Формы и методы индивидуальной и профилактической работы с детьми "группы риска"
методическая разработка на тему
Как установить контакт с детьми? Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагировать соответственно (учитывайте интерес, возможности, уровень развития, состояние здоровья и настроения, особенности дефекта). Найдите «ключик» к ученику, чтобы он смог следовать за Вами (мыслями, действиями...). Используйте похвалу, поддержку взглядом, вопросом, шуткой. Помогайте ученику приобрести уверенность в себе («Я здесь, я слышу тебя, я понимаю тебе не все равно, что происходит с тобой, я хочу, могу тебе помочь»). Улыбайтесь. Лицо Ваше должно быть живым. Излучайте теплоту, дружеское расположение в интонации и выражении лица. Не проецируйте на ученика тревожность, взволнованность.
Используйте облегчающие реакции общения:
ü Скажи мне сам, правильно ли ты...
ü Тебе хочется знать, правильно ли ты...
ü Ты не уверен, правильно ли...
ü Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как...
ü Похоже, ты хочешь, чтобы я сказала тебе, правильно ли...
ü Ты опечален, и тебе хочется, чтобы...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_individualnoy_i_profilakticheskoy_raboty_s_detmi_gruppy_riska.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКСКОУ СКШИ 8 ВИДА 11 |
«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом МОУ «УНООШ с коррекционными классами» Шевченко Екатериной Петровной с детьми «группы риска» |
Выполнила воспитатель
Мозоль Л.Н.
2013-2014 уч. год
«Группа риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства:
- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
-устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
-убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
-жестокое обращение с детьми (побои);
-побеги из дома, конфликты со сверстниками.
Работа с детьми «группы риска» включает в себя:
- социально – педагогическую диагностику учащихся и их семей, постановка «социального диагноза»;
- выявление всех проблемных детей, начиная с первого класса, изучение положения ребенка в семье;
- изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность.
Учащиеся, входящие в «группу риска», отличаются агрессивным поведением, им присуща эмоциональная грубость, озлобленность против сверстников. Проявление различных форм агрессивности показывает, что преобладает физическая агрессия, затем косвенная и словесная. Не благоприятное педагогическое воздействие вызывает у детей «группы риска» деструктивное, асоциальное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству. Необходимо понимать, что их поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки, взрослых он не сможет справиться с трудностями.
В коррекционной работе по профилактике отклонений в поведении с учащимися «группы риска» предпочтительна индивидуальная форма работы, следующим этапом коррекционно – развивающей работы являются групповые занятия и социальные уроки.
Для преодоления типичных отклонений в поведении учащихся «группы риска» используются следующие способы:
Если ребенок часто лжет, необходимо быть твердым, справедливыми последовательным, хвалить ребенка всякий раз, когда он говорит правду. В индивидуальной работе по коррекции лживости применяются тренинги: «Поступаем правильно», «Волшебный стул», ситуационные игры: «А что сказали бы вы?», «Кто у нас хороший», беседы. Необходимо следить, чтобы беседы не носили характер скучных лекций.
Ругательства и ненормативная лексика стали теперь для детей и подростков своего рода ритуалом. Сверстники бранятся - надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но нужно отучить его браниться в школе, общественных местах. Необходимо научить переживать огорчения без гнева и ругани. Во время индивидуальной работы надо дать понять ребенку, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни. Игры: «Доктор вежливых наук», «Приятное - неприятное», «Взаимоотношения», «Поссорились - помирились», социальные уроки «Уважая себя – уважайте других», «Как мы разрешаем конфликты» - формируют терпимое отношение к другим, учат навыкам управления собственными чувствами и эмоциями, развивают умения распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
Большинство детей хотя бы однажды, что – нибудь крадут, но, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте. На учете в «группе риска» состоят четверо учащихся, один ребенок снят с учета. Во время бесед младшим детям легче объяснить, что воровать – не нормально: «Я, понимаю, что тебе нравиться вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи, поставь себя на его место». Тренинг «Ситуации»: «Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу «... Очень хотелось купить себе на эти деньги…, но я представила себе, что у продавца могут быть неприятности». … «Представь, что у тебя украли твою любимую вещь, что ты ощущаешь».
С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «Воровство и трусость – всегда достойны презрения». Необходимо обязательно рассказать о последствиях воровства во «взрослой жизни» и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. «Не знание законов – не освобождает от наказания ». Главное не оставлять без внимания старание быть честным, хвалить ребенка за любые правильные поступки.
Когда дети приближаются к 13 – летнему возрасту, наркотики, алкоголь, сигареты становятся более доступными. Средства, применяемые для дыхания (клей, растворители), вообще легко доступны. Около 30% учащихся в возрасте 12 – 13 лет знают кого – либо, кто получает «удовольствие», от применения таких средств, т.е. рекламирует подобную практику. Важно отслеживать формирование «групп риска». К ним принадлежат дети, на кого снижено внимание родителей, кто прогуливает занятия, и отличаются устойчивой неуспешностью. Кроме того, важно контролировать детей переживших серьезные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению.
Превентивная профилактика «социальных вредностей» способствует формированию у младших школьников предпочтение здорового образа жизни, формирует установку на сопротивление внешнему давлению, учит говорить «НЕТ!» Во время занятий, тренингов учащиеся тренируются в уверенности в правильном выборе, уверенности в себе. Необходимо репетировать с ними отказ, предлагая разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это - не из моей жизни!». Напоминать детям, чтобы они сразу уходили, прекращали разговор с предлагающими им алкоголь, наркотики. Объяснить им, что на них просто зарабатывают, считают их безвольными и глупыми. Формировать самоконтроль необходимо начинать в раннем детстве. Так, в начальных классах можно использовать игры на компьютере для формирования самоконтроля у детей.
Как установить контакт с детьми? Будьте чувствительны к миру ребенка (выслушайте его, помогите раскрыться). Предлагайте ученику ответственность, соизмеримую с его психофизическими возможностями реагировать соответственно (учитывайте интерес, возможности, уровень развития, состояние здоровья и настроения, особенности дефекта). Найдите «ключик» к ученику, чтобы он смог следовать за Вами (мыслями, действиями...). Используйте похвалу, поддержку взглядом, вопросом, шуткой. Помогайте ученику приобрести уверенность в себе («Я здесь, я слышу тебя, я понимаю тебе не все равно, что происходит с тобой, я хочу, могу тебе помочь»). Улыбайтесь. Лицо Ваше должно быть живым. Излучайте теплоту, дружеское расположение в интонации и выражении лица. Не проецируйте на ученика тревожность, взволнованность.
Используйте облегчающие реакции общения:
- Скажи мне сам, правильно ли ты...
- Тебе хочется знать, правильно ли ты...
- Ты не уверен, правильно ли...
- Ты хочешь, чтобы я тебе сказала, как...
- Похоже, ты хочешь, чтобы я сказала тебе, правильно ли...
- Ты опечален, и тебе хочется, чтобы...
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
Для педагогического просвещения родителей школы подготовлены и проведены:
Беседы:
«Почему дети лгут», «Почему учиться трудно или адаптация к школе», «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка», «Воровство. Анализ причин и коррекция», «Семейная атмосфера».
Педагогический практикум
«Дети, как безусловная ценность»
Консультации:
«Как отучить ребенка от плохих слов», «Дети и деньги», «Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком».
При подготовке и проведении бесед, консультаций для родителей учитывался уровень их педагогической подготовки с дальнейшим включением их в активную деятельность по воспитанию детей. Использовались групповые и индивидуальные формы работы. Хорошо зарекомендовала себя индивидуальные формы работы: консультации, рекомендации, родительские собрания на дому.
Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто – то очень, очень любит и он тоже кого – то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»
Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями. Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача шко...
Актуальность использования активных форм и методов обучения во внеклассной работе по химии с обучающимися
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».Вне...
Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.
Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....
«Метод проектирования в профилактической работе с подростками»
Статья освещает важные аспекты повышения эффективности профилактической работы посредством метода проектирования...
Формы и методы организации учебно-исследовательской работы школьников (презентация на республиканский семинар педагогов дополнительного образования 13 ноября 2020 г.)
Презентация к лекции...
Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».
«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска»....