Теоретические основы методики развития речи - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»
К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи (ТМРР). Позвольте объяснить, как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ - Информационный блок;
РБ - Расширяющий блок;
ПБ - Проблемный блок;
СБ - Ситуационный блок;
БС - Блок самоконтроля;
КБ - Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
информация _ ситуация _ коррекция _ контроль
ИБ -РБ - ПБ СБ БС Тест
МОДУЛЬ 1. Теоретические основы методики развития речи
(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)
Задачи: познакомить с сущностью методики развития речи как науки, ее предметом, целями и задачами, методологическими, психолингвистическими и анатомо-физиологическими основами дисциплины; определить место методики развития речи среди других наук.
Основные понятия: речевое общение; речевая деятельность; средства речевой деятельности; результат речевой деятельности; диалогическая речь; монологическая речь; виды и формы речи; цель и задачи развития речи; речевые умения.
Основные идеи:
- Теория речевой деятельности позволяет научно обосновать цель, задачи, содержание развития речи.
- Речевое общение взрослого с ребенком является ведущим средством развития речевой деятельности детей.
- Содержание и методика руководства развитием речи обеспечивает сохранение и обогащение личностных речевых проявлений детей (выразительность, образность речи, богатство словаря и т.д.).
Предмет методики развития речи и задачи методики как науки.
Сравнительнй анализ процесса формирования речи детей при нормальном и нарушенном развитии.
Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками.
Роль родного языка и речи в развитии ребенка.
Контрольная работа по модулю № 1.
Литература основная
Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.,2000.
Арушанова, А.Г.Формы организации обучения родному языку и развития речи дошкольников / А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина // Проблема речевого развития дошкольников и младших школьников. – М., 1993. 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1983.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934. – Гл. 5.
Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – М., 1983. – Гл. I, II.
Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребёнка. – М., 1958.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Избр. псих. произв.: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 1983. – Т. 2. – С. 69-70.
Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. – М., 1989.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников – М., 2008.
Литература дополнительная
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – Гл. I. – С. 25-42.
Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. – М., 1994.
Лямина Г.М. Физиологические основы развития речи // Физиология высшей нервной деятельности ребёнка / Под ред. З.Н. Коларовой. – М., 1968.
Дополнительные источники - интернет-ресурсы:
www.prosv.ru - Дошкольное образование.
http://www.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал.
http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека.
http://r-rech.ru/ - Развитие речи.
http://www.maam.ru/obrazovanie/rechevoe-razvitie
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).