Народные художественные промыслы России для дошкольников. Каргопольская игрушка
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА
Роспись каргопольской игрушки
«КАРГОПОЛЬСКИЕ ЛЕГЕНДЫ»
(Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.)
Стоит на реке Онеге, в Архангельской области, славный город Каргополь. Хотите там побывать и узнать, чем он знаменит? Ну тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»
Вид на Каргополь
Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город своими необыкновенными игрушками. В этом городе в старину игрушки называли тарарушками. Это от слова «тарарай», что означает «шутник» или «сказочник».
Под руками талантливых умельцев рождается праздничный мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, играющие на гармошках и рожках, прекрасные волшебные птицы Сирин с женскими головами, получеловек-полуконь — грозный Полкан-кентавр, беззаботные весельчаки-гуляки и барыни — уморительно танцующие пары, пестро и весело разрисованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.
Теперь давайте поближе рассмотрим эти фигурки. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите?
Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно, это конь — один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конёчки-бегуночки — верные помощники земледельца». Жители сравнивают коня с богом Солнца. На Севере в летнее время солнце называли Бурков, а в зимнее — Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь, друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют кобылкой.
А это свистулька-утушка. Такие свистульки были самыми распространенными и любимыми игрушками. На веселых гуляниях, которые устраивали в Каргополе (они назывались «городища»), на них можно было сыграть несложную песенку.
Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали невест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту называли селезнем и утушкой. Образ этой птицы был также связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Недаром ее здесь называют «моховая». Про утушку пели так:
— Утушка моховая,
Где ты ночь ночевала?
— Там, там, там, за болотом,
У Кузьмы-Демьяна...
А вот еще игрушка. Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он наполовину бравый генерал: грудь крепкая, лицо круглое, борода окладистая, а наполовину конь — на ногах копыта. Полкан в карго польских игрушках — это могучий богатырь, как Илья Муромец.
А этот персонаж вы, конечно, узнали. Про нее говорят: «Коровушка — кормилица крестьян», «Корова есть — и обед есть». Еще ее называют в народе ласково — «красоха».
Еще один забавный герой Каргополя — Медведко — добрый хозяин леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:
Поляночкой
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баску песенку поет.
Баская песенка — значит «очень красивая».
А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не забудьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в них особенного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымковских и филимоновских?
(Ответы детей.)
Вот мы познакомились с каргопольскими игрушками. Понравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Правильно, нужно сначала накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует сначала просушить 2—3 дня в помещении, а потом обжечь в русской печке. И, наконец, расписать красками.
Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный орнамент, он идет из глубокой древности: чаще всего это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. В основном используют желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый цвета.
А сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм о каргопольском промысле «Славен град на Онеге».
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Почему игрушки, которые ты видишь, называются каргопольскими?
Из какого материала их делают?
Что любили лепить в Каргополе?
Назови любимые персонажи.
Какое настроение создают эти игрушки?
Какие элементы вы запомнили?
Как они называются и что символизируют?
Мастер-класс для детей по изготовлению глиняной игрушки в рамках XIII Межрегионального художественного фестиваля – выставки «Радужная кисть»
Ведущая: ФАРУТИНА Ольга Николаевна, мастер Каргопольской глиняной игрушки, народный мастер России.
Работает в центре народных ремёсел «Берегиня», г. Каргополь Архангельской области.
- Стихи о каргопольской игрушке
Лев из Каргополя
В Каргополе есть игрушка
Очень старая.
Зверек Небольшой, на щечках мушки,
Нет его короче ног.
Крашен ярко всюду белым:
Ножки, хвостик и спина.
Шея лентой черной смело
Мастером обведена.
А головка — желтым цветом!..
Льва хотел он произвесть!
Только что-то в лике этом
Человеческое есть.
И зверек из давней сказки,
Не пугаясь, не грозя,
С выраженьем тёплой ласки
Смотрит тихо нам в глаза.
В. Василенко
ЛИТЕРАТУРА
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). — М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Малыш, 1988.Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образование, 1996.
Алексахин И.Н. Волшебная глина. — М.: Агар, 1998.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. — М.: Просвещение, 1998.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга». —, М.: Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.
ХЪ.Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике I-. I. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.
Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995.
Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобразительное искусство, 1997.
Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.
Майорова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. — М.: Русский язык, 1990.
Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.
Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.
Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2003.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа). — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ").