Дидактический материал к лексической теме: " Профессии."
В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме "ПРОФЕССИИ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.
Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.
Активизация словаря
Существительные: профессия, работа, занятие, рабочий день, выходные дни, отпуск, заработная плата, врач, строитель, учитель, воспитатель, помощник воспитателя, Прачка, заведующий ДОУ, кастелянша, логопед, психолог, массажист, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный работник, пожарный, фотограф, повар, парикмахер, милиционер, портной, сапожник, пекарь, писатель, летчик, водитель, библиотекарь, продавец, садовник, плотник, маляр, каменщик, электрик, крановщик, экскаваторщик, сварщик, стекольщик, мастер, архитектор, тракторист, комбайнер, доярка, птичница, педиатр, стоматолог, окулист, невропатолог, медсестра.
Прилагательные: ответственный, внимательный, заботливый, умелый, работящий, профессиональный, знающий, дисциплинированный, добросовестный, творческий, волевой, зоркий, быстрый, ловкий, точный, ювелирный, терпеливый, заслуженный, почетный.
Глаголы: выполняет, учится, лечит, учит, воспитывает, обучает, развивает, тушит, фотографирует, варит, готовит, парит, печет, жарит, стрижет, укладывает, сушит, причесывает, следит, шьет, чинит, кроит, пишет, сочиняет, летает, водит, перевозит, выдает, принимает, продает, считает, ухаживает, выращивает, кладет, устанавливает, поднимает, управляет, красит, штукатурит, строгает, стеклит, сваривает, сеет, сажает, копает, поливает, пропалывает, собирает, удобряет.
- Дошкольникам о профессиях - ВЕТЕРИНАР
- Дошкольникам о профессиях - ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ
- Дошкольникам о профессиях - КОСМОНАВТ И АСТРОНОМ
- Дошкольникам о профессиях - ПОВАР И КУЛИНАР
- Дошкольникам о профессиях - ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА
- Дошкольникам о профессиях - РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
- Дошкольникам о профессиях - СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ
- Дошкольникам о профессиях - РАБОТНИКИ ШВЕЙНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- Дошкольникам о профессиях - СЛУЖБА СПАСЕНИЯ
- Дошкольникам о профессиях - УЧИТЕЛЬ
- Дошкольникам о профессиях - ФОТОГРАФ
- Дошкольникам о профессиях - ХЛЕБОРОБЫ
- Чтение произведения А. Ляпидевского «Челюскинцы» (подготовительная к школе группа)
Перед чтением книги воспитатель предлагает детям вспомнить, какие профессии они знают.
— Вы назвали очень много разных профессий. Но есть профессии распространенные — воспитатель, учитель, продавец и другие. А есть профессии редкие. Вот о людях одной из таких профессий я хочу вам сегодня почитать. Это — полярники. Полярники изучают природу Крайнего Севера, где никогда не тает снег. Полярники часто живут на льдинах. У них есть специальная аппаратура. Жить и работать в условиях Крайнего Севера очень трудно. Добираются полярники до места своей работы на ледокольных пароходах. Как вы думаете, почему пароход так называется — ледокольный? (Предположения детей.) Вот о таких смелых и мужественных людях написал книгу Александр Ляпидевский. Называется она «Челюскинцы». Челюскинцы — это полярники, которые плыли к месту своей работы на ледокольном пароходе «Челюскин». А пароход назван был именем известного русского полярного исследователя Семена Ивановича Челюскина. И вот этот пароход попал в беду. А Александр Ляпидевский был летчиком и участвовал в спасении челюскинцев.
Чтение произведения желательно разделить на два дня.
НА СЕВЕР
На большом ледокольном пароходе «Челюскин» отправились смелые люди нашей страны на Север. Они хотели узнать, какая там жизнь, и можно ли пароходам плавать по Северному Ледовитому океану из Ленинграда во Владивосток.
Самым главным на пароходе был начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт. А капитаном — Владимир Иванович Воронин. Погрузили на пароход радиостанцию, запасы еды, теплые вещи, бочки с бензином и еще много всего — и поехали.
Вот идет пароход месяц, другой. Наступила зима. А зима на Севере страшная — долгая, холодная. По Северному Ледовитому океану плавают громадные льдины. Ветром на них нахлестывает воду, вода замерзает, и льдины делаются все толще, все выше. Некоторые вырастают в целые горы.
Капитан смотрел в бинокль. Где увидит между льдинами полоску воды, туда и поведет свой пароход.
Так «Челюскин» потихоньку продвигался среди белых страшных льдин. Чем дальше плыли, тем лед становился все толще, а полоски воды — все уже. Скоро их и вовсе не стало. Куда ни посмотреть — льдины.
... А льды все сжимаются, напирают на пароход. Окружили они его, стиснули со всех сторон, не дают ходу. Тогда Шмидт собрал всех челюскинцев и сказал: — Товарищи, лед запер нас, не пускает! Придется нам здесь зиму зимовать. Еды у нас много, теплых вещей много, есть радио, музыка, кино, книги... Будем жить дружно, не скучать! Капитан Воронин приказал остановить пароход. «Челюскин» притих. Перестал вертеться винт. Молчат машины.
ВСЕ НА ЛЕД!
.. .«Челюскин» примерз ко льду и начал дрейфовать: куда лед понесет ветром или морским течением, туда и «Челюскин» за ним поневоле тянется.
... Подул ветер. Разыгралась волна, стала швырять льдины-холодины друг на дружку. Они смерзались в огромные ледяные горы. Вот одна ледяная глыба подошла вплотную к пароходу и со всего размаху ударила его в бок. Получилась широкая трещина. Туда хлынул лед с водой и стал ломать все -каюты, буфеты, машины. «Челюскин» начал тонуть. Нос его ушел в воду, а корма поднялась. Пришел пароходу конец... И только когда над водой остался небольшой кусочек кормы, капитан Воронин скомандовал:
— Все на лед!
ПЕРВАЯ РАДИОГРАММА
... Начальник сказал: - Товарищи полярники, поставим палатки, подберем все, что осталось после нашего «Челюскина». Будем жить на льду до тех пор, пока не придет помощь.
Первую ночь спали все прямо на льду, в спальных мешках. А с утра закипела работа, Одни стали разбивать палатки, другие вытаскивали из воды бревна, бочки, ящики - все, что всплывало после «Челюскина».
Радист Эрнест Кренкель стал налаживать радио. Товарищи ему помогали.
Руки у всех коченели, лицо обжигало морозом, но они все работали и работали. С большим трудом установили на льду антенну. Ее свалило ветром, но радисты ее снова поставили.
Сначала радио работало плохо. Берег не отвечал. Долго радист бился, много часов. Но вот он, наконец, закричал:
— Товарищ Шмидт, товарищ Шмидт, радио работает!
И товарищ Шмидт послал радиограмму в Москву — правительству: «13 февраля, в 13 часов 30 минут, «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов».
Это была первая радиограмма из лагеря Шмидта.
НА ПОМОЩЬ, НА ПОМОЩЬ!
Как только в Москве получили радиограмму, сейчас же взялись за спасение челюскинцев.
... И вот помчались на Север самолёты. Пошли на Север пароходы и ледоколы. Побежали собачьи упряжки. Все старались пробиться к лагерю Шмидта.
В то время я вместе со своим экипажем: вторым пилотом Конкиным, штурманом Петровым и бортмеханиками Руковским и Курковым - находился на Севере. И вот приходит ко мне телеграмма из правительства:
«ПРИМИТЕ ВСЕ МЕРЫ К СПАСЕНИЮ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ».
Я не стал долго раздумывать. Сейчас же вызвал своих товарищей, показал им телеграмму и сказал: «Срочно готовьте машину, грейте моторы, полетим за челюскинцами».
Мы быстро собрались и полетели.
...Летим, летим, а лагеря все нет!
Бензина осталось мало. Что делать? Надо возвращаться.
Через день набрали много бензина, опять полетели. Только вылетели, разбушевалась пурга. Пришлось снова вернуться.
Пурга точно издевалась над нами. Я злился: там, на льду товарищи, они ждут, не дождутся летчиков, а я здесь торчу на берегу и не могу к ним пробиться...
Продолжение воспитатель читает на следующий день. ЛАГЕРЬ ШМИДТА
Настало 5 марта. Погода хорошая, день ясный. С утра ударил жестокий мороз - 37 градусов. Но я решил: летим, во что бы то ни стало!
И полетели!
Летим час—лагеря не видать. Летим полтора часа — лагеря не видать. У меня даже глаза разболелись: слишком пристально смотрел вниз. То и дело кто-нибудь из нас вскрикивал:
—Лагерь!
Но это вовсе был не лагерь.
... Но вот рядом с дымом замелькало что-то темное. Вглядываемся, видим: вышка, барак, палатка. Тут мы уверенно закричали:
— Лагерь! Лагерь!
Наконец-то долетели! Я сделал два круга над лагерем. Челюскинцы обрадовались. Кто «ура» кричит, кто шапку подбрасывает...
А я сверху смотрю на льдину, прицеливаюсь: как садиться? Самолету меня громадный, а льдина маленькая. Раньше она, видно, была большая, но раскололась на две. На маленькой остался аэродром, который подготовили челюскинцы, на большой — весь лагерь. Между ними — широкая трещина.
Ничего не поделаешь, садиться надо. Я стал внимательно, осторожно приземляться. Все ниже, ниже... Стоп!
Сел благополучно. Вылез из кабины. А челюскинцы как накинулись — давай нас обнимать, целовать, прижимать к себе, точно маленьких...
Вид у них такой — с непривычки испугаешься. Лохматые, бородатые, в бородах сосульки блестят.
СПАСЕНИЕ
Все радуются, а я думаю об одном: «Сесть-то мы сели, сумеем ли подняться?»
Сначала решили отвезти женщин и детей.
Вот женщины приготовились, простились с челюскинцами, стали забираться в самолет.
Я простился с лагерем, обещал скоро вернуться и сразу дал полный газ. Моторы заревели. Взлетел хорошо. Великая радость охватила меня.
Через два с половиной часа показался под крылом самолета поселок - внизу все население сбежалось. Встречают нас.
Так закончился первый удачный полет в лагерь Шмидта.
Я был очень рад. Я думал: вот сегодня привез женщин, завтра полечу, еще кого-нибудь вывезу. Но не вышло, по-моему. Назавтра опять разбушевалась пурга, да такая сильная — ничего не видать, человека с ног валит.
... Пурга бушевала девять дней. Наконец 14 марта снова настала хорошая погода. Можно лететь! Мы скорей греть моторы и полетели к челюскинцам.
Мороз свирепый — 40 градусов. Мы хоть и закутаны с ног до головы, а зябнем. Ветер прохватывает. Но летим. Лагерь все ближе...
Вдруг раздался треск. Что такое? Левый мотор затарахтел, затрясся. Вот-вот оторвется и упадет на землю. Надо сейчас же сесть, а то все погибнем.
Разыскал среди сугробов крохотную площадку. Выключил второй мотор, иду на посадку. Самолет с разбегу - на бугор, плавно съехал вниз, прочертил крылом по снегу и с треском остановился.
Мы выскочили из кабины, бросились осматривать самолет. Видим: подломилась у нашего самолета «нога» — лыжа. Чинить здесь негде и нечем. Что делать?
Вдруг вдали, за ледяными буграми, что-то замелькало, будто ныряет. Пригляделись, а это человек бежит к нам.
Оказывается, недалеко от того места, где мы сели, было маленькое селеньице чукчей. Один из них и прибежал к нам. Он привел нас к себе в круглую кибитку — ярангу. Нас накормили, напоили чаем и уложили спать.
Днем мы работали, а по вечерам коротали время как умели. Мы изучали чукотский язык, учили чукчей русскому языку.
И вот однажды прибежал хозяин и стал весело кричать:
— Идут! Идут!
Кто «идут»? Откуда идут? Мы выскочили из яранги. Действительно, идут челюскинцы, одиннадцать человек!
Обрадовались мы им до невозможности! Они рассказали:
— Все челюскинцы уже сняты с льдины. Пока вы тут чинили самолет, другие летчики спасли всех. На льдине никого не оставили!
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Вот мы, наконец, починили самолет и прилетели в посёлок.
А там - полно! Там собрались все летчики и все челюскинцы.
Никогда еще в маленьком чукотском селении не было столько народу. Чукчи принимали нас очень тепло и радушно.
Они немало сделали для спасения челюскинцев: давали собак, помогали при починке самолетов, помогали строить аэродромы, были проводниками, перевозили на нартах летчиков и челюскинцев, ничего не жалели.
Потом нас всех на пароходе отвезли во Владивосток. Оттуда мы специальным, самым скорым поездом поехали в Москву.
- Беседа
Профессии в городе, в селе; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.
- Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Кто что делает ?» Образование существительных от глаголов.
Учит — учитель, строит — строитель, воспитывает — воспитатель, водит — водитель, грузит — грузчик, продает — продавец, варит — повар, убирает — уборщица, танцует — танцовщица, поет — певица, летает — летчик.
• «Подбери слово». Подбор подходящих по смыслу определений.
Летчик какой? — Храбрый, смелый.
Учитель какой? — Умный, добрый.
Водитель какой? — Внимательный, осторожный.
Грузчик какой? — Сильный, могучий.
Строитель какой? — Умелый, ловкий.
Врач какой? — Старательный, добрый.
Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.
Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. И т.д.
• «Скажи о себе»
Логопед показывает картинки с изображением людей разных профессий, а дети по образцу составляют предложения: «Учитель учит, и я учу». И т. д.
• «Кто работает на машинах?» Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий.
На тракторе работает тракторист. На поезде работает машинист. На машине работает шофер. На корабле работает капитан. На самолете работает летчик. На экскаваторе работает экскаваторщик. На трамвае работает водитель. На кране работает крановщик. На ракете работает космонавт.
• «Кем хочешь быть?»
Я хочу быть учителем или врачом.
Я хочу быть продавцом или поваром. И т. д.
• «Разгадай слово»: хлебороб, рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод.
- Развитие связной речи
• Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда:
Фамилия, имя и отчество мамы (папы).
Где работает мама (папа) и кем?
Эта профессия мужская или женская?
Назовите атрибуты профессии.
Где работает мама (папа) — на улице или в помещении?
С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)?
• Предложите детям составить рассказ о любой профессии. Для плана можно использовать следующий алгоритм:
- Физкультминутка-логоритмика
• Речевая подвижная игра «Профессии». Импровизация движений. Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело.
- Уточнение артикуляции и произношения звука [щ']. Буква ТУТ
• Характеристика звука (согласный — не поется, мягкий, глухой — произносится без голоса). Логопед. Звук можно тянуть: «Щ-щ-щ».
• «Закончи слово»', пла.., товари.., кле.., ве.., ово.., ле.., хря.., плю...
• «В стране великанов»
Воспитатель: Каждый предмет, который попадает в страну великанов, превращается в огромный.
Топор превращается в... (топорище).
Дом превращается в... (домище).
Слон превращается в... (слонище).
Кот превращается в... (котище). И т.д.
Можно использовать слова изучаемого тематического цикла. Каждое предложение дети повторяют целиком, выделяя голосом звук [щ'].
• «Назови профессию»: камен... (щик), свар... (щик), бетон...
(щик), убор... (щик), кранов... (щик), дрессиров... (щик), регу-лиров... (щик), барабан... (щик). Логопед. Какая часть в этих словах общая? (-щик)
• «Подскажи словенка». Дети должны закончить потешки и определить, какой звук в словах первый. Как у нашей дочки розовые... (щечки). Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал... (щенок). У рыбака не дрогнет ручка и ему попалась... (щучка). Дождь идет, но ты не плачь, скоро мама купит... (плащ).
• «Ты картинку найди, с предложением приди». В разных местах помещения расставлены картинки, в названии которых есть звук [щ']. Дети находят их, составляют предложения и подходят к логопеду, комментируя свои картинки.
• Заучивание четверостишия «Щетки»:Этой щеткой чищу зубы, Этой щеткой — башмаки, Этой щеткой чищу брюки. Все три щетки мне нужны.
Воспитатель: Сколько раз в стихотворении повторяется слово «щетка»?
В какой строчке нет слова «чищу»?
• Рассказ: «Щенок». Дети должны выделить из рассказа слова со звуком [щ']:
«У Васи был щенок. Щенок был маленький и все время пищал. Дома был ящик. В нем лежали разные вещи: обувь, щетки. Вася положил щенка в ящик. Щенок уснул».
• Знакомство с буквой Щ: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите.
Воспитатель: На что похожа буква Щ? (На букву Ш, но у буквы Щ внизу справа хвостик.}
• Чтение слогов. Отработка правописания ща, щу: чаща, щука.
• Преобразование слов: щит — щи — ищи — пищи — пищит — пищат — пища — пищал — пищала — пищали.
• «Раздели полоску». Слоговой анализ слов со звуком [щ']. У каждого ребенка — картинка, полоска из бумаги, карандаш. Дети делят полоску на столько частей, сколько слогов в слове.
Игра повторяется с новыми картинками. • Составление, чтение и анализ предложений: «В шкафу плащ. Щи — наша пища. На, Клава, овощи». Составление графических схем предложений.
- Сюжетно - ролевая игра «Библиотека»
Автор - составитель: воспитатель Г.И. Федосеева
Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.
Игровой материал. Книги, формуляры.
Подготовка к игре. Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?». Чтение произведения С. Жупанина «Я — библиотекарь». Показ фильма или мультфильма о библиотеке. Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Игровые роли. Библиотекарь, читатели.
Руководство игровой деятельностью:
Подготовку к сюжетно-ролевой игре воспитателю следует начать с экскурсии в библиотеку. Во время экскурсии педагогу надо показать детям, как много в ней книг, в каком порядке они содержатся: аккуратно стоят на полках, не порваны, не измяты, все подклеены, многие обернуты в чистую бумагу, чтобы не пачкалась светлая обложка. Также педагогу надо рассказать и показать детям, как пользоваться книгой: книгу можно брать только чистыми руками, нельзя перегибать ее, мять, загибать уголки, слюнявить пальцы, переворачивая страницы, облокачиваться на нее, бросать, и т. д. Воспитатель объясняет детям, что каждую книгу должны прочесть много ребят. Если сначала один ребенок будет неаккуратно обращаться с ней, потом еще один, потом еще кто-нибудь, книга быстро порвется и ее не смогут прочитать многие дети, которые тоже хотят читать ее и смотреть в ней картинки.
Воспитатель должен показать и рассказать детям, что делает библиотекарь: он выдает книги, записывает название в личный формуляр, принимает книги, следит за их сохранностью и т, д. Также нужно осмотреть с детьми читальный зал и объяснить его назначение: толстые книги разрешается брать для чтения домой, а журналы, газеты и книжки-малышки можно читать в читальном зале.
Для закрепления полученных на экскурсии знаний и впечатлений педагог может провести с детьми беседу по картине «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?», а также беседы по открыткам, рисункам, изображающим библиотеку, читальный зал, читающих детей, детей, получающих книгу от библиотекаря, и т. д.
В группе педагог может предложить ребятам открыть «Книжкину мастерскую» по ремонту книг. Ребята приводят в порядок все имеющиеся книги: подклеивают их, разглаживают помятые листы, оборачивают книги и пишут на обертках названия.
Так же воспитатель может провести ряд занятий, чтобы научить детей культурно обращаться с книгами.
На занятиях изобразительной деятельностью можно предложить ребятам сделать различные закладки (для себя и в подарок родителям) и научить ими пользоваться (закладки должны лежать во всех книгах, которые дети не дочитали). После этого педагог может предложить ребятам в каждую книгу вклеить маленький кармашек для листочка с названием этой книги и привлечь к изготовлению для игры картотеки с абонементными карточками.
Следующим этапом при подготовке к игре может быть выставка рисунков детей по мотивам прочитанных произведений.
После этого воспитатель говорит детям, что в группе можно организовать свою библиотеку. Для этого дети должны аккуратно поставить на полку книги, а дежурные каждый день будут следить за порядком на полке очень строго.
Когда все книги в группе будут приведены в порядок и поставлены на полку, воспитатель вместе с детьми может прочитать произведение С. Жупанина «Я - библиотекарь», рассмотреть иллюстрации к «Книжке про книжки» С. Я. Маршака и побеседовать об изображенном: Хороший ли мальчик нарисован? Почему дети думают, что он плохой? Аккуратно ли он обращался с книжками? Как надо с ними обращаться? и т. д. Также можно показать ребятам фрагменты фильма или мультфильм о книгах и правилах пользования ими.
Для проведения игры в первый раз педагогу надо принести в группу несколько новых книг, которых дети раньше не видели. Можно использовать киижки-малышки и самодельные книжки.
Педагог говорит детям, что открывается библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. В первой игре библиотекарем становится воспитатель. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.
В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок группы. При последующем проведении игры педагог может предложить ребятам объединять игру с другими сюжетами (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).
ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ПРОФЕССИИ"
Дети должны знать:
-названия и назначение разных профессий;
-то, что профессия — это дело, работа, основной род занятий;
-атрибуты, особенности профессиональной фирменной одежды разных профессий;
-профессии своих родителей.
Дети должны уметь:
-понимать значение труда людей разных профессий;
-ценить результаты труда людей разных профессий;
-использовать активный словарь по теме.
МАТЕРИАЛЫ. Картины и картинки, изображающие труд людей разных профессий; элементы профессиональной одежды; атрибуты разных профессий; оборудование для сюжетно-ролевых игр; символы и знаки, обозначающие деятельность людей разных профессий; куклы, одетые в одежду людей разных профессий (в том числе и бумажные); книги с иллюстрациями о профессиях; альбом с фотографиями родителей детей группы на рабочем месте; фотографии коллектива ДОУ. Речевой и наглядные материалы по теме см. [12], [14].
ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ. Королева страны профессий, Незнайка, Ленивица, профессор из Института профессий и др.
I Первая половина дня.Утро:
Вводная беседа. Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности; собрать внимание; совместно спланировать основные этапы дня.
Оформление страны профессий. Цели: знать особенности разных профессий, их атрибутику; уметь группировать профессии по назначению (службы быта, военные, творческие, обучения и воспитания, охраны и спасения, строительные и др.); объяснять объединение профессий в одну группу, выбор атрибутики.
Утренняя гимнастика. Цели: знать действия, выполняемые людьми разных профессий; уметь выполнять физические упражнения в образе, эмоционально окрашивать его, выполнять движения красиво, ритмично.
Ходьба — как военные, как балерины; бег — как пограничники за нарушителем границы, милиционеры за нарушителем порядка; лесорубы; каменщики кладут кладку; маляры красят; часовщики починили часы; рыбаки закидывают и вытягивают сеть — сидя; космонавты проверяют приборы — лежа; акробаты — прыжки; дробный ход — трактористы, комбайнеры; широким шагом — экскаваторщик на гигантском экскаваторе; потянуться вверх — садовник обрезает сухие ветки плодовых деревьев.
Занятия
«Все профессии нужны, все профессии важны» (ознакомление с окружающим ).
Цели: знать названия разных профессий, их своеобразие; то, что каждая профессия предполагает определенные действия, атрибуты, результаты деятельности, способности человека; понимать, что овладение профессией требует от человека упорства, дисциплины, знаний, умений; определять род деятельности человека по орудиям труда, фирменной одежде, результатам труда; высказывать суждения и делать умозаключения о значении разных профессий в жизни людей, их необходимости в разных жизненных ситуациях; использовать активный словарь по теме.
1.Конкурс «Кто больше назовет профессий?». Назвавший получает фишку. В конце подводятся итоги.
2.Конкурс «Кто лучше расскажет о своей профессии?». Дети выбирают разные профессии, отбирают необходимое оборудование (картинки), знаки внешнего отличия или фирменную одежду, рассказывают о том, что делает человек этой профессии, показывают ее важность, объясняют, что нужно знать и уметь, чтобы быть хорошим профессионалом.
3.Конкурс «Кто больше выделит в стихотворении и запомнит профессий и действий?».
Для запоминания дети могут пользоваться фишками, символами.
Нужно сшить — зови портного,
Модельера пригласи.
Хочешь есть — поможет повар,
Блюдо у него проси.
Если хочешь быть красивым,
К парикмахеру иди.
Украшение на праздник
Ювелиру закажи-
Туфли подобьет сапожник,
Разрисует все художник.
И цветочница цветы
Срежет вам для красоты.
Часовщик часы починит,
Массажист усталость снимет,
Врач больного исцелит,
Словно доктор Айболит.
Тренер сильным стать поможет,
Вас заснять фотограф может,
А кондитер вкусный торт
К дню рожденья испечет.
Почту вовремя доставит
Самый быстрый почтальон.
И таксист домчит вас быстро,
Все дороги знает он.
Чтобы людям всем помочь,
Трудятся они и день и ночь.
Все профессии важны.
Все профессии нужны.
4.Конкурс «Угадай профессию по движениям». Каждая команда выбирает профессию и показывает какие-то действия, по которым другие дети должны отгадать ее. Побеждает команда, наиболее выразительно показавшая действия и отгадавшая профессии, которые показывали другие команды.
5.Конкурс «Кому что надо для работы?». Команды получают задание из общего количества картинок отобрать только те, которые нужны для заданных им профессий (3—4), объяснить, для чего эти предметы используются.
6.Конкурс «Кто больше вспомнит сказок, рассказов, стихов, в которых говорится о профессиях?». («Пожар» С. Маршака, «Айболит» К. Чуковского, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари, «А что у вас?», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Разноцветный мальчик» О. Дриз, «Возьми с собой» Г, Виеру, «Звездолетчики» В. Бороздина и др.)
Прогулка
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Цели: знать содержание деятельности изображаемых в игре профессий; уметь подбирать необходимое оборудование к игре, распределять роли, развивать сюжет игры; связывать несколько игровых сюжетов.
Малоподвижная игра с мячом «Закончи мое предложение». Цели: знать действия, совершаемыми людьми разных профессий; уметь ловить мяч, не прижимая его к груди; быстро находить правильный ответ.
Правила. Педагог говорит начало предложения и кидает ребенку мяч (дети стоят в кругу), а ребенок ловит мяч и заканчивает предложение. Если ребенок отвечает неправильно, то это задание выполняет следующий.
Врач людей... (лечит).
Учитель детей... (учит).
Пожарный пожар... (тушит).
Повар обед... (варит, готовит).
Парикмахер волосы... (укладывает, причесывает, накручивает).
Милиционер за порядком... (следит).
Портниха одежду... (шьет, кроит, чинит).
Пекарь хлеб... (печет).
Писатель книги... (пишет, сочиняет).
Доярка коров... (доит, кормит).
Тракторист в поле... (пашет).
Подвижная игра «Классики». Цели: знать действия, совершаемые людьми разных профессий; уметь быстро реагировать на вопрос педагога; скакать на одной ноге и двух ногах.
Правила. Ребенок перебирается из «класса» в «класс» по нарисованным квадратам только тогда, когда ответит правильно на вопрос педагога. Усложняется и способ прыжков.
Кто работает на экскаваторе? (Экскаваторщик.)
Кто красит стены? (Маляр.)
Кто укладывает кирпичи? (Каменщик.)
Кто носит багаж? (Носильщик.)
Кто сваривает трубы? (Сварщик.) 1
Кто точит ножи? (Точильщик.)
Кто вставляет стекло? (Стекольщик.)
Кто работает на подъемном кране? (Крановщик.)
Кто чинит часы? (Часовщик.)
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Вторая половина дня. Вечер:
Рассматривание альбома с фотографиями родителей. Цели: знать, кем работают родители, что они делают на работе; уметь рассказывать о профессиях родителей.
Рассматривание фотографий сотрудников ДОУ. Цели: знать, люди каких профессий работают в детском саду, что они делают, чтобы детям жилось хорошо; уметь называть работников ДОУ по имени и отчеству, рассказывать о значимости их работы для жизни и здоровья детей, их развития.
Дидактическая игра «С кем или с чем работают люди разных профессий?» Цели: знать, что профессии можно разделить в зависимости от того, с кем или с чем приходится работать людям (с техникой, людьми, животными, растениями, документами и другими бумагами); уметь группировать профессии, объяснять принцип группировки.
Правила. Педагог показывает детям картинки с изображением людей разных профессий и картинки-символы с изображением техники, людей, животных, растений, документов. Просит внимательно рассмотреть все картинки и разложить их по группах, которые обозначены картинками-символами, рассказать, почему та или иная профессия отнесена к данной группе. Дети, отбирающие определенную группу, могут рассказывать о ней от лица человека конкретной профессии. Например: «Я — врач, я работаю с людьми, лечу их от болезней. Я — воспитатель, работаю с детьми в детском саду, воспитываю их и учу. Я — учитель, учу детей в школе» и т.п.
Варианты содержания тематического дня
Дидактическая игра «Машины на службе у людей разных профессий». Цели: знать, какие машины и электрооборудование помогают людям разных профессий делать свою работу быстрее и качественнее; уметь отбирать картинки с оборудованием к конкретной профессии и рассказывать о том, как оно используется
Материалы: картинки с изображением людей разных профессии и специальных машин, электрооборудования
Правила. Ребенку называется определенная профессия, он должен выбрать картинку с ее изображением и подобрать к ней необходимое оборудование, рассказать о его применении
Рисование символов, обозначающих профессии. Цели: знать отличительные особенности профессий- уметь выделять характерный отличительный признак, изображать его символом в рисунке; объяснять, что обозначает этот символ.
Педагог загадывает детям загадки.
Причесываю, стригу, Модную прическу Сделать могу. (Парикмахер.)
Целый день кручу баранку, Чтоб людей всех развезти. Нужно их доставить быстро, Адрес правильно найти. (Таксист.)
Веду отважно самолет. Людей и груз беру на борт. (Пилот.)
На границе я служу. Службой очень дорожу. (Пограничник.)
Вам продам любой товар, Упакую в целлофан. О товаре расскажу, Что купить вам, предложу. (Продавец.)
Шить умею и кроить
И заплатку прикрепить. (Портной.)
Я работаю в саду,
Но не где деревья.
Я всему детей учу.
Прихожу в сад первой. (Воспитатель.)
Почему меня боятся
Взрослые и дети?
Ведь жужжащая машина
Людям зубы лечит! (Стоматолог.)
Пропишу очки и капли,
Если плохо видит глаз.
Зрение свое проверит
Каждый у меня не раз. (Окулист.)
Помогаю я врачу:
Делаю уколы,
Раздаю больным таблетки,
Ставлю банки и компресс.
Всем помочь готова. (Медсестра.)
Учу я детишек читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам
На работу. (Водитель.)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз —
И помнит вас. (Фотограф.)
С огнем бороться мы должны —
С водою мы напарники.
В беде мы людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные.)
Скажи-ка, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)
Дидактические упражнения Что будет, если... Цели: понимать значимость профессий в жизни людей; уметь рассуждать о последствиях прекращения деятельности людей разных профессий.
* * *
Педагог задает детям вопросы по своему выбору.
Что будет, если повара перестанут готовить пищу?
Что будет, если врачи перестанут лечить людей?
Что будет, если учителя перестанут учить детей?
Что будет, если строители перестанут строить дома.'
Что будет, если архитекторы перестанут создавать новые проекты зданий?
Что будет, если все водители откажутся сесть за руль?
Что будет, если дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?
Найди причину. Цели: знать, какими умениями и знаниями должны обладать люди разных профессий (доступных пониманию детей данного возраста); уметь устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточным предложением,
Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.
Сшитое платье было слишком длинным, потому что...
После посещения врача Сережа быстро пошел на поправку, потому что...
Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что...
В городском парке засохли на клумбах все цветы, потому что...
Дом сгорел до основания, потому что...
Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что...
Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что...
Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что...
Люди, попавшие в автокатастрофу, были спасены, потому что...
Урожай пшеницы успели убрать до дождя, потому что...
Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что...
Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что...
Дидактические игры
Кто нас лечит. Цели: знать, какую помощь оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице; что делают врач, медсестра, санитарка; уметь сотрудничать со сверстниками в игре.
Школа. Цели: знать, чем занимается учитель в школе, как взаимодействует с учениками; уметь проявлять интерес к теме, желание учиться.
Библиотека. Цели: знать правила пользования библиотекой, поведения в библиотеке; уметь использовать знания литературных произведений.
На почте. Цели: знать о различных формах связи (телеграф, телефон, почта, радио), о труде почтовых работников; уметь использовать знания в игре.
Школа пожарных. Цели: знать правила противопожарной безопасности; уметь их быстро применять в экстремальных ситуациях, проявлять чувство ответственности перед товарищами.
Кто делает игрушки? Цели: знать о профессии игрушечника; уметь понимать значимость профессии для детей; рассказывать об изготовлении разных игрушек.
Швейная фабрика. Цели: знать о профессиях людей, работающих на швейной фабрике; уметь использовать эти знания в игре; сотрудничать со сверстниками, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль за качеством работы.
Что кому надо для работы на стройке? Цели: знать об особенностях труда строителей; уметь применять эти знания в разнообразных ситуациях игры; сотрудничать со сверстниками, своевременно включаться в рабочий процесс.
Когда это бывает? Цели: знать о профессиях людей, которые работают в разное время суток; уметь отбирать картинки с изображением профессий по деятельности в разное время суток, рассказывать о профессиях.
Кем быть? Цели: знать о содержании и особенностях труда людей разных профессий, о том, что они производят; научиться понимать значимость труда взрослых, бережно относиться к вещам.
Кто важнее? Цели: знать об особенностях труда рабочих заводов по производству машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; уметь выражать интерес к рабочим профессиям, уважение к человеку труда, его результатам; строить рассказ по цепочке в соответствии с этапами изготовления машины.
Ателье. Цели: знать о содержании труда разных работников ателье: модельера, закройщика, швеи, гладильщиц; научиться рассказывать о труде работников ателье в какой-то роли.
Кто, что, из чего и чем? Цели: знать об особенностях профессии столяра, специфике работы с деревом, о том, какими инструментами можно обрабатывать дерево; уметь отгадывать загадки.
Кто растит хлеб для всех людей? Цели: уметь понимать значимость хлеба для человека; знать о труде хлеборобов, машинах, помогающих им; выражать свое отношение к труду хлеборобов.
Стеклодув и гончар. Цели: знать об особенностях работы стеклодувов и гончаров, о материалах, с которыми они работают; уметь отличать предметы из стекла и керамики; устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.
Металлургический завод. Цели: знать об особенностях труда металлурга, свойствах алюминия, чугуна, стали, их назначении; уметь производить несложные опыты, делать выводы.
Игровое упражнение «Кто, где работает в нашем городе»
Воспитатель вместе с детьми рассматривает свои картинки с изображением разных предприятий, где работают горожане: завод, стройка, ателье, магазин, детский сад, больница и т.д., спрашивает, что на них изображено. Затем раздает детям предметные картинки с изображением людей разных профессий.
— Вы правильно назвали места работы разных людей. Сейчас вам раздам картинки, на которых изображены люди разных профессий. Вы должны будете соединить свою картинку с той моей картинкой, где изображено место работы человека, изображенного на вашей картинке.
Дети выполняют задание, воспитатель просит их объяснить свой выбор, задает вопросы.
Контрольные вопросы и задания
- Что такое профессия?
- Назовите профессии своих родителей.
- Для чего нужны профессии?
- Для чего нужно учиться профессиям?
- Почему про хорошего профессионала говорят, что он мастер своего дела?
- Почему нужно бережно относиться к результатам труда людей разных профессий?
- Почему для овладения многими профессиями нужны определенные способности, черты характера, физическая подготовка?
- Как можно оценить работу человека определенной профессии?
- На какие группы можно разделить все профессии?
- Люди каких профессий носят форменную одежду? Для чего она им нужна?
- Какие чисто женские и чисто мужские профессии вы знаете?
Источники:
Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада.— М.: Просвещение, 1987.— 160 с: ил.
sites.google.com
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи.").