Дидактический материал к лексической теме: Народные ремёсла, промыслы России. Художественные ремёсла народов Приамурья
В учебно - методическом комплекте представлены легенды и сказки, беседы и дидактические игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ", направленные на ознакомление орнаментами и орнаментацией в декоративно - прикладном искусстве, так и на речевое, эмоциональное и интеллектуальное
Знакомство детей с основами декоративно - прикладного исскуства народов Дальнего Востока, в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента "ЗОЛОТЫЕ РУКИ ПРИАМУРЬЯ", поможет воспитателям (учителям начальных классов) раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной край, их обычаях, традициях, фольклоре; научить уважительному, толерантному к ним отношению. Учебный материал подобран с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, педагогам ИЗО и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях А. В. Бакушинской, П. П. Блонского, Т. С. Шацкого, Н. П. Сакулиной, Ю. В. Максимова, Р. Н. Смирновой Н.В. Ермолаевой, Т.Б. Митлянской и других, а также собственные методические разработки.
Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронёс через столетия.
М. И. Калинин
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Русская матрёшка.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Богородская игрушка.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Дымковская игрушка.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Каргопольская игрушка.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Филимоновская игрушка.
Рассматривание изделий народно-прикладного искусства (средняя группа).
Воспитатель показывает детям несколько предметов народно-прикладного искусства — матрешки, дымковскую игрушку, хохломские ложки.
Посмотрите, что лежит у меня на столе, и назовите эти предметы.
Как называются игрушки из глины — свистулька, барышня, козлик? (Дымковские.)
А эти красивые расписные ложки? (Хохломские.)
Все эти красивые предметы делали и делают только в нашей стране России. У кого дома есть матрешки, дымковская игрушка или хохлома? (Ответы детей.)
Давайте с вами устроим в нашей группе выставку изделий, сделанных русскими мастерами? Вы все принесете из дома матрешку, дымковскую игрушку или что-нибудь из хохломы, и мы с вами их расставим вот на этих полочках. И будет у нас выставка.
В течение недели дети приносят изделия народно-прикладного искусства в группу, воспитатель каждый предмет рассматривает с детьми и ставит на полочку.
Выставка предметов народно-прикладного искусства (средняя группа).
Воспитатель вместе с детьми оформляет выставку изделий народно-прикладного искусства, приглашает заведующую, методиста или воспитателя из другой группы. Предлагает детям рассказать о предмете, который они принесли на выставку, о том, что они и знают о матрешках, хохломе, дымке.
Совместно с музыкальным работником воспитатель организует фольклорный праздник, включив в него русские народные песни, хороводы, игры, потешки, песенки, загадки. Зал оформляют для праздника в русском стиле, украсив его предметами народно-прикладного искусства.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Городецкий промысел.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Гжель.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Вологодское кружево.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Жостовская роспись.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Павлопасадские платки.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Хохлома.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Дидактические игры.
Дошкольникам о народных художественных промыслах России. Педагогическое обследование.
Реализация краевого (национально - регионального) компонента "Золотые руки Приамурья"
- Художественные ремёсла народов Приамурья.
Народы Приамурья — это нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, а также орочи и удэгейцы, живущие преимущественно в Приморье и на побережье Татарского пролива. Все они были в основном рыбаками и охотниками. Природа была неотделима от жизни этих народов. Река и тайга не только давали им пищу; из природных материалов плели сети, неводы, делали разные ловушки; деревья, кустарники использовали для строительства домов, лодок, нарт, из них делали лыжи, всевозможную утварь; множество растений, трав, кореньев употреблялось в пищу, в медицинских целях. Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов как растительного, так и животного происхождения (кож, шкур, кости), поэтому люди хорошо знали свойства всех этих материалов. Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природных материалов, необходимых в хозяйстве: коры березы, из которой делали лодки; крапивы, дикой конопли на нитки для сетей и неводов; коры лиственницы, которая шла на покрытие летних жилищ; шкур, кож, мехов для шитья одежды, обуви, головных уборов, причем даже тогда, когда ткани стали привычными в жизни этих народов. Художественные народные промыслы — изготовление своеобразно декорированных орудий труда, утвари, одежды, обуви и т. п. — занимали в жизни народов Приамурья не меньшую роль. чем их основные занятия — охота и рыболовство.
Коренные жители Приамурья - наследники Солнца.
Кэкукэн.
Традиционные художественные промыслы уходят корнями в далекое прошлое, но многие из них в полной мере бытовали еще сравнительно, недавно — в 1920—1930-е годы.-И до сиx пор живы замечательные умельцы, сохранившие секреты своего мастерства.
Особенности национальных прмыслов Дальнего Востока. Охота. (1 часть)
Профессионального ремесла у народов Приамурья не существовало. Все необходимое люди делали собственными силами, в своих хозяйствах, а при сооружении дома, лодки из досок соседи помогали друг другу. Правда, среди односельчан выделялись мастера в какой-то области: в изготовлении таллических предметов, циновок, в вышивке, сооружении лодок, — к ним обращались за советами, а иногда просили сделать какую-либо вещь.
У народов Приамурья было разделение труда между мужчинами и женщинами, однако оно не было абсолютным. Все работы по дереву считались областью деятельности мужчин. Мужчины заготавливали бересту,
Крапиву и дикую коноплю запасали женщины, а нитки из волокон п сетки делали мужчины (женщины иногда им помогали).
Народы Приамурья жили оседло, но в их расселении не было резких границ. Много нанайских, ульчских, негидальских семей жило на Амуре в нивхских селениях, нивхи — в ульчских и т. д. Заключалось много смешанных в этническом отношении браков. Все это издавна приводило к активным взаимовлияниям, переплетению культур народов. Большую роль при этом играл своеобразный торговый обмен. Так, известно, что в середине XIX века ороки с северного Сахалина продавали берестяную утварь айнам, жившим на южной половине острова. Старики уль-чи и нивхи до сих пор вспоминают, как привозили от нанайцев кедровые лодки; узоры на них служили образцами для тех, кто делал лодки у себя дома; с привозной снимали копию узора и помещали этот рисунок на новой лодке. Известный ученый Л. Я. Штернберг наблюдал, как в 1910 году нивхские торговцы скупали у нанайцев села Тар-гон прекрасные орнаментированные халаты из рыбьей кожи и из ткани, увозили их на устье Амура и на Сахалин к своим соплеменникам.
Взаимосвязь и взаимовлияние народов Приамурья способствовали некоторой унификации у них элементов культуры, например техники изготовления утвари, ее орнаментации. Особенно тесными были связи между народами, жившими по течению самого Амура: между нанайцами, ульчами и нивхами. Это отразилось и на сходстве их берестяной и деревянной утвари, хотя имели место и некоторые различия. И тем не менее нельзя говорить об отсутствии национальной специфики в культуре каждого ий этих народов. Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют говорить, что для нивхов было более характерно изготовление деревянных, чем берестяных изделий. Большинство берестяных предметов, бытовавших у нивхов в 1950—1960 годах на Амуре, были изготовлены, по свидетельству владельцев этих вещей, их родственниками нанайцами, ульчами, негидальцами. Но нивхи были лучшими резчиками по дереву, чем нанайцы или удэгейцы. Большое значение имело наличие в тех или иных районах природных материалов.
Не везде рос камыш и близ нанайских селений, поэтому имел место обмен предметами из камыша между жителя ми различных нанайских селений (то же имело место у ульчей). Развитие того или иного ремесла зависело и от традиционных особенностей хозяйства народа. Так, для негидальцев, ороков, орочей и удэгейцев было более характерно использование в быту кожаных изделий; народы, жившие по берегам Амура, употребляли их, меньше.
Искусство народов Приамурья, имеющее мировое значение, прежде всего, ценно
не только своим великим прошлым, но и высокой эстетикой современности.
«Золотые руки Приамурья» - изготовление деревянной утвари.
- «Золотые руки Приамурья» - берестяные изделия.
- «Золотые руки Приамурья» - изделия из волокон, ниток. Плетёные изделия.
- «Золотые руки Приамурья» - обработка материалов животного происхождения.
- «Золотые руки Приамурья» - шитьё и украшение одежды, обуви, головных уборов.
- «Золотые руки Приамурья» - ковры.
- «Золотые руки Приамурья» - презентация.
- «Золотые руки Приамурья». Орнаменты народов Приамурья (нанайцев) - аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду.
- «Золотые руки Приамурья» - традиционная игрушка Дальнего Востока.
- Игрушка по мотивам узоров народов Приамурья, древних наскальных рисунков, сэвэнов-духов. (Автор: Сергиенко Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования г. Шимановска, Амурской области).
- Возможности создания Приамурской глиняной игрушки в современной жизни. (Автор: Ресненко Артем Дмитриевич. Научный руководитель: Сергиенко Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования г. Шимановска, Амурской области).
- Проект "Амурская мозаика": история, культура и быт коренных народов нижнего Амура. (Автор: РоманенкоН.Б.- воспитатель МДОУ дс г. Николаевск- на - Амуре).
- Организуйте просмотр мультфильмов вместе с детьми о жизни, быте народов Приамурья.
Нанайцы.
Нивхи.
- Конспект НОД (занятия) по ознакомлению детей дошкольного возраста с народами Приамурья.
- Конспект НОД (занятия) по теме:"Знакомство с жизьнью эвенков - коренных жителей Амурской области".
Народные ремёсла народов Дальнего Востока.
Источники.
Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. для учителя/ Сост. Т. Б. Митлянская.— М.: Просвещение, 1983.— 256 с, ил., 40 л. ил.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Антропова В. В. Культура и быт коряков.Л., 1971.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Древние культуры азиатских эскимосов. М., 1969.
Арутюнов С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья. М., 1975.
Белобородова К. П. Приамурские узоры. Л., 1975.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Б ого раз В. Г. Чукчи. Ч. I. Л., 1934. . Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Л., 1939.
Вадецкая Э. Б. Древние изваяния эпохи бронзы на Енисее. Л., 1965.
Вадецкая Э. Б. Древние идолы Енисея. Л., 1967.
Василевич Г. Н. Эвенки. М., 1969.
Василенко В. М. Избранные труды о народном творчестве X—XX веков. М., 1974.
В д о в и н И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. М., 1965.
В д о в и н И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
Г у р в и ч' И. С. Этническая история северо-востока Сибири. М-—Л., 1966.
Г у р в и ч И. С. Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера СССР. — Советская этнография, 1970, № 1.
Турвич И. С. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977.
Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки. Магадан, 1969.
Диков -Н. Н. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1974.
Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.—Л., 1963.
Иванов С. В. Скульптура народов севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л., 1970.
Иванов В. X. Якутская резьба по кости.М., 1979.
Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л., 1961.
История и культура народов севера Дальнего Востока. М., 1967.
Кап лап Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М., 1980:
Ларькия В. Г. Орочи. М., 1964.
Л и и с к и й А. Н. Енисейские изваяния. Абакан, 1970.
Меновщиков Г. А. Эскимосы. Магадан, 1961.
М и т л я н с к а я Т. Б. Художники Чукотки. М., 1976.
Митлянская Т. Б. Искусство древнее и молодое. — Полярная звезда, 1978, № 1.
Одежда народов Сибири. Л., 1970.
О к л а д н и к о в А. П. Раскопки на Севере. По следам древних культур. М., 1951.
Окладников А. П. Утро искусства. Л., 1967.
Орлова Е. П. Чукотская, корякская, эскимосская, алеутская резная кость. Новосибирск, 1964.
Патачакова К. М. Культура и быт хакасов. Абакан, 1958.
П о т а п о в И. А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск, 1972.
П р ы т к о в а Н. Ф. Одежда чукчей, коряков, ительменов. — В кн.: Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976.
Радуга на снегу. М., 1972.
Северные россыпи. Салехард, 1964.
Симченко К. Б. Культура охотников на оленя Северной Евразии. М., 1976.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.
Смоляк А. В. Ульчи. М.. 1966.
Таксами Ч. М. Нивхи. Л., 1967.
Тимашова Л. Е. Современная чукотско-эскимосская резная кость. Магадан, 1967.
Т у г о л у к о в В. А. Следопыты верхом на оленях. М., 1969.
Хомич Л. В. Ненцы. М.-Л., 1966.
Важно: обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Газета для родителей. Амурские истории. Народы Амурской земли. | 1.55 МБ |