Народные художественные промыслы России для дошкольников. Дидактические игры

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ

  •         Дидактическая игра «Назови правильно»

        Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нуж­ный промысел среди других, обосновывать свой выбор, со­ставлять описательный рассказ.

      Материалы и оборудование: планшет с изображениями на­родных промыслов России.

Игровые правила. Дети поочередно задают друг другу зада­ние и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникнове­ния и характерные особенности.

  • Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

        Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-при­кладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы рос­писи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

         Материалы и оборудование: карточки с изображениями из­делий народных промыслов.

        Игровые правила. Дети поочередно друг у друга вытаскива­ют карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изобра­жена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

  • Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

           Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «ка­пельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому про­мыслу.

            Материалы и оборудование: трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

             Игровые правила. Детям предлагается набор элементов хох­ломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

  • Настольная игра «Домино»

          Дидактические задачи: закрепить знания детей о декора­тивно-прикладном искусстве — игрушке, умение находить нужную игрушку и обосновывать свой выбор. Закрепить зна­ние об изготовлении народной игрушки и об особенностях каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

      Материалы и оборудование: карточки, поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.

    Игровые правила. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положить их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, карго польская игрушка к каргопольской и т.д.

  • Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»

            Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Вос­питывать у детей чувство гордости за родной край — край умельцев и мастеров.

             Материалы и оборудование: карточки с изображениями раз­личных узоров росписей.

            Игровые правила. Дети поочередно друг другу задают зада­ние, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т. е. на­звать элементы росписи, его цветовое решение.

  • Дидактическая игра «Городецкие узоры»

             Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использо­вать полученные знания для составления композиции.

             Материалы и оборудование: трафареты городецких изде­лий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные тра­фареты) .

             Игровые правила. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

  • Дидактическая игра «Распиши платок»

             Дидактические задачи: закрепить знания детей об искусст­ве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять  простейшие  узоры  из  различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов/ веточек и т.п.), умение подбирать цветовую гамму узора.

             Материалы и оборудование: квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т.д.), рас­тительные и цветочные элементы.

             Игровые правила. Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

  • Дидактическая игра «Художественные часы»

             Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промы­сел среди других и обосновывать свой выбор.

             Материалы и оборудование: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображениями разных промыс­лов). Кубик и фишки.

             Игровые правила. Играющий бросает кубик и считает, сколь­ко у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (от­счет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Расска­зать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правиль­ный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

  • Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

              Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи. Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.

              Материалы и оборудование: элементы гжельской розы из бумаги (картона).

               Игровые правила. Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрыва­ет тот, кто первым сложил гжельскую розу.

  • Дидактическая игра «Найди домик матрешки»

                Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке — матрешке и умение выделять фигурки по величи­не. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

               Материалы и оборудование: карточка с силуэтами матре­шек — их домиков, матрешки разные по величине.

               Игровые правила. Правильно «заселить» матрешек в свои домики.     

  • Дидактическая игра «Собери матрешку»

            Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке — матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

               Материалы и оборудование: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.

               Игровые правила. Собрать из отдельных частей целую мат­решку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.

  • Дидактическая игра «Найди лишнее»

               Дидактические задачи: учить находить предметы опреде­ленного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

              Материалы и оборудование: три-четыре изделия (или кар­точки с их изображениями) одного промысла и одно — лю­бого другого.

              Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет «лишнее» изделие и сможет объяснить свой выбор.

  • Дидактическая игра «Узнать элементы узора»

             Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, вни­мание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

             Материалы и оборудование: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых 3—4 свобод­ных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора,^реди которых варианты росписи, отличающиеся цве­том, деталями.

              Игровые правила. Определить, какие из предложенных кар­точек с изображением элементов росписи подходят к элемен­там узора основной карты.

  • Дидактическая игра «Лото»

           Дидактические задачи: закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдатель­ность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

          Материалы и оборудование: большие карты с изображения­ми предметов, украшенных какой-либо росписью; по краям карт — до шести клеток с изображениями элементов данной росписи; карточки с вариантами элементов узора, отлича­ющихся цветом, деталями.

           Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответст­вии с рисунком на больших картах, внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.

  • Дидактическая игра «Найди пару»

            Дидактические задачи: закрепить представление об основ­ных элементах какой-либо росписи, научить различать и срав­нивать их между собой, правильно называть, пользуясь назва­ниями, придуманными мастерами промысла, развивать на­блюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

            Материалы и оборудование: прямоугольные карточки, раз­деленные на две клетки (одна с элементами узора, другая — пустая), карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках.

                Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответст­вии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто пер­вым подберет пары всех элементов на своих карточках.

  • Дидактическая игра «Разрезные картинки»

               Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в со­ставлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению ре­зультата,   наблюдательность,   творчество,   вызывать  интерес к предметам декоративного искусства.

               Материалы и оборудование: Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разреза­но на части (можно подготовить варианты разрезанных изде­лий, поделив их на 4—8 частей различной геометрической формы).

                Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

  • Дидактическая игра «Народные промыслы»

            Цель игры: продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

                  Задачи:

- расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России;

— совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»;

- воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;

- развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

                   Материал: игра проводиться в мини-музее «Русская изба». Предварительно туда вносятся игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.

                   Ход игры

       Вариант Ӏ

       Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов двух народных промыслов. В избе выставляются предметы из одного народного промысла. Дети должны отгадать, в каком стиле оформлена изба.

       Постепенно количество рассматриваемых элементов росписи народных промыслов увеличивается.

       Вариант ӀӀ

       Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов одного народного промысла. В избе выставляются предметы из двух народных промыслов. Дети должны убрать из избы лишние предметы.

       Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.

       Вариант ӀӀӀ

       Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.

       Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов (см. приложение 1).

       Вариант ӀV

       Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему (см. приложение 2).

       Приложение 1

       Лапти, обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.

       Коромысло – толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки вёдер на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.

       Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом, то наматывалась.

       Половик - плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.

       Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

       Сарафан - русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.

       Русская печь — это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.

       Чугунок – металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями — ухватами. В них пища готовилась быстрее, и они были прочнее чем глиняные горшки.

Ухват — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

       Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.

       Русские утюги. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».

       Приложение 2

Хохлома

В деревне Семёново — в русском краю,

Стояли избушки там в бытность свою…

И пели там птицы, кормила земля.

И жёлтая ржица ласкала поля.

Леса там родили рябину, цветы.

И люди там жили, лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше для жителей тех-

Писали на чашах узор для потех.

Писали узоры их руки, души.

Молились в соборах, чтоб не было суши.

А в этих узорах рябиновых лоз.

Царили соборы, леса и покос.

Там музу вершил кистью русский народ.

И сказку творил, нежно вписаный плод.

Там сказка вплеталась в ковши и дома.

Вот так зарождалась у нас…(Хохлома).

 

***   ***   ***

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют…(Хохломой).

 

Гжель

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись… (гжель).

 

***   ***   ***

Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели, вы не слышали о… (Гжели).

 

***   ***   ***

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая …(Гжель)

 

Городецкая роспись

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись… (Городца).

 

***   ***   ***

Есть на Волге город древний по названью – Городец.

Славиться по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки ты увидишь чудеса!

Конь бежит, вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

 

Дымковская игрушка

 

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят, о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит, на свет показать свой наряд.

 

***   ***   ***

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы!

 

***   ***   ***

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал –

Засвистал, поскакал.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

 

***   ***   ***

Через горные отроги, через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, да алеет гребешок.

 

Филимоновская игрушка

 

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Игрушкой… (Филимоновой)

Называется оно.

 

***   ***   ***

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

 

***   ***   ***

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

 

         Источники.

Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

       Дополнительные источники и интернет-ресурсы.

Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га».—,М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993. 

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство.— М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.

 

   Уважаемые коллеги, не забудьте зайти  на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего   информационно-образовательного ресурса.

  "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ.   ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА  НАРОДОВ  ПРИАМУРЬЯ".