Диагностика успешности развития речи детей подготовительной группы
Учебно - методический комплект диагностических методик успешности развития речи детей подготовительной группы создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Учебно - методический комплект по организации обследования речевого развития дошкольников будет интересен и полезен преподавателям, осуществляющим руководство студентами - дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки | ||
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы. | Беседа по вопросам. | Вопросы: - Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.) - Сколько этажей в вашем доме? | 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы. | ||
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. | Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака. | Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту: - Кто стал спорить?
| 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл - делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды. | ||
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. | Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки): 1) появился росток из почвы; | Задания: 1. Составь рассказ по сюжетной картине. 2. Разложи картинки так, чтобы можно было составить связный последовательный рассказ. Примерные вопросы и задания: - Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. | 3 балла - ребенок легко составляет рассказ под влиянием личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые.
| ||
Умение быть доброжелательным собеседником. | Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности. |
| 3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив.
2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос, но редко использует вежливые слова(после напоминания).
1 балл — ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует | ||
Знания ребенка о синонимах и антонимах. | 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови». 2. Игра «Скажи наоборот». | Задания: 1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их: а) среди имен существительных: б) среди имен прилагательных: в) среди глаголов: 2. Придумай слова с противоположным значением (скажи наоборот): | 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово.
2 балла - ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя.
1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок. | ||
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов. | Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения (сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек). | Задание: рассмотри картинки и постарайся закончить предложения: 1. Мама взяла зонт, потому что (на улице идет дождь). 2. Наступила весна, и (прилетят птицы). 3. Мы поедем в магазин игрушек, чтобы (купить мне новую игрушку). 4. Я сошью кукле платье, если (вы дадите мне ткань). 5. Мы ложимся спать, когда (наступает ночь) и другие. | 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя. | ||
Знания о звуке, слоге, слове, предложении. | 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения. 2. Выделение в слове слогов. 3. Выделение в слове заданного звука. | Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения. 2. Отхлопай любое слово и скажи, сколько в нем слогов. 3. Назови слово с заданным звуком в определенной позиции. 4. Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п. | 3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок. |
Высокий уровень: 18-21 балл.
Средний уровень: 11-17 баллов.
Низкий уровень: 7-10 баллов.
Литература.
Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 35 с.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».