Детям о теле человека. Стихи
ДЕТЯМ О ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА. СТИХИ
Задачи:
- закреплять знания о человеческом организме;
- учить выразительно их читать, драматизировать отрывки, отвечать на вопросы по содержанию;
- развивать память, внимание, воображение; формировать интерес к детской поэзии,
* * *
Хлопотливые ножки
Ножки шустрые бегут,
Свою песенку поют:
—Топ-топ-топ-топ.
Топ-топ-топ.
Нет у нас других хлопот,
Как ходить и быстро бегать,
Устали совсем не ведать.
Мы сестрички-близнецы
Одинаковой длины.
И на каждой по пять братцев —
Дружных и надежных пальцев.
А еще торчат колени,
Чтоб мы приседать умели.
Две стопы опорой служат,
Как и пальцы, они дружат.
Любим каждый день купаться,
Любим спортом заниматься.
Нужно нам и отдохнуть,
Чтобы вновь пуститься в путь.
Обувь нам одеждой служит
В ней мы топчемся по лужам,
Бегаем зимой по снегу,
Прыгаем легко с разбегу
Ходим с пятки на носок,
Держим прямо позвонок.
Вопросы
- Сколько ногу человека?
- Чем они различаются?
- Какие части есть на каждой ноге?
- Поскольку на ногах стоп, коленей, пальцев, пяток?
- Чем схожи и отличаются пальцы на ногах и руках?
- Почему необходимо тренировать ноги?
- Почему за ногами нужно ухаживать? Как?
- Каково значение ног для человека?
- Каково значение правильной ходьбы для здоровья человека?
- Как правильно подбирать обувь, чтобы ноги были здоровы?
Удивительные руки
Мои руки не знают скуки.
Могут платье постирать,
Молоточком постучать,
Шапку теплую связать
И шнурочек завязать.
Дырку на носке зашить,
К платью пуговку пришить,
Тесто круто замесить,
Аккуратно все сложить.
К супу овощей нарезать,
Ленту для волос отрезать,
Посолить немного кашу,
Подсладить, чтоб стала слаще.
Разложить к обеду ложки,
Отдохнуть совсем немножко.
А потом другое дело
Сделать быстро и умело!
Вопросы
- Какие действия человека с помощью рук описаны в стихотворении?
- Что еще можно сделать руками?
- Как вы понимаете выражения «золотые руки», «дырявые руки», «пальцы не слушаются»?
- Почему для некоторых видов работ пальцы нужно специально развивать?
- Как нужно ухаживать за руками?
- Почему руки нужно мыть перед каждым приемом пищи, стричь ногти?
Мое тело
У меня один язык,
а зубов так много.
Две руки и две ноги
Справа, слева строго.
Пальцев десять на руках,
По пяти на каждой.
Столько ж пальцев на ногах
это очень важно.
Пара глаз глядит на мир,
Слушают два уха,
Нос один учует дым,
Обладает нюхом.
Всех волос не перечесть
И растут так быстро.
Жаль, что голова одна,
Но в ней много мыслей.
Вопросы
- Каких частей тела у нас по одному, по два, много?
- Какие части тела парные, одинаковые?
- Для чего человеку глаза, нос, рот, уши?
Глаза — помощники мои
Глаза — помощники мои,
Они всегда, везде нужны.
Отыщут всё и все заметят,
И на вопрос дадут ответ.
Увидят толстую корову,
Худого серого кота,
За ним широкую дорогу,
Что изгибается слегка.
Увидят узкую полоску
Песка сухого у воды,
Овраг глубокий возле леса
И заводь мелкую реки.
Заметят яркую гвоздику
И бледных маргариток цвет.
Малиновый закат над речкой
И на восходе солнца свет.
Вопросы
- Почему глаза в стихотворении названы помощниками?
- Что увидели глаза героя стихотворения?
- Почему глаза надо беречь, ухаживать за ними?
- Назовите слова с противоположным значением, которые используются в стихотворении.
- Придумайте, что могут еще увидеть глаза, используя слова с противоположным значением.
Болеть -— горько и обидно
Наш Ванюша заболел —
И в кровати он теперь:
Горькое лекарство пьет
И кладет пилюли в рот
Очень горькие с утра.
Доля горькая всегда
У того, кто заболеет,
Кашляет лежит, потеет,
Не играет, не смеется,
с пацанами не дерется.
Горький лук вокруг лежит,
Он микробов сторожит.
Слезы горькие у Вани
Лук сердитый вызывает.
От обиды горький смех
Ваня выдавил для всех.
Вопросы и задания
- Почему болеть горько и обидно?
- Почему надо пить горькие лекарства?
- Что нужно делать, чтобы не болеть?
- В каких значениях в стихотворении используется слово «горький»?
- Как вы понимаете выражения «горькая доля», «горький смех»?
- О чем еще можно сказать, что он горький?
- Покажите выражение лица больного Вани.
Толкование многозначности понятия
Горький:
- имеющий своеобразный едкий вкус (Горькое лекарство. Проглотить горькую пилюлю, в переносном значении — выслушать справедливый упрек, неприятную для себя правду);
- горестный, тяжелый (Горькая доля. Горькая правда. Горький смех, смех, выражающий горечь). Горькие слезы (слезы подлинного горя, обильные).
Бестолковый спор
Было в доме очень тихо,
Все готовились ко сну.
Не спала одна иголка
И глазела на луну.
Расхвалилась вдруг игла:
— Али я не хороша!
Так изящно мое ушко,
Талия тонка, нет брюшка.
- И остра я на язык,
Уколю соседа вмиг.
Зазвенел тут колокольчик:
— Своим ушком не хвались.
Мое пусть и не изящно,
Но смотрю я смело вниз.
Ушко держит меня прочно,
Попадаю в такт я точно.
На скамье ушат подпрыгнул:
— Как же ушки у меня?
Ведь поднять меня не просто,
У меня их целых два.
Хоть из дерева они,
Очень ушки мне нужны.
С полки заскрипел сапог:
— Промолчать и я не смог
Кожаное ушко—
Это вам не плюшка!
На петлю оно похоже,
С ним надеть меня ты сможешь.
Тут ушанка с полки прыг,
Перебила нудный скрип:
—Мои уши, так уж уши,
Не найдете, право, лучше.
В непогоду защитят
Уши взрослых и ребят.
В люльке закричал малыш.
— Что, сыночек, ты не спишь?—
Мама прошептала в ушко
И запела:
—Спи, Ванюшка.
Спит мышонок, закрыв ушки,
Сопит зайчик на подушке.
И все сразу замолчали,
Не скрипели, не пищали,
Не звонили, не стучали,
Просто спали...
Вопросы и задания
- Назовите героев сказки.
- О чем спорили герои сказки? '
- Сколько ушей у человека? Для чего человеку нужны уши?
- В какое время года носят шапки-ушанки? Чем они отличаются от других головных уборов? Какую пользу приносят шапки-ушанки здоровью человека?
- Что такое ушат? (Небольшая кадка с ушами.)
- А что такое кадка? (Бочка с прямыми боками и одним днищем.)
- Для чего используют ушат?
- Для чего нужно ушко иголке? Какие бывают игольные ушки? Для чего?
- Для чего колоколу при отливке делают ушко? Какое по размеру и прочности оно бывает?
- Где находится ушко у сапога? Для чего оно сделано?
Нарисуйте героев сказки.
- Придумайте истории, которые могли бы произойти с ними.
Толкование многозначности понятия
Ушко:
- у некоторых предметов: боковая часть, приспособление для подвешивания, подъема (Ушки у ушата. Ушки у колокола. Ушко у сапога, петля, за которую тянут сапог, надевая его);
- отверстие в иголке для продевания нитки. (Игольное ушко.)
Источники
Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5—7 лет. М., 2009.
Алябьева Е.А. Сказки о предметах и их свойствах. М., 2013.
Алябьева Е.А. Стихотворные упражнения для развития речи детей 4—7 лет. М., 2011.
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М., 2012.
Арефьева JI. Ф. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет. М.,2004.
Гусева КВ., Юматова Л.Ж. Мальвина учит Буратино (занятие по теме «Наше тело») // Медработник ДОУ. 2013. № 7.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1999.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1999.
Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2010.
Исаева С.А. Уроки здоровья. Мурманск, 1996.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1974.
Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. М., 2004.
Как устроен наш организм. СПб., 1999.
Князева О. Мои помощники //Дошкольное воспитание. 1998. № 3.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2002.
Лавринова А.П. Дружим со своим телом. Архангельск, 1999.
Логинова Л. Мой замечательный нос // Обруч. 1999. № 6.
Лупша С. Долой Грипп и Ангину // АБВГД. 1997. № 6.
Молюков М. Кто самый ушастый // Трамвай. 1990. № 10.
Молюков М. Краткая классификация языков по их форме, размеру, предназначению и др.//Трамвай. 1990. № 9.
Молюков М. Кто как видит // Трамвай. 1990. № 9.
Пиль А. Мое тело. М., 2002.
Прокофьева С.Л., Сатир Г.В., Гришин ВТ. Румяные щечки. М., 1989.
Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., 1992.
Северьянова В. Во все глаза // Миша. 1992. № 3.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи.").