Народные художественные промыслы России для дошкольников. Педагогическое обследование
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ ПО ТЕМЕ: "НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ"
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
сформированы | на стадии формирования | не сформированы | |||
5—6 лет | |||||
1 | Узнавать виды народного искусства. Узнавать и называть знакомые народные художественные промыслы. Дидактическая игра «Назови правильно»: 1. «Открой» окно, которое 2. Узнай и назови промысел, который появился. 3. Обоснуй свой выбор. 4. Нравится ли тебе это изделие? Почему? | Игровое поле — плакат с закрытыми «окнами», в которых находятся иллюстрации с изображениями народных промыслов: дымковских, филимоновских, каргопольских игрушек, семеновской матрешки, изделий Хохломы, Городца, Гжели | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Узнает и в основном правильно называет народные промыслы | Проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства и с удовольствием вступает в игру. Иногда путается в названии народных промыслов | Интерес проявляет слабо, в игру вступает неохотно. Называет один-два вида росписи |
2 | Провести анализ произведения. Дидактическая игра «Делаем покупки»: 1. Выбери вещь, которая тебе 2. Чем тебе она понравилась? 3. Из какого материала она 4. Назови знакомые элементы | Подлинные изделия декоративно-прикладного искусства: городецкие, хохломские, гжельские, павлово-посадские, дымковские, филимоновские изделия, семеновская матрешка
| Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает, выделяя характерные признаки того или иного промысла (не менее 5) | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Описывает характерные признаки промысла (не менее 4)
| Ошибается в названии предметов народного декоративно-прикладного искусства. С трудом дает описательный рассказ. Не называет характерных признаков промысла |
Продолжение табл.
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
сформированы | на стадии формирования | не сформированы | |||
3 | Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов декоративно-прикладного искусства. Дидактическая игра «Подарок»: 1. Выбери две игрушки или 2. Сравни выбранные вещи | Подлинные изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, павло-во-посадские, гжельские, хохломские изделия, семеновская матрешка | Проводит последовательное сравнение по сходству и различию. Выделяет средства выразительности: жест, поза, мимика, цвет, композиция | Проводит сравнение по сходству и различию. Из средств выразительности чаще выделяет цвет, цветовое сочетание изображенных предметов, реже — форму и композиционное решение. Может ошибаться в названии элементов орнамента | Затрудняется в проведении анализа предмета народного декоративно-прикладного искусства |
4 | Выражение своего отношения к произведениям народного искусства. Дидактическая игра «Выставка»: 1. Перед вами предметы 2. Расскажите о предметах искусства, которые вы выбрали | Подлинные изделия декоративно-прикладного искусства и их изображения: хохлома, городец, гжель, дымка, филимо-новская и каргополъская игрушки, семеновская матрешка | Ярко выраженное положительное отношение к изделию. Называет элементы росписи, цветового решения
| Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане | Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его
|
5 | Выполнение узора на силуэте из бумаги. Соответствие элементов росписи; уровень творче- | Силуэты дымковской, филимоновской, карго-польской игрушек, хох-ломской и гжельской по- | Создает узоры по мотивам народно-прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. | При выполнении узора соответствие стилю росписи не полное. В отдельных случаях затруд- | Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние. Нетрадиционную техни- |
| ского решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; понимание символов, знаков в росписи. Занятие на тему «В гостях у мастеров»: 1. Представь, что ты 2. Выбери полюбившийся | суды, изделий Городца, матрешки, гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник | Свободно владеет 3 приемами работы с кистью. При выполнении узора вносит новые элементы. Использует знакомую нетрадиционную технику. Работа всегда завершена | няется в подборе цветовой гаммы. Иногда использует нетрадиционную технику. Работа бывает почти полностью завершена | ку не использует. Работа бывает завершенной на 2/3 |
6—7 лет | |||||
1 | Назвать виды народного искусства.
Знать и различать народные художественные промыслы, их признаки.
Дидактическая игра «Художественные часы»: 1. «Заведи» часы и назови 2. Обоснуй свой выбор. 3. Нравится ли тебе это изделие? Почему? | Игровое поле, на котором размещены иллюстрации изделий с изображениями народных промыслов: дымковская барышня, филимоновский медведь, каргопольский Полкан-кентавр, богородская игрушка, семеновская матрешка, Городецкая тарелка, хохломская чаша, гжельский кувшин, жостовский поднос, вологодская салфетка, изделия народов родного края, игра «Художественные часы» (на какой промысел укажет стрелка, тот и описывает ребенок; отсчет начинается | С удовольствием вступает в игру. Называет и различает изделия разных народных 'промыслов, обосновывает свой выбор | С удовольствием вступает в игру. Называет предметы народного декоративно-прикладного искусства, иногда путается в различии изделий разных народных промыслов | Интерес к народному декоративно-прикладному искусству слабый. Не знает многие виды народного декоративно-прикладного искусства. С трудом выделяет характерные особенности того или иного промысла |
Продолжение табл.
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
сформированы | на стадии формирования | не сформированы | |||
|
| сверху, с помощью игрового кубика) |
|
|
|
2 | Провести самостоятельный анализ произведения. Дидактическая игра «Сувенир из России»: 1. Выбери и купи у продав 2. Опиши купленное изде 3. Чем оно тебе понрави 4. Какие мастера выполни 5. Какая роспись здесь ис 6. Какое изделие тебе боль | Подлинные изделия декоративно-прикладного искусства: городецкие, хохломские, гжельские, павлово-посадские, дымковские, филимонов-ские, богородские, матрешки, вологодские кружева | Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Может провести самостоятельно анализ, выделяя характерные признаки (не менее 6)
| Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Может провести самостоятельно анализ, выделяя характерные признаки (не менее 5) | Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, затрудняется назвать и показать их. Не может провести анализ, не выделяет характерные признаки |
3 | Сравнить два изделия. Выделить сходства и различия двух видов декоративно-прикладного искусства. Дидактическая игра «Ярмарка»: 1. Выбери у мастеров на ярмарке два изделия, которые тебе понравились. | Подлинные изделия народных промыслов: дымковские, филимоновские, богородские, семеновские, полхов-майдан-ские, павлово-посадские, гжельские, хохломские | Последовательное сравнение по сходству и различию. Определяет доминирующий фоновый цвет, основные элементы, композицию узора, характер цветового исполнения. При выпол- | Проводит сравнение по сходству и различию. Определяет доминирующий 4 фоновый цвет, основные элементы, характер цветового исполнения. Может ошибаться в композиции узора и стиле «письма» | Слабо или совсем не может выделить сходства и различия изделий |
| 2. Сравни выбранные вещи по сходству и различию |
| нении узора четко следует стилю росписи |
|
|
4 | Выражение своего отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства. Дидактическая игра «Вернисаж»: 1. Перед вами предметы 2. Расскажите о выбранных | Предметы декоративно-прикладного искусства и их изображения: Хохлома, городец, гжель, жостово, дымка, филимонов-ская, богородская, карго-польская игрушки, матрешки, вологодские кружева, берестяные изделия и изделия народов родного края | Передает свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства. Понимает содержание предметов народного искусства. Называет элементы росписи, цветовое решение | Передает свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства, обосновывая свое решение, может дать им эстетическую оценку | Не интересуется предметами декоративно-прикладного искусства |
5 | Выполнение узора на силуэте из бумаги. Соответствие элементов росписи; уровень творческого решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; понимание символов, знаков в росписи. Занятие на тему «Народные поделки»: 1. Представь, что ты 2. Выбери полюбившийся | Силуэты дымковской, филимоновской, карго-польской игрушек, хохломской и гжельской посуды, изделий Город-ца, матрешки, жостовских подносов, вологодских кружев, изделий народов родного края, гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник | Создает узоры по мотивам народных промыслов. Самостоятельно выбирает композицию узора, элементы росписи, придерживаясь характерных особенностей. Узор создает на фоне. Отдает предпочтение полюбившемуся виду росписи. В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи. Имеет навык работы кистями разных размеров. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого, с использованием различных | Создает узоры по мотивам народных промыслов. Отдает предпочтение простейшим элементам росписи. Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. Затрудняется в рисовании двойного мазка в гжельской и жостовской росписи. Использует в росписи символы. Использует в рисовании приемы: концом кисти, всем ворсом, примакива-ние, прикладывание, гладью, тычком. Затрудняется в постепенном переходе от рисования |
|
Окончание табл.
№ п/п | Вопросы, задания, игры | Материал | Знания, умения, навыки | ||
сформированы | на стадии формирования | не сформированы | |||
|
|
| нетрадиционных техник. При вьтолнении узора вносит новые элементы. Владеет пониманием и знаков и символов-оберегов и использует их в росписи. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Работа полностью завершена | концом кисти к рисованию всем ворсом. Использует несколько нетрадиционных техник. Умеет соотносить свои действия со словесным объяснением. Работа редко бывает не завершена | Затрудняется в композиционном расположении изображения. При росписи допускает значительные ошибки в передаче особенностей той или иной росписи. В процессе работы часто обращается к педагогу за помощью. Не использует нетрадиционную технику |
Источники.
Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Малыш, 1988.
Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образование, 1996.
Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Просвещение, 1998.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга».—,М.: Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.
Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.
Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.
Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобразительное искусство, 1997.
Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.
Майорова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство.— М.: Русский язык, 1990.
Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.
Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.
Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2003.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".