Дидактический материал к лексической теме: «Грибы и ягоды».
В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме «ГРИБЫ И ЯГОДЫ», направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.
Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.
Существительные: грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.
Прилагательные: съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.
Глаголы: искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать, знать.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Дети должны знать:
- о том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отличаются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Грибы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;
- какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;
- основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.
Дети должны уметь:
- отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распространенные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;
- обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особенности, выделять основные части;
- использовать активный словарь (названия, признаки, действия), накопленный при изучении темы.
6—7 лет
- Беседа. Грибы и ягоды — дары леса; их польза, особенности.
- Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Подбери слово». Воспитатель спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.
• «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных: из матины — малиновое варенье; из грибов — грибной суп; из клюквы — клюквенный морс; из грибов — грибной соус и т. д.
• «Съедобный — несъедобный». Воспитатель называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.
• «Мы в лес пойдем». Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из. Мы с друзьями в лес пойдем, Ягоды, грибы найдем, Их в корзинки соберем И домой мы принесем. Мы кричим в лесу: «Ау!» Эхо там живет в бору. Воспитатель вместе с детьми импровизирует движения в такт стихотворению. Затем спрашивает каждого ребенка: «Зачем ты пойдешь в лес?» Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки: «Я пойду в лес за малиной (брусникой, клюквой, ежевикой, черникой; опятами, сыроежками, лисичками; цветами, листьями и т. д.)». Дети «пришли из леса». Логопед спрашивает: «Откуда ты принес сыроежки?» (Я принес сыроежки из леса.) И т. д.
- Развитие связной речи
• Составление рассказа «Грибы и ягоды»:
«Мухомор — это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.
Подосиновик — это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.
Шиповник — это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него — маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».
Дети хором повторяют рассказ. Затем логопед просит кого-нибудь еще раз рассказать о грибах и ягодах.
- Физкультминутка
• «Раздели слово ножками». Дети должны разделить называемые слова на слоги (словарь по теме). Со словами мы играем, Их ногами разделяем.
- Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]. Буква Ы
• Характеристика звука (гласный, поется, произносится голосом, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед).
• Определение позиции звука в словах.
На доске — картинки с изображением грибов и ягод. Дети называют их и говорят, где расположен звук [ы] (в середине или в конце слова).
• «Один — много». По возможности используется словарь по теме. Воспитатель произносит слово в единственном числе, а дети — во множественном, при этом в слове появляется звук [ы]. Воспитатель обращает на это внимание детей.
• «Найди ошибку». На доске расположено несколько картинок. В названии одной из них нет звука [ы]. Дети должны найти ее.
• « Чего не стало ?» На доске — несколько картинок. Воспитатель незаметно от детей убирает одну или две из них. Дети должны определить, каких картинок не стало.
• «Запомни и повтори». Дети называют 6—7 картинок с изображением грибов и ягод. Затем картинки убирают, а дети должны назвать их по памяти.
• Знакомство с буквой Ы: обведение по контуру, печатание ее пальцем на доске, отыскивание в алфавите. Воспитатель. Куда «смотрит» буква Ы? (Вправо.)
• Заучивание потешки.
Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву ... (ы).
Воспитатель объясняет детям, что буква Ы может быть только в середине или в конце слова, что с нее слова не начинаются.
• Чтение звукокомплексов: ауы, иоы, ауыи, иыо, ауиоы. Дети должны определить, сколько букв в каждом звуко-комплексе.
• Чтение слов: мы, мама, мамы, ум, умы. Составление графических схем слов.
• Подбор схем к словам (слова из предыдущего упражнения).
Серия «Лесные сказки» об обитателях леса: животных и растениях. «Бледная поганка»
В этой части из серии лесные сказки рассказывается о белом грибе
ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "ГРИБЫ"
МАТЕРИАЛЫ
Картинки и картины с изображением леса, грибов; муляжи грибов; искусственная зелень, нарисованные или сделанные совместно с детьми деревца или ветки березы, осины, ели, дуба, сосны; кубы из спортивного оборудования или перевернутые ведра, задекорированные под пень; книги о грибах, детская энциклопедия и др.
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ
Гриб-лесовик из фильма-сказки «Морозко».
Первая половина дня. Утро
Вводная беседа
Цели: вызвать интерес к теме; настроить на предстоящую деятельность; собрать внимание, совместно спланировать основные этапы тематического дня (путешествие в царство грибов).
Оформление групповой комнаты
Цели: знать зависимость расположения грибов oт растений (растут ли они группами-семейками или по одному, под деревом, в траве или на пне); уметь действовать сообща, договариваясь друг с другом, планируя размещение наглядного материала; использовать пояснительную речь при оформлении группы фрагментами царства грибов.
Утренняя гимнастика «Отправляемся в царство грибов»
Цели: знать, какие бывают грибы, где они растут; уметь синхронно с текстом выполнять разнообразные упражнения в игровом образе; двигаться ритмично в разном темпе, ориентируясь в пространстве.
* * *
Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют соответствующие движения.
По тропинке в лес пойдем,
Много там грибов найдем.
Топ-топ-топ — шагают ножки,
Топ-топ-топ — идут по дорожке.
Наши ножки не устали
В лес быстрее побежали.
До поляны добежали,
У пенечков сразу встали.
Мы посмотрим вправо, влево,
Ловко примемся за дело.
Вниз, под ноги поглядим
И присядем, посидим.
Разбредемся кто куда.
Не случилась бы беда!
Далеко не уходите,
А грибочки вы ищите.
Приседайте, наклоняйтесь
И набрать грибов старайтесь.
Вот лесной ручей бежит
И куда-то все спешит.
Перепрыгнем мы его
И не скажем ничего.
Пусть бежит себе вперед,
За собою нас ведет.
А теперь на мох ступаем,
Мягко, мягко наступаем.
Как по мягкому ковру,
Ходим тихо мы в бору.
А во мхе боровички,
Чудо — дивные грибки!
Мы присядем, мох раздвинем,
Осторожно ножку вынем.
Бор закончился, гляди:
Там березки впереди.
В сарафанах круглый год
Водят плавно хоровод.
В круг и вы скорей вставайте,
Дружно песню запевайте.
Песню пойте и смотрите,
Подберезовик ищите.
(Дети поют один куплет «Во поле береза стояла».)
Весь березнячок прошли.
Сколько там грибов нашли!
На пути осинки ждут,
Нас листочками зовут.
Все осинки встали в ряд,
Весело на нас глядят.
Вдруг из ряда разбежались
И в колонну все собрались.
Разыгрались мы совсем —
В треугольник встали все.
Вот вершина, вот углы.
Будь внимателен! Смотри!
Головой вокруг крути,
Подосиновик ищи.
Он с оранжевой головкой.
Ты его не прогляди!
Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:
Один — лисичка,
Два — свинушка,
Три — опята,
Четыре — чернушка,
Пять — пузатый боровик,
Шесть — малышка моховик,
Семь — как шляпа, черный груздь,
Восемь — я назад вернусь.
Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А десятым будет белый —
Всей корзины нашей гвоздь!
Вы внимательно искали.
Много все грибов собрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.
До свиданья, лес дремучий!
Мы к тебе еще придем.
За грибы спасибо скажем,
Весело рукой помашем.
Комплексное занятие «В царстве грибов»
Цели: знать названия наиболее часто встречающихся в данной местности грибов, их внешние отличительные признаки, место произрастания (лес, луг, грибное хозяйство), какую пользу и вред могут принести грибы; способы обработки грибов (сушка, консервирование, засолка, заморозка), блюда, которые можно приготовить из них; уметь отличать съедобные грибы от несъедобных по внешним характерным признакам; в игровых заданиях использовать знания и активный словарь, накопленные при изучении темы.
* * *
Педагог дает детям различные задания.
- Этюд «Мы — грибочки» с элементами психогимнастики. Дети превращаются в разные грибы, опираясь на воображение или используются наглядные элементы отличительных признаков грибов.
- Выбрать из предложенных свою шляпку, описать ее.
- Найти в группе свое место, обозначающее часть леса, рассказать, под каким деревом, во мху, в траве, на пне растет данный гриб, как связаны названия деревьев и грибов.
- Отделить муляжи съедобных и несъедобных грибов, рассказать, чем они отличаются.
- Дорисовать картинки-символы, обозначающие, как можно и как нельзя собирать грибы, рассказать о них.
- Конкурс: кто больше назовет способов заготовки грибов и блюд из них, опираясь на картинки, кулинарную книгу.
- Хоровод «За грибами в лес пойдем». Используется мелодия хоровода «По малину в сад пойдем». Дети поют и танцуют.
За грибами в лес пойдем,
Плясовую заведем.
Припев:
Солнышко во дворе,
А в саду тропинка.
Вкусная из грибов
В пироге начинка.
Ты, грибочек, не ленись
И ребяткам покажись.
Припев.
Мы грибочки соберем,
Пирогов мы напечем.
Припев.
Прогулка
Игры с мячом «Съедобные — несъедобные грибы»,
«Назови себя по цвету шапочки»
Цели: знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности; уметь быстро реагировать на команду педагога, ловить мяч, не прижимая к груди.
Правила. Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в круге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб — съедобный или несъедобный. Если ребенок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съедобный» или «несъедобный», а дети должны назвать конкретный гриб. Аналогично проводится игра по цвету шапочки гриба. Перед игрой педагогу необходимо вспомнить с детьми тот материал, на котором стоится игра, поскольку в быту с грибами дети сталкиваются не так часто.
Опыты с губкой, и водой
Цели: знать о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волокнистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая выводы о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать умозаключения.
Наблюдение «Грибы на деревьях и зданиях»
Цели: иметь представление о грибах, которые растут на деревьях и в сырых местах зданий, о вреде; быть внимательным, наблюдательным, быстро ориентироваться на участке; находить отличия лесных грибов от грибов на деревьях и зданиях; активизировать словарь по теме.
Вторая половина дня
Загадывание загадок о грибах
Цели: уметь выделять в загадке характерные признаки грибов; логически мыслить; объяснять, как отгадал загадку.
* * *
Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.
- Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб.)
- Пока дети — каждый в берете. Повзрослели — шляпы надели. (Грибы.)
- Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под коричневою шапкой, с бархатной подкладкой. (Боровик.)
- Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)
- Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, — он опасный. (Мухомор.)
Т. Шорыгина
- Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас... (опята).
Т. Шорыгина
- В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их... (волнушки).
Т. Шорыгина
- Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие... (маслятки).
Т. Шорыгина
- В рыжих шапочках сестрички, называют их... (лисички).
Т. Шорыгина
- Очень к дождику привык пухлый, круглый... (дождевик).
Т. Шорыгина
- На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)
- Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик.)
- Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)
- Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)
- Как вам с нами повезло! Пень один — грибов ведро. (Опята.)
- Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно волны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)
- Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)
- Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но обходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)
- Если знаешь нас, срезай. А не знаешь — оставляй. (Грибы.)
- Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай. (Грибы.)
Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
Цели: знать содержание сказки; уметь использовать пантомимическую и речевую выразительность для создания образа героя сказки; действовать совместно с партнерами по сцене, ориентироваться в сценическом пространстве; вносить изменения в сценарий, проявлять сочинительское творчество.
Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба»
Цели: знать цвета наиболее распространенных в данной местности грибов; уметь закрашивать шаблон ритмично, в одном направлении, без пропусков.
Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов»
Цели: уметь внимательно слушать зарифмованный текст, выделять из него и запоминать названия грибов; выбирать из картинок ту, на которой изображен названный гриб, выделять его части.
* * *
Педагог читает детям зарифмованный текст.
Подберезовик стоит,
Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины
Подосиновик глядит.
На Поляне две подружки —
Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают
Неразлучные волнушки.
Вот под ёлкою лисички,
Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху боровики,
Всей семьей здоровяки,
Дружно рядышком сидят
И в корзину не хотят.
Варианты содержания тематического дня
Дидактические упражнения Продолжи мое предложение
Цели: знать места произрастания грибов; уметь внимательно слушать предложение, заканчивать его, подбирая правильное название грибов.
* * *
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.
В березовой роще растут... (подберезовики).
Под осинками растут... (подосиновики).
В ельнике растут... (маслята).
В смешанном лесу растут... (белые грибы).
На старых пнях растут... (опята).
Предложения можно строить наоборот: «Подберезовики растут в...».
Что будет с грибами, если...
Цель: уметь устанавливать последовательность событий, выражать это в предложении.
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.
- Что будет, если лето засушливое?
- Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?
- Что будет, если осенью придут ранние заморозки?
- Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?
- Что будет, если грибы долго не собирать?
- Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъедобных грибах?
- Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?
- Что будет, если грибы плохо проварить?
- Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?
От какого слова произошло название гриба?
Цель: уметь объяснять происхождение названия грибов: лисички, маслята, волнушки, белый гриб, мухомор, сыроежки.
Контрольные вопросы и задания
- Грибы относятся к животным, растениям, или представляют собой самостоятельное царство?
- Чем грибы отличаются от растений?
- Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?
- Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.
- Из каких частей состоит гриб?
- В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?
- Назовите грибы, которые вы знаете.
- Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изображением.
- Какие грибы называются ложными?
- Как правильно собирать грибы?
- Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?
- В какое время года растут грибы?
- Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?
- Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу, рядом с заводом или фабрикой?
- Как можно хранить собранные грибы?
- Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам больше нравится?
- Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некоторые люди их не могут найти?
реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"
Информационно-методическое обеспечение по теме: "Природа Приамурья- недревесные растительные ресурсы".
Источники
- Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или Звери. М., 1994.
- Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. М., 1993.
- Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М., 1995.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2004.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2004.
- Алябьева Е.А. Разбитие воображения и речи детей 4—7 лет. М., 2005.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5—8 лет. М., 2005.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М., 2005.
- Арефьева JI.H. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М., 2005.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
- Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. М., 2004.
- Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2001.
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. М., 1993.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004.
- Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Васильева, B.C. Цвиль. Архангельск, 1994.
- Игры в логопедической работе с детьми / Под. М ред. В.И.Селиверстова., 1974.
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5лет. М., 2004.
- Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6—7лет. М., 2004.
- Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. М., 1991.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
- Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. СПб., 2003.
- Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. М., 1990.
- Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5—10 лет. Ярославль, 2002.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
- Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1982.
- Что такое? Кто такой? Кн. 1. М., 1968.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу