Развитие нравственных компетентностей у обучающихся с ОВЗ.

Мозоль Любовь Николаевна

Рассматривая этическую культуру как стержень, основание любой культуры, следует учитывать, что нравственное начало может зародиться лишь в индивиде, который обладает внутренней активностью, духовным потенциалом, способными сделать его индивидуальностью.

Помогая ребенку вырабатывать собственный, неповторимый взгляд на мир, мы способствуем его личностному становлению.

Становление человека не может сводиться только к усвоению социального опыта. Необходимо обращение к смыслам, выработка особого, пристрастного отношения к жизненным ценностям, добру и злу, к миру других людей. Отчуждение от жизни других, отсутствие сочувствия и сопереживания противоречит нашей национальной культуре. «Дефицит милосердия» приводит к тому, что бессмысленное причинение вреда другим приобретает широкий размах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11

 Развитие нравственных компетентностей у обучающихся с ОВЗ.

Мозоль Л.Н.

14.11.2014


История развития человечества отражается в общественных отношениях, складывающихся под влиянием ценностных ориентиров, путей личностного и социального совершенствования, которые во многом определяются характером культуры. Для русского национального сознания традиционным был приоритет духовного начала над материальным. В связи с этим уместно вспомнить афоризм А. Швейцера: «Твердая почва под ногами дана нам в основанных на разуме этических идеалах».

Рассматривая этическую культуру как стержень, основание любой культуры, следует учитывать, что нравственное начало может зародиться лишь в индивиде, который обладает внутренней активностью, духовным потенциалом, способными сделать его индивидуальностью.

Помогая ребенку вырабатывать собственный, неповторимый взгляд на мир, мы способствуем его личностному становлению.

Становление человека не может сводиться только к усвоению социального опыта. Необходимо обращение к смыслам, выработка особого, пристрастного отношения к жизненным ценностям, добру и злу, к миру других людей. Отчуждение от жизни других, отсутствие сочувствия и сопереживания противоречит нашей национальной культуре. «Дефицит милосердия» приводит к тому, что бессмысленное причинение вреда другим приобретает широкий размах.

Деятельностный подход предполагает, что нравственное развитие осуществляется в разнообразной деятельности: познавательной, коммуникативной, социальной. Особую роль для учащихся (в первую очередь подростков) играет общение. Оно способствует познанию мира, человеческих отношений, себя самого. Потребность в общении обусловлена процессом вхождения во взрослую жизнь. Однако она не возникает на пустом месте, к этому необходимо целенаправленно готовить ребенка, т.к. отсутствие необходимого фундамента, заложенного раньше, в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, моральных образцов, следовать внешним формам поведения взрослых, которые часто далеки от идеала. Не секрет, что подростки легко подвергаются случайным отрицательным влияниям.

До настоящего времени в педагогической литературе и в учебных заведениях ставилась проблема нравственного воспитания, основой которого являлись знания о нравственных явлениях. Она была представлена как система этических бесед, которые в одних случаях предваряли, в других — обобщали опыт поведения школьников, организуемый педагогом.

В настоящее время цели изучения образовательной области «нравственность»  сформулированы следующим образом:

  • выработка основных этических понятий;
  • усвоение нравственных норм, правил, требований;
  • выработка оценочных моральных принципов, представлений;
  • формирование культуры нравственного поведения;
  • овладение основами нравственного самовоспитания;
  • выработка нравственных основ мировоззрения.

Поэтому вся детская деятельность должна быть такой, включаясь в которую, воспитанники накапливают опыт гуманных отношений, положительных переживаний от общения с другими людьми в соответствии с гуманными нормами, сознают, что их любят, уважают, ценят.

Для целеполагания и планирования воспитательных воздействий необходимо выделить сферу своего влияния, т. е. то, что нуждается в личном участии. Во имя реального развития, роста и совершенствования «другого» происходит насыщение собственной жизни новым смыслом и содержанием. Она приобретает полноту и ценность. Этой ценностью в педагогической деятельности являются конкретные люди: дети, родители, коллеги.

«Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой», — утверждает А. Швейцер. Стать нравственным — означает стать истинно мыслящим, т. е. способным самостоятельно отыскать принцип, который объединил бы всю совокупность этических требований, в котором все многообразные и противоречивые жизненные впечатления слились бы в гармонию. Для детей с ОВЗ это сложно выполнимое новообразование.

Поэтому, занятия отбираются с учетом ряда факторов: возрастных характеристик детей, особенностей их нравственного развития, нравственного опыта детей, который складывается стихийно; реальных ситуаций, в которых этот опыт закрепляется.

Педагог ставит перед собой задачи:

  • вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
  • познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, что позволяет увидеть и осознать их проявления;
  • сформировать на этой основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения организация жизнедеятельности и поведения;
  • дать школьникам представления о критериях оценок нравственных явлений;
  • помочь ребенку, начиная с младшего школьного возраста, сознательно вырабатывать нравственную позицию;
  • прививать учащимся стремление к нравственному совершенствованию и вооружать их соответствующими способами нравственного взросления.

Все задачи в процессе их решения пронизаны единой сверхзадачей — понимание другого человека, постижение его внутреннего мира, человеческих взаимоотношений, формирование представления о самом себе.

Решать задачу нравственного развития детей в процессе обучения сложно. В этом случае сохраняются стихийность, мозаичность нравственных представлений. Как показывают исследования, ученикам начальной школы еще трудно увидеть и выделить нравственную ситуацию, заметить нравственные отношения за предметными действиям. Однако жизненно важные, востребованные личностью знания остаются без должного внимания воспитания.

В младших классах дети приобретают знания о нормах и правилах школьной жизни, поведения в классе. Они привязаны к конкретным обстоятельствам (как вести себя в классе, на перемене, в столовой и т. д.).

Постепенно опыт обобщается, дети усваивают понятие «вежливость». От класса к классу оно наполняется конкретным смыслом, углубляется, связывается с целостным образом воспитанного человека. Здесь находит отражение не только внешняя форма поведения, но и соответствующий внутренний механизм проявлений вежливости (доброе отношение к людям, уважительность, отзывчивость, эмпатия и т. д.).

Нравственные качества детей проявляются в их повседневном общении друг с другом. Дети требуют честности в игре, справедливости в распределении трудовых обязанностей, приходят на помощь товарищу, оказавшемуся в беде, но в то же время они могут вместо сочувствия проявить жестокость. Безусловно, наблюдения за поведением детей в различных ситуациях требуют обобщения и систематизации.

Для школьников начальных классов характерны эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, его конкретность. Поэтому цель занятий — сформировать у детей нравственные представления об их поведении и поступках, представления, связанные с определенными этическими понятиями и моральными нормами, которые в дальнейшем будут являться ориентирами в нравственных жизненных ситуациях и понимании людей, в формировании мировоззрения и системы ценностей.

Материал для занятий подбирается воспитателем с учетом многообразия
человеческих поступков и их полярности. Что является более эффективным для нравственного формирования личности — вопрос спорный. Так, например, В. А. Сухомлинский считал, что примеры должны быть только положительными, ряд же проведенных современных исследований доказывает, что в воспитании следует опираться на биполярность нравственных явлений. В детской литературе отрицательные персонажи могут описываться очень ярко, но при этом никогда не нарушается народная традиция: добро всегда побеждает зло. Следует учесть и тот факт, что на антипримере ребенок учится делать выбор, но, если дети подражают отрицательным героям во время игры, воспитатель не должен оставлять это без внимания.

Художественные образы позволяют в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, которые являются двигателями поступков, о мыслях, сопровождающих выбор действия.

Все это в реальной жизни скрыто от внимания ребенка. Художественное произведение открывает окно во внутренний мир, и он становится видимым, осязаемым. Народная мудрость, нашедшая отражение в фольклоре, пословицах и поговорках, сказках, включается в содержание занятий, используется как обобщение, выраженное кратко и назидательно, как своеобразная форма нравственной нормы.

Материал для занятий следует отбирать на основе принципов наглядности, доступности, учитывая потребность ребенка в эмоциональной насыщенности событий, игровых ситуаций. Детям надо помочь задуматься о нравственной стороне жизни и сущности человеческих отношений. Особое значение имеет отбор художественных текстов для чтения (учителем, воспитателем, детьми). Их задача — показать, что внешнее поведение определяют внутренние мотивы.

Повторение тематики разделов из года в год позволяет раскрыть разные стороны нравственного явления, расширить его содержание, углубить соответствующие представления, обеспечивает преемственность в нравственном развитии ученика. Акценты, расставляемые на каждом этапе воспитания, не означают, что поднятые вопросы не обсуждаются впоследствии. Образы, факты, образцы, воспринимаемые детьми, очень разнообразны, они дают материал для всестороннего освоения нравственных явлений. Однако некоторые сведения как бы накапливаются «впрок». Педагог опирается на них, извлекает их «на свет», когда ставит соответствующую задачу.

С первых дней школьной жизни дети привыкают жить и учиться в соответствии с правилами школьника, которые узнают от воспитателя, учителя. Педагоги  помогают понять их необходимость. Содержание правил отражает конкретное поведение, которое для детей постепенно становится привычным. Правила эти просты, они достаточно четко определяют ситуацию и образ действия ученика: воспитатель спросит — надо встать и ответить на вопрос; хочешь спросить воспитателя о чем-то на занятии — подними руку.

Годом позже целесообразно уделить более пристальное внимание социальной позиции ученика. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны более осознанно отнестись к ее социальной сущности. Так, нормы поведения в школе, классе обобщаются в правила вежливости, которые начинают восприниматься как внутреннее состояние: моя вежливость говорит о том, какой я; вежливость другого — о том, какой он. Эту мысль педагог подчеркивает в играх, анализе нравственных ситуаций. Усвоение ее — шаг на пути от социального контроля к самоконтролю.

На конкретном, доступном материале уже в этом возрасте дети знакомятся с фактами, отражающими разные мотивы поведения, а в связи с ними — особенности нравственного выбора («я хочу — так делать нельзя»). Это углубляет понимание существа нравственных явлений.

Добровольность нравственного выбора относительна: над человеком всегда довлеет сила общественного мнения, особенно в так называемых референтных группах. Поэтому педагог на занятиях имеет возможность выявить и привести к общему знаменателю разные суждения, что позволит начать работу по формированию общественного мнения в детском коллективе.

Взрослея, дети становятся более чувствительны к личным дружеским контактам. Авторитет учителя, его позиция начинают соперничать с мнением товарищей-одноклассников. Это период, когда беседы о дружбе и товариществе особенно интересны. Коллективное обсуждение поведения позволяет продолжить работу над созданием общественного мнения – механизма, способного регулировать индивидуальное поведение. Нормы, соблюдаемые в коллективе (референтной группе), принимаемые им, рождаются при рассмотрении конкретных ситуаций, художественных произведений и др. Поэтому так важно общее обсуждение, принятие во внимание разных толкований детьми поднятых вопросов. Итог, подводимый воспитателем, формулирует доказательное суждение, т. е. правило.

Авторитет педагога в утверждении нормы играет значимую роль. Воспитатель акцентирует внимание учащихся на осознанности мотивов поведения как проявлении внутренней нравственной сущности. В среднем школьном возрасте педагог ставит проблему нравственного выбора. Спецификой нравственных явлений считается добровольное, свободное следование этическим нормам, правилам, требованиям. Осознание ребенком этой стороны нравственности способствует постижению сути нравственных явлений.

Далее в соответствии с интеллектуальным развитием школьника, а также на основе накопленных знаний о нравственности воспитатель работает над всеми направлениями, которые рассматривались в предшествующих возрастах:

  • осознание необходимости и обязательности выполнения правил нравственного поведения как условия благоприятных взаимоотношений людей, устранения конфликтов в коллективе;
  • формирование первичных представлений о мотивах поступка. Похожие действия могут быть вызваны разными причинами,  внешне пристойный поступок бывает следствием недостойных замыслов;
  • решение проблемы нравственного выбора: реальные случаи и вербальные ситуации обсуждаются с детьми на более высоком, обобщенном уровне;
  • формирование образа «Я».

Соответствие логике нравственного становления личности, нацелено на формирование и развитие нравственного сознания ребенка, мотивов нравственного поведения, знакомство с правилами поведения, нравственными проявлениями и качествами личности.

В соответствии с принципом последовательности и преемственности происходит постепенное усложнение материала.

Последовательность ознакомления детей с нравственными нормами, правилами, определяет, какие понятия следует сформировать, а содержание наполняется жизненными ситуациями, живыми образами, конкретными поступками людей (детей, взрослых), соответствующими определенным правилам и нормам.

Первоначальные же нравственные представления ребенка тесно связаны с его эмоциями, которые определяются отношением к нему взрослых, сверстников, старших детей.  Эмоциональное отношение к нравственным проявлениям (удовлетворение от ответа, поступка, который похвалил педагог, чувство благодарности за помощь товарища, обида на несправедливую оценку, замечание и т. д.), положительное или отрицательное, накладывает отпечаток на характер восприятия самой нормы (это можно, нужно, а этого делать нельзя, это плохо).

Элементарные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», здоровые дети получают еще до школы, дома, в семье и в детском саду. Родители знакомят ребенка с простейшими нравственными нормами в повседневном общении. В детском саду проводятся специальные занятия по культуре поведения, которые учитывают уровень развития детей, потребности практики их общения. Наши же дети, в большинстве своем, этого всего лишены. Поэтому в повседневном взаимодействии с учащимися педагог знакомит их с определенными правилами, нормами, которыми необходимо руководствоваться, учит действовать в соответствии с ними.

Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. В статье «О нравственном элементе в воспитании» К. Д. Ушинский утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями. Можно добавить, что образование ума невозможно без развития нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных правил, установок, устремлений.

Уже само желание быть лучше, добрее, чище является нравственным.

Познание себя и других требует определенных ориентиров для оценки жизненных явлений. Это также задача нравственного образования. Важнейшим его элементом является направленность на развитие сознания ребенка. Стихийность приобретения нравственного опыта, фрагментарность знаний о явлениях этической сферы, ее чрезвычайная сложность не дают возможности воспитаннику самостоятельно подниматься до определенного на каждом возрастном этапе уровня развития.

Планируя занятия нравственного цикла нужно не забывать о связи с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знании тех или иных правил, регулирующих отношения людей. «Громадное большинство человечества живет в большей или меньшей степени в невозможных условиях: нет сознания ценности своей личности, нет уважения личности других» 2. Этому надо учить, формируя интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.

Значительное внимание педагог уделяет отношениям детей. Избирательность в выборе товарища по играм, занятиям, прогулкам определяет целый ряд правил поведения друзей (поддержка, чуткость, внимательность и др.). Об этом педагог также беседует с воспитанниками, вырабатывая особое отношение к ссорам, конфликтам, помогая их преодолеть.

Для усвоения нравственных правил воспитатель использует наглядность:
положительные примеры поведения детей, плакаты, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, фильмы, ИКТ.  В качестве средств привлекаются наблюдения школьников. Желательно, чтобы это происходило в форме, не задевающей конкретного ученика. (Часто ли у нас не соблюдаются правила поведения в корпусе? Какие правила нарушаются?) Такой подход помогает избежать ссор, взаимных обвинений, но позволяет оценивать ситуации по существу. Педагог может предложить детям задание; «Внимательно проследи, какие правила нарушаешь ты сам. Нарисуй себя в ситуации, когда ты нарушаешь правила нравственности».

Организуя совместный труд, педагог заботится о том, чтобы создать
доброжелательные отношения между учениками, помогает им приходить к общему согласию при решении спорных вопросов, принимать решения по справедливости. В ходе анализа коллективной работы педагог привлекает детей, стимулирует их высказывания вопросами, помогающими определять причины как неудач, так и положительных результатов труда (почему что-то не получилось, как мешали в работе ссоры и т. д, почему работа ладилась, получился хороший результат).

Постоянно следит за расширением представлений детей о нравственных проявлениях личности, о взаимоотношениях с другими людьми, требующих выполнения соответствующих правил. Если в начале дети проявляли внимание к товарищу в простых делах (дал карандаш; помог собрать упавшие вещи; вместе искали пропавшую шапку), то далее проявления товарищества усложняются, помощь оказывается в новых ситуациях (помог найти медсестру, когда товарищ поранил палец; сам предложил объяснить непонятный учебный материал; заступился за друга, когда его необоснованно обвиняли.

Все эти проявления педагог фиксирует в своих наблюдениях и использует в подходящий момент общения с воспитанниками: Что значит быть хорошим товарищем? «Однажды я иду и вижу...». (Приводится пример поступка ученика).

Особенно важно эти наблюдения использовать на занятиях в этических беседах, при проведении сочинений (возможные темы: «Какой я», «Мои товарищи», «С кем бы я хотел дружить» и пр.).

Поэтому подготовка к занятию требует анализа значительного по объему числа источников. Можно выделить их основные группы:

  • детская художественная литература, в том числе фольклор:
  • материалы для внеклассной работы с детьми (программы воспитания, дополнительного образования и т. д.);
  • результаты исследований по педагогике, психологии, этике, эстетике;
  • народных традиций, обычаев, нравов, правил;
  • анализ опыта школ, наблюдение за детьми, их поведением, общением, знакомство с результатами детской деятельности.

Работа с источниками ведется в следующих направлениях:

  • изучение особенностей нравственного развития детей;
  • учет возрастных возможностей детей;
  • обеспечение доступности, образности, яркости, четкости содержания, его соответствия эмоциональности детей, особенностям их мышления;
  • преемственность в содержании, т. е. последовательное развитие
    представлений и понятий от одного возрастного этапа к другому;
  • постепенное усложнение и углубление нравственных знаний;
  • расстановка акцентов в материале, раскрывающем внутреннюю сущность нравственности (например, мотивы, нравственный выбор, общественное мнение, самостоятельность и др.);
  • отражение в содержании типичных ситуаций и соответствующих им правил, а также обстоятельств, с которыми ребенок может встретиться и к которым должен быть готов (опережающее обучение).

Рассмотрим характер работы воспитателя по некоторым разделам и темам занятий.

   В соответствии с содержанием занятия педагог готовит круг вопросов для обсуждения с детьми. Так, например, по разделу «Школьный этикет» они могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Нужны ли правила поведения? Зачем?
  2. Что мы знаем о правилах поведения дома, в школе, на улице?
  3. Всегда ли мы соблюдаем эти правила?
  4. Какие из правил для вас самые трудные?

Раздел «Школьный этикет» раскрывает, что ребенку приятно находиться в школе, классе, интернате, если они хорошо оборудованы и обустроены. Ежедневное общение со сверстниками позволяет педагогу акцентировать нравственную направленность в поведении воспитанников, формировать внутреннюю суть нравственного поступка — мотив. Общие дела детей помогают находить деликатные способы оказания взаимопомощи (в учебе, труде). Поддержка друг друга и ее мотивация приобретают особую значимость, начинают осознаваться детьми. Воспитатель стремится так влиять на детей, чтобы они поняли необходимость заботы о школе и людях, стремились приносить пользу окружающим.

Отношение к школе понимается как общее дело всех учащихся и каждого ученика в отдельности. Вместе с педагогом дети учатся обсуждать и планировать коллективные действия. Для этого воспитатель использует такие вопросы:

  1. Нужно ли заботиться о школе ученику? Как? Почему?
  2. Что такое взаимопомощь?
  3. Как увидеть, понять, что человек в ней нуждается?

В теме «Школьный этикет» педагог вместе с детьми выясняет, что забота о младших — это такое качество, которое надо в себе воспитывать, и проявляется оно всегда, а не только по просьбе и поручению старших. Внимания требуют не только младшие сестры и братья, но и любые дети, в первую очередь те, что младше тебя. Вопросы для обсуждения:

  1. Нужно ли и почему нужно заботиться о младших?
  2. Как и в чем может выражаться эта забота?
  3. Умеем ли мы и хотим ли заботиться о младших?

Школьные правила существуют для всех, обязательно их совместное выполнение.

Дети начинают осознавать важность бескорыстного отношения к окружающим при изучении раздела «Правила общения».

Обращаясь к теме «Правила общения», педагог помогает детям осмыслить следующие вопросы:

  1. Какие «волшебные» слова мы знаем, часто ли их используем?
  2. Как надо относиться к своим родным, друзьям, незнакомым людям?
  3. Как выразить уважение к родным?
  4. Кого можно назвать хорошим товарищем?
  5. Как выразить сочувствие?
  6. Какие поступки можно считать добрыми?

Гуманные качества определяют направленность воспитания ребенка. Формирование представлений о добре и зле осуществляется посредством разнообразных форм и методов работы, разъяснения понятий хорошо» — «плохо», доступных для понимания, восприятия и осознания подростком (беседы, рисунки, микросочинения).

Вежливость в теме «Правила общения» рассматривается как личное качество в общении и выполнении общих дел. Оно проявляется в отношениях, в поступках. Ложь и нечестность рассматриваются как антонимы вежливости.

Уважение к людям рассматривается учащимися как основа вежливого поведения. Они приводят примеры из практики жизненных отношений людей, их общения, речи человека; начинают понимать важность и обязательность внимания к мнению других, умения держать свое слово. Вежливость и предупредительность понимаются как условия доброжелательного, чуткого и заботливого отношения к окружающим людям. Основные вопросы темы следующие:

  1. Какие в школе правила для всех?
  2. Почему надо быть бескорыстным?
  3. Что значит уважение к людям?
  4. Как научиться быть внимательным и предупредительным?

Правила точности и обязательности в отношениях людей — основа формирования дисциплинированности, ответственности. Правильная, реальная оценка и самооценка ребенка — важные моменты развития нравственных основ личности. Слово выступает в этой связи как регулятор ответственного поведения. В связи с этим имеет смысл обсуждать с детьми:

  1. Как беречь книги, вещи, школьное имущество?
  2. Что такое точность и обязательность? В чем их суть?
  3. Каковы основные правила точности и обязательности?

Школьная жизнь изобилует примерами, которые позволяют дать учащимся представление о содержании поступков детей, справедливых или несправедливых. В теме «Правила общения» можно рассмотреть и такие вопросы.

  1. Что такое справедливость?
  2. В чем она выражается?
  3. Как относиться к несправедливым поступкам?

Ребята знакомятся с понятием «справедливость», осознают его смысл и содержание, связь с общими делами и поступками. Рассматривают, анализируют поступки справедливые и несправедливые, дают им характеристику. Постепенно формируется оценка детьми своих поступков и поступков окружающих. Поэтому важными вопросами будут следующие:

  1. Вежливые поступки, какие они?
  2. Как относиться ко лжи и нечестности?

Изучение содержания сказок, анализ поведения персонажей детской художественной литературы позволяют помочь детям правильно формировать представления о справедливости и несправедливости, о честности, правдивости.

В дальнейшем тема «Правила общения» позволяет показать детям, что все человеческие качества наиболее ярко проявляются в общении с другими людьми. От того, как ты будешь общаться, во многом зависит и отношение к тебе. Педагог вместе с детьми, анализируя вербальные и реальные ситуации, в игре, инсценировках разбирает варианты поведения, характер взаимоотношений, определяет причины, их вызвавшие, и постепенно подводит детей к выводу, что человек своим отношением к окружающим людям определяет их отношение к себе.

Эта тема посвящена обобщению знаний об основных правилах вежливости, которые помогают нам правильно действовать в любой ситуации, и отражают такое качество, как умение думать не только о себе, но и о других. Воспитатель старается помочь детям не только понять нравственный смысл правил вежливости, но и выработать желание и стремление строить свою жизнь, руководствуясь ими. Вопросы для обсуждения по теме.

  1. Нужно ли общаться с окружающими и как?
  2. Всегда ли нужно быть верным данному слову?
  3. Как мы понимаем, что значит быть хорошим товарищем?
    Как и когда надо помогать окружающим?
  4. В чем заключаются правила вежливости?
  5. Надо ли их соблюдать и зачем?
  6. Какого человека мы можем назвать заботливым?
  7. Почему нужно заботиться о других?

И, наконец, процесс нравственного образования предполагает преемственность, углубление полученных знаний. Содержание обогащается новыми чертами, новым уровнем обобщений и связями с другими явлениями действительности. Так, мы начинаем новый этап изучения правил общения, которым дети следуют в четко определенных ситуациях, хорошо знакомых им, с форм проявления вежливости, которые также ограничены (например, «волшебные» слова), с ряда действий (встать при приветствии, ответе и пр.).

Постепенно от отдельных правил поведения переходим к обобщенным положениям, включающим ряд норм, устойчивое выполнение которых каждой личностью формирует нравственное качество, а позднее — группу взаимодополняющих качеств. Их объединение может быть связано с местом, обстоятельствами, в которых они проявляются

Вербальные и реальные ситуации далеко не всегда совпадают, что, безусловно, вызывает затруднения в оценке их ребенком. Отношения с другими людьми достаточно сложны, поэтому детей постепенно подводят к мысли, что именно правила нравственного поведения определяют общение. Если нормы соблюдаются, то складываются доброжелательные отношения между людьми, если же не соблюдаются, то могут
возникать конфликты.

Необходимо развивать у детей потребность в труде, объяснять и показывать его значение не только в получении материальных благ, но и в становлении личности. На это
ориентирована тема
«О трудолюбии».

Учитель через беседы, игры, практические дела предлагает детям разнообразные пути выработки трудолюбия, самостоятельности, формирует осознанное понимание негативного отношения к праздности и лени. Основные вопросы темы:

  1. Кого называют трудолюбивым?
  2. Что означает поговорка «Терпение и труд все перетрут»?
  3. Наши обязанности в школе и в интернате — как мы их исполняем?
  4. Как мы преодолеваем трудности?
  5. Как стать и быть трудолюбивым?
  6. Почему «труд кормит, а лень портит»?
  7. Как учиться помогать взрослым?

В заключение воспитатель и дети активно вспоминают, уточняют и обобщают, тщательно анализируя, весь тот материал темы «О трудолюбии», с которым они познакомились за предшествующие годы. Это не только вербальные знания и представления, но и анализ реальных ситуаций, который помогает ученикам соотнести свои поступки с абстрактными представлениями. Это учит школьников некоторым элементам самоконтроля, умению правильно оценивать свои поступки. Вопросы для обсуждения:

  1. Как стать трудолюбивым?
  2. Что для этого нужно сделать?
  3. Как трудолюбие помогает человеку в жизни?

В процессе изучения темы «Культура внешнего вида» дети под руководством педагога учатся правильно, бережно относиться к предметам, созданным трудом человека. Забота о школе, школьном имуществе, книгах и вещах должна проявляться в реальных делах учеников.  

Бережливость и трудолюбие как личные качества учащихся осознаются детьми в процессе бесед, игр, выполнения реальных практических заданий.

В дальнейшем «Культура внешнего вида» позволяет детям вместе с воспитателем выяснить, что внешний вид человека имеет большое значение, так как характеризует его отношение к окружающим людям. Особого внимания требует вопрос о будничной и праздничной одежде, решение которого зависит от организованных воспитателем форм работы с детьми. Это могут быть беседы, инсценировки, разнообразные игровые ситуации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как должен выглядеть аккуратный человек?
  2. В чем это выражается?
  3. Что значит быть опрятным и аккуратным?
  4. Что такое культура внешнего вида?
  5. Отличается ли праздничная одежда от будничной и чем?

Из года в год все больше внимания уделяется самосознанию, самоизучению, самовоспитанию. Постепенно, шаг за шагом, закладывается основа для создания образа «Я».

Продолжается работа, связанная с пониманием детьми внутренней сущности нравственного поведения — его мотивации. Вопросы мотивов поведения рассматриваются воспитателем на занятиях (добрый поступок, решение оказать помощь людям может иметь и другой мотив — желание получить в результате своих действий определенную выгоду).

Важным методом в работе с детьми является моделирование ситуаций нравственного выбора. Как правило, педагог ставит детей на занятиях в условия, которые требуют выбора поступка (уступить или не уступить товарищу, помочь или не помочь и др.).

Ученики не только выбирают поведение, но и аргументируют свое предпочтение. Их необходимо подводить к мысли об ответственности за свой выбор.

В целом на таких занятиях по формированию нравственности дети осваивают не только нормы и правила нравственного поведения, осознают его связь с определенными качествами личности, существенным проявлением которых является мотив, но и получают представление о нравственных особенностях своей личности.

В теме «Нравственные представления» воспитатель помогает детям осмыслить, что ответственность — основное нравственное качество человека, вокруг которого базируются многие другие. И именно оно является очень важным для учащихся, поскольку именно в этом возрасте формируются основные качества не только ученика,
но и человека.

Центральным вопросом темы является вопрос:

  1. Почему ответственность — это главное качество человека?

Делая вывод по данному разделу, можно подчеркнуть, что беседа, диалог, игра — ведущие методы работы на уроках нравственности, в которых сочетаются активная интеллектуальная и практическая деятельность детей. Деятельностный подход к нравственному воспитанию предполагает как драматизацию, позволяющую детям «проживать» ключевые нравственные ситуации, так и непосредственное обсуждение вопросов морали, которое инициирует рефлексию и помогает продвигаться в развитии нравственного сознания. Этому же способствует анализ фактов нравственного содержания, собственного опыта.

Ведущая роль в процессе нравственного образования принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру (как надо аргументировать свои мысли, как относиться к высказываниям другого). Именно педагог создает атмосферу комфорта, когда каждый ребенок хочет включиться в обсуждение, игру, инсценировку, не боясь, что
он ошибется, его высмеют. Ситуация нравственного выбора поступка и результат этого выбора определяют нравственную сущность личности. Понимая это, воспитатель должен дать детям почувствовать духовное удовлетворение от доброго поступка, понять, насколько унижает человека недостойное поведение, какие горькие переживания он вызывает у того, кому причинили неприятность, обиду.

Один из важных инструментов, которым пользуется педагог, — оценочные суждения. Оценки (отметки) не выставляются, потому что во время обсуждений, решения практических задач оценивается конкретная ситуация и конкретный поступок того или другого лица. Эта оценка, по мысли педагога, принимается, понимается ребенком, берется на вооружение (становится для него смыслом поведения).

Подводя итог, подчеркну ряд наиболее важных положений:

  • Нравственное содержание должно предлагаться ученикам так, чтобы возбудить самодеятельность их ума и стимулировать желание дальнейшего познания.
  • Необходимо широко использовать наглядные средства: художественные образы, живые примеры, инсценировки, ролевые игры.
  • Важно обеспечить активность детей на занятиях: рисование, сочинения, отгадывание загадок, пословиц и поговорок.
  • Целесообразно предусмотреть пути преодоления таких «подводных камней», как назидательность, «голый» дидактизм, однообразие.
  • Нужно делать упор на положительное, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
  • Значительное место в образовательно-воспитательном процессе занимает такт учителя в оценках детей, их высказываний, неудач, проступков.
  • Важно постоянно следить за нравственным развитием детей. Это требует единства обучения и воспитания.