Изучение умений придумывать монологи (рассказ, сказку) с использованием образных средств языка
Учебно - методический комплект диагностических методик по изучению умений придумывать монологи с использованием образных средств языка создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Учебно - методический комплект по организации обследования речевого развития дошкольников будет интересен и полезен преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЙ ПРИДУМЫВАТЬ МОНОЛОГИ (РАССКАЗ, СКАЗКУ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА (В.Н.Макарова, Е.А.Ставцева, М.Н. Едакова)
Возраст: дошкольники старшей группы.
Воспитатель: Давай придумаем рассказ или сказку кукле, чтобы она быстрее заснула. Что ты хочешь ей рассказать? Рассказ или сказку? Придумай название рассказу (сказке)?» Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Приключения рыжего бельчонка» (если ребенок хочет рассказать сказку) или «Мое любимое домашнее животное» (рассказ).
При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога:
1. Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание высказывания и соответствии с выбранным жанром.
2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.
3. Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.
4. Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).
5. Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета.
6. Использование грамматических средств выразительности.
7. Использование интонационных средств выразительности.
8. Самостоятельность в составлении монолога.
Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла.
В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если:
умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром;
умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу;
разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;
высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и конец);
самостоятельно использует в высказывании разные виды лексических средств выразительности (больше 3-х);
при составлении высказывания использует разнообразные синтаксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), перечисления, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны.
высказывание интонационно выразительно оформлено.
составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.
Ребенок получает 1 балл, если:
жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;
придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно или с помощью взрослого;
при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается), нарушает логическую последовательность;
наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует начало или конец рассказа (сказки);
использует одно — два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого;
в основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;
речь не всегда интонационно выразительна;
составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки).
Ребенок получает 0 баллов, если:
не умеет определить жанр высказывания;
не умеет определить тему, дать название высказыванию;
нарушает логическую последовательность событий, причинно-следственные связи;
высказывание состоит из нескольких предложений;
не использует лексические средства выразительности;
наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может;
речь интонационно не выразительна, монотонна;
постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.
Высокий уровень - ребенок набирает 12 — 16 баллов.
Средний уровень - ребенок набирает 7 — 11 баллов.
Низкий уровень - ребенок набирает 0 — 6 баллов.
Литература.
Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 80 с.