Методика формирования грамматического строя речи - дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»
К студентам
Мы приступаем к изучению курса по теории и методике развития речи. Позвольте объяснить ,как составлено наше пособие, и дать несколько советов, как организовать самостоятельную работу. Обучение строится по испытанной классической схеме изложения материала с последующим закреплением и контролем качества усвоения. Для этого все главы разделены на блоки. Блок представляет собой отрывок информации и умственных действий, вызывающих заранее намеченное развитие познавательного процесса.
Познакомьтесь с типами блоков и присмотритесь к их условным обозначениям:
ИБ - Информационный блок;
РБ - Расширяющий блок;
ПБ - Проблемный блок;
СБ - Ситуационный блок;
БС - Блок самоконтроля;
КБ - Корректирующий блок.
Все главы завершаются контрольным текстом и списком литературы для самообразования.
Основные сведения курса изложены в информационных блоках (ИБ). В состав ИБ органично вплетены расширяющие блоки (РБ), дополняющие и конкретизирующие отдельные положения, разъясняющие наиболее трудные для понимания и усвоения сведения. РБ "оживляют" теоретическую информацию, содкржат яркие запоминающие факты, примеры. Изучать РБ не обязательно, но очень полезно.
Проблемные блоки (ПБ) призваны будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания.Как правило, здесь обсуждаются наиболее жгучие, спорные вопросы современности. Ищите, размышляйте, ошибайтесь. Ошибка, вовремя замеченная и исправленная, самостоятельно проработанная, для интеллектуального развития может дать гораздо больше, чем чужие готовые, взятые без труда выводы. "Идеи мирно уживаются в голове, но вещи тяжело сталкиваются в жизни", - заключил на склоне лет Шиллер. Вот почему так важно поразмыслить и над практическим применением теории: знает не тот, кто безошибочно отвечает, а тот, кто правильно применяет. Попытка разобраться в конкретной педагогической ситуации на основе полученных знаний должна быть логическим завершением познавательного акта. И если теория не выдержит проверки практикой - это плохая теория, кто и сколько бы не уверял нас в обратном. Не пропускайте ситуативные блоки (СБ), в них вы всегда найдёте материал для обратной связи: жизнь - теория; теория - жизнь.
Блоки самоконтроля (БС) т коррекции (КБ) предназначены для проверки правильности понимания главных идей, обеспечения прочности усвоения. Не упускайте возможность беспристрастно проверить себя, ибо одно из главных качеств педагога - профессиональная уверенность. Работа с пособием строится по схеме последовательных переходов от одних блоков к другим:
информация _ ситуация _ коррекция _ контроль
ИБ -РБ - ПБ СБ БС Тест
Модуль 4. Методика формирования грамматического строя речи
(дистанционное обучение по междисциплинарному курсу «Теория и методика развития речи»)
Задачи: дать представление о значении, особенностях усвоения грамматического строя речи детьми; сформировать понятие о задачах, последовательности работы по ознакомлению дошкольников с особенностями грамматики; сформировать понятие об условиях успешного формирования грамматического строя речи на занятиях и в повседневном общении, специальных играх и упражнениях по формированию грамматической стороны речи, принципах отбора материала для занятий; сформировать понятие об основных методах и приемах формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста, методике работы над различными сторонами грамматики на занятиях и в процессе повседневного общения; научить анализировать типичные грамматические ошибки детей; подбирать игры и упражнения по формированию грамматического строя речи; составлять конспекты занятий для усвоения детьми сложных грамматических форм и формирование навыков построения разных типов предложений.
Основные понятия: грамматически правильная речь; глубинная грамматика, поверхностная грамматика; словотворчество.
Основные идеи:
- Дошкольный возраст – сензитивный период для овладения всеми грамматическими формами языка.
- Основа для усвоения детьми грамматического строя языка – познание отношений и связей окружающей действительности.
- Грамматическая система языка осваивается детьми в процессе общения, развития связной речи и словаря на занятиях, дидактических игр и упражнений.
Грамматический строй родного языка, значение для речевого развития детей.
Особенности усвоение детьми грамматического строя русского языка.
Пути формирования грамматического строя речи у детей.
Контрольная работа по модулю № 4.
Основная литература
Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 9. – С. 58.
Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследования // Дошкольное воспитание. –1997. -№ 2.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981. – С. 120-127.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1962.
Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка // Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – Ч. II. – Гл. XII. – С. 459-467.
Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребёнка. – М.: Учпедгиз, 1962.
Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
Соловьёва О.И. Альбом по развитию речи «Говори правильно». – М., 1985.
Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1984. – С. 105-123.
Тамбовцева А.Г. Формирование грамматической правильности речи // Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1976. – С. 482-490.
Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 2.
Ядэшко В.И. Развитие речи от трёх до пяти. – М., 1966.
Литература дополнительная
Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. – 1982. – № 1.
Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 8.
Негневипская Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. – М., 1981. – С. 37-55.
Соловьёва О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1986. – С. 93-95.
Чуковский К.И. От двух до пяти. –М., 1991.
Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – С. 107-123.
Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. – М., 1974. – С. 134-158.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (дистанционное обучение).
Для того чтобы с любой страницы сайта вернуться НА ГЛАВНУЮ страницу, достаточно кликнуть мышкой по ФИО автора сайта (Гольская Оксана Геннадьевна), также находящейся в верхнем правом углу страницы.