Глоссарий по ТМРР - Нн
НАБЛЮДЕНИЕ – метод научного исследования развития речи дошкольников. Наблюдение за речью детей даёт богатый и разнообразный фактический материал о степени овладения детьми речевыми умениями и навыками, об их проявлении в разных ситуациях общения. Наблюдение может быть сплошным и выборочным в зависимости от цели исследования. Необходимо чётко фиксировать все речевые высказывания детей во время наблюдения, чтобы правильно проанализировать и обобщить полученные данные. Одной из форм фиксации материалов наблюдения может быть дневник педагогической практики.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ (методы наблюдения) – методы развития речи на основе визуального знакомства детей чаще всего с новыми для них предметами и явлениями окружающей жизни. Требуют соблюдения одного из важнейших общедидактических принципов наглядности, формирующей чувственное восприятие и абстрактное мышление.
Выделяют два вида наглядности:
а) прямая (непосредственная): рассматривание натуральных предметов; осмотр помещений; экскурсии.
б) опосредованная: игрушки; муляжи предметов; картины, репродукции; фотографии; схемы и модели.
К опосредованной наглядности обращаются, когда предметы и явления не доступны, но связаны с запросами жизни детей, их интересами и потребностями. Дошкольники рассматривают, описывают эти предметы, составляют рассказы. В результате развивается внимание, умение сравнивать, активизируется словарь, формируется связная речь детей. Опосредованная наглядность более распространена в детском саду, т.к. она более экономна по времени, не зависит от побочных факторов (погода, разрешение руководства), позволяет познакомиться с неограниченным количеством новых для детей реалий, даёт возможность повторного ознакомления, закрепления полученных во время наблюдения знаний.
Средства наглядности подразделяют на две группы:
1) методы иллюстраций, или т.н. «раздаточный материал» (картины, репродукции, рисунки, стенды, настенные газеты и плакаты, рисунки мелом на доске и т.д.);
2) методы демонстраций (видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).
Методы демонстраций являются более предпочтительными, потому что они более реальны и достоверны, в их восприятии задействованы различные органы чувств, их эффективно использовать в старшем возрасте со специальными заданиями типа «Опиши, что изображено на кадре». Нужно учитывать, что подобное деление наглядности весьма относительно, т.к. эти две группы методов часто используются в тесной связи, взаимодополняя и усиливая друг друга, кроме того методы иллюстраций (картины, фотографии и др.) можно также демонстрировать через специальные технические средства. Следует помнить, что технические средства обучения могут как помочь педагогу (например, аудиозапись выручит когда заболело горло, когда воспитатель эмоционально не готов), так и подвести его в ответственный момент. Поэтому необходимо заблаговременно продумать варианты словесного изложения материала.
Существует деление наглядности (в зависимости от преобладающего органа восприятия информации) на следующие группы:
1) зрительную (картины, фотографии, рисунки и т.п.);
2) слуховую (аудиозаписи, радиосказки, радиоспектакли детских каналов радио, музыкальные инструменты);
3) зрительно-слуховую (видеофильмы, кинофильмы).
Наглядность дополняет и сопровождает словесные и практические методы, поэтому выделение наглядных методов условно и чаще всего связано с преобладанием наглядности как источника и основы развития речи детей.
При использовании наглядных методов обучения возникает ряд проблем. Во-первых, наглядность представляет собой только заменитель, представитель некоего реального предмета, а в действительности иногда превращается в основной предмет образовательного процесса. Наглядность должна не «захватывать» основное внимание детей, а служить своеобразной подсветкой, вспомогательным материалом. Например, практикуясь в связном описании игрушек, не желательно, чтобы их было чрезмерно много, чтобы «не рассеивалось» внимание детей. На занятиях по ознакомлению дошкольников с литературными произведениями художественное слово не должно подменяться просмотром книжных иллюстраций. Наглядность – это своеобразная частичная модель предмета изучения. В использовании наглядных методов обучения необходимо руководствоваться уместностью и целесообразностью для каждого конкретного случая: например, знакомство с уличными растениями предпочтительнее в реальных условиях, обращение к иллюстративному материалу оправдано лишь при показе сезонных изменений в природе.
НАГЛЯДНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ – приёмы развития речи дошкольников в процессе их зрительного восприятия окружающего мира: показ иллюстраций, образец произношения звука, показ положения органов артикуляционного аппарата, объяснение характера изображения на картине, объяснение выполнения штриховок, действия по выбору (например: «Вспомни стих, который нравится», «Придумай сказку о своём любимом животном», «Составь рассказ по одной из предложенных картин»), использование игровых персонажей (Петрушки, Буратино, Незнайки, Фунтика, Рапунцель, феи, мишки), разыгрывание поощрений (фантов, звёздочек, фишек), аплодисменты.
Направления исследований детской речи – современные области изучения речи дошкольников, направленные на совершенствование содержания и форм обучения родному языку. Направления (по Ф.А. Сохину):
- структурное (формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического);
- функциональное (формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения);
- когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Направления современных исследований детской речи:
1) подготовка детей к обучению грамоте (А.И. Воскресенская, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская, Е.А. Нефёдова, Г.К. Рябов, В.С. Смоляная, О.В. Узорова и др.);
2) восприятие детьми художественных произведений (В.Н. Андросова, Т.И. Гризик, Л.М. Гурович, Р.И. Жуковская, А.Я. Кузнецова, А.И. Полозова, Л.А. Таллер, Ю.В. Хмелёва и др.);
3) речь детей в онтогенезе (Н.М. Аксарина, Е.С. Кубрякова, М.И. Лисина, А.К. Маркова, Г.И. Минская, Н.Н. Поддьяков, А.М. Шахнарович, М.Н. Юрьева и др.);
4) развитие речи на основе ознакомления с фольклором (Н.И. Гавриш, Д.Н. Дубинина, В.Н. Смаль, Н.С. Старжинская);
5) элементарное осознание дошкольниками основных понятий языка и речи (М.М. Алексеева, Г.П. Белякова, Л.Е. Журова, С.Н. Карпова, Г.А. Тумакова и др.);
6) формирование грамматического строя речи (А.Г. Арушанова, А.А. Захарова, Э.А. Федеравичене, В.И. Ядэшко);
7) воспитание звуковой культуры речи (М.М. Алексеева, Г.М. Лямина, А.И. Максакова);
8) развитие словарного запаса (В.В. Гербова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, В.И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.М. Струнина, В.И. Яшина);
9) развитие связной речи (О.М. Дьяченко, Л.В. Ворошнина, Э.Л. Короткова, О.С. Ушакова, Л.Г. Щадрина);
10) диагностика речевого развития (А.Г. Арушанова, Ю.К. Бабанский, Т.Н. Година, Ф.Г. Даскалова, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, В.И. Логинова, А.И. Максаков, А.Л. Павлова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева, Т.М. Юртайкина, В.И. Яшина).
НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ – неправильное произношение, выражающееся в искажении, замене или пропуске детьми звуков. Причинами артикуляционных нарушений могут стать необратимые дефекты речевого аппарата, недостаточно развитая подвижность и переключаемость органов артикуляции, недоразвитие фонематического слуха, усвоение неправильной речи окружающих, снижение физического слуха, небрежное отношение к своей речи.
НЕБЫЛИЦЫ – фольклорные и литературные произведения, в основе которых лежит осознанное искажение реальных явлений. В детском саду их начинают использовать тогда, когда у детей уже накоплено достаточно представлений об окружающем мире и они могут отличить выдумку от реальности. Небылицы развивают чувство юмора и внимательное критическое отношение к тексту. Например, «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота…». Не только события и предметы меняются в небылицах местами, признаками и действиями, есть разновидности небылиц – нелепицы, в которых перепутаны и части слов. Посредствам таких текстов у детей развивается внимание к словоформам, языковая чувствительность.
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – бессловесная (экстралингвистическая) коммуникация в устном (жесты, мимика, позы, взгляд, дистанция) и письменном (знаки препинания, цвет и размер шрифта и т.д.) выражениях. В определённых ситуациях невербальные средства общения могут передавать больше информации, чем их языковое сопровождение.
НАРАЩЕНИЕ ОСНОВЫ - звук или комплекс звуков, присоединяемые к основе при формообразовании.
НОМИНАЦИЯ - обозначение с помощью языковых средств.
НОРМА ЯЗЫКОВАЯ - совокупность традиционных, одобренных обществом, реализаций языковой системы (см. система языковая).
НОРМАТИВНЫЙ ЯЗЫК - язык, которым пользуются взрослые носители литературного языка.