наперегонки возвращаются.) Воспитатель хвалит их, спрашивает, не устали ли, предлагает вернуться к началу парка.
- Ребята! Вы любите рисовать? (Да!) А как называется картина художника, на которой изображена природа? (Пейзаж.) Правильно! Парк состоит из множества пейзажей. Ну-ка приложите раскрытые ладошки к вискам так, чтобы не было видно чего-либо сбоку. Посмотрите вперед. Вот вам одна картинка природы, один пейзаж. А теперь повернитесь немного в сторону. Стоп! Вот вам и следующий пейзаж! Так, в этом парке мы можем увидеть много-много пейзажей, отдельных картинок как будто дикой природы. Поэтому такой парк архитекторы садово-паркового искусства называют пейзажным парком. Войдя в такой парк, вы непременно решите, что это естественный уголок природы. Есть и другие парки, но о них в следующий раз. Пусть это пока останется загадкой. ... А мне припомнились строки Александра Сергеевича Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса-Дети выходят из пейзажного парка, наблюдают за работой художников, делятся своими впечатлениями. На прощанье воспитатель предлагает еще раз полюбоваться красотой музея-усадьбы Кусково.
- ЭКСКУРСИЯ. «И сказка станет былью...»
Предварительная работа
- Рассказ воспитателя о мечте маленьких Шереметевых: «Будучи детьми, Петя и Наташа, наблюдая за падающим снегом из окна на Воздвиженке и любуясь красотой Кремля, мечтали, как построят в Кусково сказочный дворец, домики разных стран, красивый парк с разными диковинами. "...Церковь с картонным ангелом", — добавила Наташа. Через десятки лет Наталья Борисовна пешком возвращалась в Москву из Сибири, где в ссылке был ее муж, и, обессилев от трудного пути, упала в снег. Подняв голову, она увидела впереди красивый дворец, заснеженный парк, а над церковью парил золотой картонный ангел. Это было Кусково».
- Целевая прогулка в Измайловские теплицы с посещением оранжереи.
- Закрепление понятий пейзаж, пейзажный парк.
- Рисование аллей в перспективе.
Описание маршрута
Перед главным входом в музей-усадьбу воспитатель напоминает, что в прошлый раз обещала рассказать что-то новое о парке. «Я выполню свое обещание, если вы разгадаете мой секрет. Сегодня я буду много-много раз повторять одни и те же слова, рассказывая каждый раз о другом. И если вы будете внимательными, то непременно назовете их».
Дети входят на территорию усадьбы, подходят к мостику и останавливаются на нем.
—- Вот и вновь мы приехали в гости к сказке, в усадьбу секретов. Как она называется? (Ответы детей: «Кусково».) Тогда была золотая осень, а сейчас...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки-зимы.
— А в какой части усадьбы мы были осенью? (Дети показывают.)
- Правильно, мы были на противоположном берегу пруда. С какой стороны был пруд? (Ответы детей: «С правой».) А сейчас? (Ответы, детей: «С левой».)
- Как называется парк напротив? (Ответы детей: «Пейзажный».) Правильно!
А слово «пейзаж» пришло к нам из... (Ответы детей: «...французского языка».)
А есть еще одно слово, которое любит «путешествовать». Это немецкое слово «ландшафт» — вся природа вокруг нас. Ландшафт состоит из множества пейзажей. Так вот, создание парка — это создание нового ландшафта. Чтобы создать новый ландшафт, человек где-то вырубал деревья, высаживал новые, создавал искусственные холмы, водопады. Но делал это по правилам природы.
Вот мы сейчас стоим на мосту. Кругом снег, пруд покрыт льдом, не видно земли. Догадайтесь, почему здесь мост? (Предположения детей: «Наверно, под нами речка?», «Вон лед!», «Речка замерзла».) Умницы! Но если бы вы посмотрели направо, то заметили бы еще овраг, по которому она течет. А раньше его здесь не было. Откуда же он? (Ответы детей: «Его выкопали!») Ж сделали это по правилам природы: ведь у речки должны быть... (Ответы детей: «...берега!») Пойдем дальше. Перед входом в аллею дети останавливаются. Воспитатель: Ребята, что вы видите впереди? Как это называется?
Дети: Аллея!
Воспитатель: Да, деревья здесь посажены по правилам аллеи.
Каким?
Дети: ...Деревья должны быть одни и те же. Здесь липы. ...Растут на одинаковом расстоянии. ...Подстрижены, одного роста. Воспитатель (поправляет): ...Одной высоты! А еще? Какая здесь дорожка?
Дети: Прямая... Ровная.
Дети проходят по аллее, рассматривая постройки усадьбы. Воспитатель их называет:
— Это — Итальянский домик. Такие строили в Италии. А вон там — менажерея, где разводили... (Ответы детей: «Птиц».)
Это — грот с подводным царством внутри. Это — конюшня с каретником. Здесь стояли кареты и отдыхали лошади. Это — поварня (кухонный флигель), здесь готовили обеды. Вдалеке среди деревьев видна оранжерея... (Дети: «Там выращивали цветы!»)
Воспитатель останавливает детей:
— Закройте глаза... Представьте себе, как уставшая Наталья Борисовна наконец-то добралась из далекой Сибири до Кусково и... откройте глаза, посмотрите наверх! (Дети радостно восклицают:
«Ангел!», «Он золотой, картонный!») Сбылась ее мечта? (Дети: «Да!» ) Все по правилам мечты: если сильно желать, то она обязательно исполнится! И эту мечту осуществил ее брат, Петр Борисович. Построил домики разных стран, придумал разные диковины. Создал красивый парк. И не забыл мечту сестры.
Дети проходят дальше.
— Петр Борисович Шереметев был добрым человеком, любил делать подарки. Особенно ему нравилось, когда в Кусково было много гостей. И этот дворец («Большой дом») он построил для них по желанию жены. (Дети рассматривают его.) А дворец этот не простой — он таит в себе много секретов. Он построен по правилам загадки.
Вот вам первая. Из чего он сделан? (Отгадки детей: «Из камня!», «Из кирпича!») Так думали и гости. А вот и нет! Сделан этот красивый сказочный дворец из... обычного дерева. А эти мощные колонны, которые кажутся мраморными, — из... картона, обклеенного тканью. (Дети удивляются.) В следующий раз мы пойдем с вами внутрь Большого дома, и вы узнаете о многих его секретах. Но давайте представим себе, что мы не девочки и мальчики из двадцатого века, а гости графа Шереметева тех дальних времен. Поднимемся к парадному входу! И будем вести себя по правилам старинного этикета. Помните?
Дети, изображая барышень и кавалеров, «чинно и рядно» поднимаются. На приглашение смотрителей вежливо отвечают отказом в реверансе, обещая в следующий раз непременно зайти вовнутрь. С разрешения смотрителей гладят стены дворца, колонны, проверяя, действительно ли они сделаны из дерева и картона. Затем спускаются вниз, рассматривают скульптуры львов,
стерегущих въезд и выезд из дворца, и направляются в его парковую часть. .
При входе в парк дети заворожено смотрят на правильные аллеи с подстриженными кустарниками, лучами расходящимися от открытого заснеженного пространства квадратной формы, четко рассаженные деревья. Все — в гармонии, ничего лишнего!
— Чтобы создать такую красоту, надо быть великим художником! Правда? (Ответы детей.) И, конечно, изменить ландшафт. Выкопать деревья, которые, наверняка, здесь росли, уравнять холмы, засыпать овражки, а потом уже строить парк по правилам садово-паркового искусства. Такой парк называется...
Стоп! Моя загадка: какие одни и те же слова я сегодня произносила много раз?
Воспитатель выслушивает ответы детей и на неправильные загадочно говорит: «Нет!» Среди детей обязательно найдется очень внимательный ребенок, который ответит: «По правилам!»
Воспитатель: Молодец! Отгадал! Эти слова — «по правилам»! волшебство продолжается. Я буду произносить слова по-французски, а ты, как волшебник, переведешь их отгаданными — «по правилам». Понял? Итак (воспитатель произносит на французский манер), ре-гулар...
Ребенок: ...по правилам!
Воспитатель: Регулар...
Ребенок: ...по правилам!
Воспитатель: Регулярный парк!
Ребенок: ...парк по правилам!
Воспитатель: Умница! Правильный парк, регулярный парк, французский парк! Вот и отгадал мою загадку, как называется такой парк! А вы? (Дети отвечают: «Регулярный парк!»)
Дети проходят в глубь парка.
— Регулярный парк — это как будто большой зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками. Подстриженные кусты — это дома или стены; переплетенные ветви деревьев над головой — ворота или триумфальные арки; необычно подстриженные деревья и кусты — это купола, башни, колоннады. Много в регулярном парке и ваших любимых лабиринтов из кустов и деревьев.
Но спрятаться там можно только весной или летом. Когда приедем в следующий раз, то поиграем!
Дети гуляют по аллеям и придумывают, на что это похоже. Задача воспитателя — поддержать малышей, не мешать им и только в случае необходимости приходить на помощь. Пока дети идут воспитатель рассказывает:
— Вот такие стены из кустов прятали от любопытных взоров постройки. Шереметев устраивал даже «дальние путешествия» для гостей. Петр Борисович посадит всех в кареты и прикажет закрыть глаза. Едут-едут гости с закрытыми глазами, и вдруг остановка — «Голландский домик!» Как будто в Голландии побывали. Опять едут-едут! Вдруг — Итальянский домик! (Дети поддерживают игру: «Как будто в Италии побывали!».) Опять едут-едут... А впереди (показывает рукой) Швейцарский домик! Ну-ка, лошадки, везите гостей в кусковскую Швейцарию! (Дети «скачут» по аллее к домику.) Вот и приехали! И нам тоже пора возвращаться домой.
Дети выходят на мостик, с которого началась экскурсия. Воспитатель читает:
Мороз и солнце; день чудесный! ...
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит...
Мы не прощаемся с усадьбой Кусково, а просто говорим ей: «До свидания!»
Последующая работа предполагает закрепление знаний, полученных в ходе экскурсии, заучивание стихотворений, рисование на тему «Дворец в Кусково» (коллективная работа), подготовка с помощью детей атрибутов к игре «Создай свой парк».
- ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ А.И. ТОЛСТОГО. Что открыл «Золотой ключик»?
Известный писатель Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) подарил всем нам замечательную повесть-сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936). Озорной, непоседливый, шустрый деревянный мальчишка стал одним из самых любимых героев детей. К сожалению, современные родители нечасто балуют своих детей чтением книг.
Подготовительная работа:
- чтение книги А.Н. Толстого «Золотой ключик»;
- чтобы закрепить прочитанное — проведение викторины.
ВИКТОРИНА
- Сколько стоил входной билет в кукольный театр, куда мечтал попасть Буратино? (Четыре сальдо.)
- Говорящий сверчок учил Буратино не убегать из дома. Иначе, говорил он, «я не дам за твою жизнь и дохлой, сухой...» Кого же? (Мухи.)
- Как называлась любимая песня кукол из театра Карабаса-Барабаса? (Куклы любили петь «Польку-Птичку:
«Птичка польку танцевала,
Потому что весела.
Нос налево, хвост направо —
Вот так полечка была».)
- Где спрятался Буратино, чтобы узнать тайну черепахи Тартилы? (На дне кувшинки.)
- Мальвина заставляла Буратино писать диктант, и он «уже ненавидел эту волшебную фразу». А какую? («А роза упала на лапу Азора».)
- Какие слова нужно было сказать Буратино, чтобы выросло дерево с золотыми монетами? («Крекс, фекс, пеке».)
- Как вы помните, сбежав из театра, Мальвина и Артемон поселились на красивой полянке. Майские жуки приносили девочке с голубыми волосами ягоды, мыши — сыр, а лягушки... Что же они приносили Мальвине? (Лягушки приносили лимонад в ореховых скорлупках.)
- Доктором каких наук был Карабас-Барабас? (Кукольных наук.)
- Что мечтал купить Буратино папе Карло? (Новую куртку.)
- Как звали крысу, которая жила в каморке папы Карло? (Шушера.)
Ход экскурсии
В центре старой Москвы, недалеко от Никитских ворот, находится небольшой особняк с мемориальной доской, укрепленной на одном из пилонов ворот: «Здесь жил и работал А.Н. Толстой». А.Н. Толстой поселился в доме № 2 на Спиридоновской улице летом 1941 года. В этой московской квартире и на даче в Барвихе прошли последние годы его жизни, совпавшие по времени с Великой Отечественной войной.
После смерти писателя (23 февраля 1945 г.) в доме жила его жена Л.И. Толстая. Она сохранила всю обстановку квартиры, живопись, предметы декоративно-прикладного искусства, библиотеку писателя, фотоархив, которые, по ее завещанию, в 1982 году поступили в фонды Государственного Литературного музея. Затем здесь были проведены реставрационные работы. В квартире писателя с документальной точностью воссозданы рабочий кабинет, гостиная, коридоры, прихожая.
В октябре 1987 года здесь открылся новый московский мемориальный музей — Музей-квартира А.Н. Толстого, филиал Государственного Литературного музея.
Сотрудники этого музея — удивительные люди: они так гостеприимно встречают детей, так удивительно проводят для них экскурсию!
Она начинается с разговора о книге про Буратино. Экскурсовод рассказала ребятам о создании книги «Золотой ключик», показала различные издания этой книги. Ребята с большим интересом рассматривали иллюстрации в разных изданиях и сравнивали их: у одного художника Карабас-Барабас выглядит свирепым и злым, у другого, скорее, смешным (а то, что смешно, уже не может быть страшным), у третьего — нелепым и жалким и т.д.
Затем им показали игрушку-куклу Буратино, которую снимали в самом первом фильме о Буратино, а потом множество других игрушек, сделанных из самых разных материалов, но объединенных одним именем — Буратино.
Закончив показ книг и игрушек, экскурсовод провела с детьми игру на знание книги, поделив детей на 2 команды. Дети наперебой отвечали на вопросы ведущей игры. Конечно же, ко всеобщему удовольствию, победила дружба.
По окончании игры экскурсовод предложила детям прямо тут же стать артистами и сыграть сцену из книги. Ребятам дали костюмы (голубой парик и юбку для Мальвины, шапку с кудрявыми ушами для Артемона и полосатый колпачок и длинный нос для Буратино). Была выбрана сценка, в которой Мальвина учит Буратино писать и считать. Всем хотелось принять участие в этой сценке, поэтому ребята сыграли ее три раза с разными исполнителями, затем девочки все по очереди примерили костюм Мальвины. На этом закончилась игровая часть экскурсии, и ребят повели осматривать дом.
На пути экскурсовод обратила их внимание на удивительную картину со сказочными персонажами. Существует мнение, что эта картина когда-то висела в доме Пушкина. Очень понравился ребя-там портрет А.Н. Толстого, висящий напротив его рабочего кабинета. На вопрос экскурсовода, из чего выполнен портрет, ребята ответили: «Из бисера». Оказалось, что он сделан из спичечных головок. Где еще бы они смогли такое увидеть?!
Затем ребят привели в рабочий кабинет писателя. Здесь четыре рабочих стола — этого требовали творческие приемы работы. У окна — конторка-бюро, стоя у которой писатель работал над своими рукописями, набрасывая черновики. Потом он переходил к столику, где стояла пишущая машинка, перепечатывал текст, затем правил его за маленьким столом у камина. На большом письменном столе, стоящем против конторки, — чернильный прибор, письменные принадлежности Толстого, его любимые «паркеры» (авторучка и карандаш). За этим столом он писал письма, читал газеты, журналы. В расположенных вдоль стен книжных шкафах — уникальная библиотека, на стенах висят портреты исторических лиц.
