Народные художественные промыслы России для дошкольников. Дымковские игрушки
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.
ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ
- Рассматривание с детьми дымковских игрушек
— Сегодня я вам принесла игрушки. Их тоже сделали русские мастера. С какими игрушками, которые делают русские мастера, мы уже знакомы? (С матрешками.) А из какого материала сделаны матрешки? (Из дерева.)
— А эти игрушки сделаны из глины. Вам нравятся эти глиняные игрушки? Вот эта игрушка не простая (Показывает свистульку.) Это — свистулька. Девочки в те далекие времена любили играть с деревянными матрешками, а мальчикам нравились свистульки. Глину, как и дерево, всегда можно найти. Мастера делали из глины не только свистульки, но и вот таких козлят, петухов, даже красивых барышень. (Показывает все перечисленные дымковские игрушки.) Одни мастера лепили игрушки, а другие их расписывали.
Посмотрите, какие красивые игрушки! Что на них нарисовано? (Кружочки, клеточки, полосочки.) А какого они цвета? (Воспитатель подробно рассматривает элементы дымковской росписи.)
А начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с очень красивым названием — Дымково. Повторите это название все вместе. (Дети повторяют хором и индивидуально.) Так и назвали эти глиняные игрушки —дымковскими. Их можно узнать по этим красивым узорам. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые глиняные игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире больше не умеют делать такие игрушки, только у нас в России!
Дымковская игрушка. Вчера, сегодня, завтра.
Дымковская игрушка.
- «ДЫМКОВСКАЯ СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Дорогие ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. Там вы увидите очень красивые вещи.
Дети и педагог идут в музей детского сада.
Сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может, кто-то знает, как они называются? Называют ее дымкой — по имени Дымковской слободы города Вятки, где она родилась.
Когда-то давно на берегу реки Вятки появилось поселение — слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, поэтому и назвали слободу Дымковской.
Нравится ли вам эта игрушка?
Сначала эти игрушки изготавливали не для забавы. Давным-давно люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белый, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что люди просили у своих богов: домашний скот, младенцев и прочее.
Потом жители Дымковской слободы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры — подарки на память, для красоты. Детям и взрослым очень нравились глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.
Небольшой глиняный шарик мастера раскатывали в пластину, а затем сворачивали так, чтобы внутри была пустота. Затем основу свистульки дополняли двумя коротенькими выступами-ножками и налепляли голову утки, коня или козлика. Отверстие протыкали после того, как свистулька немного высыхала. И вот на прилавках и лотках многолюдной ярмарки торговали веселым товаром. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гуляние, но громче всего слышался заливистый свист. Оттого и получил этот праздник свое название — Свистунья.
И в наше время в самом центре города Вятка находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если зайти туда, то сразу можно увидеть груды глины, мешки с мелом, ящики с краской, коробки с яйцом. Все это нужно для создания чуда! Сказочные индюки, похожие на жар-птицу, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки — одна с Емелей, другая с козлятами, все это — настоящее чудо!
Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из красной глины. В окрестностях Дымково было много красной глины. Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.
Сначала они лепили фигурку, потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка стала твердой.
Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную вмесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.
А какими узорами их расписывают — просто залюбуешься. Называйте элементы росписи, которые вам знакомы. Правильно, кружочки, клеточки, прямые и волнистые линии, пятнышки, точки. Все на своем месте, и все горит ярко-ярко. Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг — это символ солнца, каравай хлеба, точка — звезды, волнистая линия — вода, прямая линия — дорога.
Краски используют разного цвета. Какие? Верно: зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие — просто и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена.
Посмотрите, чем еще отличается эта игрушка? Что необычное есть у нее? Правильно, золотые квадратики. Эта работа так и называется — «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место — барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки... Вот теперь игрушки стали еще ярче и засветились.
Педагог показывает детям игрушки, сопровождая показ чтением стихов по своему выбору.
Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые или грустные мастера? Как они передали вам свое радостное настроение?
Возьмите каждый по игрушке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Давайте по очереди расскажем о своей игрушке.
Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Педагог помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Почему игрушки, которые ты видишь, называются дымковскими?
Из какого материала они сделаны?
Что любили лепить дымковцы?
Почему они лепили людей, животных?
Какое настроение создают эти игрушки?
Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что обозначают?
Про какие игрушки хотите послушать стихотворение?
- Просмотр детьми телепередач, беседа по содержанию.
Рисование. Дымковская игрушка.
- Стихи о дымковской игрушке
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка —
Родился в веселый час
Вятский праздник — Свистопляска!
А.Дьяков
Дымковская игрушка
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично —
Ликующе и празднично.
В ней молодость — изюминка,
В ней удаль и размах...
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою,
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В. Фофанов
Пестрый хоровод
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Я слеплю лошадку, я ее поглажу
И седельце с бахромой
На спине прилажу.
Слепим, высушим — ив печь!
А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи — не калачи,
А в печи — не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи — игрушки!
Не кастрюли, чугуны —
А лошадок табуны.
За лошадками — козел,
Из печи — и прыг на стол!
Вылезай скорей, медведь!
В печке можно угореть!
Друг за дружкой выплывают
Утушек-свистулек стаи,
А за ними в свой черед —
Кукол пестрый хоровод.
Распишу я утушку разными цветами,
Свищет моя утушка разными ладами.
Модница-нарядница, вы куда идете?
С зонтиком и сумочкой
Глиняная тетя.
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы
Расписные сани.
Медведь с гармошкой, солдат с усами,
Козел — золотые рожки
Да куколка в сережках.
Пестрые, яркие, славные подарки!
Лена Тулыга
- Мастер класс.
Как сделать дымковскую игрушку. (г. Киров)
- Картинки раскраски
- дымковские игрушки
- дымковские игрушки (шаблоны для рисования)
- Иллюстрации
- дымковские игрушки
- элементы узора дымковской игрушки
Источники.
Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Малыш, 1988.
Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образование, 1996.
Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Просвещение, 1998.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга».—,М.: Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.
Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.
Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.
Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобразительное искусство, 1997.
Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.
Майорова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство.— М.: Русский язык, 1990.
Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.
Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.
Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2003.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Уважаемые коллеги, важно: обращаю внимание, что для удобства работы с предложенным материалом сайта или ключевыми страницами, которые удобно представляют нужную информацию, не забывайте использовать кнопки «ИЗБРАННОЕ» и «ЗАКЛАДКИ» в браузерах. Помните, что прямая ссылка с браузера, является эффективным помощником в быстром поиске нужной информации.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".