Художественные ремёсла народов Приамурья. Изделия из волокон, ниток. Плетёные изделия
Орнамент в народном искусстве всегда служил для украшения предметов быта. Это коллективное
творчество народа, уходящее своими корнями в глубь тысячелетий. Созданные и отшлифованные
трудом поколений, народные орнаменты представляют огромную ценность как один из истоков
профессионального искусства – живописи, графики, скульптуры и как частица истории создавшего
их народа. Самобытно и неповторимо орнаментальное искусство малых народов Приамурья.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья".
ТАЛЬНИКОВЫЕ КРУЖЕВА
(Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн. изд., 1982. 276 с.)
Весной обрезанные у основания ствола тонкие гибкие корни вытягивали, как веревки, из песка, сматывали в пучки и подвешивали в сухом помещении. Здесь их хранили.
Кроме тальниковых корней для плетения используется и другой материал. Мастера собирают в прибрежной полосе пойменного леса прутья особого кустарника (лозы), который по нанайски называется «воченкура». Перед началом плетения корни и прутья лозы долго отмачиваются в холодной воде. Материал становится мягким, не ломается и легко принимает округлую форму при сгибании.
Всевозможных размеров и форм прочные корзины для переноски рыбы и сбора ягод, грибов и съедобных кореньев незаменимы в домашнем хозяйстве. Эти изделия были надежными, но украшались фигурным плетением редко. Основное внимание мастерицы уделяли художественному исполнению подставок для ложек, шумовок, больших и маленьких тарелочек для подачи на стол рыбы и других продуктов питания. Можно отметить, что в этом ульчские и нанайские мастерицы достигли большого совершенства. Они создали свой особый художественный стиль плетения различных предметов из тальника и лозы, отличный от искусства плетения русских и украинцев.
Тарелкам и блюдам — их нанайское и ульчское название «соро» — обычно придается круглая форма, иногда овальная, реже прямоугольная. Плетение дна и ажурного края всегда начинается из средины донышка и затем переходит на «кружевное» плетение краев. Но особое изящество и красота тарелочек и блюд достигались благодаря узорному переплетению светлых и темных прутьев. Натуральный цвет ивовых прутьев — тёмный, а светлый тон мастерица получала, очищая от коры тальниковые корни.
В домашнем обиходе ульчей немало оригинальных двойных и даже тройных блюд, имеющих единое дно, в которое вплетены края больших и маленьких тарелок. Назначение такой посуды не только декоративное. Она используется для двух видов кушаний, подаваемых к столу. Например, в двойном «соро». в центре маленькой тарелки, можно подать кусочки рыбы, а вокруг, по краям большой тарелки, разложить что-нибудь другое.
Круглую форму плетеных предметов можно назвать традиционной, так как она наиболее широко распространена в Приамурье. Не менее красивы прямоугольные плетеные блюда, возможно, более позднего происхождения. По-видимому, хорошо разработанная, стабильная техника плетения дна круглой тарелки облегчала работу мастериц, и они предпочитали круглую форму прямоугольной, в которой дно плетется иначе. В последнем случае от мастерицы требовалось не только умение, но и изобретательность. Плетут плоские блюда в основном ульчские женщины. Исключительно декоративны «кружевные» плетеные изделия ульчских и нанайских мастериц! Рисунок из темных и светлых прутьев никогда не повторяется, каждая тарелочка — уникальное произведение народного искусства.
Мастера рассказывают
М. И. ТУМАЛИ
Нельзя хорошо сплести тарелку или корзинку из какого угодно прута. Мы плетем только из «воченкуры». Собираем прутья с кустов в мае и летом в тайге. Со свежих прутьев надо сначала снять кору. Можно не снимать, чтобы оставить темными для рисунка. Когда высохнут, перед плетением прутья надо ||замочить в воде.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ВОЛОКОН, НИТОК. ПЛЕТЁНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
(Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.)
Народы Нижнего Амура не знали ткачества: первоначально ткани им заменяли кожи и шкуры зверей и рыб. Позднее они стали приобретать ткани в обмен на пушнину, хотя шкуры, кожи, меха по-прежнему широко применялись ими для различных целей. Но, .несмотря на отсутствие ткачества, народы Амура издавна занимались изготовлением ниток, из которых плели сети, неводы. Для этого использовали крапиву, дикую коноплю. Эти растения росли возле домов. Но особенно ценилась сахалинская крапива; ее привозили на Амур охотники, бывавшие в тех местах, а иногда и торговцы. В сентябре — октябре крапиву срезали маленькой косой — хадоко — с рукоятью длиной 50—60 см, связывали ее в пучки и сушили, подвесив в амбарах, а обрабатывали зимой, когда обычно занимались изготовлением и берестяной утвари, для сшивания которой тоже нужны были короткие нитки из крапивы.
Каждый стебель крапивы расщепляли надвое заостренной палочкой. Для этого его клали на специальную доску, твердую сердцевину отделяли и выбрасывали, а из наружных частей выбирали волокна. Работали с крапивой, надев на пальцы наперстки из рыбьей кожи. Длинные нити для сетей крутили из волокон с помощью веретен. Длинные нитки из двойных волокон свивали, устанавливая наклонно около дома жердь до 4 м длины, с колечком на верхнем конце. Через него пропускали две тонкие нитки, которые скручивали. Готовые нитки или уже сплетённую сеть для прочности вываривали в воде с золой. Иногда толстые нитки делали из нескольких тонких и с помощью мотовила. Сравнительно короткие нитки для сшивания берестяных изделий или обуви скручивали из нескольких волокон ладонью на бедре (движением ее снизу вверх). Для сшивания берестяных и, особенно, кожаных изделий пользовались также жильными нитками — из спинных сухожилий лосей, кабанов, оленей. Сухожилия животных долго сушили, а затем разбивали молотком на тончайшие волокна; делая из них нитки, волокна сучили на бедре ладонью. Орочи делали нитки для сшивания берестяных изделий из луба дерева бэйнгэты. Его сушили, раздирали на волокна и ссучивали в нитки ладонью на бедре. Из ниток плели пояса. Особенно хорошо владели этим искусством ульчи. Повседневные мужские и женские пояса чаще носили зимой, подпоясывая любую одежду, прежде всего рабочую. Но делали пояса и к праздничной одежде; их плели из ниток не двух цветов, белого и коричневого, как рабочие, а из разноцветных. К женским праздничным поясам ульчи и нивхи пришивали куски ткани трапециевидной формы, богато орнаментированные. Пояс обычно обертывали вокруг талии два-три раза, концы его свисали вниз на 30—40 см, — так определялась длина пояса, ширина его была обычно 8—10 см. Плетение поясов на станочках — явление сравнительно новое у ульчей и нивхов, заимствованное у айнов. Айны жили среди ульчей и нивхов в конце XIX — начале XX века отдельными семьями.
При изготовлении поясов ульчи натягивали основу между тремя гвоздями, вбитыми в дощатый пол или в длинную
доску таким образом, что, проходя от ближнего гвоздя к дальнему, каждая нитка огибала третий, промежуточный гвоздь, стоявший ближе к дальнему концу. Благодаря этому основа сразу разделялась пополам. Натянув основу, вытаскивали промежуточный гвоздь и на его месте помещали основоразделитель. У ульчей он состоял из двух одинаковых, связанных между собой палочек длиной 8—10 см. В нивхском станочке основоразделитель имел форму дужки с тонкой поперечной планкой. Для получения нитченки* каждую четную (или нечетную) нить основы подхватывали вспомогательной ниткой, которую спускали петлей и закрепляли на небольшой палочке. Таким образом, все четные (или нечетные) нитки основы оказывались пропущенными в петли, закрепленные на палочке. Ближайший к себе конец основы мастерица (иногда у ульчей пояса делали и мужчины) снимала с гвоздя; завязывала шнурком и конец шнурка привязывала к своему поясу. Челноком служила обычная игла для плетения сетей с намотанным на нее утком — толстой ниткой или шнурком. Уток прибивали деревянным ножом 40—50 см длины. Плели пояс, сидя на полу. При помощи нитченки последовательно поднимали четные и нечетные нитки вверх, продевали уток и прибивали его ножом. Для выведения узора мастерица по счету выбирала нити основы разных цветов. Узор получался геометрический, состоящий из мелких четырехугольников разной формы и величины, симметрично расположенных на основе. Иногда по длинному краю выводили кайму.
Искусство изготовления плетеных поясов сохраняется у ульчей до настоящего времени.
Кроме поясов, ульчи плели из ниток также тесемки для обуви, длина их была до 50 см, ширина 3—4 см.
Нанайцы владели техникой плетения (без станочка, вручную) мужских поясов из узких тканевых полосок, из них плели также ковры, орнаменты для отделки сумочек, а иногда и халатов. Ульчам подобная техника также была известна.
Плетение циновок. Циновки в прошлом имели большое значение в быту всех народов Приамурья. Ими покрывали отапливаемые нары, тянувшиеся вокруг всех стен зимников; на таких нарах сидели, ели, спали. Циновками завешивали изнутри глинобитные или обмазанные глиной стены зимников, покрывали ими остовы летних шалашей, летом закрывали от солнца окна.
Плели циновки из камыша. Камыш рос не везде, поэтому и плетение циновок было более развито в тех селениях, близ которых его было много. Именно в таких селениях жили известные мастерицы, там приобретали циновки жители других селений. Нанайцы Кондона привозили с Амура камыш и делали циновки сами.
Камыш собирали в конце осени, срезая железной косой, и вешали в амбаре для просушки. Перед работой, обычно уже зимой, камыш смачивали для придания ему гибкости. Женщины занимались этой работой во время длинных вечеров. Им помогали дети, а иногда и старики. Камыш очищали от листьев, надевая при этом на три пальца правой руки наперстки из рыбьей кожи. Верхнюю часть камыша вместе с метелкой отламывали, а затем маленькими деревянными тисочками давили узлы стебля. Тисочки представляли собой расщепленную по длине палочку, связанную с одного конца. После этого острой костяной палочкой стебель камыша расщепляли вдоль надвое. Каждую половину, положив ее на доску и прижав костяной палочкой, вытягивали, стебель сплющивался, становился плоским. Нанайцы Кондона для этих работ использовали костяной рожок: заостренным тонким концом камыш расщепляли, а округлой изогнутой поверхностью камыш сплющивали и «гладили». Делали циновки и из цельного камыша, раздавив узлы на стебле.
Способы плетения, рисунки плетения, размеры и форма циновок были различны. Узкими и длинными циновками (2—3 м Х 6О см) закрывали нижнюю часть стен зимника изнутри. В простенках между окнами вешали циновки размером примерно 1x1 м. Некоторые циновки (размером 2x1,5 м) рыбаки брали в лодку, уезжая на рыбалку, в шалашах их подстилали для спанья. Большие и широкие (2x2, 2x3 м) циновки сактан шли на покрытие нар зимников. Узоры переплетения на циновках различны, некоторые мастерицы знали их множество. Работа требовала большой тщательности, усидчивости, занимала много времени. Некоторые циновки плели ровно по всей поверхности, на других узоры располагали квадратами. Некоторые циновки украшали также пропущенными между стеблями узкими полосками черной или белой бересты, из которых также выводили узор. Очень важно было хорошо закрепить края циновки, обычно они принимали вид своеобразных валиков.
Плетение из прутьев. Народы Приамурья широко употребляли и другие плетеные изделия, необходимые в хозяйстве рыбаков: большие корзины для переноски рыбы, корзины поменьше для разных нужд, блюда для сухой рыбы, шумовки и т. п. Для плетения корзин использовали прутья тальника таежного, лугового. Их собирали в мае, выбирая прутья тонкие, молодые, счищали с них тонкую кору и сушили в амбаре, а перед работой для гибкости вымачивали в воде. Для плетения огромных блюд употребляли прутья вэчэнгкурэ или тальниковый корень.
У больших корзин высотой до 70 см и, почти такого же диаметра, служивших для переноски рыбы, у верхнего края оставляли два сквозных отверстия для палки, на которой наполненную корзину несли два человека. Небольшие корзинки с вертикальными ручками иногда делали из белого тальникового корня.
Принцип изготовления всех перечисленных выше плетеных изделий был одинаков: сначала мастер из толстых прутьев делал дно, закрепляя на нем переплетенные прутья, затем, в зависимости от замысла, делал стенки, высокие или низкие, переплетая вертикальные прутья тальниковым корнем, а в случае надобности вплетая дополнительно прутья.
Как правило, эту работу выполняли женщины, но иногда плели и мужчины.
_________________________
*Нитченка — нитяные петли, которыми подбирались все четные (или нечетные) нити основы; с их помощью эти нити основы то опускали, то поднимали.
Источники.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.
Краски земли Дерсу. Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, Кн. изд., 1982. 276 с.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л., 1971.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.
Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л., 1975.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Б ого раз В. Г. Чукчи. Ч. I. Л., 1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Л., 1939.
Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л., 1965.
Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
Василевич Г. Н. Эвенки. М., 1969.
Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве X—XX веков. М., 1974.
В д о в и н И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. М., 1965.
В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
Г у р в и ч' И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М-—Л., 1966.
Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.
Турвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки. Магадан, 1969.
Диков -Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л., 1963.
Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.
Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М., 1979.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
История и культура народов севера Дальнего Востока. М., 1967.
Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980:
Ларькия В. Г. Орочи. М., 1964.
Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан, 1970.
Меновщиков Г. А. Эскимосы. Магадан, 1961.
М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М., 1976.
Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда, 1978, № 1.
Одежда народов Сибири. Л., 1970.
О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних культур. М., 1951.
Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск, 1964.
Патачакова К. М. Культура и быт хакасов. Абакан, 1958.
П о т а п о в И. А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972.
П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коряков, ительменов. — В кн.: Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Радуга на снегу. М., 1972.
Северные россыпи. Салехард, 1964.
Симченко К). Б. Культура охотников на 4оленя Северной Евразии. М., 1976.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Смоляк А. В. Ульчи. М.. 1966.
Таксами Ч. М. Нивхи. Л., 1967.
Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость. Магадан, 1967.
Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.
Хомич Л. В. Ненцы. М.-Л., 1966.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".