Особенности планирования работы по развитию речи в ДОУ
ИБ - информационный блок
Текст № 1.
Характеристика планов работы по развитию речи в ДОУ
План — это условие целеустремленности и организованности труда педагога, защита от односторонности в работе и пропуска каких-то существенных сторон развития речи детей.
План помогает равномерно, ритмично выполнять программу, разумно с максимальным эффектом использовать служебное время. К тому же это отчетный документ, который помогает контролирующему лицу ознакомиться с состоянием педагогического процесса. Он отражает основную схему деятельности педагога, но не исчерпывает всего ее практического многообразия и богатства.
В современных дошкольных учреждениях утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.
Рис 1. Виды планирования (В.В. Стерликова).
1. Перспективный план определяет основные направления вработе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание - на отборе содержания или определении форм организации работы - выбирается форма планирования.
Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или.некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениямпедагогического процесса дошкольного учреждения.
- Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи, поскольку эта часть программы требует особогообучения. В плане можно предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.
- Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи, а также работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в неделю, месяц, квартал, их последовательность. В настоящее время разработаны занятия по развитию речи для разных возрастных групп. Опубликованные сборники конспектов занятий - своеобразный типовой перспективный план работы.
- Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми. Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
- Работа с детьми по интересамтакже планируется на длительный срок:
- На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды(просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).
Составление перспективных планов ограждает воспитателя от стихийности, случайности в работе, от механического заимствования имеющихся в педагогической литературе отдельных методических разработок Перспективное планирование требует глубокого осмыслениязакономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.
2. Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотекузанятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упразднений, развлечений, фольклорных текстов и т.д.
Кроме содержания работы на карточках указываются воспитательно-образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала.
Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки(конспекты, планы, сценарии), а также тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала.
Целесообразно применять условные обозначения, например: первая половина дня; - вторая половина дня; - занятие; - прогулка; - утро; - вечер.
При планировании индивидуальной работыимена детей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным: видом и формами индивидуальной работы.
При календарно-перспективном планированиив конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
3. Заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и метопов составляет сущность календарного планирования.
Обязательная для воспитателя документация — календарный план учебно-воспитательной работы и дневник (учет). Именно в них указываются содержание и организация речевой деятельности детей в течение дня.
На утренние часы планируют:
- коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей;
- работу по ознакомлениюс художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги (по :желанию детей);
- разнообразные дидактические игры и лексические упразднения; индивидуальную работу.
В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия.
Рекомендуется указывать:
а) название занятия;
б) задачи, которые предстоит решить (в том числе обязательно содержание главной речевойзадачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, перечень слов для введения в детский словарь или; перечень» звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);
в) дидактический материал;
г) последовательный ходзанятий;
д) способ организации детей на занятии,(работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).
В план прогулки можно включать:
- словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке;
- работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр;
- дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития;
- индивидуальную работу с детьми;
- коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему;
- приемы руководства речевым общением детей со сверстниками (можно предложить детям тему для речевого обсуждения, материал для. совместной деятельности, дать образцы обращения с просьбой, предложением, советом).
Вечер - удобное время дляразвлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы.
По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня. Не надо забывать, что запланированная работа по развитию речи внезанятий должна предлагаться детям ненавязчиво и проходить непринужденно- Она не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей и остальные видыдеятельности.
Педагогическая работа с детьми требует не только планирования, нои постоянного анализа, который долженбыть направлен в первую очередь на выявлениепричин, определивших тот или иной результат. Результаты анализа могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей.
В качестве примера можно привести карту, в которой фиксируется динамика овладения умениями описательной речи.
В конце квартала (года)педагог может подвести итоги работы по некоторым разделам, сравнить их с данными учетно-проверочных занятий, с материалами специального обследования речевого развития детей.
В процессе самостоятельной работы следует познакомиться с планированием работы в разных видах деятельности в зависимости от характера задач и содержания речевого материала во взаимосвязи с занятиями.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу : Модуль 10 "Планирование работы по развитию детской речи" по курсу ТМРР.