Народные художественные промыслы России для дошкольников. Хохлома
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ РОССИИ.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Ремесло: хохлома.
- ЛЕГЕНДА «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» (знакомство с искусством Хохломы)
I вариант. Сказывают в народе о чудо -мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую деревянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.
II вариант. Говорят, в давние времена в Москве жил художник. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась
красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.
Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до царя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразились и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной — она была из солнечных лучей.
Огненная хохдома.
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ
«ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством — хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите, нравятся ли они вам?
Почему они вам понравились? Как вы думаете, что онеобычного в этой посуде?Такие золотистого цвета деревянные изделия с растительным орнаментом называют хохломой.
Хохлома — это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.
Сказывают в народе о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу, на берегу реки Хохломки, и начал мастерить посуду. Вот раз прилетела к нему Жар-птица. Мастер накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую деревянную посуду, и вмиг посуда стала словно золотая. Да такие необычные узоры на ней появились, что глаз не отвести! Научила Жар-птица мастера расписывать посуду затейливыми узорами да покрывать ее так, что она светилась, словно золотая. Узнал про это царь, и очень ему захотелось, чтобы такая посуда была только у него во дворце. Вот и послал царь своих солдат, чтобы привели мастера во дворец. А Жар-птица узнала обо всем и прилетела к мастеру, предупредила его. Не захотел мастер во дворец идти, только для царя такую красивую посуду делать. Собрал он мужиков из соседних деревень, рассказал им секрет изготовления «золотой» посуды, а сам исчез вместе с Жар-птицей. Никто их больше нигде и никогда не встречал. А секрет мастера до сих пор люди помнят и радуют людей красивыми изделиями.
Как вы думаете, трудно ли изготавливать такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Сначала изделия вытачивают на станке, затем шпаклюют — покрывают тонким слоем глины: изделие становится похоже на глиняное, которое делают гончары. Потом, чтобы изделие стало гладким, его шкурят — протирают наждачной бумагой. Это такая специальная бумага, покрытая очень мелкими частицами камня (показ). Затем изделие олифят — покрывают специальным составом для деревянных поверхностей, который быстро высыхает. А уже потом изделие лудят — покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, черный, красный. Встречается и зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему Хохлому называют золотой. А какие узоры использовал художник? Это травная роспись с применением элементов, которые называются «усики», «осочки», «травинки», «кустики». Из таких узоров составлены самые разные композиции: ветка с ягодами, листьями, цветами. Даже птицы и рыбки есть! Посмотрите: травинки наклоняются, завиваются, закручиваются — как будто на ветру. Узор занимает почти всю поверхность изделия, а край украшен каймой.
Особенно красивой росписью украшали предметы для торжественных событий, например посуду для праздничного стола — братины, ковши, ендовы (показ изделий или иллюстраций) .
Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихов по выбору педагога.)
А сейчас давайте придумаем, какие слова можно подобрать к слову «хохлома» (яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, как золото блестит, как жар-птица горит).
Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.
Дополнительные вопросы к детям во время беседы:
Откуда пришло название «хохломская роспись»?
Из какого материала делали посуду в Хохломе?
Какие цвета и оттенки используют художники?
Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.
О чем напоминает вам роспись?
Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?
Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?
- Просмотр детских телепередач, беседа по содержанию.
В мастерской. Хохломская роспись - 1 часть.
В мастерской. Хохламская роспись - 2 часть.
- ВЫСТАВКА ИЗДЕЛИЙ РУССКОГО НАРОДНОГО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (старшая группа)
Воспитатель приносит в группу различные изделия народно-прикладного искусства из методического кабинета, из других групп.
— Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на выставку. На этой выставке представлены предметы, сделанные руками русских мастеров. Нигде в мире не делают таких красивых предметов.
На каждой выставке обязательно есть экскурсовод, который знакомит посетителей с экспонатами. Кто-то из вас будет экскурсоводом, а все остальные — гостями из разных стран. Они никогда не были в России, и первый раз видят такие прекрасные изделия. Экскурсовод должен рассказать иностранцам о предметах, сделанных русскими мастерами, так, чтобы вызвать их восхищение.
Воспитатель предлагает детям по очереди быть экскурсоводами. Если у детей сразу не получится рассказ, воспитатель дает рассказ-образец:
— Перед вами совершенно необыкновенная посуда. На первый взгляд даже и не скажешь, что она сделана из дерева. Посмотрите, как красиво она расписана: на золотом фоне вы видите красивые завитки, ветки с разными ягодами — клубникой, рябиной, смородиной. Это изделия хохломской росписи. Хохлому русские мастера стали делать очень-очень давно, и секрет ее изготовления передавали из поколения в поколение. Поэтому сейчас вы можете восхищаться этой красивой посудой. В наших магазинах вы можете приобрести хохломские изделия на память о России и талантливом русском народе.- Мастер класс.
Хохлома. Уроки росписи.
Хохлома. Урок завитки на чёрном фоне. Кудрина.
Хохлома. Виноград на чёрном фоне - 1 часть.
Хохлома. Виноград на чёрном фоне - 2 часть.
Хохлома. Нарциссы и мимоза на чёрном фоне. Роспись разделочной доски.
- Картинки раскраски - хохлома (изделия).
- Картинки раскраски - хохлома (узоры, трафареты).
Источники.
Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Дополнительные источники и интернет-ресурсы.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия).— М.: Мозаика-Синтез, 2001.
Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Малыш, 1988.
Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образование, 1996.
Алексахин И.Н. Волшебная глина.— М.: Агар, 1998.
Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.— М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.
Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.
Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве.— М.: Просвещение, 1998.
Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга».—,М.: Просвещение, 1999.
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.
Шалова С. Росписи Хохломы.— М.: Детская литература, 1991.
Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчест-ио. — М.: Просвещение, 1985.
Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике Е. Г. Ковальковской).— М.: ФМиЗХ, 1993.
Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.
Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.
Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. — М.: Феникс, 2003.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. — М: Педагогическое общество России, 2005.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемо-зина, 1995.
Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.
Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.
Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Творчество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.
Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобразительное искусство, 1997.
Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.
Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.
Майорова К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство.— М.: Русский язык, 1990.
Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми.— М.: Гном и Д, 2001.
Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.
Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. — М.: Скрипторий, 2003.
Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.
Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа).— М.: Гуманитар-ый издательский центр «Владос», 2001.
Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — М.: Просвещение, 1979.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.
Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта, чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу "НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ".