Глоссарий по ТМРР - Сс
Связная речь— смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Слова́рный запа́с, лексико́н — набор слов, которыми владеет человек.
СВЕРХГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ - распространение действия грамматического правила на тот круг языковых единиц, которые ведению данного правила не подлежат (грамматическая С.), или расширение референции слова, распространение сферы его использования на более широкий, чем в нормативном языке, круг денотатов (лексико-семантическая С.).
СЕГМЕНТАЦИЯ - деление, осуществляемое индивидом в процессе речевой деятельности или языкового анализа, линейных языковых единиц на части (сегменты). Ложная С. - С., не соответствующая реальному членению языковых единиц.
СИГНИФИКАТ - понятийное содержание языкового знака.
СИНКРЕТИЗМ - совпадение функционально различных категорий и форм в одной форме, например, С. падежной флексии существительного, выражающей значение числа и падежа.
СИСТЕМА - 1) иерархически упорядоченная совокупность языковых единиц; 2) в противоположность норме - глубинный уровень языкового механизма, определяющий потенциальные возможности образования и функционирования языковых единиц.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ОДНОШАГОВОЕ, МНОГОШАГОВОЕ см. деривация одношаговая, многошаговая.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПРЯМОЕ, ЗАМЕНИТЕЛЬНОЕ, ОБРАТНОЕ см. деривация прямая, обратная, заменительная.
СЛОВОСОЧИНИТЕЛЬСТВО - конструирование нового слова ребенком в процессе речевой деятельности. Ср. с модификацией слова нормативного языка.
СМЫСЛ - внеязыковая информация, передаваемая с помощью языка или другими способами.
СПОНТАННАЯ РЕЧЬ - не подготовленная речь, речь в естественных условиях.
СУБСТИТУЦИЯ ЗВУКОВ - замена одного звука другим на ранних стадиях овладения языком вследствие несовершенства артикуляторных навыков или недоразвития фонематического слуха; регулярная С. - нерегулярная С.
СУЖЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА - уменьшение круга денотатов, с которыми соотносится слово индивида, по сравнению с тем кругом денотатов, который соотносится с ним в нормативном языке.
СУППЛЕТИВИЗМ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ - отсутствие формальной выводимости одной основы из другой при наличии типовой семантической выводимости, например, "лошадь" - "жеребенок".
СУППЛЕТИВИЗМ ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ - образование форм одного слова от разных основ. С. полный и С. частичный.
СУФФИКСАЦИЯ - способ образования слова, при котором к производящей основе присоединяется суффикс.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу .