Художественные ремёсла народов Приамурья. Изготовление деревянной утвари
Мужское искусство резьбы по дереву малых народов Приамурья – это не только украшение лодок,
нарт, деревянных столбов, фронтонов и балок жилища резными узорами. Умелые руки
мастеров резчиков по дереву создавали множество различных художественных предметов.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья" .
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕРЕВЯННОЙ УТВАРИ
Территория по берегам Нижнего Амура была покрыта лесом, деревья росли самых разных пород. Местное население использовало их, и прежде всего липу, клен, акацию, для изготовления всевозможной утвари: низеньких столиков для еды, специальных скамеечек для резания рыбы и овощей, сундучков, ящиков для хранения разных предметов, ступок для растирания, коромысел, крюков для подвешивания котлов над огнем, коробок и шкатулок, ложек и палочек для еды, больших и малых корыт, колыбелей и т. п.
Инструменты для обработки дерева и бересты.
Деревянную утварь и отдельные детали домов украшали резьбой. Обрабатывали дерево различными инструментами, применяя самые разнже приемы . Большое и малое тесло, своеобразный рубанок — и рэпчу — в виде изогнутого обоюдоострого лезвия, вделанного в легкий брусок с двумя ручками, небольшая пила с одной рукоятью, сверла двух типов, большое и малое, стамески, ножи для строгания и резьбы — вот набор инструментов, которыми располагал каждый мастер. Для выдалбливания внутренних поверхностей пользовались крючкообразным лезвием — хорпу — в деревянной рукоятке. Помимо рубанков для строгания более широко употребляли нож гесу с узким и тонким лезвием, который вместе с рукоятью составляли дугообразную линию. Мастер брал нож правой рукой так, что его большой палец упирайся в нижнюю часть рукояти, скошенной на нет. Держа деталь левой рукой на весу или упираясь ею в грудь, мастер двигал ножом по поверхности по направлению к себе, снимая стружку. Таким ножом обрабатывали детали от 2 — 3 см до. длинных предметов, например весел.
Чрезвычайно разнообразной была деревянная утварь у ульчей, нивхов и нанайцев. Они долбили чашки и миски диаметром до 30—40 см, корыта. Длинные, до 120 см, употреблялись для кормления собак; в маленьких, 25— 30 см, орнаментированных, подавали пищу гостям на медвежьих праздниках. Делали ульчи и прямоугольные ящики, покрытые резьбой, сундучки, в которые складывали приданое невесты; множество всевозможных коробок — круглых, овальных, высоких и низких, больших и маленьких — для одежды, украшений и т.п. Применение таких коробок было самым разным. Например, в них возили подарки, отправляясь в гости, обильно декорированные коробки дарили друг другу, готовили в приданое невесте. Их тщательно хранили, ценили, помнили, что «это — от бабушки или дедушки», их передавали из поколения в поколение.
Ящик для хранения бытовых предметов. Нач. 20 в.
При изготовлении ящиков, сундучков и т. п. для скрепления досок применяли деревянные гвозди-колышки — тукпэ. Более сложные, овальные или круглые в плане коробки,— их было особенно много у ульчей, — делали следующим образом . Заготовленную тонкую (0,5 см) доску варили в кипятке, затем привязывали к болванке нужной формы и сушили несколько дней. Концы доски заранее стесывали на нет, а при изготовлении накладывали один конец на другой и склеивали рыбьим клеем. Иногда концы сшивали тальниковым корнем, для чего делали несколько отверстий маленьким сверлом. Но чаще вместо шва накладывали дополнительную дощечку шириной около 3 см, вырезав ее по периметру волнистой, декоративной линией. Эту накладку вместе со стенками коробки просверливали и вставляли в отверстия деревянные гвозди. Выступающие их концы иногда специально обрабатывали, и тогда они становились своего рода украшением. Дно вставляли различными способами. Оно могло иметь размер с внутренний диаметр коробки, такое дно закрепляли с помощью деревянных гвоздей. Если же делали размером с внешний диаметр коробки, то при этом по его краю вырезали ступенчатый Г-образный выступ, на который и ставили стенки коробки; закрепляли дно, как и в первом случае, деревянными гвоздями. Крышки у коробок также были разными: это мог быть простой круг без бортиков, но с Г-образным вырезом по краю. Такую крышку накладывали на коробку и скрепляли с ней при помощи ремешков, продетых в отверстия в коробке и в крышке. Иногда крышку разрезали на две равные части, одну прибивали к коробке наглухо, а вторую — подвижную — скрепляли с первой с помощью ремешков. Чаще всего такие коробки имели диаметр 20—30 см, высоту 23—25 см, наружные стенки их украшались орнаментом.
Сосуд для ложек. Нач.20 в.
Особенно широко были распространены табачницы — овальные низкие коробки, в которых держали листовой табак. Высота их была до 8 см, длина 30—40 см. Табачницы делали с крышками, накладывавшимися сверху, причем бортики крышки имели высоту самой коробки.
В каждом доме можно было найти высокие, узкие цилиндрической формы коробки — коломо, — где хранили ложки и палочки для: еды. Такие коробки делали из одного куска дерева (обрезка ствола диаметром до 10 см, высотой до 25 см). Заготовку вначале разрубали вдоль на две равные части, каждую из которых выдалбливали так, что оставались тонкие стенки и дно. Две одинаковые половинки скрепляли с помощью, деревянных гвоздeй или просто ремешков, продетых в тверстия по краям стенок и дна. Иногда коломо делали из целого куска, выдалбливая его специальным инструментом— хорпу (крючкообразный нож).
Праздничной посудой у ульчей и нпвхов были маленькие долбленые корытца, тщательно выделанные, богато орнаментированные, а также блюда алку овальной формы в виде дощечек о немного приподнятыми вверх бортиками. На узких их сторонах оставляли небольшие горизонтальные дощечки, которым придавали форму ручек (иногда в виде головы нерпы, утки), украшали их орнаментом.
Особенно тщательно ульчи и нивхи ткрашали длинные ручки ковшей,предназначенных специально для подачи медвежьего мяса во время медвежьих праздников.
Блюдо и ложки. Нач.20 в.
Весь ковш делали из одного куска дерева, он был длинным (иногда более метра) и узким. Его передняя часть представляла собой горизонтальную доску, покрытую резным орнаментом. Само вместилище мяса имело длину не более 1/з длины всего ковша, оно напоминало неглубокое овальное блюдо. К его задней части примыкала ручка длиной до полуметра и более. Ее делали в виде вертикальной дощечки, в которой вырезали сквозной узор, а также в виде скульптурной фигурки медведя. Делали для таких праздников и маленькие ложки.
Ульчская ложка для медвежьего праздника. Нач. 20 в.
Народы Нижнего Амура изготовляли из дерева и более мелкую утварь, например ковшики, поварешки, ложки и т. п. У ульчей ложки были двух форм: охотничьи ложки — хальбу — делали в виде палочки, которая, плавно расширяясь книзу, постепенно утонь-шалась, ею и брали пищу (кашу и т. п.). У ложек хуня (или хоня) узор наносили не только на ручку, но и на рабочую лопасть. Резали и орнаментировали и другие изделия: сундучки, шкафчики, ящики для одежды, крюки для подвешивания котлов и т. п. — обычно зимой охотники в тайге на промысле, либо старики в селениях. Орнаментированные вещи берегли, а в повседневном быту пользовались вещами более простыми.
Нивхские ложки для медвежьего праздника.. Нач.20 в.
Негидальцы, жившие в прошлом главным образом по реке Амгунь (приток Амура), но тесно общавшиеся с жителями Амура, тоже изготовляли деревянную утварь, подобную той, о которой мы только что рассказали: долбленые чаши и корытца для пищи, ложки, палочки, плоские блюда, большие поварешки — пукан — для вытаскивания вареной рыбы из котлов, низенькие столики и скамеечки для резания рыбы и овощей, доски для кройки тканей, колыбели.
Искусство обработки дерева было хорошо знакомо также орочам и удэгейцам. В изготовлении долбленых лодок эти два народа даже превосходили жителей Амура.
Как правило, резали по дереву мужчины, но у ульчей в начале XX века в селах Булава и Аури жили несколько женщин, славившихся умением рисовать и резать орнаменты на дощатых лодках, коробках и т. п.
Для резьбы по дереву употребляли небольшой ножичек с треугольным лезвием в короткой рукояти. Иногда перед тем, как наносить узор, ульчи и нивхи всю поверхность покрывали своеобразными параллельными насечками-желобками. Для нанесения насечек использовался особый инструмент — гесу кэдэрэсу, по форме похожий на нож для строгания — гесу, однако близ основания лезвия у него был вырез треугольной формы, а вдоль всего лезвия проходил продольный желобок.
Галерея старинных работ. Ульчская ресьба по дереву.
Народы Нижнего Амура покрывали своеобразным орнаментом деревянные, берестяные, кожаные, костяные и тканевые изделия. Для амурского орнамента характерно причудливое переплетение, разнообразное сочетание волнистых линий, завитков; в композиции из них иногда вплетаются предметные изображения (рыбы, птицы, бабочки, деревья, цветы и листья). Любым орнаментом была свойственна строгая симметрия. Узор помещали на изделие так, что он становился как бы неотъемлемой частью самого предмета.
Сначала мастер намечал узор тонкой линией. Центры завитков он обрабатывал своеобразным циркулем с дву-мя-тремя зубчиками. Узор вырезали не только одной, но и двумя параллельными линиями, причем каждая линия могла быть или в виде глубокого округлого желоба, или иметь двухгранную форму (две грани, сходящиеся под углом в толще доски) или прямоугольную (четырехугольную) и т. п. Некоторые мастера предпочитали один из этих видов резьбы, другие владели различными.
Закончив резьбу, ульчи и нивхи иногда покрывали всю поверхность изделия (коробки, шкатулки, ящики) черной блестящей краской.
В прошлом народы Нижнего Амура использовали кости таежных животных для разных мелких поделок, из них изготовляли рукоятки ножей, разные подвески на пояс, трубчатые игольники, «гладилки», пряжки для охотничьих поясов и т. п. Все эти костяные изделия покрывали резьбой. Для этого кость предварительно варили, и когда она размягчалась, резали на ней узоры так же, как и на дереве.
Современные работы ульчских мастеров.
Источники.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л., 1971.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.
Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л., 1975.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Б ого раз В. Г. Чукчи. Ч. I. Л., 1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Л., 1939.
Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л., 1965.
Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
Василевич Г. Н. Эвенки. М., 1969.
Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве X—XX веков. М., 1974.
В д о в и н И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. М., 1965.
В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
Г у р в и ч' И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М-—Л., 1966.
Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.
Турвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки. Магадан, 1969.
Диков -Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л., 1963.
Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.
Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М., 1979.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
История и культура народов севера Дальнего Востока. М., 1967.
Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980:
Ларькия В. Г. Орочи. М., 1964.
Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан, 1970.
Меновщиков Г. А. Эскимосы. Магадан, 1961.
М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М., 1976.
Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда, 1978, № 1.
Одежда народов Сибири. Л., 1970.
О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних культур. М., 1951.
Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск, 1964.
Патачакова К. М. Культура и быт хакасов. Абакан, 1958.
П о т а п о в И. А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972.
П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коряков, ительменов. — В кн.: Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Радуга на снегу. М., 1972.
Северные россыпи. Салехард, 1964.
Симченко К). Б. Культура охотников на 4оленя Северной Евразии. М., 1976.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Смоляк А. В. Ульчи. М.. 1966.
Таксами Ч. М. Нивхи. Л., 1967.
Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость. Магадан, 1967.
Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.
Хомич Л. В. Ненцы. М.-Л., 1966.
Уважаемые коллеги, важно: обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи."НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ").