Дидактический материал к лексической теме "Профессии: космос, космонавт и астроном"
Астрономия — наука загадок
Николай Семенович Лесков
ДОШКОЛЬНИКАМ О ПРОФЕССИЯХ. КОСМОНАВТ И АСТРОНОМ
(Источник: Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры, беседы с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с. (Библиотека Воспитателя)
От автора
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.
Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.
Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.
Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т.п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.
Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.
Год на орбите. Поехали...
Фильм цикла "Год на орбите" повествует о подготовке участников к полету, сборке корабля и о том, что происходило на территории стартового комплекса за неделю до запуска экспедиции. Завершают серию уникальные съемки старта корабля, сделанные с восьми камер. Так близко старт космического корабля еще не видел ни один зритель!
Экскурсия по МКС
Видео-тур по МКС от Суниты Уильямс (NASA) (русский перевод)
В последние дни пребывания на МКС в качестве командира экипажа, Сунита Уильямс сделала обширную экскурсию по Международной Космической Станции. Видео снято 18 ноября 2012 года в последние часы пребывания на МКС Суниты Уильямс, космонавта Юрия Маленченко и бортинженера Аки Хосидо. После чего они отправились в корабль Союз ТМА-05М для возвращения на Землю.
Тур включает в себя описания модулей станции и научно-исследовательские лаборатории
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятие «Астроном»
Задачи:
- знакомить с профессией астронома;
- расширять знания и представление о профессии астронома, специфике его работы;
- давать представление о звездах, их численности, цвете, размере;
- знакомить с картой звездного неба;
- развивать творческие способности, мышление;
- воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру;
- обогащать словарный запас (подзорная труба, обсерватория, созвездия).
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе ….
(звездочет)
Человечество следит за звездным небосводом уже не одно тысячелетие, на первых порах, невооруженным глазом, а нынешние астрономы уже с помощью мощнейших телескопов. Благодаря дошедших до нас народным сказаниям, различным документальным подтверждениям, пришло понимание, что жизнь зародилась на нашей планете в тесной связи со звездами, небесными телами и другими планетами. Люди, обращая взор в небо, наблюдали за движением небесных тел, замечая при этом, что звезды на небе изменяют свое расположение с течением времени, а затем возвращаются на круги своя после определенного интервала. Целые поколения людей науки - астрономы, отдавали себя изучению этой удивительной науки.
Знаменитые и великие Астрономы: Райл Мартин, Лаплас Пьер-Симон, Кеплер Иоганн, Фаулер Уильям Альфред, Гаусс Карл Фридрих, Ньютон Исаак, Перлмуттер Сол, Галилео Галилей, Субраманьян Чандрасекар,.Хайям Омар.
Картинки - раскраски. Астроном
Колыбельная песня звездочета из фильма Красная шапочка
Песня о звёздах
Занятие «Покорение космоса»
Задачи:
- давать представление о космосе, космическом пространстве, Солнце, планетах Солнечной системы, спутнике Земли — Луне;
- воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
- учить фантазировать и мечтать.
Предварительная работа: рассказ воспитателя, показ иллюстраций, макета; беседа с детьми; чтение художественных произведений.
Занятие «Хочу быть космонавтом»
Задачи:
- знакомить с биографией первого космонавта Ю. Гагарина, его полетом;
- расширять представления о современных профессиях;
- давать знания о работе в космосе российских космонавтов в наши дни;
- формировать интерес к профессии космонавта, желание быть похожими на него.
Предварительная работа: рассказ воспитателя, просмотр видеоматериалов, чтение стихов и рассказов.
Рассказ воспитателя. Профессия космонавт.
Автор текста: Лев Поясникин
В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.
Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами.
Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.
К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос — это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» — невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.
Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры и ученые и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.
Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, но и частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты.
Открытый космос
Дорого на луну
В этом фильме мы расскажем об уникальном эксперименте, во время которого экипаж МКС будет управлять роботами, находящимися на Земле, в научной лаборатории. Этот эксперимент - часть программы по созданию робототехники для будущего освоения спутника Земли. Предполагается, что управлять роботами, которые должны полететь на Луну, можно будет либо с нашей планеты, либо с орбитальной станции. Также мы покажем зрителям, как с борта МКС происходит запуск миниспутников, и как командир экипажа "перепарковывает" космический корабль СОЮЗ.
Занятие «Мы все — жители планеты Земля»
Задачи:
- обобщать и систематизировать представления о временах года и частях суток;
- продолжать знакомить с космосом, звездами, Луной, Солнцем, Солнечной системой;
- давать знания о том, что мы — жители планеты Земля в Солнечной системе;
- подводить к пониманию, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
- формировать интерес к работе астронома.
Предварительная работа: рассказ воспитателя, просмотр видео- материалов о космосе, звездах, Луне, Солнце, Солнечной системе; рисование на тему занятия; организация выставки рисунков.
Рисование «Что такое планетарий?»
Задачи:
- расширять представление об окружающем мире;
- учить изображать здания круглой формы с куполообразной
крышей;
- совершенствовать навыки работы с кистью и красками;
- упражнять в смешивании красок для получения нужного оттенка;
- формировать интерес к профессии астронома.
Предварительная работа: рассматривание альбома о планетариях, беседа по своеобразию здания планетария; показ и уточнение приема смешивания красок; рисование здания планетария; организация выставки рисунков, обсуждение их качества.
Видеоэкскурсия по планетарию Москвы
Большой Звездный зал, Музей Урании и интерактивный музей «Лунариум», Парк неба с двумя башнями-обсерваториями, 4D кинотеатр, Малый звездный зал, - все это ждет вас в Большом Планетарии Москвы
Рисование по замыслу
«Путешествие на космическом корабле»
Задачи:
- развивать творческую фантазию, образное мышление;
- учить рисовать цветными восковыми мелками с последующим покрытием тушью и гуашью;
- придумывать композицию и содержание рисунка;
- формировать интерес к профессии космонавта.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций космических кораблей; обдумывание и обсуждение композиции и содержания рисунка по замыслу; рисование детьми космических кораблей; организация выставки рисунков с обсуждением творческих находок детей.
Год на орбите. Космическая еда
Эта серия проекта "Год на орбите" посвящена космической кухне. Зрители увидят, как в невесомости посолить любое блюдо, "сварить" суп и выпить лимонад или чай. Мы расскажем, как готовят продукты для МКС, и раскроем некоторые секреты приготовления космического хлеба. Закат Солнца с борта космической станции и устройство, с помощью которого в космосе была сконструирована орбитальная станция - все это в очередной серии самого неземного телепроекта.
Спецпроект «Год на орбите» авторами которого стали сами космонавты. В формате космического видеоблога они ведут репортаж с борта МКС. Формат реалити-шоу впервые позволит показать жизнь экипажа на станции глазами космонавтов, как она есть: от момента подготовки и облачения в скафандр до возвращения на Землю.
ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ
Сюжетно-ролевая игра «Обсерватория»
Задачи:
- активизировать знания о работе астронома;
- развивать игровые навыки;
- воспитывать интерес к профессии астронома.
Сюжетные линии: наблюдение за звездами; открытые новых созвездий; организация экскурсий в обсерваторию для дошкольников.
Игровые роли: астрономы, экскурсовод, посетители обсерватории.
Сюжетно-ролевая игра «Полет космонавтов»
Задачи:
- активизировать знания о работе космонавтов;
- развивать игровые навыки;
- воспитывать интерес к профессии космонавта.
Сюжетные линии: старт космического корабля с космодрома; пребывание космонавтов в полете; выход в открытый космос, посещение других планет; ремонт космического корабля; встреча марсиан и землян (космонавтов).
Игровые роли: командир корабля, пилот, бортинженер, космонавты, врач, диспетчер наземной службы.
Сюжетно-ролевая игра «Подготовка к полету»
Задачи:
- активизировать знания о наземных службах подготовки космонавтов к полету;
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия с партнерами по игре в своем игровом объединении и другими игровыми объединениями, ведения игрового диалога, использования предметов-заместителей и воображаемых предметов;
- формировать познавательный интерес к профессии космонавта.
Сюжетные линии: тренировка космонавтов на специальных тренажерах; медицинское обследование космонавтов; изготовление космических продуктов, столовая; ремонтная бригада; бригада по пошиву специальной одежды космонавтов.
Игровые роли: тренер, врачи, повара, инженеры, портные, инженеры-конструкторы, космонавты.
Пальчиковая игра «Космос»
Задачи:
- закреплять знания о планетах;
- развивать мелкую моторику;
- формировать интерес к изучению космоса, работе космонавта.
Космонавтами мы станем, Дети поднимают руки вверх,
На ракете полетим. пальцы соединяют «шалашиком».
Желтую Луну достанем Из пальцев обеих рук образуют шар.
И на звезды поглядим. Кулаки обеих рук соединяют в «подзорную трубу».
Выстроим на Марсе город, Кулак ставят на кулак.
На Венере - детский сад. Создают угол («крышу») пальцами обеих рук, соединив
их подушечками под углом. Большие пальцы соединяют
по прямой линии.
С нами в космосе огромном Поднимают руки вверх, скрещщ воют, разводят в стороны.
Все дела пойдут на лад. Выставляют большой палец.
Новый год в космосе
Спецпроект «Год на орбите» авторами которого стали сами космонавты. В формате космического видеоблога они ведут репортаж с борта МКС. Формат реалити-шоу впервые позволит показать жизнь экипажа на станции глазами космонавтов, как она есть: от момента подготовки и облачения в скафандр до возвращения на Землю.
Из фильма вы узнаете, как отмечают новый год в космосе. Как есть в условиях невесомости. Космическая уборка на станции. Что привозит на МКС грузовой корабль "Прогресс". Что родственники передают космонавтам в посылках.
СТИХИ
Задачи:
- расширять знания о работе астронома и космонавта, космосе;
- давать понимание трудностей и героизма профессии космонавта;
- рассказать о Ю. Гагарине;
- развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие умение отвечать на вопросы воспитателя;
- формировать познавательный интерес к профессиям астронома и космонавта.
* * *
Астрономы
Астрономами мы станем и о звёздах всё узнаем.
К ним поднимемся повыше, на горе и звёзды ближе.
Купол в стороны раздвинем, к небу телескоп поднимем.
Сразу к звёздам ближе стали, будто их рукой достали.
Вот созвездие "Весы", Рядом рвутся в небо "Псы",
"Лебедь" в вышине парит, и "Медведица" рычит.
Карту звёздную составим, про комету всё расскажем,
Дыры чёрные изучим, как их обойти, научим.
* * *
Римма Алдонина
- Всё,- сказал я твёрдо дома, -
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!
* * *
Тим Собакин
Напрасные мечты
Как заманчиво стать астрономом,
со Вселенною близко знакомым!
Часто слышать, как шепчут кругом:
"Вон Собакин пошёл... Астроном!"
Это было бы вовсе не дурно:
наблюдать за орбитой Сатурна,
любоваться созвездием Лиры,
обнаруживать чёрные дыры...
и трактат сочинить непременно -
"ИЗУЧАЙТЕ ГЛУБИНЫ ВСЕЛЕННОЙ".
Мне хотелось бы стать астрономом,
по ночам на работу влекомым.
Но напрасны все эти мечты:
я ведь с детства боюсь темноты.
* * *
Оксана Ахметова
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
* * *
Римма Алдонина
Телескопы
С Земли
Смотреть на звёзды
Плохо:
Мешает воздух,
Он дрожит,
То дождь пошёл,
То град загрохал,
То куча тучек набежит.
И астроном у телескопа
За ночью ночь
Погоды ждёт.
Зря день прошёл,
Другой протопал...
Да так и жизнь,
Глядишь, пройдёт!
Но вот в космическую эру
Решенье умное нашли,
Как телескоп за атмосферу
Послать подальше от Земли.
Теперь они летать умеют.
Кругом космическая мгла,
Их солнечные батареи
Сияют, будто два крыла.
* * *
Ю.Синицын
Созвездия
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчаньи долгом
Человек в простор ночной -
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
* * *
Василий Лепилов
Космическая сказка (фрагмент)
Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
На севере звезда видна,
И называется она
Полярною звездой.
Она надёжный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди космических огней
Всё ходят чередой.
Невдалеке притих Дракон.
Косится на Медведиц он,
Жует концы усов.
И долго наблюдал Орёл,
Как тощий Волк куда-то брёл
И стороною обошёл
Созвездье Гончих Псов.
Спокойно спал небесный Лев,
Раскрыв свой страшный львиный зев
(Со львами не шути!)
Кит к Андромеде подплывал,
Пегас стремительно скакал,
И гордо Лебедь пролетал
По Млечному Пути.
Кого-то Гидра стерегла,
Ведь Гидра Гидрою была
Спокон веков, друзья!
Через гигантский небосвод
Она таинственно ползёт.
Кого же Гидра стережёт?
Сказать пока нельзя.
А возле Млечного Пути,
Где ни проехать, ни пройти,
Лежит огромный Рак.
Лежит в космической пыли,
Слегка клешнями шевелит
И всё за Гидрою следит.
(Рак, видно, не дурак!)
Здесь Ворон крыльями махал,
Из пепла Феникс воскресал,
Хвост распушал Павлин,
Здесь извивалася Змея,
Лисички бегали, резвясь,
И Рысь сидела, притаясь,
Певца спасал Дельфин.
Жираф вышагивал, как Бог,
Вот Заяц, вот Единорог,
Журавль, Хамелеон.
И Голубь с Ящерицей есть...
Нет, видно, мне не перечесть
Всех этих сказочных существ,
Кем космос заселён.
Цитируется по изданию: В.П.Лепилов "Космическая сказка" Астрахань:"Волга", 1992, стр.34-35
* * *
Аркадий Хайт
Из "Радионяни"
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
* * *
Оксана Ахметова
Грусть кота
У меня плохие вести.
Я грущу как никогда.
Я узнал: среди созвездий
Нет созвездия Кота!
Есть на небе Волк и Заяц,
Голубь, Ящерица, Кит.
Лебедь звёздная летает:
Даже Муха там сидит!
А вокруг - Собаки, Рыбы,
Две Медведицы и Львы,
Бродит Конь с косматой гривой
Средь космической травы:
Только нет Кота. Я плачу!
Нету звёздного Кота!
Даже нет Усов Кошачьих,
Ни Кошачьего Хвоста!
Я всю ночь смотрел на небо!
Просто выбился из сил!
чем же я настолько крепко
астрономам насолил?
* * *
Автор разыскивается
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
* * *
Генрих Сапгир
Мы слыхали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули -
Увидали две кастрюли.
* * *
Г.Кайтуков
В тёмном небе звёздной ночью
Я нашёл семь ярких точек.
Семь горящих глаз нашёл,
Называются ковшом.
И Медведицей зовут...
Не пойму, в чём дело тут?
И ответил мне отец:
- Ты, сыночек, молодец!
Незаметно год промчится,
И исполнится семь лет -
Будешь в школе ты учиться
И на всё найдёшь ответ.
* * *
Леонид Ткачук
Вот ручки край, где ковшик наш
Звездой отмечен Бенетнаш.
Ты по соседству бросишь взор -
Мицар увидишь и Алькор.
А вот у ручки поворот
К звезде выводит Алиот.
Ну а затем мы наконец
Увидим чаши край - Мегрец.
И дно пройдём мы точно так,
Увидев Фекду и Мерак.
А выше светит как всегда
Нам Дубхе - яркая звезда.
* * *
Ю.Синицын
Большая Медведица
У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят!
Среди звёзд, больших и ярких,
Чуть видна ещё одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.
Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?
Та, которая крупнее,
Называется Конём.
А малышка рядом с нею -
Всадник,
Скачущий на нём.
Замечательный наездник,
Этот звёздный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.
Треплет конь золотогривый
Золочёную узду.
Правит Всадник молчаливый
На Полярную звезду.
* * *
Автор разыскивается
На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
Секрет - найти, где север, - прост:
По направленью крайних звёзд
Прямую линию веди,
Звезду Полярную найди,
Стань прямо, на неё гляди,
И север будет впереди.
* * *
Римма Алдонина
Созвездия
Всю ночь созвездия блестящие
Не замедляют хоровода
Вокруг одной звезды, стоящей
Как будто в центре небосвода.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
Где север, мы по ней узнаем
И ей за это благодарны.
* * *
Григорий Кружков
Есть в небе звёздочка одна,
Какая - не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
* * *
Наталия Теннова
Орион
Не боясь зимы и стужи,
Подпоясавшись потуже,
Для охоты снаряжён
Выступает Орион.
Две звезды из высшей лиги
В Орионе - это Ригель
В правом нижнем уголке,
Словно бант на башмаке.
А на левом эполете -
Бетельгейзе ярко светит.
Три звезды наискосок
Украшают поясок.
Этот пояс, как подсказка.
Он - небесная указка.
Если влево ты пойдёшь,
Чудо-Сириус найдёшь.
А от правого конца -
Путь в созвездие Тельца.
Он указывает прямо
В красный глаз Альдебарана.
* * *
Василий Лепилов
Космическая сказка (фрагмент)
"Теперь ответь мне, юный друг,
Что есть зодиакальный круг
И где найти его?"
- По всей эклиптике идут
Созвездия. У нас их тут
Зодиакальными зовут,
Двенадцать их всего.
Их имена: Овен, Телец,
Лев, Рыбы, Близнецы, Стрелец,
Плюс Скорпион и Рак,
И Козерог, и Водолей,
И Дева, и Весы при ней -
Все в совокупности своей
Составят Зодиак.
А Солнце наше за весь год
По всем созвездиям пройдёт,
Побудет в каждом раз.
Планеты тоже ходят тут,
По Зодиаку вдоль ползут,
Но это видимый лишь путь
С Земли для наших глаз.
Цитируется по изданию: В.П.Лепилов "Космическая сказка" Астрахань:"Волга", 1992, стр.27
* * *
А.Г.Новак
Пояс зодиака
Снег январский на дороге,
Солнце светит в Козероге.
В феврале день подлиннее,
Солнце светит в ... (Водолее).
В марте много снежных глыб,
Солнце где-то среди ... (Рыб).
А в апреле из ... (Овна)
Солнце греет уж сполна.
В мае солнышко в ... (Тельце) -
Жди веснушки на лице.
В июне Солнце в ... (Близнецах),
Фанту дети пьют в кустах.
В июле солнце катит к ... (Раку),
Меломан - на грядку к маку.
Август школы открывает,
... (Лев) за солнце убегает.
За окном "засентябрит",
... (Дева) Солнце приютит.
В октябре, по мненью сов,
Солнце светит из ... (Весов).
В ноябре на небосклоне
Сияет Солнце в ... (Скорпионе).
В декабре, как сорванец,
За Солнце спрячется ... (Стрелец).
* * *
Жанна Парамонова
Забавная астрономия для малышей (фрагмент)
Встали в круг и славно пляшут
С Козерогом Водолей,
Рыбы плавниками машут,
Овен в круг спешит скорей.
И Телец с ним будет рядом,
Он чечётку лихо бьёт.
Будет пляска до упада,
Добрым будет хоровод.
Близнецы кружатся в танце,
Пятится за ними Рак:
"Это что ж за странный танец?
Круг иль пояс?" - Зодиак!
Лев и Дева подружились,
В хороводе закружились,
Прихватив с собой Весы
Удивительной красы.
Скорпион вприсядку пляшет
И Стрельцу клешнею машет.
Этот славный хоровод
Солнце обойдёт за год.
Их двенадцать в хороводе,
А на небе больше вроде?
"Сколько ж всех созвездий?" - спросим!
"Ровно восемьдесят восемь!"
* * *
Римма Алдонина
Млечный Путь
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
* * *
Римма Алдонина
Звёзды
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
* * *
Аня Еськова
Что такое солнце
Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.
* * *
Римма Алдонина
Луна
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
* * *
Виктория Топоногова
Лунный зайчик
Когда уходит Солнце спать
За синий лес, за елей рать,
Лишь только зеркальцу Луны
Лучи его видать...
И тысячи подлунных лет
Нам по ночам его привет
Шлёт Зайчик Солнечный с небес,
Рождая лунный свет.
Да вот беда - никто кругом
Свет солнечный не видит в нём,
И, двери заперев ключом,
Уходят люди в дом.
С ним не играет детвора.
Уходят гуси со двора,
И Зайчик бродит, одинок.
Вздыхая до утра.
Ему лишь кроха-соловей
Выводит трели средь ветвей
О беге дней, красе полей,
И о любви своей...
Да речка, волнами блестя,
Его качает, как дитя...
И Зайчик спит счастливым сном
Весь день под шум дождя.
* * *
Автор разыскивается
Если месяц буквой "С",
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву "Р",
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.
* * *
Даценко Мария Александровна
Стихи о луне
Чёрное небо, и в нём луна
Серпиком тонким повисла.
Вёдро! Ни капельки не прольёт
Жёлтое коромысло.
***
Тёмная скатерть и дыни ломоть.
Манит ароматная мякоть,
Сулит наслажденье душистая плоть, -
Вот бы кусок оттяпать!:-)
***
Ночью слышна мышей возня,-
Что-то покоя лишило их:
Вместо луны глядит на меня
Сырный кусочек в дырочках.
***
Мир засыпает. День погас.
Звёзды по небу рассыпались.
Уютно поскрипывая в поздний час,
Луны колыбелька выкатилась.
2002
* * *
Роман Сеф
Краб (пересказ из Мирослава Валека)
Над синими
Морями,
Над жёлтыми
Полями
Блестящий
Краб ползёт.
В хорошую погоду
Во тьме
По небосводу
Он движется
Вперёд.
Он очень-очень странный,
Такой непостоянный:
То меньше он,
То больше,
То снова - на ущерб.
Тогда мерцает слабо
Лишь половинка
Краба
Или тончайший серп.
Волшебный краб,
Он даже
Из нежной лунной
Пряжи
Шьёт
Серебристый фрак,
И падают обрезки
В поля
И перелески
И освещают мрак.
Краб
Шьёт и веселится:
Ночь до рассвета длится,
Зимой она длинна,
А летом
На опушке
Дрозды кричат
Друг дружке:
"Смотри,
Плывёт луна!"
* * *
Роман Сеф
Кондитер (пересказ из Франтишка Грубина)
Месяц-кондитер, пекарь чудесный,
Что ты печёшь в высоте поднебесной?
Может быть, вкусные пирожки
Из серебристой звёздной муки?
Нет. Понапрасну мы смотрим, гадая.
Что ожидать от такого лентяя!
Тонкий рогалик испёк он для нас,
А на заре и рогалик погас.
* * *
Виктория Топоногова
Точильщик Луны
Покуда вы спите и смотрите сны,
На крышу выходит Точильщик Луны.
И посвистом тонким полночных цикад
Бока её точит он ночи подряд.
А утром стрекозы, собравшись в полёт,
Заметят на крыльях тончайший налёт
Из запахов лилий, речной тишины,
И мягко мерцающих крошек Луны.
Точильщик с рассветом отправится спать,
Ведь ночью заботы нахлынут опять, -
Смахнуть с облаков пыль веков, а потом
Развешивать звёзды над Млечным Путём.
Пока же он звёзды полощет в горсти,
Луна успевает опять подрасти...
И посвистом тонким полночных цикад
Бока её точит он ночи подряд.
И падают крошки Луны на луга.
Туманом скрывают реки берега...
И пеплом ложатся на угли костра...
Лишь фыркают кони в ночном до утра.
И кружится, кружится звёзд карусель
Всю ночь напролёт, а потом целый день...
И падают, падают крошки Луны,
Почти не видны, в наши сны.
* * *
Галина Косова
Солнечное затмение и Луна
Ты знаешь, папа - чудеса,
Затмение придёт.
Исчезнет Солнышко - краса.
Куда оно уйдёт?
Ночная, тихая Луна,
Придёт к нам в гости днём?
Закроет Солнышко она?
И мы опять заснём?
Мне папа долго объяснял,
Про Солнце и Луну
Конечно, я ему кивал
А всё же не пойму.
И папа всё нарисовал:
Вот Солнце, вот Земля
А вот Луна, её овал
Тогда всё понял я.
Луна днём в гости не придёт,
Её увидим тень.
Она на Солнце наплывёт
И потемнеет день.
Как будто кто-то в небесах,
Плывёт на корабле.
Луна, как парус на ветрах,
Привет пришлёт Земле.
Вдруг, неожиданно взгрустнул,
Какой-нибудь малыш.
Без лунных сказок не заснул,
Пусть, даже, в доме тишь.
Светить не может нам она,
Лишь отражает свет.
На помощь Солнышку дана
И в том её секрет.
Чтоб ночью было не темно,
Прекрасная Луна,
Заглянет в каждое окно,
С ней тьма нам не страшна.
С Луною к нам приходит ночь,
Луна нам дарит сны.
А фея сказок - это дочь
Таинственной Луны.
* * *
Валентин Берестов
Луноход
Прилунился лунолёт.
В лунолёте - луноход.
Цирки, кратеры и лунки
Луноходу не страшны.
Оставляет он рисунки
На поверхности Луны.
Пыли много, ветра нет.
Жить рисункам тыщу лет!
1967
* * *
М.Садовский
Луноход
Луноход-вездеход
По Луне легко идёт,
Покоряет пыльный берег,
Переходит море вброд.
Луноход-вездеход
Нам с Луны приветы шлёт.
Говорит, дела в порядке,
И заданий новых ждёт.
Припев:
3а мечтой спешат событья,
Время быстрое не ждёт,
По луне идёт, как рыцарь,
Наш советский луноход!
Луноход-вездеход
Лунным утром сам встаёт,
Будет лунный день работать.
Лунной ночью отдохнёт.
Луноход-вездеход,
Всю Луну он обойдёт,
Фотографии с дороги
Он на память нам пришлёт!
Припев.
* * *
Джанни Родари
(перевод Самуила Маршака)
Чья Луна?
- Ты слышал - в Киеве Луна
Прекрасна, точно в Риме?
- Она, должно быть, не Луна,
Хоть носит это имя.
А может, в Киеве видна
Сестра Луны, а не Луна?..
Луна в ответ сказала так:
- Да что я вам, ночной колпак?
Нет, я для всех сияю.
До рубежей мне дела нет.
Дарю Парижу ясный свет,
Каиру и Шанхаю,
Гляжу на Кубу и Тунис,
И мне в пути не надо виз!
* * *
Джанни Родари
У лунного моря
Особый секрет -
На море оно не похоже.
Воды в этом море
Ни капельки нет
И рыба не водится тоже.
В волны его
Невозможно нырнуть,
Нельзя в нём плескаться,
Нельзя утонуть.
Купаться в том море
Удобно лишь тем,
Кто плавать
Ещё не умеет совсем!
* * *
Джанни Родари
(перевод Самуила Маршака)
Поезд будущего
Пассажирам на станции объявляется:
- Поезд курьерский на Марс отправляется!
Будем - по точным расчётам диспетчера -
Мы на Венере в одиннадцать вечера.
Нам обещал межпланетный дежурный
Ужин и бал на вокзале Сатурна.
Можем по Млечному ехать Пути,
Можем и Солнце кругом обойти.
Пересечём мы Большую Медведицу.
Будет доволен тот, кто проедется.
Тронулся с места небесный экспресс,
Искрой сверкнул и за тучей исчез.
Слышится голос какой-то синьоры:
- Ах, я опять опоздала на скорый!
- Не огорчайтесь. На небеса
Новый пойдёт через четверть часа.
- Благодарю! - отвечает туристка. -
В сущности, мне поезда не нужны.
Не тороплюсь я, а ехать мне близко.
Доеду в троллейбусе до Луны.
* * *
Автор разыскивается
- Вот звёздное небо! Что видно на нём?
- Звёзды там светят далёким огнём!
- Только ли звёзды на небе сияют?
- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
- Как так блуждают? Дороги не знают?
- Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
* * *
Татьяна Тверитинова
Какие светила называются планетами?
(из сборника "СКОЛЬКО ЗВЁЗД НА НЕБЕ. Астрономия для Маши")
На небе есть звёзды, но странные очень.
Гуляют по небу они между прочих
Других, настоящих, мерцающих звёзд.
И звёзды ль они? - Нас волнует вопрос.
По небу блуждающий странник-звезда -
Совсем не звезда, а планета она!
Планеты, в отличье от звёзд, холодны -
Не светят, лишь свет отражают, увы!
И свет этот ярок, но разных оттенков.
Они отличаются чем-то, наверно.
Различны поверхности - вот в чём секрет.
Изучим планеты - поищем ответ.
* * *
Аркадий Хайт
Из "Радионяни"
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
* * *
Автор разыскивается
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит - выйди вон!
* * *
Яков Аким
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
* * *
Роман Сеф
Час рассвета
Ты ложишься спать, а где-то
Наступает час рассвета.
За окном зима, а где-то
Жаркое, сухое лето.
Много на земле людей.
Мир велик.
Запомни это.
* * *
Сергей Махотин
Пока мы спали
Дом наш смолк и уснул,
И мы тоже уснули.
Заводная лягушка затихла на стуле.
Красный мяч до утра
Под диван закатился,
И серебряный месяц в окне засветился.
Но пока нас баюкала тихая дрёма,
Перемыла машина асфальт возле дома.
Под мостом починили
Трамвайные рельсы,
Поезда отправлялись в далёкие рейсы.
Корабли разгружали
Плечистые парни,
Свежим хлебом запахло
Из окон пекарни.
И летя как стрела
По проспекту ночному,
В "скорой помощи" врач
Торопился к больному.
До утра,
Не смолкая,
Кипела работа,
И Земля повернулась
На пол-оборота.
* * *
Виктория Топоногова
Ожидание лета
Сугробищи ни капельки не таяли.
Метели затевают в елях пляс.
А лето где-то там, в своей Австралии,
Наверно, и не думает о нас.
Ты загибаешь маленькие пальчики,
Считая, ну когда ж оно придёт.
В ладошки скачут солнечные зайчики.
Как будто телеграммы лето шлёт.
* * *
Ю.Яковлев
- Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
- Да это спутник!
- Вот те раз!
- Он спутник каждого из нас
И в целом - всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.
* * *
Римма Алдонина
Сатурн
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
* * *
Римма Алдонина
Комета
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
- Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
* * *
Генрих Сапгир
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!
* * *
Роман Сеф
Голубой метеорит
Где-то в космосе
Летит
Голубой метеорит.
Ты идёшь,
А он летит.
Ты лежишь,
А он летит.
Ты заснул,
Но всё летит
В космосе
Метеорит.
Ты помалу подрастёшь,
Станешь астрономом,
И однажды вечером
Ты пойдёшь к знакомым.
Вдруг репродуктор
Говорит:
"В тайгу упал метеорит".
Весь мир взволнован,
Мир шумит:
- В тайгу упал метеорит!
Наутро
Скажешь ты друзьям,
Простившись со столицей:
"Я не приду сегодня к вам,
Я в полдень вылетаю сам
С одной из экспедиций".
...Тебе сегодня
Восемь лет,
Перед тобой
Весь белый свет,
Но где-то
Во Вселенной
Летит,
летит,
летит,
летит
Твой голубой метеорит -
Подарок драгоценный.
Так вот:
Пока он мчится,
Поторопись учиться.
* * *
Елизавета Тараховская
Луна и лентяй
Все в доме спят... и тишина...
И свет погас давно...
Но двум ребятам не до сна -
Они глядят в окно.
Луна далёкая горит.
Один мальчишка говорит:
- Нет! Я не лягу, не усну,
Хочу удрать я на Луну!
Трещит от школы голова -
Весь день сиди зубри:
А сколько будет дважды два?
А сколько трижды три?
Луна далёкая горит.
Другой мальчишка говорит:
- Как будешь ты один в глуши?
С кем будешь ты дружить?
Ведь на Луне нет ни души
И нет домов, где жить.
Ответил первый: - Ну и пусть!
И без домов я обойдусь!
Я вырою землянку...
Нет, нет, ошибся я...
Я вырою лунянку -
Лунянку для жилья.
Я буду с марсианином
Высоко в облаках
В космическом сиянии
Кататься на коньках.
Луна далёкая горит.
Другой мальчишка говорит:
- С Луны до Марса далеко,
Туда добраться нелегко!
Недурно с марсианином
В космическом сиянии
Кататься на коньках...
Но как насчёт питания?
Питаться будешь как?
Тут и простого хлеба нет,
Забудешь про пироженое,
Там нет ни яблок, ни конфет -
Питанье невозможное!
А первый говорит: - И пусть!
И без сластей я обойдусь!
Я встану рано поутру
И земляники наберу...
Нет, нет, не земляники -
Я наберу луники!
Там, верно, близко Млечный Путь,
И мне наверняка
Попить удастся как-нибудь
Немного молока!
Луна далёкая горит.
Другой мальчишка говорит:
- Хоть он зовётся "Млечный Путь"
О молоке ты позабудь!
Лишь в сказках я читал пока,
Что есть Молочная Река,
А на Луне нет ни глотка,
Воды, не только молока.
А первый говорит: - И пусть!
И без воды я обойдусь!
Вот затвердил: - Вода! Вода! -
Зато не мыться никогда! -
Луна далёкая горит.
Другой мальчишка говорит:
- Ты станешь лёгким на Луне -
Ни лечь, ни сесть, ни встать,
Весь день ты будешь в вышине,
Как воробей, летать!
Ты будешь плакать, злиться,
Тебе не приземлиться!
Верней, не прилуниться!
А первый говорит: - И пусть!
Я и без веса обойдусь!
Я буду целый день парить -
Не надо мне посадки,
Парить-то легче, чем зубрить
Или писать в тетрадке.
Трещит от школы голова -
Весь день сиди зубри:
А сколько будет дважды два?
А сколько трижды три?
Все в доме спят... и тишина...
Но стало вдруг светло -
Спустилась с вышины Луна,
К окошку подошла она
И смотрит сквозь стекло.
Дорожка лунная бежит
По двери и стене,
Дорожка на полу дрожит,
Как на морской волне.
Луна лицом бледным-бледна,
Разозлена, огорчена...
Разжала губы, рот открыт,
Луна по-русски говорит:
- Послушай, лодырь и лентяй!
Забудь ты о Луне!
Ты на Луну не прилетай -
Лентяй не нужен мне!
Когда б все люди с детских лет
Учились так, как ты,
У вас бы не было ракет
Волшебной быстроты.
Не долетели б до меня -
До звёздной вышины,
Не увидали бы меня
С обратной стороны.
Я в небе видела собак -
Летел снаряд летательный,
А вот лентяя у себя
Мне видеть нежелательно.
Таблицу умножения
Тебе учить невмочь,
Земного притяжения
Тебе не превозмочь!
Ты над землёю не взлетишь,
Весь век ты сиднем просидишь!.. -
Сказала, кверху поднялась
И в тучу улетучилась...
Прохожие удивлены -
Глядят в недоумении:
- Была Луна, и нет Луны...
Похоже на затмение.
Но мы-то знаем, отчего.
Мы знаем без сомнения:
Из-за лентяя одного
Произошло затмение!
1960
* * *
Виктория Топоногова
Ночные секреты
Полярная Ночь, что царит по полгода.
Маленькой Ночке советы давала:
"Спускаясь на землю, накинь покрывало
Чернейшего цвета в любую погоду..."
А Ночка сказала: "Его я достала
Вчера из комода у фей, как всегда...
Но страшно и больно - поедено молью
Моё покрывало! Такая беда!"
А Ночь отвечала: "Не плачь, а сначала
Заштопай все дырки, и горюшка нет!"
"Я штопала дырки, но чёрные нитки
Закончились раньше, чем глянул рассвет..."
"Ах, бедная кроха! - сказала со вздохом
Полярная Ночь, - Надо верить в успех!
Пусть гномы лесные достанут цветные
Волшебные нитки, и вместо прорех
Блестящими нитками звёздочки вышей,
Цветные созвездья раскинь там и тут!
Ах, было 6 старанье!.. Моё вышиванье
Сиянием северным люди зовут!.."
* * *
Галина Косова
Бабушка Луна
Ночью бабушка Луна,
В тишине сидит одна.
Ноги в тапках-облаках,
Спицы в ласковых руках.
Для Земли готовит шаль,
Тёмно-синюю вуаль.
Рядом с бабушкой сундук,
В сундуке живёт паук.
Луч у Солнца он берёт,
Звёзды из него плетёт.
Так он трудится весь день,
Но ему совсем не лень.
Полон звёздами сундук,
Но устали восемь рук.
Значит, время отдохнуть,
Сладко до зари заснуть.
Ну а бабушке пора
Потрудиться до утра:
Терпеливо шаль вязать,
Звёзды к шали пришивать.
Очень важно не забыть
Сказку в каждую вложить,
Чтобы каждая звезда
Рассказать смогла всегда
Эту сказку в тишине,
Тёмной ночью при Луне.
* * *
Елена Шустрякова
Жил на свете добрый гном.
Звали гнома Астроном.
Он любил смотреть на звёзды,
Когда лес окутан сном.
Как заправский верхолаз
Залезал на старый вяз,
В телескоп смотрел на небо,
Не смыкая ночью глаз.
Книжки умные читал,
Звёзды яркие считал,
И в мечтах к Луне далёкой
На ракете улетал.
Но однажды, вот беда!
Сорвалась с небес звезда
И упала где-то рядом,
Там, где плещется вода...
Сняв фонарик с потолка,
Дом оставив без замка,
Гном пошёл искать потерю
Вдоль лесного ручейка.
Средь осоки у реки
Ночевали светлячки.
Он вздохнул: "Моё светило
Разлетелось на куски".
Насчитал осколков пять,
Стал их в сумку собирать,
Но живые огонёчки
Расползаются опять!
Проворчал усталый Гном:
"Я вернусь сюда потом,
Когда солнце ярко-ярко
Разольётся под кустом".
Но едва забрезжил свет,
Гном пришёл - осколков нет!
* * *
Игорь Шевчук
Звёздный генерал
Миллион горошин
Вышли на парад.
Месяц огорошен:
- Стой! Куда? Назад!
Кто там сбился с марша?
Что за толчея?
Кто по званью старше -
Месяц или я?
Замер чёрный воздух,
И, послушны мне,
Маршируют звёзды
В звёздной вышине.
Генералы грозные,
Выпрямившись в рост,
Смотрят в небо звёздное
С крохотных тех звёзд:
- Ишь, какой он опытный,
Этот их старшой, -
Генеральчик крохотный
С той звезды большой!
* * *
Наталья Хрущёва
Кое-что об инопланетянах
Если есть остатки манки
И ещё не рассвело,
Их оставьте для приманки,
Для приманки
НЛО.
Пшёнка тоже пригодится -
Ставьте прямо на паркет,
Очень скоро приземлится
Неопознанный
Объект.
Стоит глянуть на пришельца,
Сразу видно -
Хочет есть,
У него худое тельце
И в кармане ложка есть.
Неземной пугает разум...
Он
Совсем не то, что я:
Он
Съедает
Пшёнку
Разом,
Без капризов и нытья!
Угостившись пищей нашей,
Утирается смешно
И в тарелке из-под каши
Устремляется в окно!
Я кричу ему:
"До встречи!"
Он, представьте, услыхал
И ответил мне:
"До гречи!"
И рукою помахал.
* * *
Андрей Усачёв
Японский календарь
Есть японское поверье.
Сказка, проще говоря:
Собрались однажды звери
Выбирать себе царя.
Собрались под Новый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Мчались во весь дух.
Стали выть, мяукать, лаять.
Спор и крики до зари:
Все хотят друг другом править,
Все хотят попасть в цари.
Подрались под Новый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Шерсть летит и пух!
Но с небес на это строго
Посмотрел японский бог
И сказал: - Пора, ей-богу,
Прекратить переполох!
Будут править каждый год
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Каждый в свой черёд!
И пошли царить по кругу,
Соблюдая календарь,
Звери, птицы - все друг другу
Друг, товарищ, брат и царь.
Встали в дружный хоровод
Лошадь, Тигр, Мышь и Кот,
Бык, Дракон, Коза, Свинья,
Обезьяна и Змея,
И Собака, и Петух -
Встали в общий круг!
* * *
Год на орбите. Посадка
Проведя в космосе год, космонавты наконец-то возвращаются домой. Что они чувствуют? Как прощаются с Международной космической станцией, ставшей им за это время вторым домом? Как справляются с входом в атмосферу, и какая их ожидает встреча? Возвращение на Землю на борту корабля Союз комментирует летчик-космонавт Сергей Волков.
Год на орбите. Возвращение домой
Эта серия посвящена возвращению Михаила Корниенко на Землю. Зрители увидят, как прошли последние часы годовой экспедиции - самого уникального эксперимента в истории МКС. Мы покажем исключительные кадры, снятые космонавтами в спускаемом аппарате во время полета. И впервые в истории отечественного телевидения во всех деталях расскажем о работе поисково-спасательных отрядов, которые эвакуируют космонавтов с места приземления.
Школа космонавтов
Задачи:
- закреплять знания об упражнениях, развивающих и укрепляющих сердце;
- давать знания о необходимости режима дня;
- обобщать знания о закаливании организма;
- закреплять знания о продуктах, полезных для сердца;
- закреплять знания о работе космонавта;
- развивать логическое мышление;
- учить обосновывать гигиенические правила элементарными анатомо-физиологическими знаниями.
Год на орбите. Жизнь после орбиты
В фильме рассказывается о том, как проходит жизнь космонавта после возвращения на Землю. Вы пройдете с экскурсией по Звездному городку, узнаете, как устроен рабочий день космонавта и чем он занят в часы досуга. А также будет показана работа станции без Михаила Корниенко.
КАРТИНКИ - РАСКРАСКИ. АСТРОНАВТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСМОТРА С ДЕТЬМИ МУЛЬТФИЛЬМОВ, БЕСЕДЫ ПО ИХ СОДЕРЖАНИЮ (ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
"Занимательные Уроки" - АСТРОНОМИЯ для САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
Этот обучающий мультик познакомит детей не только с общими понятиями о планетах и солнечной системе, но и расскажет, что думали об устройствах вселенной древние ученые. Главный герой мультика - любознательный Заяц - становится космонавтом и отправляется в бесконечные просторы Вселенной. На своем суперсовременном космолёте, оснащённом совершенным искусственным интеллектом, он облетает всю Солнечную систему и отправляется дальше. За время экспедиции Зайчик высаживается на разных планетах, приближается к ярким манящим звёздам и чуть-чуть не попадает в черную дыру! Выпутаться из сложных ситуаций ему помогают Тая, Бас и Дик. Наградой нашему Зайчику за полное опасностей и приключений путешествие становятся новые знания и новые друзья!
Мультфильмы Астрономия для детей - Мультфильм для детей в котором доходчиво рассказывается о науке астрономии, науке о звездах. Для того чтобы больше знать о звездах, о планетах, космонавт отправляется в бесконечные просторы Вселенной. На своем суперсовременном космолете, оснащенном совершенным искусственным интеллектом, он облетает всю Солнечную систему и отправляется дальше. Много интересного он узнал о метеоритах, о знаках зодиака, о планетах, о истории их возникновения. Никогда не забудет астронавт интересное и полное опасностей и приключений путешествие где он приобрел новые знания и новых друзей!
Земля на своей орбите. Развивающий мультфильм о космосе
Отличный анимационный познавательный и развивающий сериал для детей о небесных телах, движении планет и комет.
Внешние планеты. Развивающий мультфильм о космосе
Галактика и вселеннаяРазвивающий мультфильм о космосе
Кометы. Развивающий мультфильм о космосе
Звёзды вокруг нас. Развивающий мультфильм о космосе
- Рассударики. Профессия астронома глазами детей
Астрономы знают названия всех звезд или только тех, которые видели?
Даниил Миронов:
— Всех-всех, мне кажется. Я точно не знаю, как они могут все это запомнить, но изучают они их с помощью космонавтов: те летают и рассказывают им потом.
Женя Качкин:
— Те, которые они видели и которые они открывают, они знают. А про остальные, может быть, им рассказывают другие астрономы.
Коля Меркулов:
— Всех, иначе их не пустят в астрономы. Там надо сдавать экзамен и на карте звездного неба называть все звезды.
У них красивая форма?
Женя Качкин:
— У них халаты рабочие. Таких мантий, как показывают в фильмах, уже нет.
Даниил Миронов:
— У них точно есть форма: очки, белый халат…
Коля Меркулов:
— Только у самых главных. Им положены мантии синего цвета и высокие шляпы.
Кто становится астрономом?
Даниил Миронов:
— Это очень умные люди. В школе они всегда отвечали на «отлично». Потом они еще в университет поступают, только я не знаю, в какой именно.
Женя Качкин:
— В первую очередь нужно окончить все 11 классов школы, а потом поступить в какой-нибудь астрономический университет. Я хотел бы стать астрономом, у меня даже есть свой телескоп.
Коля Меркулов:
— Кому на нашей планете жить неинтересно. Они приглядывают себе обитаемую звезду, чтобы туда переехать.
Астрономы сами покупают свои телескопы или им их кто-то дарит?
Даниил Миронов:
— Сами покупают, это же дело такое личное: надо выбрать, чтоб подошел тебе. Телескопы эти очень дорогие, но, я думаю, астрономам хватает. У них зарплата, наверное, около миллиона. Покупают чаще всего немецкие телескопы, у них линза крутая.
Женя Качкин:
— Если астроном частный, то он покупает сам. Зарабатывает он много — около миллиона рублей в месяц, поэтому денег ему на оборудование хватает. А государственным так дают, вместе с халатом.
Коля Меркулов:
— Первый телескоп дарит папа, а на второй они копят с детства.
Астрономы любят солнце?
Женя Качкин:
— Конечно, его же нужно изучать! Там постоянные вспышки, и их можно смотреть через специальные фильтры, чтоб не было слишком ярко.
Даниил Миронов:
— Солнце — звезда, ее тоже любят, но смотрят через темные стекла.
Коля Меркулов:
— Нет, потому что работать интереснее в темноте. И днем, когда солнце, все отвлекают от дел, кричат, смеются.
У астрономов есть любимая звезда?
Даниил Миронов:
— У каждого. Они ее внимательно изучают, потом даже летают посмотреть на нее поближе.
Женя Качкин:
— Думаю, должна быть. Особенно если астроном открыл звезду или планету. Тогда она и становится его любимой.
Коля Меркулов:
— А как же! И в ее честь они называют своего первого ребенка. Бывает так, что два астронома полюбили одну звезду. Тогда они спорят, кому ее можно любить, а кому нет.
Что астрономы делают, когда на небе облака и звезд не видно?
Женя Качкин:
— Есть такие способы, чтоб облака разогнать. Запускают какие-то ракеты — и все, облаков нет. Но вообще у серьезных астрономов такое оборудование, с помощью которого можно и через облака смотреть.
Даниил Миронов:
— Наверное, есть такой способ, чтоб эти облака разогнать. Астрономы очень хотят этого, и облака сами уходят.
Коля Меркулов:
— Составляют карты галактики по памяти, продумывают, что взять с собой на ту звезду или планету.
Астрономы спят прямо на работе?
Женя Качкин:
— Нет. Они же работают посменно: кто-то днем, кто-то ночью.
Даниил Миронов:
— Конечно. Они как закончат свою работу, так сразу спать ложатся. У них у каждого есть в офисе своя камера.
Коля Меркулов:
— Зачем?! Им и дома спится неплохо.
Астроном мечтает стать космонавтом, чтобы смотреть поближе на звезды?
Даниил Миронов:
— Я думаю, что да. И они этого всегда добиваются, потому что они очень талантливые и могут добиться всего-всего.
Женя Качкин:
— Некоторые всю жизнь об этом мечтают, потому что можно поближе посмотреть на свою любимую звезду. Но для этого нужно получить два образования: сперва астрономическое, а потом — космонавта. Нужно знать правила, пройти все тесты и только тогда лететь.
Коля Меркулов:
— Никогда. Он потому и пошел в астрономы, что ему интереснее смотреть на звезды издалека. А вблизи он будет на нее смотреть, когда туда переедет.
Астроном не расстается с телескопом?
Даниил Миронов:
— Нет, он после работы запирает его в сейф.
Женя Качкин:
— Астроном прячет телескоп в шкафу, чтобы не разбить. Его с собой носить вредно.
Коля Меркулов:
— Это самое ценное, что у него есть, ну еще карта неба и маршрут до выбранной звезды. Поэтому он всегда носит телескоп за спиной, а карты и маршрут — в специальном портфеле из стали.
Есть ли женщины-астрономы?
Женя Качкин:
— Конечно нет, они не могут сосредоточиться на звездах, потому что надо готовить еду и воспитывать мужа.
Даниил Миронов:
— Да, но они плохие астрономы. Работают дома, а в телескоп глядят за гуляющими детьми.
Коля Меркулов:
— Есть, но их мужчины прячут от всех из ревности.
Астроном рано уходит на пенсию, потому что теряет зрение?
Женя Качкин:
— Точно. Им даже врачи запрещают долго смотреть на звезды, но они нарушают и быстро стареют.
Даниил Миронов:
— Астроном все делает в защитных линзах, так что зрение не страдает.
Коля Меркулов:
— Наоборот, у них очень сильные глаза, мускулистые. Только так можно маленькие звезды увидеть.
Как астроном отдыхает?
Женя Качкин:
— Спит, чтобы глаза пришли в норму.
Даниил Миронов:
— Поет песни про космос с другими астрономами.
Коля Меркулов:
— Пишет фантастические романы про пришельцев.
Рекомендации
Темы познавательных бесед
Что такое космос. Героические будни космонавтов. Для чего нужна работа астрономов. Международные космические экипажи сегодня.
Литература по теме
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М., 2014.
Шорыгина Т.А. Беседы о космосе: Метод, пособие. М., 2013.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. М., 2008.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим. М.,2000.
Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.
Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.
Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М., 2010.
Алябьева Е.А. Игры для детей 4—7 лет: развитие речи и воображения. М., 2009.
Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Кн. 1, 2, 3. М., 2011.
Алябьева Е.А. Как организовать работу с детьми летом. Части 1 и 2. М., 2012.
Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Стихотворные комплексы тематической утренней гимнастики для детей 5—6 лет. М., 2015.
Алябьева Е.А. От слова к диалогу Дидактический материал для детей 5—7 лет. М., 2012.
Алябьева Е.А. Развитие глагольного словаря. М., 2011.
Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2015.
Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.
Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5—7 лет. М., 2013.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактически играх дошкольников. М., 1992.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир людей. Профессии. М., 2004.
Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5—7 лет. М., 2015.
Гигантская детская энциклопедия / Пер. с англ. В.А. Жукова и др. М., 2010.
Дидактические игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., 1993.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Сценарии игр-занятий для дошкольников. М., 2015.
Детские стихи о космосе myastronomy.ru
Профессия космонавт. Рассказ детям DetskiyChas.ru
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии").
Так как видеоматериалы, представленные на персональном сайте, являются достаточно “тяжелыми” для загрузки по умолчанию, зайдите на YouTube и скачайте понравившейся фильм или ролик.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На чем только не летали сказочные герои!
Великий русский ученый К.Э. Циолковский
Юрий Алексеевич Гагарин
Знаете, каким он парнем был!
Дорога к звёздам
Полёт на Марс
Загадки детям о космосе
Источники Астрономия для детей | Глубокий космос v-kosmose.com Профессия космонавт. Рассказ детям DetskiyChas.ru Как рассказать детям о космосе? | Все о детях, все для ...karapysik.ru›kak- rasskazat - detyam -o- kosmose / Спасибо за внимание! Преподаватель ГПОАУ АО АПК : Гольская Оксана Геннадьевна