Программа факультатива "Основы информатики"
календарно-тематическое планирование по информатике и икт по теме

Мозоль Любовь Николаевна

Традиционно в школах для детей с умственной отсталостью работало три профиля: столярное, слесарное и швейное дело. Однако в последние годы в связи с глобальными изменениями в государстве в целом и в системе образования в частности, когда  кардинально перестроил­ся рынок труда, в стране возникла безработица, резко упал спрос на неквалифицированный и малоквалифицированный труд, до минимума сократилось число предприятий, готовых принять человека с ограниченными возможностями здоровья на работу.

Включение такого предмета, как «Основы информатики», прежде всего, обусловлено тем, что «применение  информационных и коммуникационных технологий» является важным направлением государственной политики в сфере образования. Традиционно, базисные учебные планы для детей с ограниченными возможностями здоровья не включают такой предмет как «Информатика», однако, мы посчитали возможным включение аналога данного курса «Основы информатики» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_osnovy_informatiki_-_mozol_l.n..doc140 КБ

Предварительный просмотр:

КГС(К)ОУ  школа-интернат VIII вида № 11

Программа факультатива

“ОСНОВЫ      ИНФОРМАТИКИ”

Воспитатель:

Мозоль Л.Н.

п. Ванино

2011 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа факультативных занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объёмом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек.

Программа построена с учетом программы  факультатива “Информационная культура школьников в коррекционных классах VIII вида” Петровой И.Е., программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов VIII вида Никандровой М.В.,  программы А.В.Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100», программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Тур С.Н., Бокучава Т.П.,  электронного приложения к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др., электронного приложения «Мир информатики»- 1-4 год обучения Кирилла и Мефодия,  пакета педагогических программных средств «Страна Фантазия».

     Современный период развития общества характеризуется процессом информатизации.          

Информатизация образования создает предпосылки для широкого внедрения в практику психолого-педагогических разработок, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Проблема информатизации – это проблема интеллектуального развития общества. Включение такого предмета, как «Основы информатики», прежде всего, обусловлено тем, что «применение  информационных и коммуникационных технологий» является важным направлением государственной политики в сфере образования. В настоящее время в базисные учебные планы для детей с ограниченными возможностями здоровья введен предмет «Элементы компьютерной грамоты». Работу над образовательным проектом «Изучение основ компьютерной грамотности учащимися с интеллектуальной недостаточностью легкой степени» мы посчитали возможным включить в форме факультативной работы.

Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

Данная тема актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для коррекционных школ VIII вида. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.

Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей).

Введение в программу обучения умственно-отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

В работе с умственно-отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого в факультатив вводится подготовительный курс обучения, который целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, изучение управляющих клавиш, изучение графического, азам текстового редакторов, знакомство с алфавитно-цифровой клавиатурой, в небольшом объеме включаются творческие задания, работа со словом, текстовый редактор “Word”, работа  в программе «Pervologo 3.0». Параллельно решаются задачи закрепления материала, пройденного на основных уроках школьной программы. В нашей школе эта работа будет проводиться с помощью ПМК «Буква потерялась», «Игры со словами», «Слова-палиндромы», «Фразы-палиндромы», «Занимательная математика»,  «Логические концовки», и т.д.

Ребенок с нарушениями в развитии может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных и житейских задач, поэтому компьютер для такого ребенка не должен быть только развлечением, игрушкой. Такими инструментами увлекательного познания являются специализированные компьютерные программы. Упражнения выстраиваются таким образом, что ребенку кажется, что он играет с героем программы, разговаривает с ним, спорит, собирается на прогулку, читает занимательные истории, разбирается в календаре, смотрит мультики ..., однако на самом деле он учится и каждое упражнение продвигает ребенка на пути его развития.

Интеллектуальная недостаточность учащихся, возникшая в результате первичного дефекта – органического поражения головного мозга, порождает вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Компьютер помогает преодолеть эти трудности.

Разумеется, компьютерные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, управление непосредственно окружающей его обстановкой, дает ему веру в свои силы, а также помогают педагогу решать задачи развития и обучения.

У воспитанников специальных (коррекционных) школ VIII вида уже кругозор, часто они не знакомы со многими элементарными бытовыми проблемами, явлениями окружающей среды, хорошо известными каждому школьнику, живущему в нормальной семье. Это приводит к однообразию, шаблонности и стереотипности содержания сюжетно-ролевых игр, сюжетных рисунков, к скудности речевых средств, используемых учеником, как в быту, так и на уроках.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением (дислексия), не любят читать. С экрана ребята будут охотно читать, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино».

Норму «экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для учащихся 9-16 лет – не более 35 минут.

Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет решать следующие задачи:

  1. выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка;
  2. максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
  3. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ;
  4. развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.

Некоторые аспекты построения и организации занятий с учениками с использованием компьютерных программ:

  1. занятия проводятся по подгруппам с детьми 14-16 лет;

  1. общая продолжительность занятий 35 минут, в том числе, компьютерные игры не более 8-10 минут;

  1. частота занятий – 2 раза в неделю;

  1. все занятия проходят в благоприятной эмоциональной обстановке;

  1. каждое занятие обязательно включает:
  1. развивающее задание с применением наглядного материала, направленного на развитие психических процессов учащихся;
  2. компьютерную игру, направленную на решение определенных обучающих и развивающих задач;
  3. релаксацию.

     Работа по использованию компьютерных программ в коррекции и обучении школьников позволяет предполагать:

  1. занятия с использованием компьютерных программ вызовут у учащихся значительный интерес и стремление достичь поставленной цели;
  2. в процессе компьютерной «деятельности» у школьника будут развиваться положительные эмоциональные реакции;
  3. компьютерные игры помогут подросткам лучше усваивать знания, будут стимулировать приобретение новых знаний, способствовать коррекции и развитию психических процессов.

Программа факультатива «Основы информатики» рассчитана на учащихся 8-9 классов. Данный курс является коррекционным, т.к. способствует развитию личности ребенка.

Курс составлен таким образом, что формирование знаний и умений будет осуществляться на доступном для учащихся уровне.

Цели изучения курса:

  1. общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространенной частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребенка;
  2. технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере в текстовом редакторе;
  3. коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения);
  4. общепедагогическая цель – определяется фактом наличия компьютерного класса в школе, как новой педагогической культуры, т.е. происходит обновление содержания, методов и организационных форм учебной работы.

      В нашей школе изучение компьютера приобретет большую ценность в связи с тем, что расширится поле методов и приемов коррекционно-развивающего обучения (обучение чтению, грамотности, счетным операциям и т.д.).  

      В ходе факультативных уроков воспитанники познакомятся с компьютером, как инструментом, который будет способствовать наработке навыков использования компьютерных технологий, с последующим повтором и усложнением тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении даст возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.

      В курсе с учетом возрастных особенностей учащихся первый год работы носит   подготовительный (8 класс – занятия проходят в виде игр, работы на играх-тренажерах); подготовительно-ознакомительный характер – 9 классы.

Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на  уроках.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа факультатива

«Основы информатики»:

Подготовительный курс

8 класс - 34 часа  (2 раза в неделю)

Часы

Знакомство с компьютерным классом. Основные требования при работе на компьютере

Изучение техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе

2

Игры – тренажеры: изучение клавиатуры (BabyType, RapidTyping, Stamina, Руки солиста (7 класс), Веселые пальчики)

6

Аркадные игры

4

Адвентюрные  игры

3

Ролевые игры

3

Спортивные игры

3

Логические игры, в том числе игры-головоломки

6

Игры – имитаторы

4

Знакомство с программой  «Pervologo 3.0»

5

Учащиеся должны знать:

  1. основные требования при работе на компьютере;
  2. правила техники безопасности при работе в компьютерном классе;
  3. основные блоки компьютера;
  4. принцип расположения символьных клавиш на клавиатуре.  

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться клавиатурой;
  2. работать с символьными клавишами клавиатуры;
  3. рисовать в программе Pervologo 3.0.

Подготовительно-ознакомительный курс

9 класс – 34 часа  (2 раза в неделю)

Повторение основных требований при работе на компьютере

1

Знакомство с программой  «Pervologo 3.0»

1

Создание рисунков, проектов  в программе «Pervologo 3.0»

4

Текстовый редактор Word

1

Обработка текстов  на компьютере текстовым редактором

8

Презентации Power Point

1

Работа в программе Power Point

8

Электронные таблицы Excel

1

Работа в программе Excel

8

Повторение пройденного материала

1

Учащиеся должны знать:

  1. правила техники безопасности при работе на компьютере;
  2. названия и назначения основных устройств компьютера;
  3. правила техники безопасности при работе на компьютере;
  4. назначение и возможности программного обеспечения текстового редактора;
  5. основы работы в электронных таблицах.

Учащиеся должны уметь:

  1. загружать операционную систему;
  2. выполнять основные операции управления файлами;
  3. выполнять основные операции в текстовом редакторе;
  4. выполнять основные операции в электронных таблицах.

Настоящая программа составлена исходя из возможностей учеников, а также из технических возможностей компьютерного класса. Компьютерный класс оснащён тремя компьютерами. На всех компьютерах установлена операционная система Windows  XP. В наличии имеются все изучаемые программы.

Используемая литература:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова.- 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-192с.
  2. Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г.
  3. Горячев А., Шафрин Ю. Практикум по информационным технологиям. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001
  4. Закон РФ «Об образовании»
  5. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой.- СПб: Питер, 2008.-160с.
  6. Макарова Н.В. Программа по информатике (системно-информационная концепция). К комплекту учебников по информатике 5-11 класс. Санкт-Петербург: Питер.2000г.
  7. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании// Коррекционная педагогика. 2004. №2.
  8. Проблемы школьного воспитания, приложение к журналу «Педагогическое обозрение», №3, 2006 год
  9. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. - 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-380с. (Горячева В.В., Босовой Л.Л., Угриновича Н.Д.)
  10. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
  11. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – Москва: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 1998
  12. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе. М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2001
  13. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. Москва: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2002
  14. Учебные стандарты школ России. М.: Прометей,1998г.
  15. Федеральная программа развития образования. 2000г.
  16. Газета «Информатика»
  17. Рабочие тетради по информатике для начальной школы
  18. Журналы «Информатика в школе»

Полезные ссылки

[http://mon.gov.ru/files/materials/7195/noo-prim.pdf Примерная основная образовательная программа начального общего образования 2010]

[http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=311 Примерная программа по технологии в формате .pdf (550Кб)]

[http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=312 Информационная грамотность в начальной школе в формате .pdf (667Кб)]

[http://www.tgl.net.ru/files/vmk/003.rtf А.В.Горячев Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе «Школа 2100»]

[[Файл:963_35.jpg|100px]]

'''А.Л.Семенов, Т. А. Рудченко'''

* [http://www.int-edu.ru/object.php?m1=764&m2=2&id=963 Информатика 3–4. Принципы построения и программы курсов для начальной школы. А.Л.Семенов, Т. А. Рудченко]

* [http://www.int-edu.ru/htdocs/INFormatika_html/Program%203-4.html Программа курса "Информатика 3-4]

* [http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18fd93c9-c986-cf56-bf3e-6eb14efbf1fb/?interface=pupil&class Компьютерная составляющая к курсу c Единой коллекции ЦОР]

[[Файл:Matvavi.gif|100 px]]

'''Электронные приложения к УМК Информатика и ИКТ 2-4 классы, Матвеева Н.В. и др.'''

* [http://lbz.ru/ftpgetfile.php?module=files&id=134 2 класс]

* [http://lbz.ru/ftpgetfile.php?module=files&id=135 3 класс]

* [http://lbz.ru/ftpgetfile.php?module=files&id=136 4 класс]

[http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=8&showentry=303 Мы не делаем ВСЕ задания в тетрадях!]

[http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=26&showentry=304 Обучение грамоте и ИКТ]

[http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=14&showentry=140 Информатика в начальной школе: кому учить?]

[http://www.chel-edu.ru/index.php/method/1041 Календарно - тематическое планирование по «Информатике и ИКТ», 3-4 класс]

[http://elenasadigova.ucoz.ru/load/kalendarno_tematicheskoe_planirovanie/4_klass/rabochaja_programma_po_trudovomu_obucheniju_4_klass/52-1-0-62 Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс]

[http://irina-caunite.ucoz.ru/ Cайт учителя начальных классов]

[[Категория:Методическая копилка]]

Методическое обеспечение (дополнительные  полезные программы (soft))

  1. CCleaner 2.31.1153
  2. AdminDeviceLan 1.8
  3. Radmin
  4. Recuva
  5. JetFlash Recovery Tool
  6. Punto Switcher
  7. Super Copy 2.1
  8. Screenshot Creator 1.4
  9. Утилита doPDF 5
  10. ARFlashPlayer
  11. PPVIEWER
  12. AiRoboForm-s2005
  13. FileFormatConverters
  14. Универсальный музыкальный конвертер «dBpoweramp Music Converter R12.4»
  15. Графический редактор «Paint.NET 3.5.0»
  16. Color Cache 3.5.3 - программа для работы с цветом
  17. Электронный переводчик «Magic Gooddy»
  18. Текстозавр
  19. «Классический Кроссворд» версия 1.4.
  20. «Генератор кроссвордов»
  21. Тестовые задания по информатике
  22. Генератор тестов v1.1
  23. Tester ver. 1.0
  24. Информатика - программа обучения, тренировки и тестирования
  25. Обучающая программа «Информатика в школе 2009»
  26. Учебная система программирования (версия 3.0) и электронный задачник (версия 4.5) «PASCAL ABC & Programming Taskbook Mini Edition»
  27. 100 красивийших шаблона для PowerPoint
  28. Mathematical solver 3.2
  29. «Быстрый набор»
  30. ShellMenuNew 1.01
  31. ПервоЛого 3.0
  32. ЛогоМиры 2.04. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Авторская программа по информатике и ИКТ «Технология с учебным модулем «Информатика и ИКТ»» для 1-х-6-х классов

Авторская программа включает в себя  разделы:пояснительную записку;основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разд...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...