Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»
К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи (ТМРР). Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ - Информационный блок;
РБ - Расширяющий блок;
ПБ - Проблемный блок;
СБ - Ситуационный блок;
БС - Блок самоконтроля;
КБ - Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
информация _ ситуация _ коррекция _ контроль
ИБ -РБ - ПБ СБ БС Тест
Модуль 8. Методика ознакомления с художественной литературой
(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)
Задачи: познакомиться с содержанием и методикой работы воспитателя по теме «Ознакомление детей с художественной литературой»;определить место книги в организации педагогического процесса с детьми на занятиях и в повседневной жизни;проанализировать наличие условий речевого развития детей с использованием художественной литературы;изучить содержание и формы методической работы по развитию речи.
Основные понятия: восприятие литературных произведений; типы занятии по художественной литературе; формы работы с книгой; уголок книги; естественная выразительность, осознанное использование выразительных средств; художественно-речевая самостоятельность; театрализованные игры.
Основные идеи:
- Художественная литература – эффективное средство развития всех сторон речи ребенка (связности, словаря, использования различных грамматических форм, речевой и языковой выразительности).
- Детская литература как вид искусства требует использования активных творческих форм работы (пересказы разных форм, театрализованные игры, исполнительство и др.).
- Детская литература – средство приобщения дошкольника к духовной культуре народа.
Методика чтения и рассказываемя детям дошкольного возраста художественных произведений.
Методика ознакомления дошкольников с поэзией.
Методика работы с книжными иллюстрациями в обучении детей дошкольного возраста.
Организация художественно-речевой среды в ДОУ.
Литературные вечера досуга и их значение.
Методика использования радио- и телепередач для детей дошкольного возраста.
Методика использования диафильмов в работе с детьми дошкольного возраста.
Контрольная работа по модулю "Методика ознакомления с художественной литературой".
ПОСЛОВИЦЫ О КНИГЕ
● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
● Хлеб питает тело, а книга питает разум.
● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Напрасный труд - удить без крючка и учиться без книги.
● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
● Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
● Книга не пряник, а к себе манит.
● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме - в пути облегчение.
● Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
● Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.
● Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.
● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
● Много прочёл, да мало учёл.
● Ленивому Микишке всё не до книжки.
● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
● Велико ли перо, а большие книги пишет.
● Аз да Буки избавляют нас от скуки.
● Книги читай, а дела не забывай.
● Не красна книга письмом, красна умом.
● Книги книгой, да и своим умом двигай.
● Испокон века книги растит человека.
● Книга поможет в труде, выручит в беде.
● Кто работает без книг, решетом воду черпает.
● Кто много читает, тот много знает.
● С книгой поведешься – ума наберешься.
● Книга – зеркало жизни.
● Книга для ума – что теплый дождик для всходов.
● Кто много читает, тот много знает.
● Прочел книгу – встретился с другом.
● Хорошая книга – лучший друг.
● Книга – твой друг, без нее как без рук.
● Береги книгу – она поможет тебе жить.
● Грамотею и книга в руки.
● Ему и книги в руки.
● Книги не говорят, а правду сказывают.
● Книги читать – не в ладушки играть.
● Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.
● Золото добывают из земли, а знания из книги.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.
● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
● Испокон века книга растит человека.
● Читай, книгочей, не жалей очей.
● Будешь книги читать – будешь все знать.
● В книге ищи не буквы, а мысли.
● Дом без книги, что без окон.
● Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит.
● Книга книге рознь: одна учит, другая мучит.
● Книга мала, а ума придала.
● Книга не мед, а всякий берет.
● Книга поможет в труде, выручит в беде.
● Книга учит жить, книгой надо дорожить.
● Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
● Кому книга – развлечение, а кому – учение.
● Кто больше знает, тому и книги в руки.
● Хорошая книга ярче звездочки светит.
● Одна книга тысячу людей учит.
● С книгой поведешься — ума наберешься.
● Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.
● Хорошая книга — лучший друг.
● Книга — лучший подарок.
● С книгою жить – век не тужить.
● Умнее книги не скажешь.
● Чтение — лучшее учение.
АФОРИЗМЫ О КНИГЕ
● Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
(А. Декурсель)
● Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.
(Д. Дидро)
● Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.
(А. Дюма-сын)
● Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает.
(Э. Лабуле)
● Я сужу о городе по количеству имеющихся в нем книжных магазинов.
(А.Г. Рубинштейн)
● Нет шедевров, погибших в забвении.
(О. Бальзак)
● Книга, которая не стоит, чтобы ее прочли два раза, не стоит также того, чтобы ее прочли и один раз.
(К. Вебер)
● Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало.
(Вольтер)
● Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя
(Ф. Ницше)
● Поэзия – самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль.
(А. Ламартин)
● Глаголом жги сердца людей.
(А.С. Пушкин)
● Стиль – это соответственные слова в соответственном месте.
(Д. Свифт)
● Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!
(А.П. Чехов)
● Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его сумасшедшим.
(Джордж Бернард Шоу)
● Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
(Д. Дидро)
● В поезде читают, потому что скучно, в трамвае - потому что интересно.
(Илья Ильф.)
● Книга так захватила его, что он захватил книгу.
(Эмиль Кроткий.)
● Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других.
(Анатоль Франс.)
● Книги – дети разума.
(Джонатан Свифт.)
● Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
(Готфрид Вильгельм Лейбниц.)
● Каждую книгу нужно уметь читать.
(Блез Паскаль.)
● Книги – это переплетенные люди.
(Антон Семенович Макаренко.)
● Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
(Николай Васильевич Гоголь.)
● То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения.
(Карл Мария Вебер.)
● Две самые полезные книги для девушки – кухонная книга матери и чековая книжка отца.
(Американское изречение.)
● Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно.
(Александр Сергеевич Пушкин.)
● Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
(Фрэнсис Бэкон.)
● Уединение с книгами лучше общества с глупцами.
(Пьер Буаст.)
● Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник.
(Петр Андреевич Павленко.)
● Хорошая книга – точно беседа с умным человеком.
(Лев Николаевич Толстой.)
● Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
(В. Сухомлинский)
● Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.
(А.И. Герцен)
● Что за наслаждение находится в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье.
(Чарльз Лэм)
● Книги – лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности.
(Сэмлоэл Смайлс)
● Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник».
(П.А. Павленко)
● Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.
(А. Навои)
● Следует читать много, но не многое.
(Плиний Младший.)
● Чем меньше вы будете читать, тем тщательнее следует выбирать книги.
(Ж. Руссо.)
● Читать и не понимать – то же, что совсем не читать.
(Я. Коменский)
● Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
(Вольтер.)
● Человек, не читающий книг, удивительно скучен.
(Е. Вильмонт)
● Читайте детям не нотации, а книги.
(Г. Остер)
Литература основная
- Андросова В.Н. Обучение детей восприятию художественной литературы // Дошкольное воспитание – 1981. – № 3.
- Аникин В.П., Круглое Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1983.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. – М., 1992.
- Езикеева В.А. Рассматривание иллюстраций в книге // Система эстетического воспитания в детском саду. – М., 1962. – С. 279-282.
- Елисеева Л.Н. Художник и книга для детей // Книга – друг ребёнка. – М., 1964. – С. 72-88.
- Жигулев А. Пословица в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1975. – № 7-10.
- Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психолог. труды: В 2 т. – М., 1986. – Т 1.
- Илларионова Ю.Г. Развитие мыслительной активности при чтении литературного произведения // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 2.
- Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
- Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. – М., 1982.
- Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 9. – С. 70.
- Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 2. – С. 61.
- Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 1. – С. 65; № 5. – С. 56; № 12. – С. 47.
- Квятковский Е. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 3. – С. 40.
- Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
- Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 60-68.
- Маринина Н.И. Оборудование для театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 1979. – № 11. – С. 65.
- Мосесов А. Певцы родной природы // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 6.
- Овчинникова С. Самуил Яковлевич Маршак // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 8.
- Панкратова З.Л. Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и басен детьми // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 1.
- Полозова А.И. Некоторые особенности восприятия детьми содержания и формы стихотворений // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
- Приходько В. Русская муза – малышам // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10.
- Развлечения в детском саду / Сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Щибицкая, Л.В. Пантелеева. – М., 1975.
- Репина Т.А. Роль иллюстраций в понимании литературных произведений детьми дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 77-86.
- Соловьёва О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960. – С. 53-59.
- Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду. – М., 1972. – С. 15-31.
- Ушакова О.С. Развитие речи при ознакомлении детей с художественной литературой // Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 144-160.
- Ушинский К.Д. Родное слово (книга для учителя) // Сорб. соч. – Т. 6. – С. 297-305.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961. – С. 271-274, 290-302.
- Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1974.
- Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинёв, 1986.
- Чуковский К.Я. От двух до пяти. – М., 1968. – Гл. 5.
- Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 45.
Литература дополнительная
- Боголюбовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.
- Бухвостова С. О заучивании стихотворений детьми // Дошкольное воспитание. – 1973. – № 2.
- Гуровчи Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду // Содержание обучения и воспитания детей в детском саду. – М., 1978. – С. 81-88.
- Гербова В.В. Ознакомление детей с произведениями художественной литературы // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 8.
- Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 1976. – С. 11-51.
- Жуковская Р.И. Чтение книг в детском саду. – М., 1955.
- Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. – М., 1951.
- Ладыженская Т. Загадки как средство развития, обучения и воспитания // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.
- Ланкратова Л.Я. Обучение выразительному чтению наизусть и развитие выразительности и образности речи // Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 56-60.
- Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 6-7 лет //Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. – С. 45-56.
- Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка // Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 1985.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М., 1972.
- Хрестоматия по детской литературе / Сост. М.К. Боголюбовская, А.Л. Табенкина / Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М., 1984.
- Чемортан С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. – Кишинёв, 1986.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение стрелочки - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).