Детям о космосе. Голубая планета — Земля

Гольская Оксана Геннадьевна

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

ДЕТЯМ О КОСМОСЕ.     БЕСЕДА ВТОРАЯ.   ГОЛУБАЯ  ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

(Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине - первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. -М.:Сфера,2014.-128с.)

Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее

перспективы беспредельны, как сама Вселенная.

 (Сергей Королев)

   - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом заня­тии.

Мы говорили о том, какими представляли Землю и небеса люди в древности.

          Но прошло время, и наступил XV век. Он вошел в историю человечества как век великих географических  открытий.

- Кто может ответить, что такое география?

География — наука, изучающая поверхность Земли с ее природными условиями.

- А какие открытия называют географическими ?

              Географические открытия — познание окружающего нас мира, который освоен и заселен людьми. Они могут быть связаны с освоением новых земель или новых эко­номических ресурсов. К географическим открытиям так- же относятся открытия новых островов, проливов, бухт, заливов и т.д.

Люди научились строить прочные быстроходные парусные корабли и стали бороздить на них моря и океаны.

Пожалуй, самым знаменитым морским путешестви­ем стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

- Объясните слово кругосветное.

              За три года Магеллан объехал всю Землю с запада на восток. Уже тогда мореплаватели и ученые догадывались, что Земля — не плоское блюдо, а огромный шар. Многие видели, что корабли, удаляясь, скрываются за гори­зонтом.

             Знаменитый польский ученый Николай Коперник перевернул все представления людей о Земле и Солн­це. Он назвал наше светило — центром мира и объяс­нил, что Земля вращается вокруг Солнца. Свою теорию Николай Коперник назвал «...Об обращении небесных сфер». Его современникам совсем не хотелось в это верить! Ведь все давно привыкли считать неподвижную Землю самым главным, самым важным местом — центром всего мира.

               Но в 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей изготовил небольшой телескоп.

             - Кто знает, зачем нужен телескоп?

           Телескоп — прибор для наблюдения за звездным небом.

               Своими наблюдениями Галилей подтвердил теорию Николая Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Галилея привлекли к суду и заставили отречься от своих представлений, но после от­речения Галилей, топнув ногой, воскликнул: «А все-таки она вер­тится!» Со временем эти слова стали крылатыми. Их употребляют, когда хотят показать свою убежденность в чем-то.

                Современные наука и техника позволили людям составить верное представление о Земле.

                - В виде чего предстает Земля на фотографиях, сделанных из космоса?

            Правильно, в виде огромного шара.

                Большую часть земного пространства (примерно три четверти) занимают моря и океаны, и только на четвертой части Земли рас­полагается суша.

                Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша — пространство, покрытое камнями и почвой.

                На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги.

                Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, тра­вами, кустами, деревьями.

                 Доводилось ли вам, дорогие друзья, видеть когда-нибудь геогра­фическую карту или глобус?

             - В какой цвет окрашена на них суша?

             Суша окрашена в желтый, коричневый и зеленый цвета.

              А каким цветом обозначены водные пространства?

                 Моря и океаны обозначены голубым и синим цветом. А засне­женные и ледяные пространства Северного и Южного полюсов окрашены в белый цвет.

             Вспомните, что такое глобус.

                 Глобус — модель земного шара. На нем можно увидеть и высо­кие горы, и бескрайние равнины, и ледяные, заснеженные просто­ры, моря, океаны.

               Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха. Она называется атмосферой. Воздушное пространство Земли простирается вверх на многие десятки километров! «Земной шар точно завёрнут и тонкую голубую кисею», — заметил о земной атмосфере писатель и ученый П.В. Клушанцев.

Воздушная атмосфера

Окружает земную сферу                             

Воздушная атмосфера.

Ее прозрачная вуаль*                                  

Укрыла Землю, словно шаль.

                 "Голубой планетой" назвали Землю космонавты, когда увидели её из космоса.

             - Как вы думаете, почему?

                 Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет.

             - Почему атмосфера очень важна для Земли?

               Потому что воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные. Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться теплу и спасает Землю от падающих из кос­моса камней и ледяных глыб. Они либо сгорают, либо расплавля­ются в атмосфере.

                 - Кто знает, как называются металлические или каменные не­бесные тела, падающие на Землю из космического пространства?

             Правильно, метеоритами.

                 Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство, которое часто называют космосом.

                 «Земля в космосе — как остров, затерянный в просторах без­брежного океана. Сколько бы мы ни летели в космосе в любую сторону — месяц, год, тысячу лет, — мы никогда не долетели бы до конца космоса, до черного потолка. Конца у космоса нет. Нет никакого черного потолка совсем. Ни каменного, ни хрустального» (П.В. Клушанцев).

              В космосе движутся и отдельные звезды, и огромные скопления звезд. Вокруг звезд кружатся планеты, рядом проносятся кометы* и метеоры**.

           - Как вы думаете, есть ли в космосе воздух?

              Воздуха там нет! Вот почему космонавты при выходе в космос надевают специальный костюм, внутрь которого поступает воздух

                 - Как называется такой костюм, знаете ?    Конечно, скафандр.

                 - Давайте подумаем, чем космическое пространство отличает­ся от воздушного?

              «Что такое пустота? Чем пустота отличается от воздуха? Оказы­вается — очень отличается. В воздухе мы можем дышать. В пусто­те дышать нечем. В пустоте всегда одинаково холодно.

             В воздухе бросишь перышко — а оно не летит, тут же рядом и падает. Воздух мешает лететь. А в пустоте мешать нечему. Там наше перышко полетит далеко-далеко, как будто оно тяжелое, железное.

              В воздухе птицы летают. В пустоте им пришлось бы ходить по земле. Крылья там бесполезны. Им там не на что опереться. И са­молеты тоже не могут летать в пустоте. Пустота, окружающая зем­ной шар, "обмазанный воздухом", назьвается космическим простран­ством или просто космосом» (П.В. Клушанцев).

            Послушайте стихотворение.

Мои путешествия

Я во время долгих странствий

Открывал Земли пространства:

                                 Бесконечные просторы,

                                 Степи, и тайгу, и горы.

                                  Голубые океаны

Довелось увидеть мне.

                                  Волны бурные, туманы

                                  Вижу с той поры во сне.

                                  Поднимался в самолетах —

                                  Видел сверху облака,

                                  И казалось в тех полетах,

  Что внизу лежат снега.

  Только в космосе далеком     

  Не бывал ни разу я.                               

  О звезде своей высокой

  Лишь мечтаю я, друзья!           

                Дорогие ребята! Представим, что мы прикоснулись рукой к глобусу. Он стал вращаться вокруг своей оси. Вот так и Земля вращается вокруг своей невидимой, или, как шпорят, воображаемой, оси.

               Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа. Это время и называется сутками.

            - На какие две части можно разделить сутки ?

               Сутки состоят из дня и ночи. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещен­ной — сияет светлый день. День и ночь сменяют друг друга, пото­му что вращение Земли непрерывно!

               Можно сказать, что день — светлое время суток, а ночь — тем­ное.

День

Днем светло, ведь солнце светит,

Во дворе резвятся дети:

                      То взлетают на качелях,                           

                    То кружат на каруселях.                    

Ночь

                       Ночь пришла, вокруг стемнело,
                       За горою солнце село.
                       Вслед за первою звездой
                       Вышел месяц золотой.
                       И в кроватках до утра

                       Засыпает детвора.                           

               - Вспомните, о чем мы беседовали на прошлом занятии, и ска­жите, вокруг чего вращается Земля?

               Земля вращается не только вокруг своей собственной оси, но и совершает оборот за оборотом вокруг Солнца.

               Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, назьшается годом! За год наша планета делает полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

              Сколько же суток необходимо Земле, чтобы совершить оборот вокруг Солнца?

           365 или 366 суток.                                                                       

            - А сколько месяцев на это понадобится?                                
           Правильно. Год состоит из двенадцати месяцев.                      
           - А сколько времен года сменятся на Земле?

           Верно. Четыре времени года.

           - Как они называются ?

               Одно время года сменяется другим. Вслед за зимой идет весна, потом наступает лето, затем следует осень и вновь наступает зима.

               - Задумывались ли вы о том, почему одно время года сменя­ется другим?

               Это происходит оттого, что Земля во время вращения по-разно­му поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло. А сейчас отгадайте загадки.

* * *                                               

Если снег темнеет, тает,                                           

И орешник расцветает,                                             

И сережки у осины,                                                   

И плывут по речке льдины,                                      

Лес очнулся ото сна,                                                 
Значит, к нам пришла ... (весна).

* *

Зеленеет все, цветет,

Зреет сочный сладкий плод.

Солнце льет потоки света.

 Это время года— ... (лето),  

                         Если дождик моросит,         

                         У деревьев грустный вид,

Слышен ветра шум и свист,

Облетает желтый лист,                                            

                        Грустен шелест старых сосен.

                        Это время года — ... (осень).

* * *

Если все белым-бело,

Белым снегом замело

И дороги и дома,

Значит, к нам пришла... (зима).

* * *

Зимой одевается в белый кафтан,
Весной — в зеленый сарафан.
Летом ходит в платье цветном.                  

Осенью — в плаще золотом.                     

(Земля.)

               А теперь давайте еще раз повторим, что же представляет собой Земля — планета, на которой мы живем. Я буду говорить начало предложений, а вы заканчивайте их.

               Наша планета — это огромный твердый ... (шар). На поверхности этого шара есть пространство сухопутное и ... (водное). Землю окружает воздушная ... (атмосфера). Земля вращается вокруг своей собственной ... (оси). За счет этого вращения происходит смена ... (времени суток). Земля вращается вокруг нашего светила — ... (Сол­нца). Из-за этого вращения происходит смена ... (времен года).

               Остается добавить, что Земля — это единственная известная нам обитаемая планета!                                                    

            - Что значит обитаемая планета?

             На Земле существуют благоприятные для жизни условия: вода для 11 итья и воздух для дыхания. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета, поэтому и называют Землю планетой жизни!

Родная планета

              Земля нам всех планет родней!

                       Ведь мы с тобой живем на ней,      
                       И любим мы ее просторы,

Ее леса, моря и горы.

               - Кто совершил первое в истории человечества кругосветное путешествие?

               - Какую форму имеет Земля?

               - Кто из ученых доказал, что Земля вращается вокруг Солнца ?

               - Что такое атмосфера?

               - Почему люди должны заботиться о состоянии атмосферы?

               - Что такое космическое пространство?

               - Почему на Земле происходит смена дня и ночи ?

               - Почему происходит смена времен года ?

               - Почему Землю называют планетой жизни?

 

Детские стихи про космос, астрономию, Луну и Землю




                                           Римма Алдонина

- Всё,- сказал я твёрдо дома, -
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!

***
                                            Т. Собакин
           
Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно -
"Изучайте глубины Вселенной!"

***
                                              Я. Аким

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!

***
                                            Автор неизвестен

Если месяц буквой "С",
Значит, старый месяц;
Если палочку в довес
Ты к нему привесишь
И получишь букву "Р",
Значит, он растущий,
Значит, скоро, верь-не верь,
Станет он толстущий.

***

Луна
                                          Римма Алдонина

Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

***
                                           Ю. Яковлев

- Что там за родственник Луны,
Племянник или внучек
Мелькает между тучек?
- Да это спутник!
- Вот те раз!
- Он спутник каждого из нас
И в целом - всей Земли.
Руками спутник сотворён,
А после на ракете
Доставлен в дали эти.

***

                                                   Стихи Ломоносова про северное сияние и звезды

Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния
Михаил Васильевич Ломоносов

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

                                        1743

 

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

          Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

                                                                                                      С уважением, О.Г. Гольская.

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. КОСМОС").