Народные художественные промыслы России для дошкольников. Русская матрёшка
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. РУССКАЯ МАТРЁШКА
- РАССКАЗ О РУССКОЙ МАТРЕШКЕ (средняя группа)
Воспитатель показывает детям несколько игрушек, предлагает их назвать. (Среди игрушек ставит матрешку.)
А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте ее отгадать. Это кукла, но она совсем необычная, потому что сделана из дерева. Очень красиво расписана, ее можно собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получится несколько кумж (Матрешка.)
Как вы догадались, что это матрешка? (Если матрешку разложить, то будет несколько матрешек, они все сделаны из дерева и красиво раскрашены. А если их собрать, то будет одна матрешка.)
Вы любите играть с матрешками? А в какие еще игрушки вы любите играть? Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева. Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была им на простую девочку. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А крестьянских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали называть ласково - матрешка. Один мастер вырежет из дерева куклу, а другой красиво ее разрисует. Много матрешек наделают! И своим детям, и соседским, да еще на базар отвезут, а там такую красотищу сразу же раскупят.
- Прошло много лет, а матрешка не надоела нашим людям. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрешку.
Воспитатель предлагает детям принести из дома матрешек и устроить в группе выставку русских матрешек.
Русская матрёшка.
- РАССКАЗ О РУССКОЙ МАТРЁШКЕ (старшая группа)
Воспитатель предлагает детям посмотреть на предметы у него на столе (матрешки, хохломские ложки, дымковские игрушки, предметы городецкой росписи) и назвать их.
Скажите, что объединяет все эти такие разные предметы? (Предположения детей.)
Все эти предметы когда-то давным-давно придумали русские мастера. У них было много учеников, ученики становились тоже мастерами и, в свою очередь, учили других людей своему мастерству. Так и дошло до наших времен искусство делать такие прекрасные предметы, которыми восхищаются люди не только в на-.г шей стране, но и в других странах.
Всем нравится веселая игрушка — расписная матрешка. Она родилась сто лет назад.
Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика-мудреца. Это была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла, только поменьше.
И художник придумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той —
еще меньше и еще, и еще...
С. В.Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной - сарафан красный, а у другой — синий с цветочками, у третьей — малиновый платочек с белыми горошинами.
Как же назвать красавицу? И назвали Матрещей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
Так родилась матрешка. Как можно играть с матрешкой? (Ответы детей.)
После беседы воспитатель предлагает детям поиграть с матрешками, рассмотреть другие предметы народно-прикладного искусства.
Как делают матрёшку.
Роспись матрёшек.
«ЗНАКОМЬТЕСЬ: РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Ребята, я открою вам секрет, если вы отгадаете мою загадку:
Есть еще для вас игрушка,не лошадка, не Петрушка —
Красавица девица, у нее сестрицы. Каждая сестрица —
Для маленькой темница.
Правильно, самыми любимыми игрушками у детей были матрешки.
А знаете ли вы, сколько лет матрешке? Кажется, она пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности? На самом деле ей всего немногим больше ста лет.
Нарядную, добродушную матрешку не спутаешь ни с какой другой игрушкой. Она полюбилась и взрослым, и детям.
Никто не знает точно, как и когда родилась матрешка. Первая такая кукла была сделана в местечке Абрамцево, и звали ее Матрена. Она была изготовлена мастером по дереву Василием Звёздочкиным, а расписал ее художник Сергей Малютин. Игрушка состояла из семи фигурок, и самая большая, симпатичная девчушка Матрена с петухом в руках, так всем понравилась, что игрушку назвали Матрешкой. Уже более ста лет матрешке, а она и не думает стареть.
Посмотрите, сколько кукол к нам в гости пришло. Давайте внимательно посмотрим на них. Скажите, из какого материала сделана матрешка?
Все ли матрешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Они отличаются элементами росписи, но каждая одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. К нам пришли матрешки из городов Семенова, Сергиева Посада (Загорска), Полховского Майдана.
Эта гостья — из города Семенова. В правой руке держит она большой букет цветов, в котором собраны разные цветы. Какие? Правильно. Это розаны, колокольчики, рябинки, травки, васильки. Семеновские матрешки лицом взрослее других. Глаза у них светлые, а брови с изгибом. Цвета нежные: светло-зеленый, прозрачно розово-алый, бледный фиолетово-синий.
Теперь посмотрите на эту гостью. Что можете вы сказать о ней? Эта загорская матрешка — моложавая, с русыми волосами и улыбчивым лицом. Одежда на ней яркая. Нарядный русский сарафан украшен несложными узорами из волнистых и прямых линий, скрещивающихся мазков, точек, кругов. Для выполнения горошин — «кругляшей» — можно использовать инструмент тычок: «кругляши» получаются ровные и выразительные. У загорской матрешки внизу есть ободок-подставка.
А эта матрешка приехала к нам из города Полховской Майдан. Давайте посмотрим на нее внимательно и сравним с другими матрешками. Что хочется сказать о ней? Какой у нее наряд? Что особенного у матрешки из Полховского Майдана? У нее нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука, даже руки как бы не обозначены. Полхов - майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Волосы уложены колечками. Лицо разрисовано только черной краской, туловище — огромными пятилепестковыми цветами при помощи наводки: предварительно узор наноситься тушью, а потом заливается цветом. Всю фигуру матрешки покрывают отдельно нарисованные цветы, не собранные в букеты. Одежда яркая, ярмарочная: малиново-красная, ярко-желтая, сочно-фиолетовая.
Чаще всего в центре расположен цветок шиповника. Узоры имеют свои названия: «колокольчик», «яблочко», «виноград», цветок шиповника называется «большая роза».
Несмотря на то что все матрешки разные, все равно их очень любят малыши и взрослые.
А как же изготовляют матрешек? Хотите об этом узнать? Рождение матрешки начинается в токарном цехе на токарном станке. Сухие липовые чурки мастер обтачивает снаружи и изнутри, едва уловимо мелькают в его руках стамески.
Простые вещи - изготовление матрёшек.
В следующем цехе женщины-грунтовщицы покрывают заготовку раствором крахмала. Самое главное совершается в художественном цехе: белая деревяшка превращается в красавицу-матрешку. Но и это еще не все. Расписная матрешка проходит заключительный этап — лакировку. Сейчас их сушат в специальных помещениях, а раньше в солнечную погоду и зимой, и летом матрешек выносили сушить на улицу. Летом сушили у пруда, а зимой раскладывали на снегу фанеру и на нее расставляли матрешек. Снег белый, а игрушки как радуга, всех цветов. Все такое жаркое, как будто и нет никакой зимы. Снег и цветы — вот такое чудо! Говорят, когда поблизости никого нет, матрешки начинают водить хороводы и тихо поют. Вот и получается праздник.
Матрешка завоевала весь мир. И теперь ее продают во многих странах как символ России.
Роспись матрёшек - часть 1.
Роспись матрёшек - часть 2.
Роспись матрёшек - часть 3.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
С какими игрушками мы с вами познакомились сегодня?
Из каких городов у нас в гостях матрешки?
Чем они похожи? Чем отличаются?
Как изготовляют матрешку?
Какие костюмы носят матрешки?
Назови элементы украшения у каждой матрешки.
Какое настроение у тебя возникает при взгляде на матрешку?
Чем она тебе нравится?
Как вытачивают матрёшек.
Изготовление пятиместной матрёшки.
Как делают матрёшек.
Стихи о русской матрешке
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе моем живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой — будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней куколка шестая.
А в шестой — седьмая,
А в седьмой — восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сестры-куколки стоят.
Сколько вас? — у них мы спросим.
- И ответят куклы:
- Восемь!
С. Маршак
Матрешка-подружка
Игрушек больше миллиона в мире есть,
И всех игрушек нам сейчас не перечесть.
Но изо всех, быть может, только лишь одна
Для дружбы всех людей на свете рождена —
МАТРЕШКА!
Кукла матрешка нарядна, красива.
Кукла матрешка — улыбка России.
Матрешка-игрушка, ты всем нам нужна.
Матрешка-подружка на все времена!
Как красна девица — умна, скромна, стройна.
От многих бед ее сто лет хранит секрет:
Дуэт живет в матрешке, трио и квартет!
Как будто в русском цирковом парад-алле,
Плывут матрешек хороводы по Земле.
И тот, кто встретит их, улыбку дарит им.
Так улыбнемся и все вместе повторим:
МАТРЕШКА!
Л. Печников
- Мастер - класс как разрисовать матрёшку
Мастер - класс роспись матрёшки (1 часть).
Мастер - класс роспись матрёшки (2 часть).
Мастер - класс роспись матрёшки (3 часть).
- Просмотр детских телепередач, беседа по содержанию.
День в шишкином лесу. Матрёшка.
Источники.
Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Дидактическая игра "Собери матрёшек".
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Малыш, 1988.
Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образование, 1996.
Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Просвещение, 1998.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга».—,М.: Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.
Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.
Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.
Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобразительное искусство, 1997.
Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.
Майорова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство.— М.: Русский язык, 1990.
Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.
Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.
Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2003.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю Планирование работы по развитию детской речи. "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ").