Главные вкладки
Мозоль Любовь Николаевна
сайт воспитателя КГКСКОУ СКШИ 8 вида
Профессия: Учитель начальных классов, старший пионерский вожатый
Профессиональные интересы: специальная психология, коррекционная педагогика, нетрадиционные здоровьесберегающие технологии
Увлечения: фотошоп, декупаж, шерстяная акварель, работа с бросовым материалом
Регион: Хабаровский край
Населенный пункт: п. Ванино, Ванинский район
Место работы: КГКОУ ШИ 11
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/mozol-lyubov-nikolaevnaЖивут лишь те , кто творит добро. Добро , которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе, потому что, это единственно верное средство быть счастливым.
Детство, детство, ты куда ушло?
Вы, уважаемые ровесники, наверное, хорошо помните, что в годы нашего далекого детства, любая девчонка и любой мальчишка мечтали стать космонавтами. Ничем не отличалась от своих сверстников и я, маленькая, хрупкая деревенская девчонка с черными, как смоль глазами.
Помню, незадолго до поступления в первый класс, прибежала вечером с улицы домой и давай взахлеб рассказывать родителям, каким я буду удивительным космонавтом и куда я полечу, не имея ни малейшего представления, ни об одной звезде. Да что там о звезде, не зная даже, что такое Луна. Родители, улыбаясь, переглянулись и чуть ли не в один голос сказали: «Чтобы стать космонавтом, надо будет учиться только на «четыре» и «пять». С плохими оценками в космонавты не берут». Вот так, не имея специального образования, обычные деревенские жители, мои мама и папа наметили мою ближайшую, целенаправленную перспективу развития.
И я старалась учиться на «четыре» и «пять».
Как-то мой младший братишка, ему было тогда около двух лет от роду, каким-то образом забрался на мой стул, раскрыл тетрадь и «расписался» на нескольких листах тетради. Моему горю не было предела. Пробовали с мамой стереть его каракули, но ухитрились измять тетрадные листочки. Тогда, поздно вечером, после того, как встретили стадо коров, взявшись с мамой за руки, мы пошли на другой конец села, где жила моя первая учительница – Любарская Елизавета Ивановна. Я не могла себе представить, как бы я пошла в школу с мятыми листами и, поняв мое состояние, мама пошла со мной к учителю за советом, как же нам исправить это досадное недоразумение. А вернувшись от учителя, я сидела и до полуночи переписывала эти измятые листочки.
Сейчас пишу и вижу, как слегка высунув язычок, неуверенно, дрожащей рукой (все-таки 1-ый класс!) маленькая темноволосая и черноглазая девчонка переписывает испорченные строки.
Первую свою двойку я получила в десять лет. Надо же было так случиться, что перед зимними каникулами я сильно заболела. Приступообразный кашель бил и бил, в глазах все плыло, в голове стучал набат, а в ушах шумело. А в школу идти надо, т.к. в этот день был диктант. Меня несколько раз отпускали с урока попить воды, чтобы сбить приступ кашля, а, придя в класс, я вновь и вновь начинала кашлять.
И вот, в мой день рождения (самый первый день после зимних каникул), я открываю тетрадь и вижу… двойку.
Дома меня ждал сюрприз: отпраздновать мое десятилетие собрались все родственники (человек десять-пятнадцать). Открыв дверь, я с порога заявила: «Здравствуйте! А я получила двойку!». Слезы хлынули из глаз. Вопросы, типа, как же это могло так получиться, застыли у гостей наполовину высказанными. Все бросились меня успокаивать, а мои слезки текли и текли (откуда они только брались у маленькой девчонки!). Думаю, с этими слезами вытекала моя детская, несбыточная мечта - стать космонавтом.
В четвертом классе у нас в школе появилась новая учительница. Молоденькая, маленького ростика, худенькая девушка, только что окончившая Балашовский Государственный педагогический институт. Это сейчас у нас все университеты, да университеты, а тогда это были обычные институты. Вера Васильевна, между собой мы звали ее Верочка Васильевна. Вот эта девочка-педагог стала моим идеалом на всю мою жизнь. Я неосознанно (мне потом об этом рассказывали учителя) копировала ее взгляд, поворот головы. Копировала, как она поправляет прическу, как кладет подбородок на руку, когда с улыбкой на лице и ласковым взглядом слушает, как мы все наперебой доверяем ей свои детские тайны. Именно в этот период зародилась моя мечта стать учителем, но только таким, каким была Верочка Васильевна.
Эту мечту я воплотила в жизнь. Я действительно учитель, хотя работаю воспитателем. Может быть не совсем такой учитель, каким был мой идеал, но до сих пор мне хочется быть похожей именно на нее, на мою Верочку Васильевну.
О себе
Окончила Вольское ордена «Знак Почета» педагогическое училище №2 им. Ф.И. Панферова
Работа для меня – воздух, которым я дышу, поэтому постоянно помню о том, что мир детства целиком зависит от нас, взрослых, от душевной щедрости каждого воспитателя и стремлюсь организовать жизнь обучающихся согласно словам: «Не надо ни славы, ни мненья людей, мила мне одна лишь улыбка детей».
Общаясь и действуя с воспитанниками «на равных» (педагогика сотрудничества), стремлюсь всесторонне развивать личность воспитанника; способствовать его социально-трудовой реабилитации, компенсации дефекта; усвоению им социального опыта человечества в доступной форме. Вся моя коррекционно-педагогическая работа направлена на то, чтобы помочь реабилитироваться, и социально адаптироваться подросткамк реалиям окружающего мира, сделать их полноправными и активными членами общества, которые наравне со всеми людьми могут включиться в полноценную общественную жизнь и приносить пользу обществу. Это - основнаяцель моей трудовой деятельности. Решается она путём коррекционно-развивающей работы по направлениям: «основы гражданского самосознания» и «охрана здоровья и физическое развитие».
Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации, что значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка как гражданина. А воспитание гражданского самосознания сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. На мой взгляд, суть гражданского воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Поэтому обращаю особое внимание на создание проблемных ситуаций, в которых ребёнок может ярко проявить себя, выразить своё истинное отношение к тем или иным явлениям.
Приступая к работе над данной проблемой, хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления коррекционно – воспитательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.Учитывая возрастные особенности ребят (большая часть воспитанников – обучающиеся начальной школы), проработала вторично и изучила новую литературу:
1. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками: Методические рекомендации для воспитателей и методистов. – М.: АРКТИ, 2002. – 96 с. (Развитие и воспитание)
2. Роготнева А.В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнева. пособие для педагогов. _ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 271 с. – (Развитие и коррекция).
3. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя/ В.И. Максакова. – М. : Просвещение, 2003. – 254 с. – (Воспитание в соврем. шк.). – ISBN5-09-011764-0.
4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя)
5. Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой.- М.: ОЛМА Медиа Групп,2013. – 944 с.: ил.
6. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. –М.: ТЦ Сфера, 2008. – (Вместе с детьми).
Начинала работу с создания на занятиях теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждое занятие было наполнено радостью, улыбками, весёлыми играми и свободной («на равных») беседой с педагогом, полагая, что такая атмосфера позволит «привязать» к себе подростков. Ведь с воспитания чувства привязанностей к воспитателю, родной семье, родному интернату, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Целью моей работы по данному направлению является:
создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого учащегося;
формирование культурной и психически уравновешенной личности;
воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей действительности, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, осознания своей роли в обществе;
оказание помощи в осознании ценности семейных отношений, осознании своей роли в семье;
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Я - ГРАЖДАНИН».
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
ü формировать нравственную культуру учащихся (практических навыков культурного поведения, представления о нравственных талонах поведения, приемов саморегуляции эмоциональной и волевой сфер);
ü способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье, представлений о долге перед близкими людьми, представлений о качествах, характерных для мальчиков;
ü развивать у воспитанников интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение;
ü развивать представление об ответственности человека за сохранение природы, желание заботиться об окружающей среде, предвидение последствий своего поведения в природе;
ü знакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
Реализовывала поставленные задачи, как в ходе повседневной жизни, так и в ходе коррекционно-развивающих часов по темам: «История Ванинского района» – посещение фотовыставки. «Культура и быт народов Дальнего Востока» - посещение музея, «Край, в котором я живу», «Памятники нашего поселка» - целевая прогулка, «Наш поселок с лесами да сопками» – виртуальная экскурсия, «Моя семья – мое богатство», «Кто скоро помог, тот дважды помог» (по сказке Шорыгиной Т.А. «Хорошие помощники»), «Золотые ключики к сердцам людей», «Умеешь ли ты дружить» - мозговой штурм, «Настоящий друг», «День Матери в России», «Вежливые слова», «Ты и твои друзья», «Что такое Красная книга?», «Кто кому родня?» - птицы Красной книги», «Красная книга. Животные», «Бездомные животные», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Птичья столовая» (практическая работа), «Изучение прав ребенка на основе сказки «Дюймовочка», «Правила для воспитанных детей в школе», «Культура поведения на переменах», «Учусь быть ответственным», «Окажем школе уваженье своим достойным поведеньем» - ИКТ, «Герою войны» (кратковременный проект по изготовлению открытки к Дню Победы), «Ложь человека не красит» (по сказке Шорыгиной Т.А. «Волшебный молоток»), «Добро не умрет, а зло пропадет» – беседа о хорошем и плохом поведении на основе сказочных и былинных героев и др.
Для реализации задач по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья работаю совместно с медицинским персоналом, учителем физкультуры и психологом школы.
Целью нашей работы является:
воспитание у учащихся потребности в здоровом образе жизни, умении соблюдать гигиенические нормы и культуру быта;
формирование умения рационально организовывать свою жизнь;
использование нетрадиционных технологий в сохранении и стимулирования здоровья.
Задачи, которые нам предстояло выполнить:
ü расширять опыт сохранения и укрепления здоровья, приобщать к здоровому образу жизни;
ü углублять знания о правилах личной гигиены, формировать привычку соблюдения личной гигиены;
ü содействовать осмыслению необходимости двигательной активности, способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции;
ü формировать систему привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, привлекать учащихся к спортивно-массовой работе.
В школе-интернате созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья: во-первых, огромную положительную роль в здоровьесбережении играет дневной отдых, что позволило воспитать у ребят среднего звена привычку ежедневного дневного сна; во-вторых, в школе работает множество кружков по интересам, которые посещают мои воспитанники.
В своей деятельностиспособствую ежедневному соблюдению режима, он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей.
Большую роль отвожу подвижным играм, что способствует укреплению здоровья детей.
В своей работе применяю здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, динамические паузы, релаксационные минуты, игры разной интенсивности.
Такие доступные методы и средства позволили повысить посещаемость детей до 100%.
Проведены коррекционно-развивающие часты по темам: «Надежная защита организма», «Глаза и уши – главные помощники человека», «Рабочие инструменты» человека», «Как сохранить улыбку здоровой?», «Осанка – стройная спина», «Советы доктора Воды. Друзья Вода и мыло», «Чтобы зубы были здоровыми» - практическая работа, «Если кожа повреждена», «На стеклянной полочке», «Чистота и здоровье», «Мамины защитники» - спортивные игры на свежем воздухе, «Режим дня школьника», «Культура поведения на переменах», «Я пришел из школы», «Чем заняться после школы», «Сон – лучшее лекарство», «Умей организовать свой досуг», «Питание и здоровье», Встреча с мед работником «О пользе и вреде продуктов», «Правила поведения за столом», «Я выбираю кашу», Информационно-познавательный час «Витаминка» - ИКТ, «Сколькими способами можно есть хлеб» - игра-соревнование, «Опасность в нашем доме», «Как вести себя на улице», «Чтобы огонь не причинил вреда», «Чем опасен электрический ток?», «Если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет», «Чужая собака. Опасна ли она?», «Причины и признаки болезни», «Какие врачи нас лечат», «Какие лекарства мы выбираем», «Домашняя аптечка», «Отравление лекарствами», «День подвижных игр»и др.
«Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Развивать его двигательные умения – развивать ум, слух, внимание…». (А. Р. Лурия)
Формирование навыков речевого общения с окружающими и устной речи у
наших воспитанников происходит в течение всего времени, проводимого в стенах школы-интерната.
В своей работе уделяю внимание развитию мелкой моторики ребёнка, т.к. тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи детей. Практикую с этой целью пальчиковые, настольно-прикладные игры, пазлыи оригами.
В свободное время дети любят заниматься различными видами творчества: рисование, аппликация, работа с бросовым материалом и т.д. Созданию творческой деятельности способствовало желание расширить потенциал воспитанников. В процессе работы дети закрепляют такие понятия как «линия», «цвет», «форма», «объем»; закрепляют знание времен года, природных явлений; народные обычаи и празднования и т.д. Дети просто увлекаются доступным им на данный момент материалом. Моя задача состоит в том, чтобы направить практические действия, помочь лучше представить, осознать, что ребенок делает, какой получит результат и дать ненавязчивую познавательную информацию.
Одним из методов моей работы является сказкотерапия. Сказкотерапия -наиболее подходящий интересный материал, как для упражнения речи, так и для коррекции качеств личности моих воспитанников.
Работа с мандалой позволяет воздействовать, регулировать психическое здоровье ребят, ведь каждый рисунок отражает их внутреннюю жизнь на данный момент. Вцелях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения используюраскрашивание готовых мандал-раскрасок. Описывая свою работу, ребенок учится излагать мысли вслух, развивается его монологическая речь, формируется умение составлять рассказ.
Продолжаю внедрять опыт работы Байковой З.Х. по разыгрыванию ситуативных задач, где стараюсь поочередно занять по возможности всех детей, не отбирая, кто лучше говорит и запоминает, а кто хуже. Такой подход к воспитанникам рано или поздно даст свои положительные результаты.
Широко применяю социо-игровую технологию для развития коммуникативных навыков, способствующую активизации самостоятельности и инициативы ребёнка, развитию его творческих способностей.
Работа в интернате позволяет мне самой поставить цель своих действий, искать пути возможных решений, чувствовать свободу выбора знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.
Мои воспитанники охотно посещают «Воскресную школу» на территории церкви, часто рассказывают о своих успехах, делах в школьной жизни. Ребята активно участвовали в открытом занятии: «Зимняя сказка» в форме интеллектуальной игры «Умники». Многие из них активно участвуют в школьных мероприятиях, занимают призовые места в конкурсах, активно посещают спортивные кружки. Считаю, что в этом есть и моя заслуга.
Я постоянно нахожусь в поиске новых путей сотрудничества с коллегами, узкими специалистами. Являясь руководителем МОВ, оказываю посильную помощь всем, кому она нужна. Участвую и выступаю на педагогических советах.
Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Современные технологии в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья» и на модуле курсов повышения квалификации обучалась по теме: «Информационно-коммуникационные технологии как инструмент непрерывного повышения квалификации педагогических кадров».
В рамках проведения курсов повышения квалификации мною было дано открытое занятие по теме: «Зимняя сказка» в форме интеллектуальной игры «Умники и Умницы».
Веду факультатив «Основы информационной грамоты» и оказываю помощь педагогам, желающим обрести навыки работы на компьютере.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Библия, "Тени исчезают в полдень" - образ Серафимы
Постулаты С.Фельдман, выдвинутые в книге «Становление нравственной личности»
«То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.
Дети, привыкшие к критике,
Учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные,
Знают, как наказать.
Дети, в насмешках выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто стыдимые-
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан терпимостью,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ободряющим словом,
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные похвалою,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание справедливостью
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные одобрением,
Живут с собою в ладу.
Одаренные дружбой, душевным теплом -
Находят в мире любовь»
Мой взгляд на мир
«Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владение,
Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК !»
Р.Киплинг.
Жизнь – это шанс, не упусти его.
Жизнь – это красота, удивляйся ей.
Жизнь – это мечта, осуществи ее.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, так играй.
Жизнь – это любовь, так люби.
Жизнь – это тайна, разгадай ее.
Жизнь – это трагедия, выдержи ее.
Жизнь – это приключение, решись на него.
Жизнь – это жизнь, спаси ее.
Жизнь – это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит.
Не уничтожай свою жизнь.
Мать Тереза
ГОСПОДИ! Даруй мне Сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище, Тебя Всеблагого!
СВЯТОЙ ПРАВЕДНИК ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ
“ГОСПОДИ, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого”.
Народная мудрость
Мои достижения
Когда сентябрь у порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется ваша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Бессмертными идеями очерчен,
Пусть будет труд ваш честен до конца,
И вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.
И пронесут они, как эстафету,
Как память об учителе своем,
Стремленье – краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живем.
Герман Крупин
Пожелания выпускникам 2008 года МОУ СОШ №1
Ура! Закончены экзамены,
Получен аттестат сейчас…
Последний школьный бал
Рукою манит Вас.
Спешите?..
Да, конечно же, спешите…
Что пожелать вам от чистого сердца?
Выбор профессии?..
Вами он сделан…
Учебы дальнейшей?..
Она впереди…
Больше друзей вам,
Хороших, надежных
На вашем жизненном пути!
Успех и удача
В придачу,
Пусть рядышком идут!
А всем известные слова:
«Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок» -
Стороной пусть обойдут!
Пожеланий родительских не счесть…
К примеру,
Пусть всегда вам сопутствует честь!
Совесть наша – всему голова,
Подтолкнет вас
На добрые поступки и дела.
Спешите?..
Да, конечно же, спешите!
Спешите радоваться жизни
И людям отдавать тепло!
Улыбки всем вокруг дарить.
В общем,
Не прозябать, а жить!
Ну а если короче, то мы говорим:
«Будьте, ребята,
С Большой Буквы Людьми!
Моё портфолио
"Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками"
Грин А. С
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Особенно ярко выраженные девиации в поведении наблюдаются у несовершеннолетних, находящихся на воспитании в интернатных учреждениях и детских домах.
Почему же это происходит? Давайте попробуем разобраться вместе.Развитие сирот отличается от развития детей, живущих в домашних условиях (в семьях) и имеет замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей (низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение позднее формирование навыков саморегуляции и правил поведения).
Все этапы развития у них проходят с искажениями.
Дети оказываются в условиях недостаточности или специфичности социальных контактов, не соответствующих их возрасту и индивидуальным особенностям. Такую ситуацию развития называют социальной депривацией.Тяжесть её последствий зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных социальных контактов, а также от продолжительности и глубины нарушенных контактов.
Особую форму социальной депривации представляет эмоциональная депривация - лишение эмоциональных контактов с другими людьми, особенно с близкими.
Наиболее тяжелое значение имеет отсутствие контактов с матерью –материнская депривация. Она возникает от недостаточной привязанности матери к ребенку, в ситуации длительной разлуки, а также отсутствия материнского воспитания с младенчества и при лишении матери в более позднем возрасте.
Последствия материнской депривации негативно сказываются на дальнейшем развитии ребенка, и могут дать отклонения в личностном развитии.
Если ребенок в течение первого года жизни получил достаточно любви и заботы, его достаточно ласкали – он становится эмоционально уравновешенным и приобретает доверие к людям, к окружению и к миру в целом.
Если же ребенок не получил в первый год жизни должного ухода и внимания, не получил любви и заботы, то у него появляется недоверие, подозрительность к людям и к миру в целом. Он несет в другие стадии своего развития «хочу быть любимым, но у меня не получается». Этот внутренний конфликт проявляется в истерических реакциях, в психосоматических заболеваниях, смысл которых состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание и добиться любви (падает на пол, кричит…)
Ребенку очень важно иметь сенсорно-зрительные ощущения и впечатления: видеть, слышать, ощущать телесно. Лишение таких ощущений приводит к сенсорной депривации.
Зрение, слух - эта обделенная среда является губительной для детей, У ребенка не развивается своевременно речь, двигательные навыки, сообразительность, тормозится умственное развитие.
Ограничение двигательной активности называется двигательной депривацией. Впоследствии двигательная депривация. приводит к повышенной тревожности или состоянию эмоциональной вялости. депрессии.
Движение - очень важный фактор развития.
Учеными доказано, что двигательная сфера в раннем возрасте тесно связана с интеллектуальным развитием и формированием чувства и образа «Я». Это - основа самосознания.
У детей-сирот наблюдаются расстройства привязанностей. Теория привязанности описана в трудах Джона Боулби (1958 )
Основным ее показателем является «мать уходит – ребенок плачет». Если ребенок настороженно относится к незнакомым людям, это значит, что чувство привязанности сформировалось. У детей, имеющих семью, оно формируется к 7-8 месяцам жизни ребенка. Привязанность- это устойчивые эмоционально-психологические связи ребенка с любящими его людьми.
Неполноценное удовлетворение основных потребностей ребенка – прежде всего в любви - ведет к затруднению или искажению формирования у него привязанностей.
В условиях детского дома расстройство привязанностей возникает из-за крайней неустойчивости и кратковременности эмоциональных связей. Привязанность не успевает сформироваться из-за частой смены воспитателей, учителей, а также при неоднократном и недлительном помещении ребенка в разные приемные семьи, разные детские дома или школы-интернаты.
В чем же проявляются основные расстройства привязанностей? Они выражаются в устойчивом нежелании поддерживать контакты. Причиной нежелания ребенка общаться с окружающими людьми является расстройство привязанностей.
У младшего возраста отсутствует заинтересованность в зрительном и эмоциональном контакте. У более старших детей (1-2года) расстройство привязанностей выражается в снижении настроений, в боязливости, настороженности, отсутствии любопытства, эмоциональной живости и непосредственности, в отказе от эмоциональных игр со взрослыми. Нередко она выражается в агрессии к окружающим и даже к самому себе.
В дошкольном возрасте (3-4г) в поведении таких детей наблюдается рассеянность, отсутствие общительности и чувства дистанции, излишняя фамильярность даже с незнакомыми людьми. Прилипчивость, неразборчивость в установлении дружеских связей со взрослыми и сверстниками. Но в то же время они проявляют к одним и тем же людям амбивалентность – двойственность: то боязливость, то агрессию, то недоверчивость, то открытость и доброту.
В более старшем возрасте у детей с расстройствами привязанностей замедленно и ущербно формируется представление о себе. Для них наиболее характерно отрицание образа себя. Нарушение привязанностей объясняет различные формы эмоциональных расстройств: беспокойство, гнев, депрессия, эмоционально негативное отношение к окружающим, к близким людям и к себе.
У таких детей возникает ощущение заброшенности, отторгнутости. Оно приводит к напряженности и недоверию к людям и, как итог, - к реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейших взаимоотношений с окружающими негативное отношение к себе усиливается. Причиной формирования отрицательного образа себя, кроме материнской депривации, является недостаток безусловной любви, т. е. любви не за что-то, а просто, потому что он, ребенок, есть. И домашний ребенок может быть заброшен на няню, а в старшем возрасте – безнадзорен.
Надо чаще говорить ребенку: «Ты хороший!» и говорить более одной минуты.
Для возникновения позитивного образа Я (положительного отношения к себе) ребенку от окружающих его взрослых не хватает проявлений безграничной и бескорыстной любви и положительной оценки его действий и поступков.
Сложно привыкнуть к особенностям поведения детей-сирот. Ребенок-сирота, оторванный от семьи, в отличие от сверстника, воспитывающегося в семье, не ищет понимающего, сочувствующего взрослого, не «борется» за понимание. Взрослый для него — враг априори.
Большинство детей-сирот психически травмированы, их психическое развитие замедленно. Главное средство воздействия на детей в сиротском учреждении — принуждение.
Уровень развития познавательной активности у детей крайне низкий. Мотивация учения у них отсутствует и поэтому не может детерминировать развитие учебной деятельности как ведущей. Реальные социальные, психические возможности сиротне отвечают требованиям социума к данной возрастной категории, то есть дети являются группой риска по возникновению у них социальной дезадаптации в будущем.
Наблюдая за поведением детей-сирот, общаясь с ними, можно заметить следующие особенности:· повышенную агрессивность; склонность к употреблению психоактивных веществ; культ силы.
Все это сочетается со скудостью представлений о мире взрослых. Такие дети зачастую не понимают некоторых простых вещей, которые понятны их сверстникам, воспитывающимся в семье. Это происходит потому, что семья играет огромную роль в развитии ребенка, в воспитании его как члена общества. А сирота, родители которого лишены родительских прав, оказывается ущемленным. Из своей семьи он вынес опыт решения проблем силой, жестокостью по отношению к другим. Его родители демонстрировали далеко не лучший пример взаимоотношений, ребенок жил в атмосфере насилия. Но самое главное — он это принимает за образец поведения, ему трудно понять, что можно жить по-другому. Он воспринимает других людей как врагов зачастую только потому, что они запрещают ему вести себя так, как вели себя его неблагополучные родители.
Педагоги часто сталкиваются с тем, что изменить его отношение, неадекватные представления невозможно обычными способами. Они пытаются опереться на нравственные качества ребенка, которых у него нет.
Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе с целью привлечь к себе внимание взрослых при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.
В силу сложившихся обстоятельств большинство детей-сирот имеют патологическое состояние со следующими особенностями: тотальный характер слабоумия, захватывающий личность в целом; стабильность интеллектуальной недостаточности, которая, возникнув в детстве, в дальнейшем не прогрессирует. Напротив, ребенок продвигается в своем развитии при целенаправленном воздействии на него. Собственно слабоумие является лишь частью общего психического недоразвития личности, поэтому ее клиника включает различные эмоциональные, волевые, речевые, двигательные нарушения, а также и социальную незрелость. Легкая степень умственной отсталости отчетливее всего выражается в недоразвитии познавательной деятельности, которое проявляется в неспособности усвоения сколько-нибудь сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления. Не имея собственных суждений, умственно отсталые дети обычно легко подпадают под чужое влияние.
Мы, взрослые — педагоги и психологи, должны всегда помнить: ребенок — сирота, как и любой другой, хочет быть принятым другими, значимыми для него людьми. Важно дать почувствовать воспитанникам сиротских учреждений, что они нужны, ценны и любимы, но будет гораздо лучше, если богатый разнообразный чувственный опыт, приобретается в любящей и заботливой семье.
Семья. Как греет душу это слово!
Семья - это самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья... В этом слове слышится ласковый голос мамы, которая дала нам жизнь и ее трепетная вера в нас, ее детей. Это наши папы, которые стараются, чтобы мы ни в чем не знали нужды и хотят видеть в нас сильные личности. Наши братишки и сестренки, которые скрашивают нашу жизнь. Наши бабушки и дедушки, а может и прабабушки и прадедушки. И вся наша родня по отцовской и материнской линии, наши родственники – это тоже наша семья.
Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.
И даже если будет другая (прежде - чужая) семья, но в ней «пусть всегда будет МАМА!».
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты