Детям о странах и народах мира. Мексика
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТРАНАМИ И НАРОДАМИ
МЕКСИКА
- ЗАНЯТИЕ
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- актуализировать словарь по темам «Продукты», «Одежда», «Головные уборы», «Цветы», «Растения»;
- закреплять навык образования сложных прилагательных из двух основ, относительных прилагательных, творительного падежа с предлогом с;
- упражнять в определении количества слогов в слове, подборе прилагательных-антонимов, синонимов;
- учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.
Коррекционно-развивающая: развивать внимание, мышление, графо-моторные навыки.
Воспитательная: воспитывать интерес к культуре Мексики.
Оборудование: картинка веселого перчика чили в сомбреро и с маракасами, два рисунка мексиканцев в синем и зеленом пончо, картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть парные твердые и мягкие согласные, контурные изображения сомбреро (раскраска), цветные карандаши, маракасы, картинка «Найди одинаковые кактусы», массажные мячики по числу детей (лучше зеленого цвета).
* * *
I. Вводная часть
Педагог. Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто у нас в гостях. Это веселый Перчик. Обратите внимание, на его головной убор и музыкальный инструмент в руках. Как вы думаете, в какую страну он нас приглашает, если все предметы (сомбреро, маракасы, перец) — символы этой страны?
Дети. Мы отправимся в Мексику!
П. Основная часть
Педагог. Да, ребята, мы отправимся в далекую и загадочную Мексику, родину индейцев майя, пирамид, острого перца чили, а еще — кактусов. Давайте вспомним, где расположена эта страна, какой там климат.
Дети вместе с педагогом рассматривают страну на карте, вспоминают, что расположена она в Северной Америке, столица — Мехико.
Климат в этой стране очень жаркий, здесь много пустынь, есть горы. Омывается Мексика водами Тихого и Атлантического океанов. Давайте рассмотрим флаг и герб страны.
Национальным символом Мексики является кактус. В этой стране растет больше тысячи видов кактусовых, из почти 2000, которые встречаются на Земле. Послушайте стихотворение.
Друзья, это кактус — колючий цветок,
Его ты не встретишь средь русских дорог.
Он в Мексике жаркой решил поселиться,
Не каждому хочется с ним подружиться.
Колючки растению лист заменяют,
От хищных нападок его охраняют.
Сам кактус бывает и круглым, и плоским,
И даже порой — это просто полоски.
Там в мякоти сочной вода соберется,
Как будто в глубоком прозрачном колодце.
(В пустыне дожди очень редко бывают,
А кактусы воду в себя собирают).
Напитки и соки из мякоти влажной
В походе отведает путник отважный.
Средь острых иголок, царящих вокруг,
Цветов ожерелье появится вдруг.
И кактус теряет воинственный вид:
Он нежен, красив, насекомых манит...
Любой мексиканец, не только в столице,
Колючим растением может гордиться!
На Мексиканском плоскогорье, в пустыне, находится Мексика — страна кактусов. Там представлены все формы кактусовых: шаровидные, подушковидные, колоннообразные, древовидные. Что это значит? Шаровидные — похожие на шар. А подушковидные?
Дети. Похожи на подушку.
Педагог. Колоннообразные, древовидные?
Д ети. Они похожи на колонну, на дерево.
Педагог. В Мексике можно встретить опунцию вид кактусов, имеющих форму круглых плоских колючих лепёшек, размером в полметра, мы ристающих друг из друга в различных направлениях. Она настолько популярна, что присутствует даже на гербе этой страны. Опунция издавна широко применяется человеком. Плоды, очищенные от колючек, используют в свежем, сушеном и вареном виде в пище, из сока плодов готовят сиропы, вино, желе.
Среди кактусов Мексики встречаются и гиганты, и карлики. Есть и в виде огромных ребристых шаров в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхвате. Они лежат на песке, как огромные зеленые ежи или арбузы, выставив свои длинные иглы. Поэтому их называют ежовыми кактусами. Есть и гигант — кардон-кактус, самый высокий в мире, достигающий 10 м в высоту и очень тяжелый: он весит около 10 тонн. Повсеместно растет и агава. Это растение напоминает кактус тем, что тоже имеет толстые кожистые листья, в которых накапливается вода. Из них изготавливают веревки, канаты, шпагаты, половики, из отходов производят оберточную бумагу. Из сока агавы делают напитки.
Итак, кактус бывает большим. А как сказать по-другому?
Дети. Гигантский, огромный, необъятный.
Педагог. Кактус маленький. А как сказать по-другому?
Дети. Крошечный, малюсенький.
Педагог. Кактусы большие, а наоборот — маленькие, высокие — низкие. Стебли у кактусов длинные, а наоборот — короткие, толстые — тонкие, листья широкие —узкие, поверхность гладкая — шероховатая.
Педагог демонстрирует картинку с изображением различных кактусов.
Ребята, найдите в стране кактусов два одинаковых.
Дети выполняют задание.
Самомассаж мячиками с шипами «Кактусы»
Педагог. Стать сильными и ловкими нам помогут упражнения. А развить руки и сделать пальцы послушными — маленькие «кактусы», мячики с шипами.
Педагог раздает детям массажные мячики зеленого цвета, они выполняют самомассаж.
Мы в Мексике, мы в Мексике —
страна такая есть. Дети маршируют на месте.
Там разных видов кактусов
никак не перечесть! Разводят руки в стороны.
Агавы длиннолистые
похожи на ежа,
Опунция цветущая,
смотри, как хороша!
Есть круглые, огромные — Показывают руками огромный круг.
к макушке дотянись! Встают на носочки. Руки тянут вверх.
Есть маленькие шарики,
ты вниз за ними нагнись. Наклоняются вниз.
Руки смело разотрем, Растирают руки от кончиков пальцев
шарик маленький возьмем. к предплечью. Берут массажные шарики.
«Кактус» в ручках покатаем, Катают шарики по ладони и пальцам.
пальцы наши развиваем.
И колючками немножко
помассируем ладошку.
Вверх и вниз, по кругу тоже —
разминаем, кто как может.
Нам колючки не помеха,
взяли «кактус» не для смеха.
Кактус маленький помог
весело вести урок.
Национальная кухня Мексики отличается своеобразием, оригинальностью. Именно эта страна подарила миру шоколад, кукурузу и перец чили. Основными ингредиентами мексиканской кухни являются бобовые (фасоль, бобы), перец, авокадо, помидоры, картофель, кактусы и, конечно же, перец чили, придающий всем блюдам остроту и пикантность. Сладкие блюда мексиканцы готовят на основе какао, арахиса и арахисового масла. Местное население любит различные сорта птицы, а также рыбу.
Что интересно, хлеб в Мексике не едят. Многие мексиканские блюда делаются на основе кукурузы, а точнее маиса, как ее здесь называют. Существует множество сортов кукурузы с желтыми, белыми, фиолетовыми и даже черными зернами. Какие только блюда из нее здесь не готовят! Сначала делают кукурузную муку. А какая мука бывает?
Д е т и. Из пшеницы — пшеничная, из овса овсяная, из ржи — ржаная, из гречки — гречневая, из риса рисовая.
Педагог. Правильно. Из кукурузной муки пекут лепешки с разнообразной начинкой (тортильяс или тако) и готовят острую или сладкую кашу (тамалес). В лепешки заворачивают бобы, репчатый лук, томаты, кусочки авокадо, сыр, овощи, мясо, колбасу, тыкву и обмакивают в острый соус. С чем едят лепешки?
Дети. Кукурузные лепешки едят с бобами, с колбасой, с тыквой, с мясом...
Психогимнастика «Покажи эмоции»
Педагог. Представьте, что вы попробовали перец чили. А ведь он очень острый! Изобразите на лице, какие эмоции это у вас вызовет.
Дети изображают.
А теперь представьте, что вы попробовали шоколад. Какие эмоции он у вас вызовет?
Дети изображают.
Мексиканцы — очень музыкальный народ. В культуре Мексики тесно переплелись две культуры — испанская и индейская. Популярные музыкальные инструменты — гитары, скрипки, трубы, барабаны, маракасы. Сейчас мы с помощью маракасов определим количество слогов в словах.
Педагог раздает детям маракасы. Они гремят ими столько раз, сколько слогов в слове. Можно предложить посчитать количество слогов в словах перец, агава, опунция, кукуруза, кактус и др. Предварительно проводится словарная работа.
Традиционной одеждой мексиканцев считается пончо, которое они заимствовали у коренного населения — индейцев. Рисунки на пончо очень разнообразны (педагог показывает примеры). А это мексиканцы в синем и зеленом пончо. Давайте поможем им разобрать картинки. Мексиканцу в синем пончо — картинки с изображением предмета, в названии которого есть твердый согласный звук, а мексиканцу в зеленом — в названии, которого есть мягкий звук.
Педагог предлагает детям картинки с изображением предметов, в названии которых есть знакомые им согласные. Дети выполняют задание.
Продуктивная деятельность
Педагог. Национальный головной убор мексиканцев — широкополая шляпа «сомбреро», которая хорошо защищает лицо от солнца. Однако этот предмет на самом деле имеет испанские корни. В переводе с испанского слово «сомбра» означает «тень». Классическое сомбреро можно описать так — это шляпа с высокой тульей и очень широкими полями. Сомбреро имеют самые разнообразные рисунки, украшения (педагог показывает фотографии или рисунки). Мы воспользуемся заготовками. Раскрасьте сомбреро так, как вам нравится.
Педагог раздает детям контурные изображения сомбреро и цветные карандаши. Дети раскрашивают их.
III. Заключительная часть
Педагог. Вот и подходит к концу наше путешествие по солнечной Мексике, которая славится, в том числе, и своими курортами, пляжами. Расслабьтесь. Представьте, что вы на берегу моря, дует
теплый ветерок, вам очень хорошо.
- Просмотр с детьми мультфильма: МЕКСИКА
Кто из ребят не мечтает о путешествиях? На уроках географии в лесной школе не бывает скучно: здесь можно не только узнать о жизни океанов и материков, но и побывать вместе с профессором Иноземцевым в разных странах, познакомиться с государственной символикой, с достопримечательностями столиц. Занимательная география для детей позволит узнать удивительные вещи, подготовит дошкольников к началу учебной жизни. Размещённые видеоуроки по географии могут быть использованы не только для семейного просмотра, но и для показа на занятиях в дошкольных учреждениях.
Источник
Баронова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам.. Занятия по познавательному и речевому развитию старших дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
Литература
Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2014.
Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.
Грошенкова В.А., Шилова Т. С Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. М., 2012.
Дунаева Н.Ю., Зяблова СВ. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3—4 лет. М, 2013.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.
Жукова К.С, Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.
Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.,2015.
Молчанова Е.Г., Kpemовa M.A. Речевое развитие детей 5—7 лет в логопункте. М., 2014.
Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1975.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2004.
Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М., 2014.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. СТРАНЫ И НАРОДЫ МИРА ").