Выслушав рассказ экскурсовода и осмотрев кабинет, ребята перешли гостиную, где Алексей Николаевич вечерами отдыхал в кругу друзей после напряженной работы. Завершая экскурсию, работники музея угостили ребят ирисками «Золотой ключик», чем вызвали их неподдельный восторг.
После экскурсии нам не захотелось расстаться с деревянным озорником, и мы отправились на музыкальный спектакль «Золотой ключик» в театр Н. Сац. Музыкальный спектакль отличается от обычного, поэтому не ясно было, как воспримут дети поющего Буратино, но они проявили интерес, внимательно следили за сюжетом, хотя прекрасно знали, чем все кончится.
Потом ребята много рисовали: просто портреты героев сказки, сценки из книги, из спектакля. Это были удивительные рисунки: яркие, жизнерадостные. На занятиях по лепке дети сделали коллективную композицию, изобразив в ней всех понравившихся персонажей.
Готовясь к выпускному празднику, мы с ребятами решили показать сценку из нашей любимой книги и долго выбирали, какую именно. Решили, что ту, где Мальвина решает, как лечить Буратино.
Чтение книги «Золотой ключик» — экскурсия в музей-квартиру А.Н. Толстого — театр Н. Сац — инсценировка отрывка из сказки на выпускном празднике... Вот какая удивительная и интересная получилась у нас цепочка!
ПРАВИЛА ТУРИСТЯТ
Лучше правил не сыскать —
Мы их будем выполнять!
I. Собираясь в поход (экскурсию, туристскую прогулку)
- "Узнайте значение слов: турист, маршрут, рюкзак, дежурство, привал (стоянка), «перекус», слет, знаток (деревьев, кустарников, цветов и т.д.).
- Обсудите с ребятами и взрослыми, куда пойдете, каким путем. Нарисуйте свой путь.
- Договоритесь, кто и за что в походе отвечает, что понесет. Больше всех работы у командира и его помощников, ответственных за питание, медицину, снаряжение, игры и т.д.
- Каждый из вас увидит многое во время похода, но решите сами, кто лучше других должен запоминать деревья, кто — цветы и травы, кто— кусты, кто — птиц, насекомых, кто — животных, кто — погоду, кто — реку или пруд, кто — памятники, кто — кинотеатр, кто — магазины, кто — другие объекты. Каждый из вас должен быть знатоком определенных объектов, явлений и даже событий.
- Попросите пап, мам, бабушек, дедушек помочь вам подготовиться к походу и пойти вместе с вами.
- Собираясь в поход, не забудьте «перекус»: бутерброды, термос с чаем, напитком (хотя бы на троих), другие продукты.
II. В походе (экскурсии, на прогулке)
- Никто не говорит: не могу, не хочу, не буду. Все говорят: могу, хочу, буду.
- С самого начала маршрута смотрим, где мы идем, какие встретились на нашем пути объекты, явления, какие произошли события. Каждый особенно запоминает то, что ему как знатоку нужно запомнить.
- В лес идем без палки и камня. Никого в лесу не обижаем: ни муравья, ни лягушку, ни цветочек, ни кустик. Идем по силам слабейшего.
- Учимся слушать тишину и музыку леса, поля, плеск воды у реки, переливы ручья...
- Помогаем лесу и леснику: собираем в кучи бумагу, бутылки, сухие ветки и сучья; соберем с земли шишки, желуди, другие плоды, листья, мхи и т.п. для поделок дома, в детском саду.
Будем внимательны к девочкам, тем, кто отстает в движении («семеро одного в походе ждут»), к взрослым.
Источники
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы»/ Под ред. А.А. Остапца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. - М.: Аркти, 2003. — 176 с. (Развитие и воспитание дошкольников)
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ").