Народные художественные промыслы России для дошкольников. Дидактические игры
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ
- Дидактическая игра «Назови правильно»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.
Материалы и оборудование: планшет с изображениями народных промыслов России.
Игровые правила. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.
- Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями изделий народных промыслов.
Игровые правила. Дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.
- Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Материалы и оборудование: трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.
Игровые правила. Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.
- Настольная игра «Домино»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве — игрушке, умение находить нужную игрушку и обосновывать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и об особенностях каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.
Материалы и оборудование: карточки, поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом.
Игровые правила. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положить их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, карго польская игрушка к каргопольской и т.д.
- Дидактическая игра «Угадай, какая роспись»
Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край — край умельцев и мастеров.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных узоров росписей.
Игровые правила. Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т. е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.
- Дидактическая игра «Городецкие узоры»
Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
Материалы и оборудование: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты) .
Игровые правила. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
- Дидактическая игра «Распиши платок»
Дидактические задачи: закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов/ веточек и т.п.), умение подбирать цветовую гамму узора.
Материалы и оборудование: квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т.д.), растительные и цветочные элементы.
Игровые правила. Детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.
- Дидактическая игра «Художественные часы»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор.
Материалы и оборудование: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображениями разных промыслов). Кубик и фишки.
Игровые правила. Играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
- Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»
Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи. Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.
Материалы и оборудование: элементы гжельской розы из бумаги (картона).
Игровые правила. Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.
- Дидактическая игра «Найди домик матрешки»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке — матрешке и умение выделять фигурки по величине. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материалы и оборудование: карточка с силуэтами матрешек — их домиков, матрешки разные по величине.
Игровые правила. Правильно «заселить» матрешек в свои домики.
- Дидактическая игра «Собери матрешку»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке — матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Материалы и оборудование: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.
Игровые правила. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
- Дидактическая игра «Найди лишнее»
Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.
Материалы и оборудование: три-четыре изделия (или карточки с их изображениями) одного промысла и одно — любого другого.
Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет «лишнее» изделие и сможет объяснить свой выбор.
- Дидактическая игра «Узнать элементы узора»
Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материалы и оборудование: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых 3—4 свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора,^реди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила. Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
- Дидактическая игра «Лото»
Дидактические задачи: закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материалы и оборудование: большие карты с изображениями предметов, украшенных какой-либо росписью; по краям карт — до шести клеток с изображениями элементов данной росписи; карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах, внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.
- Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактические задачи: закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материалы и оборудование: прямоугольные карточки, разделенные на две клетки (одна с элементами узора, другая — пустая), карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках.
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
- Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызывать интерес к предметам декоративного искусства.
Материалы и оборудование: Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезанных изделий, поделив их на 4—8 частей различной геометрической формы).
Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.
- Дидактическая игра «Народные промыслы»
Цель игры: продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.
Задачи:
- расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России;
— совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»;
- воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;
- развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материал: игра проводиться в мини-музее «Русская изба». Предварительно туда вносятся игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.
Ход игры
Вариант Ӏ
Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов двух народных промыслов. В избе выставляются предметы из одного народного промысла. Дети должны отгадать, в каком стиле оформлена изба.
Постепенно количество рассматриваемых элементов росписи народных промыслов увеличивается.
Вариант ӀӀ
Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов одного народного промысла. В избе выставляются предметы из двух народных промыслов. Дети должны убрать из избы лишние предметы.
Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.
Вариант ӀӀӀ
Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.
Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов (см. приложение 1).
Вариант ӀV
Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему (см. приложение 2).
Приложение 1
Лапти, обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.
Коромысло – толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки вёдер на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.
Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечьей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом, то наматывалась.
Половик - плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.
Косоворо́тка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.
Сарафан - русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.
Русская печь — это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.
Чугунок – металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями — ухватами. В них пища готовилась быстрее, и они были прочнее чем глиняные горшки.
Ухват — это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.
Русские утюги. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».
Приложение 2
Хохлома
В деревне Семёново — в русском краю,
Стояли избушки там в бытность свою…
И пели там птицы, кормила земля.
И жёлтая ржица ласкала поля.
Леса там родили рябину, цветы.
И люди там жили, лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше для жителей тех-
Писали на чашах узор для потех.
Писали узоры их руки, души.
Молились в соборах, чтоб не было суши.
А в этих узорах рябиновых лоз.
Царили соборы, леса и покос.
Там музу вершил кистью русский народ.
И сказку творил, нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась в ковши и дома.
Вот так зарождалась у нас…(Хохлома).
*** *** ***
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют…(Хохломой).
Гжель
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись… (гжель).
*** *** ***
Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!
Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,
Синими цветочками, нежными виточками.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка растут синие цветочки.
Неужели, неужели, вы не слышали о… (Гжели).
*** *** ***
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая …(Гжель)
Городецкая роспись
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись… (Городца).
*** *** ***
Есть на Волге город древний по названью – Городец.
Славиться по всей России своей росписью творец.
Распускаются букеты ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки ты увидишь чудеса!
Конь бежит, вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!
Дымковская игрушка
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят, о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит, на свет показать свой наряд.
*** *** ***
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!
*** *** ***
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
*** *** ***
Через горные отроги, через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –
Точно солнечный цветок, да алеет гребешок.
Филимоновская игрушка
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Игрушкой… (Филимоновой)
Называется оно.
*** *** ***
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
*** *** ***
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Источники.
Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Малыш, 1988.
Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образование, 1996.
Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Просвещение, 1998.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга».—,М.: Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.
Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.
Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.
Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобразительное искусство, 1997.
Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.
Майорова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство.— М.: Русский язык, 1990.
Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.
Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.
Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2003.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".