Методика диагностики состояния фонематических компонентов речи детей в возрасте 4 - 7 лет.(3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К.)
Возраст: дети дошкольного возраста 4-7 лет.
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками
Инструкция: «Давай поиграем в игру "Эхо". Я буду говорить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.
4 года
ба-па па-ба ва-ка ка-ва ба-ма да-га
ка-га га-ка ня-на на-ня ма-ба та-да
5 лет
ба-па-ба па-ба-па да-та-да та-да-та та-тя-та ша-жа-ша
га-ка-га ка-га-ка за-са-за са-за-са та-тя-та жа-ша-жа
6 лет
са-ша-са ша-са-ша са-ца-са ца-са-ца
ча-тя-ча тя-ча-тя ща-ча-ща ча-ща-ча
Оценка:
3 балла — воспроизводит слоги без ошибок;
2 балла — неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;
1 балл — неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;
0 баллов — неправильно воспроизводит все слоги.
2. Дифференциация оппозиционных звуков в словах
Инструкция:«Покажите картинку, на которой нарисованы бочки, а теперь ту, на которой нарисованы почки». Так ребенку предлагаются все пары картинок.
1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в предложении (покажи картинки)
4 года 5 лет 6 лет
дом-дым почка-бочка катушка-кадушка
мышка-мишка трава-дрова крот-грот
уточка-удочка корка-горка мышка-мошка
2. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в предложении (покажи картинки)
4 года
коса-коза
миска-мишка
малина-Марина
5 лет
суп-зуб
чёлка-щёлка
галка-галька
6 лет
касса-каша
щука-чурка
лук-люк
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущено 1-2 ошибки;
1 балл — допущено 3-4 ошибки;
0 баллов — неправильное выполнение 5 и более заданий.
3. Определение наличия заданного звука в слове
Инструкция:«Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове зарычит тигр [р-р-р-р], подними флажок».
Воз раст | Задание | Речевой материал |
4 года | Выделить заданный звук [р] из слов | Майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамида, рак, лимон. |
5 лет | Выделить начальный ударный гласный из слов | Астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра. |
6 лет | Выделить конечный согласный из слов | Кот, сук, сом, грач, малыш, лимон, сироп, лещ. |
Выделить первый согласный звук в словах | Мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука. | |
Определить последовательность и количество звуков в слове | Мак, суп, каша, рыба. |
Возраст | Задание | Речевой материал |
6 лет | Назвать слова на заданный звук | На звук [а] |
| ||
На звук [у] | ||
|
Оценка:
3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.
4. Выделение ударного гласного звука в начале слова
Инструкция: «Назови первый звук в слове "Аня". Какую первую букву напишем в этом слове?» Ребенку дается карандаш.
Оценка: 3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.
5. Определение последнего согласного звука и первого согласного звука в слове
Инструкция: «Назови последний звук в слове "кот"».
Оценка:
3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — неправильно выполнено 1-2 задания;
1 балл — неправильно выполнены 3-4 задания;
0 баллов — неправильно выполнены 5 и более заданий.
6. Звукобуквенный анализ слов
Инструкция: «Послушай слово "мак". Какую первую букву напишем? А следующую какую? И последнюю? Сколько всего букв в слове?» Ребенок не пишет, а только называет буквы и загибает пальцы.
Оценка:
3 балла — сделан правильный анализ всех слов;
2 балла — сделан правильный анализ 3 слов;
1 балл — сделан правильный анализ 1-2 слов;
0 баллов — анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.
7. Называние слов на заданный звук
Инструкция: «Я умею придумывать слова со звуком [и], например Ира, Инна, игрушка, ириска. Давай вместе придумаем несколько слов со звуком [а].
Оценка:
3 балла — подобрал 4 слова;
2 балла — подобрал 3 слова;
1 балл — подобрал 1-2 слова;
0 баллов — не смог подобрать или назвал слова, в которых нет требуемого звука.
Литература.
3aйцевa Е. C., Шептyнoвa B. К. Tестoвaя метoдикa обследования речи детей в вoзpacтe 4-7 лет. - СПб.: КАРО, 2012- 72 c.
"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу - «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».