Дидактический материал к лексической теме: " Домашние электроприборы"
В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме "ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ", направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи, развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.
Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.
Дети должны знать:
- назначение основных электроприборов в доме;
- почему они так называются;
- как с ними обращаться.
Расширение словарного запаса детей:
названия: электроприборы, телефон, радио, видеомагнитофон, электроплита, тостер, микроволновая печь, телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, настольная лампа, торшер, ночник, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, микроволновая печь, тостер, кухонный комбайн, овощерезка, электромясорубка, стиральная машина, кофемолка, электроплита, фен, вентилятор, морозильник, техника, провод, розетка, вилка, электричество, электростанция, гидростанция, атомная станция;
признаки: цветной, черно-белый, большой, маленький, мощный, сверкающая, современный, холодный, паровой, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, блестящий, двухкамерный, горячий, стиральная, моющий, электрический, бытовой, микроволновая, электрический, опасный, хрустальная, низкий, теплый.
действия:помогают, освобождают, показывает, включается, выключается, записывает, светит, освещает, играет, греет, морозит, замораживает, взбивает, поджаривает, режет, месит, перемешивает, гладит, отпаривает, подогревает, размораживает, жарит, печет, перемалывает, моет, ополаскивает, стирает, сушит, пользоваться, смотреть, слушать, танцевать, чистить, пылесосить, печатать, играть, смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, готовить, разогревать, доставать.
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)
Телефон — телефончик,
пылесос— пылесосик,
торшер — торшерчик,
лампа — лампочка,
холодильник — холодильничек,
утюг — утюжок,
магнитофон — магнитофончик,
плита — плитка (плиточка).
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много»
Телевизор — телевизоры — телевизоров,
магнитофон — магнитофоны — магнитофонов,
пылесос — пылесосы — пылесосов,
люстра — люстры — люстр,
телефон — телефоны — телефонов,
радио — радио — радио,
торшер — торшеры — торшеров,
лампа — лампы — ламп,
компьютер — компьютеры — компьютеров,
холодильник — холодильники — холодильников,
утюг — утюги — утюгов,
машина — машины — машин,
плита — плиты — плит,
техника — техника — много техники,
провод — провода — проводов,
розетка — розетки — розеток,
печь — печи — печей.
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров,
одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр,
один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.
Образование существительных в родительном падеже «Скажи со словом "нет"»
Телевизор — нет телевизора;
магнитофона, плиты, пылесоса, люстры, телефона, радио, торшера, лампы, компьютера, обогревателя, холодильника, миксера, утюга, стиральной машины, микроволновой печи, электроплиты, тостера, фена, вентилятора, морозильника.
Согласование слов по типу управления «Закончи предложение
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).
Лексический строй речи
Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи «Беседа по теме»
Какие вы знаете электроприборы? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.)
- МИНУТКА ОТДЫХА
Полюбуйся, посмотри —
Полюс северный внутри!
Там сверкают снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник.)
Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос.)
Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые —
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые —
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический ... (утюг).
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)
Итоговый день по лексической теме "Домашние электроприборы" для детей 5-6 лет
При планировании итогового дня необходимо учитывать ряд требований:
- наиболее результативным является сценарный вариант планирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает полную преемственность в работе обоих педагогов, узких специалистов (автор предоставляет вам возможность мотивацию продумать самим, а основных героев подсказал);
- тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планирования, поскольку параллельно решаются другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;
- для детей младшего дошкольного возраста ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;
- игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок, в роли которых выступают воспитатели. Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персонажей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами перевозбуждения детей и их расторможенности;
- важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по теме;
- необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в утреннее время в старших группах).
Основные цели дня
Выявить объем представлений, знаний, умений, навыков детей по изученной лексической теме. Активизировать словарь по теме (названия, признаки, действия). Оценить умение использовать полученные знания в разных видах деятельности. Выявить область познания, требующую уточнения, повторения.
Ожидаемый результат изучения темы
Дети должны знать: назначение основных электроприборов в доме; то, что все электроприборы работают от электричества; правила обращения с электроприборами.
Дети должны уметь: использовать полученные знания в решении проблемных задач, заданий педагога; употреблять в речи накопленный активный словарь по теме.
Материалы. Игровые панно, игрушки, оборудование для сюжетно-ролевых игр, каталоги товаров, рекламные плакаты, картинки с изображением электроприборов (электробритва, фен, стиральная машина, холодильник, миксер, кофемолка, кухонный комбайн, микроволновая печь, чудо-печь, морозильник, электроплита, тостер, соковыжималка, посудомоечная машина, блендер, электрочайник, овощерезка, электромясорубка, телевизор, магнитофон, люстра, видеомагнитофон, вентилятор, кондиционер, музыкальный центр, сотовый телефон, электрические часы, пылесос, утюг, электрогладилка, компьютер, электрическая пишущая машинка).
Основной игровой персонаж - мальчик Электроник.
Первая половина дня. Утро
- Вводная беседа
Цели: настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно основные этапы дня2.
Оборудование квартиры для Электроника
Цели: знать о размещении разных электроприборов в квартире в зависимости от их назначения; уметь зонировать помещение групповой комнаты, как квартиры; размещать в разных зонах электроприборы удобно для пользования, используя оборудование игрового уголка, мебель, полки, картинки — заместители розеток; объяснять свои действия3.
- Утренняя гимнастика «Мы — электроприборы»
Цели: знать об особенностях работы разных домашних электроприборов; уметь представлять их в воображении; выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво.
* * *
Бег — ток бежит по проводам; бег цепочкой — длинные провода от одной опоры до другой; ходьба на носочках с высоко поднятыми руками — опора ЛЭП, вращение руками — вентилятор; попеременное движение руками перед собой вверх- вниз, ладони рук параллельно друг другу — овощерезка, сидя, наклоны туловища вперед — соковыжималка, лежа, «велосипед» — стиральная машина; лежа — электротренажер, наклоны вперед — пылесос-, мелкие движения пальцами — печатание на компьютере или электрической пишущей машинке, прыжки — из тостера выскакивают поджаренные ломтики хлеба; прыжки с кружением — тестомешалка, лежа расслабление — расплавленный сыр в микроволновой печи, бег — зарядка сотового телефона; бег по спирали — миксер, ходьба скользящим шагом — утюг.
Упражнения сопровождаются различным звукоподражанием.
- Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Домашние помощники»
Цели: знать название и назначение домашних электроприборов; способы обращения с простыми электроприборами, меры безопасности при работе с ними; уметь называть действия, совершаемые приборами, рассказывать о них, выделяя главные признаки, группировать их по назначению, по сложности использования, выделять объекты воздействия приборов.
* * *
Дети отгадывают загадки Электроника по выбору воспитателя.
Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет, в пузырек под потолок: ночью в комнате денек! (Лампа.)
Она сказала тихо: «Хвалиться я не смею. Конечно, я не солнце и даже не луна. Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею, чтоб жизнь была светлее, когда я включена». Прислушаться и нам бы к рассказу скромной... (лампы).
Она висит под потолком, ее подвески из стекла. Ее мы включим вечерком, и станет комната светла. (Люстра.)
Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос.)
Вот так чудо! Он со вкусом может кушать пыль и мусор! И жужжит, как сотня ос, работяга... (пылесос).
Я вдыхаю много пыли, чтобы вы здоровы были. (Пылесос.)
Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит, как лайнер «Ту». Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос.)
Он сосет и пыль, и сор, чистит кресло и ковер. В доме мусор соберет и ни разу не чихнет. (Пылесос.)
Полюбуйся, посмотри — полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник.)
И зимой, и летом — холод в нем и лед. Рыбу, суп, котлеты он нам сбережет. (Холодильник.)
Из горячего колодца через нос водица льется. Включишь, сразу закипит, сам отключится, молчит. (Электрочайник.)
Чаю выпить захотим, в нем мы воду вскипятим. (Электрочайник.)
Из холодной резины, а греть нас умеет. Включите в розетку, она и согреет. (Электрогрелка.)
Я не хвастая скажу: «Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — с морщинками, со складками. Уходят очень милые — веселые и гладкие! Значит, й надежный друг, электрический»... (утюг).
Если смяты складки брюк, то поможет нам... (утюг).
Словно быстрый пароход, я скольжу по глади. Можно воду в меня лить, чтобы лучше гладить. (Утюг.)
Соберу рубашки, майки и скажу ей: «Постирай-ка! В барабане покрути, белье чистым возврати!» (Стиральная машина.)
Я видал его не в клетке, не в гнезде и не на ветке. Он на столике стоял, все, что слышал, повторял. (Магнитофон.)
Вот так дом — одно окно. Каждый день в окне кино! (Телевизор.)
Все жужжит и жужжит, без умолку зерна кофе крошит. (Кофемолка.)
Она помощница моя, на ней обед готовлю я. От электричества включаю, на ней варю я, парю, жарю. (Электроплита.)
Люблю я жать и выжимать и сок на завтрак всем давать. (Соковыжималка.)
Мясо быстро я верчу, в фарш его перекручу. (Электромясорубка.)
- Задания «Помоги маме быстро выполнить работу»
Дети получают картинки с изображением ручного труда и разных электроприборов. Они должны быстро подобрать к картинке с изображением ручного труда картинку с соответствующим электроприбором и рассказать, как он действует.
Сгруппировать электроприборы по месту использования и объяснить, почему они нужнее на кухне, или в ванной, или в зале, или в кабинете.
Дорисовать недостающие детали электроприбора.
К конкретному электроприбору подобрать предметы, на которые направлено его действие (стиральная машина — грязное белье, утюг — мятое белье, кофемолка — зерна кофе, пылесос — мусор и т.п.), назвать действие.
Через пантомимику изобразить какой-то электроприбор, рассказать о себе (как называюсь, что с помощью меня делают, из каких частей состою, из какого материала сделан, как мной управлять).
Прогулка
- Игры с мячом «Закончи мое предложение»
Цели: уметь правильно называть электроприборы; внимательно слушать педагога, быстро реагировать на его слова; ловить мяч, не прижимая к груди.
* * *
Мама стирает белье в... (стиральной машине).
Папа чистит ковер... (пылесосом).
Дочь гладит одежду... (утюгом).
Бабушка поджаривает хлеб в... (тостере).
Мама взбивает крем... (миксером).
Дедушка достает на кухне молоко из... (холодильника).
Даша варит щи на... (электроплите).
Аня смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по... (телевизору).
Юра вечером читает книгу под настенной... (лампой).
Мама сушит мокрые волосы... (феном).
- Сюжетно-ролевая творческая игра «Семья»
Цели: уметь использовать в игре панно с изображением электроприборов; придумывать развитие сюжета, договариваться, развивать игровой диалог; обыграть роль электрика.
Материалы: панно с изображением электроприборов, игрушечные и настоящие неработающие электроприборы.
Правила. Педагог, как равный игровой партнер, также исполняющий одну из ролей, предлагает детям разыграть ситуации: получения новой квартиры, покупки электроприборов в специальном 'магазине, (продавец рекламирует свой товар, а покупатели объясняют, что они хотят купить и для чего), оборудования комнаты, в которой живет семья, поломки электроприборов и вызова электрика и мастера по ремонту.
Вторая половина дня.Вечер
- Дидактическое упражнение «Что будет, если...»
Цели: знать правила обращения с электроприборами; уметь вербально выстраивать цепь событий по речевой схеме «если... то».
* * *
Дети отвечают на вопросы по выбору педагога.
Что будет, если во всем доме отключат электричество?
Что будет, если не выключить утюг?
Что будет, если электроприборы не выключать?
Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?
Что будет, если включить неисправный электроприбор?
Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд? "
- Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого еще нет»
Цели: уметь проявлять творческое мышление, соединять несколько приборов в один, придумывать новые функции имеющимся приборам, изображать придуманное в схематичном рисунке, рассказывать об этом.
- Сюжетно-ролевая творческая игра «Готовимся к приему гостей»
Цели: уметь планировать игровые действия по сюжету, распределять роли и действия, использовать в игре предметы-заместители, панно, игрушки-электроприборы; использовать $ диалоге названия электроприборов, действия с их помощью.
Правила. В вечернее время педагог предлагает детям продолжить играть в семью, пригласить гостей, устроить праздник. На правах равного игрового партнера определяет, к какому празднику они будут готовиться, что нужно купить, как будут развлекать гостей. Дети отбирают необходимые атрибуты: игровые панно, игрушки, игрушки-заместители (для приготовления обеда, музыкальные, для приведения себя в порядок). Педагог наблюдает за тем, правильно ли дети называют электроприборы и используют ли их по назначению. Создает несколько проблемных ситуаций по правилам безопасности.
- Дидактическая игра «Испечем пирожки в чудо - печке»
Цели: знать способ изготовления пирожков, особенности работы чудо - печки; помогать педагогу на всех этапах выпечки; сопровождать речью все свои действия.
Правила. Педагог предлагает детям по случаю какого-либо праздника и прихода гостей испечь пирожки. Дети вместе с ним лепят их из готового теста (можно приготовить самим, если оно не дрожжевое) с разной начинкой. Дети могут проявлять творчество в выборе формы пирожка или булочки. Одновременно педагог закрепляет знания детей о том, как готовится тесто, из каких составляющих, чем можно наполнять пирожки, почему их надо крепко соединять, чтобы не было дырочек, какие условия нужны, чтобы испеченные пирожки были пышными и вкусными. Показывает детям чудо-печку, рассказывает об ее устройстве, правилах обращения с ней. Ставит противень с пирожками в печку, наблюдает с детьми за выпечкой. Просит детей рассказать гостям, как они пекли пирожки.
- Дидактическая игра «Назови нарисованные приборы»
Цели: уметь быстро находить изображение прибора в зашумленном рисунке (когда один эскиз наложен на другой), называть его.
Правила. Педагог предлагает детям рисунки, на которых контуры разных электроприборов (4—5) наложены друг на друга. Примеры зашумленных рисунков можно найти в литературе по диагностике восприятия дошкольников. Дети должны назвать все электроприборы, которые спрятаны на картинках, обводя их контур. Затем педагог раздает готовые контуры приборов и предлагает детям самим сделать подобные рисунки, поменяться ими и отгадать, у кого что получилось.
- Дидактическая игра «Магазин электротоваров»
Цели: знать разновидности электротоваров; уметь рассказывать об отличительных особенностях и функциях разных видов электротоваров.
Правила. Педагог играет роль продавца, а дети изображают покупателей. Чтобы сделать покупку, надо ее назвать, рассказать, для чего она используется, чем отличается от других сходных. Эту игру можно объединить с сюжетно-ролевой игрой «Семья».
- Дидактическая игра «Чудо рядом»
Цели: знать о работе ТЭС, ГЭС, АЭС, солнечных ЭС; уметь обобщать главные признаки электроприборов.
- Контрольные вопросы. Какие электроприборы вы знаете? Для чего нужен каждый из них? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? Как ток доходит от электростанций, гидроэлектростанций, атомных станций до каждого дома? Какое приспособление в доме дает возможность подключить электроприбор к электрической сети? Почему, прежде чем гладить, утюг надо включить в розетку? Почему детям нельзя трогать розетки? Почему электроприборы требуют осторожного обращения? Зачем люди создали электроприборы?
- Список литературы
Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. —М.: Просвещение, 1972.
Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. Комплект листов для выполнения заданий ребенком. — М.: Акалис, 1995. — Серия «Опыт работы практического педагога».
Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа-Пресс, 1999.
Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. — М.: Гном-Пресс, 1998.
Кравченко И. А Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. — М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. — 64 с. — Серия «Опыт работы практического педагога».
Лопухина И. С. Логопедия. — М.: Аквариум, 1995.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1988.
Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. — М.: Просвещение, 1972.
Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1968.
Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 1987.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. — М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.
Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Ч. 2. — М.: Просвещение, 1991.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). — М.: Альфа, 1993.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М.: Министерство образования РСФСР, 1993.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1981.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу.