Обучение рассказыванию на темы из опыта
ИБ - информационный блок
Текст № 1.
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.
Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Рассказывание на темы из личного опыта (по памяти) более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.
Структурно - логическая схема 1. Приёмы обучения рассказыванию повествовательным рассказам по картине (Стерликова В.В.).
Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, педагог
- заботится о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для слушателей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко;
- учит пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи;
- следит за грамматической и орфоэпической стороной изложения.
В рассказывании из личного опыта педагог упражняет детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время индивидуального общения с ними.
«Программой воспитания в детском саду» обучение рассказыванию на темы из личного опыта предусмотрено начиная со второй младшей группы. Однако в этой и в средней группе педагог только подготавливает детей к самостоятельному речевому творчеству,
В младшем и среднем дошкольном возрасте рассказы детей из личного опыта осуществляются через индивидуальное общение, беседы с детьми(индивидуальные и коллективные, например, «Как провели выходные дни», «Что видели по дороге в детский сад»).
Цель – активизация словаря, речи, умения общаться и делиться впечатлениями. Главная роль принадлежит педагогу.
Темы: «Как мы провели праздник», «Наша няня Мария Петровна», «Что мы видели на кухне» и т.д.
Занятия по рассказыванию на темы из личного опыта проводят в старшей и подготовительной группах.
В программе воспитания в детском саду конкретно указываются те речевые умения и навыки, которыми должны овладеть дети в процессе обучения.
Дошкольники старшей группы учатся:
- рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях связно, живо, не отклоняясь от заданной темы;
-правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать с достаточной полнотой и законченностью;
- указывать место и время описываемых событий;
- пользоваться точными названиями предметов, качеств, действий.
В подготовительной к школе группе у детей в процессе обучения:
- совершенствуются формы монологической речи;
- продолжает развиваться умение связно, подробно и живо рассказывать об играх, прогулках, случаи из жизни;
- четко, ясно излагать свои мысли;
- указывать время и место описываемых событий, пользоваться точными наименованиями предметов, их частей и качеств, действий.
У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.
Успех этого вида обучения в значительной степени зависит от того, насколько интересно и разнообразно протекает жизнь детей в детском саду.
Большую роль играет также словарная работа, которую проводит педагог. Содержание ее усложняется от одной возрастной группы к другой. От качества словарной работы зависят стройность речи ребенка, ее живость, отсутствие излишних пауз и заминок. Накопленный словарный запас позволяет старшим дошкольникам уверенно использовать в своей речи нужные слова и словосочетания, правильно отражать воспринятое.
В рассказах на темы из личного опыта ребенок учится самостоятельно отбирать словесный материал, он, по словам Е. И. Тихеевой, «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа».
Тематика рассказов из личного опыта
1.Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии.
2.Из коллективного и индивидуального опыта.
3.Коллективно-индивидуальный.
Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.
Тематика для детей 5-6 лет:
- Моя любимая игрушка.
- Как я помогаю дома.
- Наши зимние забавы.
- Про котенка.
Тематика для детей 6-7 лет:
- Елка для дошкольников.
- Как заботимся о малышах.
- Как проводим время дома.
Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить.
Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описываемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но в другом – эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.
Методические приемы:
1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.
2. Образец рассказа педагога:
- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
- четкость построения, отсутствие лишней детализации;
- динамичность действий, яркие описания;
- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.
3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.
4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.
5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.
Структурно - логическая схема 2. Методы и приёмы обучения составлению повествовательных рассказов из опыта (Стерликова В.В.).
Пример: Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка»
Речевые задачи: учить составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты для описания игрушки и действия с ней. Рассказывать последовательно и выразительно. Учить подбирать слова для описания предмета с целью выделить определенные качества. Закреплять правильное произношение звуков «в», «ф». Умение дифференцировать их на слух, подбирать слова с этими звуками.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке (не перебивать других – один говорит, а все слушают).
Составление рассказа:
1. Какая она? (игрушка).
2. Дать описание.
3. Случай, который произошел с игрушкой.
4. Дать образец из своего личного опыта.
Шпоргалки для студентов
Образец конспекта занятия.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу
Уважаемые студенты!
Обращаю Ваше внимание на то, что представленная ниже слайд – лекция по модулю «Методика развития связной речи» позволит вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретического вопроса модуля (Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию на темы из личного опыта (по памяти); а также поможет при подготовке домашнего задания к практическому уроку по теме:
- моделирование конспекта занятия на тему: «Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по памяти».
Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.
Если вы скопировали презентацию и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
С уважением, О.Г. Гольская.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение рассказывания на темы из личного опыта на речевое развитие ребёнка
Вопросы обучения рассказыванию на темы из личного опыта в трудах педагогов и учёных в области дошкольной педагогики и методики речевого развития
Типичные трудности. Психологические предпосылки своеобразия детских рассказов на темы из личного опыта у дошкольников
Виды рассказов из опыта — рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту) — рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»)
Тематика рассказов, отражающих коллективный опыт детей
Тематика рассказов, отражающих индивидуальный опыт детей
Педагогические условия, необходимые для обучения детей рассказыванию на темы из личного опыта ( по памяти) Основа развитая этого вида рассказывания — содержательная жизнь детей: прогулки, экскурсии, труд, праздники, обучение на занятиях, игры.
Требования, предъявляемые к образцу рассказа воспитателя о впечатлениях из его личного опыта В основу рассказа воспитателя положен какой-либо случай (или событие), представляющий интерес для детей и близкий их жизненному опыту. Рассказ должен отличаться четкой последовательностью изложения (завязка, заинтересовывающая детей, нарастание действия, быстрая и ясная развязка) Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образным, без длинных фраз. Образность и живость языка воспитателя влияют на выразительность детской речи.
Структура занятия; методы и приёмы обучения Вводная часть . 1.1. Вводная беседа/ вводный вопрос ( рассказ воспитателя; внесение наглядного материала: фотографии, картинки; показ игрушки-самоделки; загадывание загадки, чтение четверостишия и т.п.) 1.2. Тематическая физкультминутка.
II . Основная часть . 2.1. С ообщение темы занятия (сегодня мы будем учиться составлять рассказ о том как … ). 2.2. Рассказ – образец воспитателя. 2.3. Анализ образца рассказа с выделением плана – рассказа (3-4 пункта). 2.4. Составление рассказов детьми (6 – 8 детей)/ составление рассказа подгруппами – «командами »; с оставление рассказа по частям; с использованием приёма моделирования : а ) индивидуальная работа; б ) словарная работа; в ) процессуальная оценка.
2.5. Физкультминутка. II I .Заключительная часть. 3.1. Продуктивная деятельность (повторение ранее разученных стихов; чистоговорок или поговорок; драматизация отрывка литературного произведения с элементами творческого пересказа; дидактические игры или упражнения по ЗКР (ГСР или на развитие словаря); сюрпризный момент; обобщающие вопросы. 3.2. Рефлексия (итоговые вопросы).
Домашнее задание по учебнику (Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников) дописать конспект - лекцию по вопросу : - методика проведения занятий « рассказывание на темы из личного опыта» в разных возрастных группах; подготовиться к устному опросу по теме.
Источники 1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 1997 . 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. 3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под редакцией Ф.М. Сохина – М., 1984. 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.
5. Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ Под редакцией О.С. Ушаковой – М., 1998. 6. Короткова О.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель методики развития речи: Гольская Оксана Геннадьевна