Методика формирования грамматического строя речи - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»

Гольская Оксана Геннадьевна

               Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!          

К студентам

           Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по  испытанной  классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.

            Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:

ИБ - Информационный блок;

РБ - Расширяющий блок;

ПБ - Проблемный блок;

СБ - Ситуационный блок;

БС - Блок самоконтроля;

КБ - Корректирующий блок.

            Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.

           Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения.  РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.

           Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над  практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим  завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.

            Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:

информация    _   ситуация    _    коррекция   _   контроль

ИБ -РБ - ПБ               СБ                      БС                    Тест

                                                                                                                                                                       

    Модуль 4.  Методика формирования грамматического строя речи

(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)

 

Задачи: дать представление о значении, особенностях усвоения грамматического строя речи детьми;  сформировать понятие о задачах, последовательности работы по ознакомлению дошкольников с особенностями  грамматики; сформировать понятие об условиях успешного формирования грамматического строя речи на занятиях и в повседневном общении, специальных играх и упражнениях по формированию грамматической стороны речи, принципах отбора материала для занятий; сформировать понятие об основных методах и приемах формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста, методике работы над различными сторонами грамматики на занятиях и в процессе повседневного общения; научить анализировать типичные грамматические ошибки детей; подбирать игры и упражнения по формированию грамматического строя речи; составлять конспекты занятий для усвоения детьми сложных грамматических форм и формирование навыков построения разных типов предложений.

Основные понятия: грамматически правильная речь; глубинная грамматика, поверхностная грамматика; словотворчество.

Основные идеи:

  • Дошкольный возраст – сензитивный период для овладения всеми грамматическими формами языка.
  • Основа для усвоения детьми грамматического строя языка – познание отно­шений и связей окружающей действительности.
  • Грамматическая система языка осваивается детьми в процессе общения, развития связной речи и словаря на занятиях, дидактических игр и упражнений.

 

 

 

  Грамматический строй  родного языка, значение для речевого развития детей.

                                                                                                                                                           

Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка.

                                                                                                                                                           

Пути формирования  грамматического строя речи у детей.

                                                                                                                                                          

Контрольная работа по модулю № 4.

                                                                                                                                                          

       Основная литература

Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9. – С. 58.

Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание. –1997. -№ 2.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. – С. 120-127.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1962.

Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка // Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – Ч. II. – Гл. XII. – С. 459-467.

Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребёнка. – М.: Учпедгиз, 1962.

Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.

Соловьёва О.И. Альбом по развитию речи «Говори правильно». – М., 1985.

Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 105-123.

Тамбовцева А.Г. Формирование грамматической правильности речи // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1976. – С. 482-490.

Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 2.

Ядэшко В.И. Развитие речи от трёх до пяти. – М., 1966.

 

       Литература дополнительная

Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 1.

Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 8.

Негневипская Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981. – С. 37-55.

Соловьёва О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1986. – С. 93-95.

Чуковский К.И. От двух до пяти. –М., 1991.

Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 107-123.

Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1974. – С. 134-158.

 

       "Помощь по сайту" - нажмите на изображение гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).

     

       

              Для того чтобы  с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.