Дидактически игры, лексические упражнения в словарной работе с детьми дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения в системе работы по формированию словарного запаса дошкольников
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.
Содержание дидактических игр определяется «Программой воспитания в детском саду», оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «предметам», разным разделам программы. Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду.
На втором и третьем году жизни ребенок осваивает названия предметов одежды, мебели, посуды, а также игрушек и т. п., с которыми он действует в детском саду и дома, которые часто видит и к которым проявляет интерес. Осваивает он и названия действий с этими предметами.
Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т. п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется).
В этом возрасте у детей наблюдается способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов, независимо от их размера, цвета, положения в пространстве, а также отличать одни группы предметов от других, сходных.
В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и других ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности.
Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, белья, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения. Учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина). Вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шероховатый, тонкий; рвется, ломается, бьется и т. д), Определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначению.
Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер, цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь (вперед, назад; утро, вечер, сначала, потом и др.) в играх «Когда это бывает», «Не ошибись», «Что сначала, что потом».
В задачи словарной работы входит также учить детей различать сходные предметы по существенным признакам отличия и точно обозначать их словом (у стула — спинка в отличие от табурета; у чашки —ручка в отличие от стакана и т. п.). Эти различия дети находят в играх «Что изменилось», «Назови, не ошибись» и др.
На пятом году жизни предусматривается введение в активный словарь ребенка названий всех предметов (предметов, входящих в группы овощей, фруктов; продуктов питания; всех предметов обихода), материалов (ткань, бумага, древесина, стекло) и т. п., а также слов, обозначающих особенности предметов и материалов, знакомых ему по личному опыту, и способы сенсорного обследования.
Под руководством педагога в дидактических играх дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку—по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия и слова, их обозначающие (игрушки, продукты, одежда). Группировка предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще недоступна.
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее, плотная и т. п.).
В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Продолжается работа по введению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.).
3акрепление этих знаний и активизация словарной работы происходит в дидактических играх «Кто где живет», «Из чего это сделано», «Найди пару».
Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т. п.).
Осуществляя работу по формированию и активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие.
Таким образом, в дошкольных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, как распространенный метод словарной работы.
Виды дидактических игр для развития словаря
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников.
Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая, игрушки определенного цвета и называют их.
Дидактические игры с предметами позволяют совершенствовать и активизировать у дошкольников активный и пассивный словарь.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических речевых задач, например, отбирать и называть все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и обогащается, активизируется словарь детей.
Настольно-печатные игры— интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам позволяет педагогу решать задачи развития словаря у дошкольников. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов. В ходе таких заданий ребенок проговаривает свои действия, обосновывая свой выбор.
Подбор картинок по общему признаку (классификация) позволяет педагогу совершенствовать у детей словарный запас. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий и поясняют, почему сделали такой выбор.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания, формирование словаря ребенка.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании. В ходе таких игр у детей обогащается, активизируется словарь.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы.
В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Радио», «Где был Петя?», «Да — нет» и др.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?» и др.
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др. В особую, четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — не летает», «Белого и черного не называть» и др.
Из словесных игр очень интересными для развития словаря являются игры-предположения. Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Игры-загадки широко используют, как словесные игры при словарной работе с детьми. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Для формирования словаря в старшем дошкольном возрасте широко используют такие словесные дидактические игры, как например «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п.
Некоторые словесные игры, в том числе народные, с успехом проводятся и в младших группах.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Таким образом, в современных дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу «Методика развития словаря».
Уважаемые студенты!
Обращаю Ваше внимание на то, что представленные ниже слайд – лекции по модулю «Методика развития словаря» позволят вам получить дополнительную консультацию при изучении теоретических вопросов модуля (дидактические игры и упражнения по обогащению, уточнению и активизации словаря детей дошкольного возраста); а также помогут при подготовке домашнего задания к практическим урокам по темам:
- проведение и анализ студентами дидактических игр по обогащению, уточнению и активизации словаря в аудитории; моделирование в календарном плане воспитательной работы …
Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет вам в учёбе и для успешного прохождения практики в ДОУ!
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД.
Если вы скопировали презентацию и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
С уважением, О.Г. Гольская.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самостоятельная работа студентов Задание: заполните таблицу, используя методические пособия и учебники по ТМРР Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М/. Академия , 2000.-С 245-341. Бородич А.М. Методика развития речи детей. –М., 1981. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
Тема урока Таблица №1 План Конспект по основному источнику Конспект по дополнительным источникам 1. Значение дидактических игр на речевое развитие ребёнка. 2. Виды дидактических игр и их характеристика. 3. Методика организации и проведения дидактических игр, их усложнение. Приёмы словарной работы. 4. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
Как осуществляется словарная работа в процессе организации дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста? Прочитайте высказывание В.А . Сухомлинского: « Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» Объясните, как вы понимаете высказывание педагога. Согласны ли вы с его мнением ? Обоснуйте свою точку зрения. Вопросы на закрепление теоретического материала по теме
Домашнее задание Разработать и оформить настольно – печатную дидактическую игру по закреплению знаний детей дошкольного возраста с родным городом, краем в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента - "Край родной, земля Амурская", используя методическую литературу и учебники, электронный образовательный контент, слайд лекций, слайд тьюторинга* ( Контрольная работа по модулю "Планирование работы...nsportal.ru) ; подготовиться к проведению в студенческой аудитории.
Оформить дидактические настольно – печатные игры (2 шт.) по лексическим темам: игрушки, транспорт, одежда, обувь, школа, профессии и т.п. (по личному выбору студента). Подготовить фотоотчёт об оформлении дидактических игр, проведении их в студенческой аудитории или на практике в работе с детьми; поместить фотоотчёт на страницах электронного портфолио по предмету ТМРР.
Методические рекомендации по созданию и оформлению дидактических игр в рамках реализации краевого (национально - регионального) компонента - " Край родной, земля Амурская" Создайте концепцию игры (отталкиваясь от темы, например , по любимой книге; просчитайте математическую модель, а потом уже решите, о чём будет игра; или начните усовершенствовать любимую настолку и постепенно придумайте что-то совершенно не похожее на первоисточник и т.п.)
Продумайте тему, оформление и возрастную направленность (возраст, пол). И гра с привлекательной темой и красивым артом будет и играться чаще. Если тема и оформление не возбуждают интерес, будет очень сложно найти и сохранить аудиторию для вашей игры. Сделайте дизайн коробки и игрового поля (если вы сделаете дизайн и рисунки\фотографии к своей игре сами, то это повысит ваши шансы в разы).
Формат - желательно чтоб в игре были только стандартные элементы (карты, кубики, песочные часы, игровое поле , какие-то таблицы, схемы, особые фишки, рамки-вкладыши или разрезные картинки, токены и т.п.). Чтобы упростить и ускорить создание прототипа, позаимствуйте фишки, жетоны, карточки ресурсов и другие подобные компоненты из других игр в вашей коллекции. Как вариант, можно приобрести похожую по комплектации настольную игру и переделать её полностью.
Продумайте формулировки правил: они должны быть чёткими и охватывать все возможные игровые ситуации . Уточните точную комплектацию игры (количество и предполагаемый размер всех элементов игры ). Настольные игры для дошкольников должны быть яркими, красочными и максимально безопасными. Н а вкладыше или внутренней стороне коробки отразите: название игры, возраст; цель, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, в том числе и на активизацию словаря) – см. таблицу №2; материал; игровые правила; игровые действия; кто оформил игру (Ф.И.О. студентки, группа, специальность).
Алгоритм подготовки и оформление дидактической игры по обогащению, уточнению и активизации словаря детей дошкольного возраста Таблица 2 1. Название игры, возраст (… … …) 2. Цель, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие) - образовательные: закрепить (дать) знания о …; познакомить с...; обобщить представления по теме...; формировать понятие о ...; обеспечить понимание (усвоение) воспитанниками...; расширить (углубить) представление о...; подготовить детей к усвоению новой темы... ; сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения...; подвести воспитанников к пониманию...; обеспечить повторение (закрепление) воспитанниками основных понятий...;
обобщить и систематизировать материал по теме...; - развивающие: р азвивать внимание (на основе выделения...) в процессе...; развивать умения передавать чувства; развивать логическое мышление; развивать умение выделять главное; развивать умение сравнивать; развивать умение делать выводы; развивать мыслительные действия по аналогии; развивать умение излагать мысли; развивать эмоции; развивать познавательный интерес (активность); стимулировать проявления любознательности; развивать память; развивать самостоятельность (мышления); способствовать развитию положительных эмоций путем...; развивать воображение; развивать эмоциональное отношение к...; - воспитательные: воспитывать чувства; воспитывать эстетическое восприятие (точность и аккуратность); обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за...); содействовать трудовому воспитанию; воспитывать
Окончание таблицы №2. самостоятельность через организацию...; воспитывать духовную культуру (потребности, интересы, взаимоотношения); воспитывать культуру поведения; воспитывать экологическую культуру. Активизация словаря: 3. Материал: 4. Игровые правила: 5. Игровые действия: 6. Кто оформил игру (Ф.И.О. студентки, группа, специальность). Преподаватель: Ф.И.О.
Источники Дидактические игры по ознакомления с родным...doshkolnik.ru Дидактическая игра «Путешествие по городу» dohcolonoc.ru Дидактические игры для детей 5-7 лет kladraz.ru Картотека дидактических игр о родном городе. - Маам.ру maam.ru Картотека дидактических игр по теме: «Мой город» - PDFdocplayer.ru Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным... tmndetsady.ru Контрольная работа по модулю "Планирование работы...nsportal.ru Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» – М., 1997г. – с103-106 . Бондаренко А.М. «Дидактические игры в детском саду» - М., 1991г. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» - М., 1981г. – с139-143. Стародубова Н.А. «Теория и методика развития речи дошкольника» - М., 2006г. – с136-144.
Спасибо за внимание и работу на уроке! Преподаватель: О.Г. Гольская Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
Предварительный просмотр:
Знакомим с родным городом
Упражнения и дидактическая игра для детей 5-8 лет
(Дошкольное воспитание 8/2017, стр. 37)
В. ГРОШЕНКОВА, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии,
ФГБОУВО «Ярославский государственный педагогический университет им.
К.Д. Ушинского» г. Ярославль
Аннотация. В статье представлен комплекс речевых упражнений, направленных на воспитание у дошкольников звуковой культуры речи, на обогащение словаря и развитие связной речи. Упражнения могут быть использованы в образовательных областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» (согласно ФГОС ДО).
Ключевые слова. Развитие речи, ознакомление с родным городом, дидактические игры и упражнения, дети дошкольного возраста.
Дидактические упражнения по ознакомлению дошкольников с родным городом - одно из важных направлений патриотического воспитания, а также средство речевого развития на разных уровнях (фонетический, лексический, грамматический, связная речь). Методические приемы: просмотр фотографий (достопримечательности Ярославля) и презентаций (архитектурные памятники, улицы города); экскурсии, посещение спектаклей, выставок, цирка, дельфинария, путешествие по детской железной дороге, чтение стихотворений, сказок о Ярославле, работа с разрезными картинками, собирание пазлов.
Упражнения
1. Любимые места
Цели. Расширять знания о достопримечательностях города. Обогащать речь существительными.
Воспитатель называет известные места города (цирк, театр, дельфинарий, планетарий, кинотеатр). Необходимо определить, о каком объекте идет речь, и найти соответствующую фотографию.
Вариант. Воспитатель называет какую-либо достопримечательность или показывает фотографию, а дети должны придумать слова, которые связаны с этим местом. Примерный речевой материал Цирк (артисты, билеты, дрессировщики, клоуны); театр (артисты, зрители, зал, спектакль); дельфинарий (бассейн, дельфины, киты, морские котики); планетарий (звезды, телескоп, планеты); кинотеатр (зал, билеты, контролер, мультфильмы).
2. Вопросы Почемучки
Цели. Учить строить сложносочиненные предложения с придаточным причины. Обогащать словарь. Развивать логическое мышление.
Воспитатель бросает мяч кому-либо из детей и предлагает продолжить предложение о родном городе.
Примерный речевой материал
Ярославцы любят свой город, потому что...
Туристы часто посещают Ярославль, потому что...
На его гербе изображен медведь, потому что...
Из Ярославля можно попасть в другой город, потому что...
В городе можно узнать о жизни зверей и птиц других стран, потому что...
Дети и родители любят ходить в зоопарк, потому что...
На Богоявленской площади установлен памятник Ярославу Мудрому, потому что...
3. Чего нет в Ярославле?
Цели. Обогащать словарный запас. Учить употреблять форму единственного числа родительного падежа имен существительных. Формировать умение отвечать на вопросы.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на предметные картинки и фотографии, сказать, чего из этого нет в Ярославле.
Примерный речевой материал
Дельфинарий, цирк, театр, океанариум.
Автобус, метро, троллейбус, трамвай.
Теплоход, лайнер, катер.
Улица Свободы, Московский проспект, площадь Челюскинцев, улица Таврическая.
Кинотеатр «Родина», театр кукол, зоопарк, космодром.
4. Узнай место по описанию
Цели. Обогащать словарный запас. Развивать память, связную речь.
Воспитатель предлагает детям послушать описание одного из мест Ярославля. Необходимо его определить по фотографиям (театр юного зрителя, парк Тысячелетия, музей-заповедник, речной вокзал, набережная, Стрелка). Затем просит придумать описание какого-либо известного в городе места, остальные дети отгадывают.
Примерный речевой материал
Там показывают разные спектакли для детей. Зрители находятся в большом зале и внимательно смотрят представление. (Театр юного зрителя.)
Это место для прогулок гостей и жителей города. Здесь много дорожек, по которым можно ездить на велосипеде. Есть памятник медведю. (Парк Тысячелетия.)
Здесь любимое место гостей и жителей города. На этой территории живет медведица Маша. (Ярославский музей-заповедник.)
Отсюда можно отправиться в другие города нашей страны. Часто здесь останавливаются теплоходы и прогулочные катера. (Речной вокзал.)
Очень красивое место. Можно увидеть храмы, фонтаны, беседки. Здесь сливаются две реки - Волга и Которосль. (Набережная и Стрелка.)
5. Удивительный город
Цели. Обогащать речь прилагательными. Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Детям необходимо ответить на вопросы воспитателя о родном городе, правильно подобрав слова-признаки.
Примерный речевой материал
На набережной весной включают фонтаны. Какие? (Музыкальные, цветные.)
Над Волгой летают чайки. Какие? (Белые, большие.)
Ярославль стоит на реке Волга. Река какая? (Широкая, красивая.)
В цирке и дельфинарии показывают представления. Какие? (Интересные.)
В зоопарке живут звери. Какие? (Хищные, редкие.)
На улицах города много людей. Каких? (Незнакомых, веселых.)
6. Правда или нет?
Цели. Закреплять знания о городе. Учить находить неточности в предложении. Развивать слуховое внимание.
Воспитатель предлагает детям поиграть: если ребенок согласен с утверждением, он ловит мяч.
Примерный речевой материал
Волга замерзает зимой. В Ярославле шесть районов. Наш город основал Владимир Мономах. В Ярославле есть океанариум. В городе много памятников известным людям. На его гербе изображен лось. В городе есть музыкальные фонтаны.
7. Скажи наоборот
Цель. Упражнять в подборе слов-антонимов.
Воспитатель произносит предложение, в котором необходимо выделить нужное слово, заменить его на слово с противоположным значением.
Примерный речевой материал
Река Волга -узкая (широкая). Река Которосль - мелкая (глубокая).
Ярославль красив ночью (днем). Ярославцы любят гулять по набережной в холодную (теплую) погоду. Грустные (веселые) люди гуляют по улицам города.
8. Подарки городу
Цели. Развивать слуховое внимание. Формировать умение выделять первый звук в слове.
Воспитатель рассказывает: Ярославлю в честь 1000 -летия подарили много подарков. Просит назвать их. Для этого необходимо произнести слово, которое получится из первых букв названий предметов, встречающихся на картинках.
Примерный речевой материал
Пальто, аист, рыба, крот (парк); палка, лось, аист, нитки, ель, трава, аист, рыба, иголка, йогурт (планетарий); зонт, осень, обруч, палка, аист, ручка, крот (зоопарк).
9. Реки Ярославля
Цели. Активизировать словарь. Учить согласовывать существительные и прилагательные. Развивать память, внимание.
Материалы. Фотографии с изображением рек Волги и Которосль, мяч.
Дети передают мяч по кругу, при этом к предложению добавляют слово.
Примерный речевой материал
Волга - река. Волга - широкая река. Волга - широкая красивая река. Волга - широкая, красивая, глубокая река. Волга - широкая, красивая, глубокая река в Ярославле.
Которосль - сестра Волги. Которосль -младшая сестра Волги. Которосль - младшая любимая сестра Волги. Которосль - младшая любимая сестра реки Волга. Которосль - младшая и любимая сестра большой реки Волга.
10. Прогулка по Ярославлю
Цели. Закреплять знания об основных объектах города. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ-описание.
Материалы. Фотографии: набережная, храмы, фонтаны, беседки, речной вокзал, теплоход, Волга.
Воспитатель говорит, что Ярославль каждый день посещает много туристов, предлагает вспомнить основные достопримечательности, показывает фотографии. Затем просит детей ответить на вопросы с опорой на фотографии. Далее дети повторяют рассказ-описание.
Примерный речевой материал
Гости Ярославля гуляют (где?). Они любуются (чем?). Больше всего им нравится (что?). Затем они идут (куда?) и садятся (на что?). Они плывут (по чему?). С палубы им открывается красивый вид. Гости любуются (чем?). Затем они возвращаются (куда?).
Дидактическая игра «Мой Ярославль»
Цели. Обогащать, активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи (морфологический и синтаксический). Развивать память, внимание.
Материалы. Четыре игровых поля, предметные картинки (изображение основных объектов Ярославля).
Воспитатель раздает детям игровые поля (по числу участников) с фотографиями архитектурных памятников, улиц, набережной Ярославля.
Далее называется объект, изображенный на картинке. Игроки ищут его и закрывают, если такая фотография есть у них на поле.
Игра продолжается до тех пор, пока все фотографии на игровом поле не будут закрыты. Затем дети обмениваются картинками.
Вариант. Изготавливается два комплекта картинок. Они перемешиваются и переворачиваются. Дети по очереди открывают картинку. Если попадаются две одинаковые, ребенок берет их. Выигрывает тот, кто больше соберет таких комплектов.
Примерный речевой материал
Фотографии
I. Прогулка по Ярославлю (фото 1-6)
I. Стрелка. 2. Речной вокзал. 3- Успенский собор. 4- Церковь Ильи Пророка. 5- Волжская набережная. 6. Железнодорожный вокзал «Ярославль-Главный».
II. Места отдыха ярославцев
- Зоопарк. 2. Планетарий. 3- Театр юного зрителя. 4- Детская железная дорога. 5- Цирк. 6. Театр имени Федора Волкова.
III. Памятники в Ярославле (фото 7-м)
- Медведь. 2. Ярослав Мудрый. 3- Постовой. 4- Федор Волков. 5- Петр и Февронья. 6. Медведь-рыбак.
IV. Мои любимые улицы
- Первомайская улица. 2. Улица Кирова. 3- Советская площадь. 4- Московский проспект. 5. Проспект Толбухина. 6. Улица Свободы.
Источники
- Баршевская ИМ. Твои знакомые улицы. Ярославль: Канцлер, 2008.
- Букарина Е.П. Люблю тебя, мой Ярославль! Метод, рекомендации для занятий по краеведению в дошкольных образовательных учреждениях. Ярославль: Академия развития, 2007.
- Булатова М.В. Образовательная программа. Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в детском саду: Сборник метод, материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам доп. образования. Ярославль: Пионер, 2006.
- Климова Т.Н. Малышам о Ярославле: Сборник сказок для детей 6-8 лет. Ярославль, 2010.
- Нянкобский М.А. Азбука для маленьких ярославцев. Ярославль: Академия развития, 2007.
- Рядуль В.Я. Город-красавец на Волге стоит: История Ярославля в стихах и рисунках. Ярославль: Бизнес-Пресс, 2006.
- Трофимова М.В. Музейка. Увлекательное путешествие по музеям города Ярославля: игровой путеводитель. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002.
We are acquainted with our native city
Exercises and didactic game
for children 5-8 years old
V. GROSHENKOVA
Annotation. The article is devoted to the development of preschool children speech. As part of the article provides a set of verbal didactic games and exercises used in the familiarization with the city of Yaroslavl. The developed content is aimed at raising the sound of speech, vocabulary development, the formation of grammatical correctness of the child's speech development of coherent speech of preschool children.
Presented a set of exercises can be successfully applied in the framework of teachers organized educational activity of senior preschool children according to federal state educational standards of preschool education in the «Speech development» areas, «Social-communicative development», «Cognitive development».
Keywords. Language development, acquaintance with his native city, educational games and exercises, the children of preschool age.