Народные художественные промыслы России для дошкольников. Вологодское кружево

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.   

ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Вологодские кружева... над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова, нити тонкие выплетают.

 

Изделия из вологодских кружев.

 

Сделано на Вологодчине: кружево.

 

  •    СКАЗКА «СЕМЬ КАТЕРИН» (знакомство с вологодским кружевом)        

       Ребята, вы любите слушать сказки? Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда садитесь поудобней и слушайте.

       Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские стра­ны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. При­кидывал, где чему хорошему поучиться. Однажды приезжает к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дво­рец ведет, показывает разные диковины.

       —  Жаль мне тебя, царь Петр, — говорит король, — живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни, вот какие мастерицы в моем королевстве име­ются!

       И показывает скатерть кружевную. Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:

       — Где же вы в своей стране видели березки да ромашки? Это русское кружево из моей страны!

       -Быть того не может! — вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри — не смот­ри — береза березой и останется. Рассердился король, прика­зал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:

       -Виноваты, ваше королевское величество! Ох виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено — у семи Катерин. Лучше их никто кружева не плетет, богаче узора нигде не найдешь.

        -Что еще за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? — разгневался король заморский. Тут уж царю Петру при­шлось за купцов заступиться.

       -Есть, — говорит, — в моем царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть никогда не видел.      

А заморский король разошелся — и царю Петру веры нет.

       —  Не поверю, — кричит,— пока своими глазами не увижу!  Покажите мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту!

       Ну, царям сборы недолги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди — стража, позади — стража — на тот случай, если разбойники нападут.

       Начали путь в коляске, а потом в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят — навстречу возок ползет, в нем купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский стражник:

       - Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Ка­теринам-кружевницам?

Купец рассказал, как проехать, да и говорит:

       —  Я вот от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете?

       Развернул купец занавески, все так и ахнули! На каждой из них целая сказка выплетена. На одной — про Морозко, на дру­гой — про Сивку-Бурку, а на третьей — про Василису Премуд­рую. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:

—  Мои! Покупаю! — И бросил купцу кошелек с золотом.

       А царь Петр молчит, будто его это вовсе не касается. Дви­нулись дальше. Навстречу другой возок. В нем тоже купец сидит и тоже узел держит. Спрашивает его королевский страж­ник:

       —  Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут?

Отвечает купец:

       —  Знаю, как не знать! Вот за тем леском. Я вот покрывало
купил у них, не взглянете ли?

       Развернул купец покрывало — чудо, да и только! На одной стороне — весна лето догоняет, на другой — зима с осенью в обнимку идут.

Заморский король даже из саней выпрыгнул:

       —  Покупаю! Покупаю! — кричит. — Казначей, дай ему
целую шапку золота!

       А сам покрывало в охапку — и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Петр покупку не перехватил. Еще немного проехали и до села добрались. Под­катили к дому, где кружевницы живут.

       Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, красивые, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили, а сами за работу сели. У каждой на поду­шечке-валике свой узор заплетен: у одной — будто волны под руками струятся, у другой — над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей — по всему кружеву звезды рассыпаны...

       Дух захватило у заморского короля. Он себя щипать стал, уж не снится ли ему это. Потом пришел в себя, спрашивает:

       — А кто вам узоры дает? Кто их придумывает?  Продайте мне  все узоры — в убытке не будете.                                     

Отвечают кружевницы:                                                      

      - Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.

       Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.

Старшая Катерина говорит:                                               

       —  Сказки у нас не продажные. Мы их складываем по очереди. Что ни кружево — то новая сказка.                         

Царь Петр попросил:                                                           

—  Расскажите нам. Люблю сказки слушать!

       И старшая Катерина рассказала ему сказку, которая назы­вается «Волшебное кружево».

      А сказку мы с вами должны сами придумать.  
       Дети сами составляют сказку.          

                        

Кружево Вологодское

 

  •            СКАЗКА «АЛЕНКИНЫ КРУЖЕВА» (знакомство с вологодским кружевом)                      

       Жила-была в лесной деревеньке за Волгой бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше да скорее всего и кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса, крайняя. Сразу за ок­нами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной поднимался дремучий старый бор.

       Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка печь истопит, корову подоит, а потом садится под окно кружева плести. И кружева у нее получались на диво  красивые,  узоры редкие.

       Случилось как-то Аленке зимой плести, приметила девоч­ка на окне узор затейливый. И очень он ей показался чудес­ным: завитушки, как листья папоротника, стелились, а между ними цветы снеговые — и все мелкой алмазной пылью по­крыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала. Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие. А все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска!

     Эх, шелку бы сюда, тогда и узор другим бы стал. Белый шелк что белый снег блестит. Да где же бедной девушке шелку купить? Вздохнула Аленка тихонечко и говорит:

         — Наверное, такие кружева одна Снегурочка плетет, абольше никто!

       Только промолвила, как в окно стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.

     Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крыль­цо отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:

      — Что, не сробела? Ты меня только позвала, вот я и тут!
      Растерялась Аленка — не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрус­тальным звонком зазвенела:

      — Да я и есть Снегурочка! Ну что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.

       И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала. А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след »   ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.

       Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избен­ку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно :   и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься! Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: О' иные купят и не нахвалятся, а другие — ругаются. У иных век носи — не износишь, а у других — на глазах тают.

       Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная, жестокая да скупая. Девушек своих крепостных била, v секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.

        Вот эта барыня прикатила как-то в карете к бедной вдове.
       - Распахнул лакей дверцу кареты — сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой шубе. Нагнулась, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в
пояс, а барыня и говорит:

       — Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка покажи мне их, мастерица!

       Аленка вынула из сундука кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни дух захватило:

—  Все продай, — говорит. — Все куплю!

       А среди кружев был и подзор заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось де­вушке в приданое себе тот подзор сохранить.

       -  Нет, — ответила Аленка, — все могу продать, кроме этого подзора.

       -Ах ты холопка! — кричит барыня. — Да как ты смеешь мне перечить?! Не хочешь добром — силой возьму! — хлоп­нула дверью и ушла.

Вздохнула вдова:

 — Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!

       Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала. Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему вина за то, чтобы у Аленки кружева украл.

       Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дома отлучились, залез в их избенку, сло­мал замок у сундука и похитил все кружева.

       Вернулись Аленка с матерью домой и ахнули: в избушке все перевернуто — и ни кружева, ни клубочка заветного нету.

Опустились руки у Аленки, побелела она и шепчет:

— Неужто по барскому наущению кто выкрал?
Схватила платок и кинулась за дверь.

Мать ей кричит вдогонку:

       -Куда ты, Аленка, куда? А она:

       -Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду! Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала

за елку, за другую и скрылась в лесу.

       Бежала, бежала Аленка, забежала в самую чащу и заблуди­лась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет — иди за мной! И побе­жал. А по его следу легла тропинка ровная, расступились суг­робы. Вывел зайка Аленку на поляну. Глядит Аленка и глазам своим не верит: стоит на полянке теремок ледяной, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:

       —  Пришла? Иди скорее, Аленушка! Гостьей дорогой будешь!

       Сбежала навстречу ей с крылечка, обнимает. А Аленка горькими слезами заливается и про беду свою и обиду расска­зывает. Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вы­нула круглое серебряное зеркальце и сказала:

—  Смотри!

       И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.

       Сверкнуло зеркало в руках Снегурочки как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой нитью — снеговой, холодной. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Давай кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И преврати­лась она в снежную бабу, а кружева чудесные исчезли, будто их и не было. Поняла Аленка, что наказала барыню Снегу­рочка за жадность и злость.

       А как настала весна- красна, вернулась Аленка домой к ма­тери. Еще лучшей мастерицей стала, ведь учила ее плести кружева чудесные сама Снегурочка-кружевница.

       Ну как? Понравилась вам кружевная сказка? А что нового вы узнали?

Ответы детей.     

         

Как рождается лучшее в мире Вологодское кружево.

 

  •         ЛЕГЕНДА «ВОЗДУШНОЕ МАСТЕРСТВО» (знакомство с вологодским кружевом)

       Жила, говорят, сказочная бабушка Веретёна. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки на­брасывает, узелками перетягивает. Петелька — узелок, петель­ка — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет старушка Веретёна воздух, по уголкам узелками закрепит, гля­дишь — лежит перед ней шаль легкая, прозрачная да узорчатая как облако, красивая как утренняя заря, воздушная. Только и ахают все на такое воздушное мастерство, кружевное умение.

       Эту сказку рассказывали на севере нашей страны, на Во­логодской земле. Вот оттуда и пришли к нам кружевные из­делия мастериц.

 

Коклюшки: искусство кружевоплетения.

 

  • «КРАСОТА ВОЛОГОДСКИХ КРУЖЕВ»       

       Посмотрите, какое красивое и необычное кружево! Плетут его в городе Вологда. Это старинный русский город располо­жен среди лесов, богатых грибами, ягодами, птицей и зверем. В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшал тонким белым узором окна домов. Местные жители в это время брались за всякие работы: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево.

       Как вы думаете, зачем кружева нужны? Кружевами укра­шали одежду и белье, а также комнаты. Кружевоплетение раньше было тяжелым трудом. В небольших мастерских с ран­него утра до поздней ночи, часто при слабом свете лучины девушка пели и плели кружева. Тяжелый труд был у кружев­ниц, но они любили свое дело, и каждая чувствовала себя художником: она сама создавала свои узоры, сама разрабаты­вала технику.

     Как вы думаете, что могло понадобиться мастерицам для работы, чтобы сплести такое чудесное кружево? Кружево пле­тут с помощью маленьких деревянных палочек-коклюшек, бу­лавок и специальной плотной подушечки в форме валика. На валик прикрепляют «сколок» — рабочий рисунок, который в виде точек и линий нанесен на плотную бумагу или картон, ведь его много раз будут использовать в работе. Нитки при плетении используют самые разные: хлопчатобумажные, льня­ные, шелковые (показ образцов ниток).

       Сидит кружевница, а перед ней — валик с коклюшками. И, как бесконечный ручеек, течет с валика ажурная лента кружева, постукивают коклюшки в ее руках. Если простое кружево плетет мастерица, ей хватает всего шесть пар коклю­шек, а если сложное, то и все триста пар. Пальцы быстро перебирают коклюшки, на глазах возникает сложный кружев­ной узор, в одних местах густой и плотный, а в других — тонкая прозрачная решетка. Трудно поверить, но кружевница помнит все триста пар коклюшек и никогда не собьется, не спутается.

       Мотивы рисунков самые разные. Посмотрите, может, ка­кие-то вы узнали? Верно, это разнообразные звери и птицы, предметы окружающего мира, солнце, древо жизни. Плетут узоры из раскидистых деревьев с пышными ветвями и с много­лепестковыми цветами.

       У вологодского кружева свои элементы узоров. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Главный — «тесьма-полотнянка». Когда она начинает виться, то ее называют «вилюшкой». Не менее важный элемент «сетка-решетка», которая служив фоном. Решеток разного вида очень много. Есть в кружеве элемент «насновки» — небольшие фигурки очень плотного плетения. В вологодском кружеве есть самостоятель­ные элементы-рисунки: снежинки, елочки, цветы, птицы.

       Сейчас на фабрике «Снежинка» в городе Вологда мастери­цы плетут разные изделия: дорожки, скатерти, косынки, сал­фетки, воротники, покрывала, занавески, шарфы.

Послушайте частушки о вологодском кружеве, которые споют наши девочки (девочки исполняют частушки).

 

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Как называются эти изделия?                                                    

Где их плетут?                                                                           

Как называются инструменты кружевниц?                               

Назовите элементы, которые запомнили.                                 

Что плетут на фабрике «Снежинка»?  

Хотели бы вы научиться плести кружево? 

    

 

Дороги старых мастеров

       В этом коротком видео Вы побываете на вологодской земле и познакомитесь с вологодским кружевом и вологодскими мастерами — кружевницами, которые плетут кружева на коклюшках. Кто изобретает кружево? Какой должна быть кружевница? Какие узоры плетут кружевницы? Почему работа кружевницы ценилась не меньше работы ювелира?

 

  •  Стихи и частушки о вологодских кружевах                          

    

Кружева в стрекозиных крыльях

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевами трава.

Кружева... кружева... кружева...

Вологда завьюжена белыми снегами,            

Вьюга стелет кружево прямо под ногами.

Рассыпают искорки северные краски,      
Снежные присказки, кружевные сказки.
Девицы-красавицы взяли подглядели,
Как переплетаются белые метели.
И рисуют девицы белые картинки,
Кружево стелется тоньше паутинки.                         

                  Л. Синявский              

Вологодское кружево

Ах, вологодский кружевной узор,                             

В наследство мне доставшееся диво:

Коклюшек перестук неторопливый,

Неспешный задушевный разговор,

И песни плен про белые снега,

И колокольцев звон — как от погони,

И уносящие в раздолье кони,

И расписная радуга-дуга,

И с небесами слившийся простор,

Снимающий с души моей усталость, —

Осталось все это во мне. Еще осталось.

Ах, вологодский кружевной узор!

                                   И. Баженова

                                      Кружевница

                     За окном метель кружится, зимний вечер настаёт,

                     В красной горенке девица кружевную шаль плетёт.

                     Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!

                     Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

                     Нарисуй зима, красиво на моём окне узор!

                     Я сплету такое диво, чтобы радовался взор!

                     Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!

                     Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

                     Пальцы девичьи умело на коклюшках нити вьют,

                     Паутинкой снежно – белой шаль такую назовут!

                     Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!

                     Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

                                                                                                                  Н. Куликова

                     

                                 Вологодские кружева

                      Городок занесен порошею,

                      Солнце словно костром зажгли,

                      Под пушистой, сыпучей ношею

                      Гнутся сосенки до земли.

                     Воробьи на антеннах весело

                     Расшумелись, усевшись в ряд,

                     И к крылечку береза свесила

                     Снежный девичий свой наряд.

 

                     Мастерица над станом клонится

                     И, коклюшками шевеля,

                     Где за ниткою нитка гонится,

                     Песню ткет про тебя, земля.

 

                     Пальцы, легкие и проворные,

                     Заплетают, вспорхнув едва,

                     Как мороз по стеклу, узорные

                     Вологодские кружева.

                      И чего-то в них не рассказано,

                      Не подмечено в добрый час!

                      Здесь судьба узелком завязана

                      Для приметливых карих глаз.

 

                      Там дорожки, что с милым хожены,

                       Все в ромашках весенних рощ,

                      И следы, что лисой проложены,

                      И косой серебристый дождь.

 

                      А стежки то прямы, то скошены,

                       Разрослись, как в озерах цвель, —

                      То ли ягоды, то ль горошины,

                      То ль обвивший крылечко хмель.

 

                      Слово к слову, как в песне ставится:

                      С петлей петелька — вширь и вкось,

                      Чтобы шла полоса-красавица,

                      Как задумано, как сбылось.

                      Расцветайте светло и молодо,

                      Несказанной мечты слова...

                      Вот какие умеет Вологда

                      Плесть затейные кружева!

                                                       Всеволод Рождественский

 

                                 Вологодские кружева

                       Кружевница, мастерица,

                       Что ей темной ночкой снится.

                       Снится ей леночек в поле,

                       К солнцу вверх растет на воле.

                       Где цветочки голубые,

                       Нити тянутся льняные.

                      Слышен шум ручьев веселых,

                       То коклюшек звон еловых.

                       За плетеньем, вечерами,

                       В Вологодском нашем крае.

                       О просторах песни льются,

                       Где слова из сердца рвутся.

                       Стук да стук стучат коклюшки,

                       По краям идут вилюшки.

                       И во всем нужна сноровка,

                       Нити плотно - вот насновка.

                       Сколок в помощь мастерицам,

                        По рисунку нить, как птица.

                        Руки двигаясь проворно,

                        Мастерству их рук просторно

                        На панно плетут сюжеты,

                         А на них зима и лето.

                         Видим ромбиком- решетка,

                         А по ней плывет лебедка.

                         Пальцев плавное движенье,

                         Кружев дивное творенье.

                         Нитью Вологда обвита,

                          Кружевами знаменита.

 

 

Частушки                     

    Мастерица-кружевница,

    Девочка ученая,     

                             Научи меня плест

                             Кружево крученое!

                             Мы с подружкой повстречались

                             У лесочка, на мосту.                                             

                             Про лесочек, про мосточек                                  

                 Нынче кружево сплету!

 

 

 

 

 

       Источники.

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

   Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

 

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".