Художественные ремёсла народов Приамурья.Обработка материалов животного происхождения
Север Хабаровского края, здесь живут эвенки и эвены. С давних времён вся их жизнь и трудовая деятельность связаны
с оленеводством. Олени давали человеку пищу, помогали ему передвигаться по бесконечным просторам лесотундры, а
одежда из оленьего меха согревала его в зимнюю стужу. Изделия из меха и ровдуги богато украшались мозайкой.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья".
МЕХОВАЯ МОЗАИКА ИСКУССТВО СЕВЕРА
Именно на Севере, в длинные полярные ночи, родилось искусство меховой мозаики. Занимаясь шитьем теплой одежды, переметных сумок, ковров-кумаланов и обуви из меха оленя, женщины-северянки стремились сделать их не только прочными и удобными, но и красивыми. Подбирая из разных по цвету кусочков меха мозаичные узоры и придерживаясь традиций древнего искусства, они создавали настоящие художественные произведения, воплощая в праздничных орнаментах мечту о летнем солнце и изобилии.
Северяне искусно обрабатывают оленью шкуру и выделывают прекрасный мягкий материал—замшу, иногда окрашивая ее в золотисто-коричневый цвет отваром ольховой коры. Из ровдуги шьют одежду, обувь — унты, сумки. ковры, кисеты и множество других вещей. Все это украшается мозаикой. Сколько малых народов на Севере. столько и различных художественных приемов украшения меховых и ровдужных изделий, а одежда их отличается еще и покроем. Хорошо выделанный олений мех используется полностью: из меха с голов оленей — «лобиков» — шьют мозаичные ковры-кумаланы. а узкие длинные и крепкие шкурки камусов — мех с оленьих ног — хороши для зимней обуви — торбасов и ковров с мозаикой. Остальная шкура оленя идет на изготовление зимней одежды, .нарядность которой зависит от материала, а также от вкуса мастерицы, ее изобретательности в подборе эффектных-.сочетаний меха с вышивкой бисером, отделкой ровдужной бахромой металлическими подвесками и вставками из синего или красного сукна. Когда-то эвенки шили для своих ребятишек мягкие шубки и шапочки из разноцветных птичьих шкурок. Сейчас искусство мозаики из птичьих шкурок сохранилось у негидальцев — близкой к эвенкам малочисленной этнической группы. Из этого своеобразного материала негидалки сшивают круглые и прямоугольные декоративные коврики. В сочетании с мягкой фактурой меха колонка и белки сине-зеленые утиные шкурки создают исключительно красивую цветовую гамму.
Радость творчества чувствуется в каждом вышитом узоре! Несомненно, работа над орнаментами доставляла удовольствие мастерице. Это было и соревнование с другими женщинами, и утверждение своей творческой индивидуальности.
В прошлом молодых девушек, отлично владевших всеми приемами вышивки, меховой мозаики и т. д., ульчи уважительно называли «кальмадя», что означало талантливая, всезнающая мастерица. Сколько прекрасных вещей сделали руки кальмадя! Негидальские и эвенкийские мастера шьют современные зимние перчатки из ровдуги. Характер орнаментации рукавиц зависит от материала, но конструктивная форма их остается неизменной. Обязательно на рукавицах и перчатках отдельно пришивается обшлаг из ткани. Иногда узоры верха и обшлага совсем не связаны: например, верх рукавиц украшает аппликация, а обшлаг — вышивка. Особенно изящно мелким тамбурным швом вышивают рукавички ульчские мастерицы, вышивка их напоминает легкие мазки кисти художника. Для вышивки по коже основные контуры узора намечаются крупными стежками ниток. Мелкие детали вышиваются без предварительной наметки тамбурным или стебельчатым швом. Упругую поверхность кожи нелегко проколоть иглой, и работа эта требует известных навыков.
ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Шкуры таежных и морских животных, собак, кожа рыб — материалы животного происхождения — широко использовались народами Нижнего Амура при шитке одежды, обуви, головных уборов, а также в других целях; из рыбьей кожи шили паруса для лодок, полотнищами из этого материала покрывали остовы шалашей, делали из него различную утварь, вставляли в окна вместо стекол; из кож и ровдуги делали колчаны для стрел, охотничьи сумки; камусами оленей или лосей подшивали лыжи, из кожи морского животного сивуча делали ремни для собачьей упряжи, арканы для гарпунов, тетиву больших самострелов, головки обуви и т. п.; из нерпичьих шкур орочи делали колчаны, ульчи, негидальцы, орочи, нивхи шили мужские юбки, охотничьи куртки, поясные охотничьи ремни и т. п.
Кожу снимали с наиболее крупных экземпляров рыб: амура, сазана, щуки, ленка, кеты, горбуши и др. Тушку немного подсушивали, а затем с нее деревянной или костяной палочкой или костяным ножом снимали кожу. Ее разглаживали костяным «утюжком» и клали сушить вдали от огня на несколько дней. С сухой кожи тупым ножом счищали волокна и лунки от чешуек (с кожи ленка — лучшего материала для обуви и рукавиц — лунки не обдирали).
Для придания коже необходимой мягкости ее обрабатывали на кожемялке. У ульчей, негидальцев, низовых нанайцев это чаще всего был обрубок березового бревна длиной 1,2 м с углублением посредине, а иногда и с небольшими углублениями на концах (в них женщина, сидевшая перед мялкой на земле, клала ноги). Если у кожемялки не было углублений на концах, ее укрепляли на земле с помощью вбитых в землю колышков. У верховых нанайцев концы кожемялок были приподняты вверх. Рыбью кожу мочили, каждую смазывали пагдой — размельченной, разведенной жидко кетовой икрой, затем сворачивали в тугой узел несколько штук, клали узел в среднее углубление в мялке и женщина начинала колотить по нему деревянным (из березы) или металлическим тупым топором с короткой рукояткой. В процессе обработки кожи несколько раз вынимали, переворачивали, сворачивали по-другому. Ульчи смачивали их бульоном из голов кеты. Нивхи для обработки рыбьих кож использовали не специальные инструменты и приспособления, а обычную ступку.
Народы Амура хорошо различали свойства рыбьих кож. Они очень крепки на разрыв, непромокаемы, благодаря чему халаты из этого материала часто служили дождевиками, но одни из них более, другие менее теплые (не пропускают воздух, ветер, сохраняют тепло тела), третьи стойкие на износ. Поэтому обувь и рукавицы шили из кожи кеты, а чаще — из кожи ленка; зимние ноговицы и охотничьи фартуки делали из кожи сома, кеты, ленка, а весенние ноговицы — из кожи муксуна. Кожа сазанов хорошо отбеливается на морозе, принимает и сохраняет краски. Из нее шили праздничные мужские и женские халаты, а также орнаментированные ноговицы для молодых парней (у низовых нанайцев).
Для кройки изделий из рыбьей кожи и кож животных употребляли .специальные женские ножи с дугообразной рабочей частью лезвия и заостренным концом. Задний конец деревянной или костяной рукояти имел косой Срез; тщательно отполированный, несколько закругленный, он служил женщинам при работе по коже своеобразным «утюжком».
Изделия из рыбьей кожи шили нитками из рыбьей кожи. Для их изготовления выбирали ровные и крепкие кожи кеты, муксуна, сазана, счищали с них лунки от чешуек, смазывали каждую из 8—10 кож пагдой, клали одну на другую и немного подсушивали. Затем мастерица резала одновременно все слои кож близ края, отрезая узкие полоски ножом - гирсу. Связав их пучком по 15—20 штук, закрепляли его и каждую полоску начинали вытягивать. Нитки вытягивались, становились тонкими и круглыми. Их на короткое время подносили к огню, и они быстро твердели. По крепости такие нитки можно сравнить только с жильными.
Из шкур животных более всего использовали шкуры лосей, оленей, изюбров. Из нескольких шкур оленя или молодого сохатого, выделанных в виде ровдуги, орочи и удэгейцы шили охотничьи халаты, их охотно приобретали нанайские и ульчские охотники. Охотники-нанайцы носили куртки с короткими рукавами из шкур летней косули шерстью вверх. Ульчи, негидальцы, нанайцы из лосиной ровдуги шили праздничные, обильно орнаментированные спереди и сзади женские халаты, а также мужские ноговицы, обувь, куртки, рукавицы. Имеются сообщения о том, что нанайцы в прошлом шили праздничную одежду из ровдуги, выделанной из косульих шкур. Из шкурок кабарги шили чулки, которые надевали внутрь обуви, сшитой из камусов оленей и лосей.
Обработкой шкур занимались женщины. Сначала шкуру растягивали ремешками, продетыми в отверстия у краев, на четырехугольной раме, связанной из жердей. В зависимости от погоды ее сушили иногда до двух-трех недель и более, затем подвергали многократному скоблению и размягчению. Нанайцы и ульчи сначала счищали с мездры пленку железным кольцом с острыми краями, прикрепленными под углом к короткой (25—30 см) рукояти. Разложив шкуру на полу, женщина садилась на нее и начинала скоблить движением скребка по направлению к себе, при этом она придерживала ногами противоположный край шкуры. Закончив, она слегка смазывала шкуру рыбьим жиром, заворачивала в нее сырые тальниковые гнилушки и оставляла на несколько дней в теплом месте. Некоторые делали иначе: слегка смазав шкуру (уже без пленки) рыбьим жиром, несколько дней ее вымачивали в концентрированном рыбном бульоне, сваренном из сушеных костяков рыб с добавлением соли, до тех пор, пока она не становилась мягкой. После этого шкуру с гнилушками оставляли на несколько дней. Если требовалось быстро обработать шкуру лося, ее на 3—4 дня опускали в прорубь Амура. Вытащив на лед, ее раскладывали здесь же пленкой вниз. За день шкура примерзала ко льду, вечером ее отрывали — пленка оставалась примерзшей ко льду.
Второй этап обычной обработки шкуры — размягчение ее кожемялкой, представлявшей собой металлический диск с отверстием в центре (или без него) и тупыми зубчиками по окружности. Рукоять, длиной 60—70 см, имела на конце развилку для опоры на предплечье. Шкуру клали на хозяйственный стол и ее свисающий край мяли кожемялкой, двигая ее сверху вниз. Затем шкуру снова посыпали сырыми гнилушками, заворачивали в рулон и ждали несколько дней.
Третьим этапом обработки шкуры было размягчение ее кожемялкой в виде узкой дугообразной железной пилочки с тупыми зубьями по одному краю. Пилочка вставлялась по длине в деревянный брусок с ручками по краям. Нанайцы иногда делали такую мялку из ясеня без железного лезвия, вырезая зубья из того же дерева (вместе с основой). Вымоченную шкуру клали на наклонное бревно; мялкой, держа ее двумя руками, мяли шкуру иногда целый день.
Меха и ровдуга богато украшались мозаикой
Для выделки из шкуры лося ровдуги с нее после всех описанных выше операций счищали специальным скребком шерсть. Иногда сухую шкуру замораживали, а затем, свернув ее в трубку, аккуратно ножом срезали шерсть тонкими, узкими полосками. Нанайцы при выделке ровдуги (а иногда и шкуры) применяли пагду (см. выше).
Орочи и удэгейцы — известные мастера в изготовлении ровдуги; нанайцы и ульчи, соседствовавшие с этими народами, признавали их приоритет в этой области и часто отдавали им шкуры в обработку за вознаграждение. Эти народы применяли при выделке шкур и ровдуги в качестве дубильного вещества состав, приготовленный из мозгов лося, разведенных настоем древесного гриба. Шкуру мочили, затем, густо смазав составом с обеих сторон, сворачивали и клали на несколько дней в теплое место.
Чтобы ровдуга была невосприимчивой к влаге и более прочной, ее подвергали дымлению; настоем ольховой коры ее подкрашивали в кирпично-красный цвет. Ульчи изготовляли состав одновременно для дубления и подкрашивания — это смесь мозгов лося с тщательно измельченными березовой и Дубовой чагой.
Изделия из шкур и кож обычно шили жильными нитками, наиболее прочными из всех. Существовали специальные иглы для шитья кожи — со сплющенными в виде копьеца кончиками.
Изделия из шкур, ровдуги, рыбьей кожи часто орнаментировали различными способами: вышивали шелком, оленьим волосом, делали аппликации, опушки и т. п. Например, вышивкой или аппликацией украшали колчаны для стрел, которые делали из ровдуги и шкур лосей или оленей, причем ровдужные орнаментировались по всей поверхности, а у колчана из шкуры вышивкой или аппликацией украшали только клапан, закрывающий колчан. Такие колчаны имели лишь символическое значение: их дарили невесте на свадьбу, потом матери дарили эти предметы (лежавшие без употребления) своим дочерям-невестам.
Сумочки из рыбьей кожи (для рукоделия, для хранения табака, одежды) народы Амура орнаментировали так: из кожи рыбы вырезали детали орнамента: треугольники, ромбики разных цветов (с брюшка — светлые, со спинки — темные), затем их сшивали в виде мозаики в одно полотнище. Так делали крышку к сумочке или целиком сумочку.
Предметы из ровдуги и рыбьей кожи часто орнаментировали, нанося рисунок красками различных цветов. Особенно этот способ был распространен у ороков, негидальцев.
Источники.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л., 1971.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.
Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л., 1975.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Б ого раз В. Г. Чукчи. Ч. I. Л., 1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Л., 1939.
Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л., 1965.
Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
Василевич Г. Н. Эвенки. М., 1969.
Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве X—XX веков. М., 1974.
В д о в и н И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. М., 1965.
В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
Г у р в и ч' И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М-—Л., 1966.
Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.
Турвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки. Магадан, 1969.
Диков -Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л., 1963.
Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.
Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М., 1979.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
История и культура народов севера Дальнего Востока. М., 1967.
Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980:
Ларькия В. Г. Орочи. М., 1964.
Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан, 1970.
Меновщиков Г. А. Эскимосы. Магадан, 1961.
М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М., 1976.
Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда, 1978, № 1.
Одежда народов Сибири. Л., 1970.
О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних культур. М., 1951.
Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск, 1964.
Патачакова К. М. Культура и быт хакасов. Абакан, 1958.
П о т а п о в И. А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972.
П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коряков, ительменов. — В кн.: Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Радуга на снегу. М., 1972.
Северные россыпи. Салехард, 1964.
Симченко К). Б. Культура охотников на 4оленя Северной Евразии. М., 1976.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Смоляк А. В. Ульчи. М.. 1966.
Таксами Ч. М. Нивхи. Л., 1967.
Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость. Магадан, 1967.
Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.
Хомич Л. В. Ненцы. М.-Л., 1966.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".