Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в медицине и коррекционно-педагогическом процессе (арт-терапия)
презентация на тему
Основной задачей коррекционной школы является интеграция детей с отклонениями в развитии в современным социум.
Проблема воспитания у учащихся общепринятых форм поведения, коррекция их волевой и эмоциональной сферы в процессе коррекционно-развивающих часов, а так же в процессе повседневной внеурочной деятельности является общей дидактической и методической проблемой педагогики. Эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся во всех сферах обучения и воспитания. И, наконец, воспитание умения общаться, коррекция эмоционально-волевой сферы у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у подростков таких качеств, как свободного самовыражения, терпимости и внимания к внутреннему миру другого человека, вежливости, настойчивости и уверенности в своих силах.
Помочь нам в этом призвана арт-терапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art-terapiya.pptx | 214.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И.Г. Песталоцци Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе
Актуальность Основной задачей коррекционной школы является интеграция детей с отклонениями в развитии в современным социум
Актуальность Проблема воспитания у учащихся общепринятых форм поведения, коррекция их волевой и эмоциональной сферы в процессе коррекционно-развивающих часов, а так же в процессе повседневной внеурочной деятельности является общей дидактической и методической проблемой педагогики
Актуальность Эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся во всех сферах обучения и воспитания
Актуальность И, наконец , воспитание умения общаться, коррекция эмоционально-волевой сферы у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у подростков таких качеств, как свободного самовыражения, терпимости и внимания к внутреннему миру другого человека, вежливости, настойчивости и уверенности в своих силах Помочь нам в этом призвана арт-терапия
Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938 ) Понятийный аппарат
Психогогика - психотерапевтическое учение о воспитании Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом
Экспрессия — выразительность, сила проявления чувств, переживаний
Сейчас арт-терапия приобрела чисто педагогическое направление Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции направленность арт-терапии
Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для любого педагога Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми доступность
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит Методика понятия
При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний Методика понятия
Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения Методика понятия
Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии ( выразительности, силы проявления чувств, переживаний ) По мнению исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью Им свойственно стремление рисовать Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении достоинство арт-терапии
Арт-терапия является средством невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний Преимущества арт-терапии
практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков Преимущества арт-терапии
продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований Преимущества арт-терапии
изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов Преимущества арт-терапии
арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека Преимущества арт-терапии
арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию Преимущества арт-терапии
арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире Преимущества арт-терапии
В понятие арт-терапия входят разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не значимы Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека Многогранность арт-терапии
Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также: уголь, специальные краски для работы руками, маркеры для создания изображения на стекле , пластические материалы различной плотности и цвета , бумага разных форматов и оттенков, клей , скотч и т. д. Изобразительные материалы
Качество материалов должно быть по возможности достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и ее результатов в глазах детей Используемые материалы
Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции Коррекционная направленность арт-терапии
Формы арт-терапии различны при работе с детьми, подростками и взрослыми. И, тем не менее, можно говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической работы – индивидуальной и групповой арт-терапии В образовании предпочтение отдается групповым формам, так как позволяет работать с более широким кругом клиентов формы арт-терапии
позволяет развивать ценные социальные навыки; связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; групповая арт-терапия
позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; развивает навыки принятия решений групповая арт-терапия
Воспитательные Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения задачи арт-терапии
Воспитательные Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний ) Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом задачи арт-терапии
Коррекционные Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности задачи арт-терапии
Психотерапевтические “ Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций задачи арт-терапии
Диагностические Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции задачи арт-терапии
Диагностические В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам задачи арт-терапии
Развивающие Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией задачи арт-терапии
Развивающие Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения задачи арт-терапии
Этапы : введение и “разогрев” (10-15% времени), этап изобразительной работы (35-50%), этап обсуждения (30-40 %) Структура работы в арт-терапевтической группе
Этап 1. Введение и “ разогрев” Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе, для чего использует специальные карточки- напоминалки Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа Структура работы в арт-терапевтической группе
Этап 2. Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться ?) Структура работы в арт-терапевтической группе
Этап 3 Обсуждение обычно происходит в “чистой” зоне рабочего кабинета и представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе Участники не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже Иногда группой сочиняется общая сказка, начинается она с одного произведения, вплетается в следующие, образуя общий сюжет Авторы могут и лишь показать свою работу или ограничиться всего несколькими словами на их выбор Структура работы в арт-терапевтической группе
Темы , связанные с освоением материалов: кляксы веселые и грустные, добрая и злая клякса, пугающие линии, гномики-талисманы, освободим слона Основные группы тем арт-терапевтической работы
2 . “Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы: нарисованная сказка, мишка в рисунке Основные группы тем арт-терапевтической работы
3 . Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”: мы люди – я человек, автопортрет, мое имя, я и моя семья Основные группы тем арт-терапевтической работы
4 . Темы для парных работ: вместе веселее, наша бабочка, рукавички Основные группы тем арт-терапевтической работы
5 . Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы: удивительное путешествие, семья динозавров, открытки на память Основные группы тем арт-терапевтической работы
Содержание Пути выполнения Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно слушайте ребенка; проводите с ним как можно больше времени; рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах, неудачах; постарайтесь общаться не только со всеми детьми вместе, но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности рецепты избавления от гнева и агрессии ребенка во время занятий:
Содержание Пути выполнения Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: “Ваше поведение вывело меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогайте меня” и т. д. рецепты избавления от гнева и агрессии ребенка во время занятий:
Источники информации: Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина . СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции.
Статья о практическом применении элементов здоровьесберегающих технологий при выполнении домашних заданий и отдыхе в группе продленного дня V класса VII вида коррекции....
"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида
Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...
Здоровьесберегающие технологии обучения школьников. Рациональная организация учебного процесса.
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом с...
Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"
Обучающиеся проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...
Обучение детей с ОВЗ на уроках черчения с применением элементов здоровьесберегающих технологий
Презентация содержит информацию о значении предмета, о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на уроках, о диагностике и др....
Применение современных здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют раз...
«Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителей технологии»
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором он проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считаетс...
Комментарии
Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий