Дидактический материал к лексической теме: «Грибы и ягоды».

Гольская Оксана Геннадьевна

       Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

       В учебно - методическом комплекте  представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме «ГРИБЫ И ЯГОДЫ», направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.

      Цель данного учебно - методического комплекта  -  помочь студентам  в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам,  логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

      Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях  Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.

 

       Существительные: грибы, шляпка, ножка, грибница, споры, пленка, мох, семейка, пень, белый гриб, боровик, подберезовик, подосиновик, лисички, сыроежки, опята, груздь, свинушки, волнушки, мухомор, белая поганка, дождевик, маслята.

       Прилагательные: съедобные, несъедобные, крепкие, вкусные, питательные, маринованные, вареные, соленые, сушеные, мороженые, волокнистая, пористая, вредные, ядовитые, незаметные, засушливое, влажное, дождливое, коричневая, оранжевая, рыжая, черная, розовая, зеленоватая, скользкий, мелкие, крупные, червивые.

       Глаголы: искать, срезать, раскапывать, раздвигать, собирать, различать, очищать, варить, солить, жарить, мариновать, сушить, замораживать, разламывать, отсортировывать, сохранять, не вырывать, знать.

 

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ


       Дети должны знать:

- о том, что грибы, как растения и животные, образуют самостоятельное царство живой природы. Грибы отлича­ются от растений тем, что лишены хлорофилла и не могут превращать неорганические соединения в органические. Гри­бы размножаются спорами, а не семенами, как растения и не цветут;

- какие бывают грибы, чем они отличаются, где растут;

- основные виды съедобных и несъедобных грибов, способы обработки и заготовки грибов.

       Дети должны уметь:

- отличать съедобные и несъедобные грибы (наиболее распро­страненные в данной местности), называть их, рассказывать об отличительных особенностях;

- обобщать главные признаки грибов, сравнивать их особен­ности, выделять основные части;

- использовать активный словарь (названия, признаки, дей­ствия), накопленный при изучении темы.

 

6—7 лет

  • Беседа. Грибы и ягоды — дары леса; их польза, особенности.
  • Лексико-грамматические игры и упражнения

                       • «Подбери слово». Воспитатель спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Ана­логично проводится игра со словом ягоды.

                          • «Что приготовим?» Образование относительных прила­гательных от существительных: из матины — малиновое варенье; из грибов — грибной суп; из клюквы —  клюквенный морс; из грибов — грибной соус и т. д.

«Съедобный — несъедобный». Воспитатель называет грибы и яго­ды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухо­мор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.

                         • «Мы в лес пойдем». Употребление распространенных пред­ложений и предлогов в, за, из. Мы с друзьями в лес пойдем, Ягоды, грибы найдем, Их в корзинки соберем И домой мы принесем. Мы кричим в лесу: «Ау!» Эхо там живет в бору. Воспитатель вместе с детьми импровизирует движения в такт стихотворению. Затем спрашивает каждого ребенка: «Зачем ты пойдешь в лес?» Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки: «Я пойду в лес за малиной (брусни­кой, клюквой, ежевикой, черникой; опятами, сыроежками, лисичками; цветами, листьями и т. д.)». Дети «пришли из леса». Логопед спрашивает: «Откуда ты принес сыроежки?» (Я принес сыроежки из леса.) И т. д.

  • Развитие связной речи

                       • Составление рассказа «Грибы и ягоды»:

«Мухомор — это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.

Подосиновик — это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подоси­новик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.

Шиповник — это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колю­чие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него — маленькие ко­сточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».

Дети хором повторяют рассказ. Затем логопед просит ко­го-нибудь еще раз рассказать о грибах и ягодах.

  • Физкультминутка

                          • «Раздели слово ножками». Дети должны разделить называемые слова на слоги (словарь по теме). Со словами мы играем, Их ногами разделяем.

  • Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]. Буква Ы

• Характеристика звука (гласный, поется, произносится го­лосом, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед).

• Определение позиции звука в словах.

На доске — картинки с изображением грибов и ягод. Де­ти называют их и говорят, где расположен звук [ы] (в сере­дине или в конце слова).

«Один — много». По возможности используется словарь по теме. Воспитатель произносит слово в единственном числе, а дети — во множественном, при этом в слове появляется звук [ы]. Воспитатель обращает на это внимание детей.

«Найди ошибку». На доске расположено несколько кар­тинок. В названии одной из них нет звука [ы]. Дети долж­ны найти ее.

• « Чего не стало ?» На доске — несколько картинок. Воспитатель незаметно от детей убирает одну или две из них. Дети должны определить, каких картинок не стало.

«Запомни и повтори». Дети называют 6—7 картинок с изо­бражением грибов и ягод. Затем картинки убирают, а дети должны назвать их по памяти.

• Знакомство с буквой Ы: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на доске, отыскивание в алфавите. Воспитатель. Куда «смотрит» буква Ы? (Вправо.)

Заучивание потешки.

Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву ... (ы).

Воспитатель объясняет детям, что буква Ы может быть только в середине или в конце слова, что с нее слова не начинаются.

• Чтение звукокомплексов: ауы, иоы, ауыи, иыо, ауиоы. Дети должны определить, сколько букв в каждом звуко-комплексе.

• Чтение слов: мы, мама, мамы, ум, умы. Составление гра­фических схем слов.

• Подбор схем к словам (слова из предыдущего упражнения).

 

Серия «Лесные сказки»  об обитателях леса: животных и растениях. «Бледная поганка»

 

В этой части из серии лесные сказки рассказывается о белом грибе

 

ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ "ГРИБЫ"

       МАТЕРИАЛЫ
       Картинки и картины с изображением леса, грибов; муляжи грибов; искусственная зелень, нарисованные или сделанные со­вместно с детьми деревца или ветки березы, осины, ели, дуба, сосны; кубы из спортивного оборудования или перевернутые вед­ра, задекорированные под пень; книги о грибах, детская энцик­лопедия и др.
       ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ
       Гриб-лесовик из фильма-сказки «Морозко».


       Первая половина дня. Утро

       Вводная беседа
       Цели: вызвать интерес к теме; настроить на предстоящую де­ятельность; собрать внимание, совместно спланировать основные этапы тематического дня (путешествие в царство грибов).

       Оформление групповой комнаты
       Цели
: знать зависимость расположения грибов oт растений (растут ли они группами-семейками или по одному, под дере­вом, в траве или на пне); уметь действовать сообща, договари­ваясь друг с другом, планируя размещение наглядного матери­ала; использовать пояснительную речь при оформлении группы фрагментами царства грибов.

 

       Утренняя гимнастика «Отправляемся в царство грибов»
       Цели: знать, какие бывают грибы, где они растут; уметь син­хронно с текстом выполнять разнообразные упражнения в иг­ровом образе; двигаться ритмично в разном темпе, ориентиру­ясь в пространстве.


* * *


       Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют со­ответствующие движения.
По тропинке в лес пойдем,
Много там грибов найдем.
Топ-топ-топ — шагают ножки,
Топ-топ-топ — идут по дорожке.
Наши ножки не устали
В лес быстрее побежали.
До поляны добежали,
У пенечков сразу встали.
Мы посмотрим вправо, влево,
Ловко примемся за дело.
Вниз, под ноги поглядим
И присядем, посидим.
Разбредемся кто куда.
Не случилась бы беда!
Далеко не уходите,
А грибочки вы ищите.
Приседайте, наклоняйтесь
И набрать грибов старайтесь.
Вот лесной ручей бежит
И куда-то все спешит.
Перепрыгнем мы его
И не скажем ничего.
Пусть бежит себе вперед,
За собою нас ведет.
А теперь на мох ступаем,
Мягко, мягко наступаем.
Как по мягкому ковру,
Ходим тихо мы в бору.
А во мхе боровички,
Чудо — дивные грибки!
Мы присядем, мох раздвинем,
Осторожно ножку вынем.
Бор закончился, гляди:
Там березки впереди.
В сарафанах круглый год
Водят плавно хоровод.
В круг и вы скорей вставайте,
Дружно песню запевайте.
Песню пойте и смотрите,
Подберезовик ищите.

(Дети поют один куплет «Во поле береза стояла».)
Весь березнячок прошли.
Сколько там грибов нашли!
На пути осинки ждут,
Нас листочками зовут.
Все осинки встали в ряд,
Весело на нас глядят.
Вдруг из ряда разбежались
И в колонну все собрались.
Разыгрались мы совсем —
В треугольник встали все.
Вот вершина, вот углы.
Будь внимателен! Смотри!
Головой вокруг крути,
Подосиновик ищи.
Он с оранжевой головкой.
Ты его не прогляди!
Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:
Один — лисичка,
Два — свинушка,
Три — опята,
Четыре — чернушка,
Пять — пузатый боровик,
Шесть — малышка моховик,
Семь — как шляпа, черный груздь,
Восемь — я назад вернусь.
Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А десятым будет белый —
Всей корзины нашей гвоздь!
Вы внимательно искали.
Много все грибов собрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.
До свиданья, лес дремучий!
Мы к тебе еще придем.
За грибы спасибо скажем,
Весело рукой помашем.

       Комплексное занятие «В царстве грибов»
       Цели: знать названия наиболее часто встречающихся в дан­ной местности грибов, их внешние отличительные признаки, место произрастания (лес, луг, грибное хозяйство), какую пользу и вред могут принести грибы; способы обработки грибов (суш­ка, консервирование, засолка, заморозка), блюда, которые можно приготовить из них; уметь отличать съедобные грибы от не­съедобных по внешним характерным признакам; в игровых за­даниях использовать знания и активный словарь, накоплен­ные при изучении темы.


* * *


       Педагог дает детям различные задания.

  1. Этюд «Мы — грибочки» с элементами психогимнастики. Дети превращаются в разные грибы, опираясь на воображение или используются наглядные элементы отличительных признаков грибов.
  2. Выбрать из предложенных свою шляпку, описать ее.
  3. Найти в группе свое место, обозначающее часть леса, рас­сказать, под каким деревом, во мху, в траве, на пне растет дан­ный гриб, как связаны названия деревьев и грибов.
  4. Отделить муляжи съедобных и несъедобных грибов, рас­сказать, чем они отличаются.
  5. Дорисовать картинки-символы, обозначающие, как мож­но и как нельзя собирать грибы, рассказать о них.
  6. Конкурс: кто больше назовет способов заготовки грибов и блюд из них, опираясь на картинки, кулинарную книгу.
  7. Хоровод «За грибами в лес пойдем». Используется мелодия хоровода «По малину в сад пойдем». Дети поют и танцуют.

За грибами в лес пойдем,
Плясовую заведем.
Припев:
Солнышко во дворе,
А в саду тропинка.
Вкусная из грибов
В пироге начинка.
Ты, грибочек, не ленись
И ребяткам покажись.
Припев.
Мы грибочки соберем,
Пирогов мы напечем.
Припев.

 

       Прогулка

       Игры с мячом «Съедобные — несъедобные грибы»,

       «Назови себя по цвету шапочки»
       Цели: знать названия съедобных и несъедобных грибов, их отличительные особенности; уметь быстро реагировать на ко­манду педагога, ловить мяч, не прижимая к груди.
       Правила. Педагог по очереди бросает мяч детям, стоящим в кру­ге, и называет гриб. Дети ловят мяч и отвечают, какой это гриб — съедобный или несъедобный. Если ребенок отвечает неправильно, он пропускает кон. Затем педагог, бросая мяч, говорит слова «съе­добный» или «несъедобный», а дети должны назвать конкретный гриб. Аналогично проводится игра по цвету шапочки гриба. Перед игрой педагогу необходимо вспомнить с детьми тот материал, на котором стоится игра, поскольку в быту с грибами дети сталки­ваются не так часто.

       Опыты с губкой, и водой
       Цели: знать о том, что шляпка гриба пористая, а ножка волок­нистая; уметь проверять теоретические знания на опыте, делая вы­воды о том, что пористое вещество быстро вбирает влагу и вредные вещества из воздуха и почвы; высказывать суждения и делать умозаключения.


       Наблюдение «Грибы на деревьях и зданиях»
       Цели: иметь представление о грибах, которые растут на деревьях и в сырых местах зданий, о вреде; быть внимательным, наблюда­тельным, быстро ориентироваться на участке; находить отличия лесных грибов от грибов на деревьях и зданиях; активизировать словарь по теме.


       Вторая половина дня

       Загадывание загадок о грибах
       Цели: уметь выделять в загадке характерные признаки грибов; логически мыслить; объяснять, как отгадал загадку.



* * *

       Педагог загадывает детям загадки по своему выбору.

 

- Под кочкою крошка, только шляпка да ножка. (Гриб.)

- Пока дети — каждый в берете. Повзрослели — шляпы надели. (Грибы.)

- Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой, под ко­ричневою шапкой, с бархатной подкладкой. (Боровик.)

- Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)

- Этот гриб красивый, красный. Но, поверьте, — он опасный. (Мухомор.)


Т. Шорыгина

- Возле пня и на лужайке мы всегда гуляем стайкой. Очень дружные ребята, называют нас... (опята).

Т. Шорыгина

- В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подруж­ки, зовут их... (волнушки).

Т. Шорыгина

- Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной рас­тут открыто крепкие... (маслятки).

Т. Шорыгина

- В рыжих шапочках сестрички, называют их... (лисички).

Т. Шорыгина

- Очень к дождику привык пухлый, круглый... (дождевик).

Т. Шорыгина

- На грибнице я расту, никогда не зацвету. Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть. (Гриб.)

- Семейка крепышей в дубраве живет, грибников в гости ждет. (Боровик.)

- Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)

- Шляпку видно за версту, с гордостью ее ношу. Только вот синеет ножка, как осинка на ветру. (Подосиновик.)

- Как вам с нами повезло! Пень один — грибов ведро. (Опя­та.)

- Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно вол­ны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)

- Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: «Рвать и есть меня нельзя!» Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)

- Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но об­ходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)

- Если знаешь нас, срезай. А не знаешь — оставляй. (Грибы.)

- Не срезай нас никогда, если в лес пришла беда, если рядом есть дорога. Обойди нас и не трогай. (Грибы.)

 

       Игра-драматизация по сказке В. Сутеева «Под грибом»
       Цели: знать содержание сказки; уметь использовать панто­мимическую и речевую выразительность для создания образа героя сказки; действовать совместно с партнерами по сцене, ориентироваться в сценическом пространстве; вносить измене­ния в сценарий, проявлять сочинительское творчество.

 

       Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба»
       Цели: знать цвета наиболее распространенных в данной мес­тности грибов; уметь закрашивать шаблон ритмично, в одном направлении, без пропусков.

 

Упражнение на внимание «Выдели и запомни названия грибов»
       Цели: уметь внимательно слушать зарифмованный текст, вы­делять из него и запоминать названия грибов; выбирать из кар­тинок ту, на которой изображен названный гриб, выделять его части.



* * *



       Педагог читает детям зарифмованный текст.
Подберезовик стоит,
Что-то грустный он на вид.
На него из-под осины
Подосиновик глядит.
На Поляне две подружки —
Очень толстые свинушки.
С ними весело болтают
Неразлучные волнушки.
Вот под ёлкою лисички,
Ярко-рыжие сестрички.
Рядом скользкие маслята,
На пеньке растут опята.
А во мху боровики,
Всей семьей здоровяки,
Дружно рядышком сидят
И в корзину не хотят.

 

       Варианты содержания тематического дня
 

       Дидактические упражнения Продолжи мое предложение
       Цели: знать места произрастания грибов; уметь внимательно слушать предложение, заканчивать его, подбирая правильное на­звание грибов.

* * *
       Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

В березовой роще растут... (подберезовики).
Под осинками растут... (подосиновики).
В ельнике растут... (маслята).
В смешанном лесу растут... (белые грибы).
На старых пнях растут... (опята).
Предложения можно строить наоборот: «Подберезовики ра­стут в...».

 

       Что будет с грибами, если...
       Цель: уметь устанавливать последовательность событий, вы­ражать это в предложении.
Педагог предлагает детям варианты по своему выбору.

- Что будет, если лето засушливое?

- Что будет, если в лесу постоянная влажность от дождей?

- Что будет, если осенью придут ранние заморозки?

- Что будет, если гриб вырвать вместе с грибницей?

- Что будет, если грибы долго не собирать?

- Что будет, если человек не разбирается в съедобных и несъе­добных грибах?

- Что будет, если грибник не ориентируется в лесу?

- Что будет, если грибы плохо проварить?

- Что будет, если уничтожить все несъедобные и ложные грибы?

 

       От какого слова произошло название гриба?
       Цель: уметь объяснять происхождение названия грибов: ли­сички, маслята, волнушки, белый гриб, мухомор, сыроежки.


       Контрольные вопросы и задания

- Грибы относятся к животным, растениям, или представля­ют собой самостоятельное царство?

- Чем грибы отличаются от растений?

- Где растут грибы, которые люди употребляют в пищу?

- Назовите места в лесу, где растут определенные грибы.

- Из каких частей состоит гриб?

- В каком случае гриб может много лет расти в лесу на одном и том же месте?

- Назовите грибы, которые вы знаете.

- Назовите несъедобные грибы и найдите картинки с их изоб­ражением.

- Какие грибы называются ложными?

- Как правильно собирать грибы?

- Какое влияние оказывает на рост и развитие грибов летняя и осенняя погода?

- В какое время года растут грибы?

- Почему грибы считают опасным для здоровья продуктом питания?

- Почему грибы нельзя собирать около дорог, в замусорен­ном лесу, рядом с заводом или фабрикой?

- Как можно хранить собранные грибы?

- Какие блюда можно приготовить из грибов? Что вам боль­ше нравится?

- Расскажите, как вы собирали грибы в лесу. Почему некото­рые люди их не могут найти?

 

 

реализация краевого (национально-регионального) компонента - "КРАЙ РОДНОЙ, ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ"

Информационно-методическое обеспечение по теме: "Природа Приамурья- недревесные растительные ресурсы".

                                                                                                                                               

Источники

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или Звери. М., 1994.
  2. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние жи­вотные. М., 1993.
  3. Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пре­смыкающиеся. М., 1995.
  4. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей стар­шего дошкольного возраста. М., 2004.
  5. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального со­провождения. М., 2005.
  6. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.
  7. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2004.
  8. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2004.
  9. Алябьева Е.А. Разбитие воображения и речи детей 4—7 лет. М., 2005.
  10. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5—8 лет. М., 2005.
  11. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планиро­вание и конспекты. М., 2005.
  12. Арефьева JI.H. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М., 2005.
  13. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
  14. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир животных: В 4 кн. М., 2004.
  15. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., 2001.
  16. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. М., 1993.
  17. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2004.
  18. Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Ва­сильева, B.C. Цвиль. Архангельск, 1994.
  19. Игры в логопедической работе с детьми / Под. М ред. В.И.Селиверстова., 1974.
  20. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5лет. М., 2004.
  21. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6—7лет. М., 2004.
  22. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике. М., 1991.
  23. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
  24. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки. СПб., 2003.
  25. Мир вокруг нас. Географический атлас для детей. М., 1990.
  26. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5—10 лет. Ярославль, 2002.
  27. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
  28. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л.Н. Елисеева. М., 1982.
  29. Что такое? Кто такой? Кн. 1. М., 1968.

 

 

   "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу    

Скачать:

Предварительный просмотр: