Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
рабочая программа (8 класс)
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.
Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.
Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах-интернатах и семьях с низким социальным статусом, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.
В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Основы финансовой грамотности" 8 класс | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2019 г Рук.МО _______ ф.и.о. | Согласовано ЗД поВР ______Летюшевой Т.П. «_____» _________2019 г | Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________2019 г Приказ № ____ от «___» ______2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»
(указать курс внеурочной деятельности)
Уровень образования 8 класс
Количество часов 34 часа
Воспитатель: Мозоль Любовь Николаевна
Программа разработана на основе программы Корлюгова, Ю. Н.
Финансовая грамотность М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
р.п.Ванино
2019 год
- Пояснительная записка.
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.
Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.
Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах-интернатах и семьях с низким социальным статусом, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.
В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 8 класса в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Для решения поставленной цели используется коррекционно-развивающая среда (см. Приложение 1)
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет;
- финансовые организации.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
- Предметные результаты:
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
Управление денежными средствами семьи Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов | Управление денежными средствами семьи из чего состоит денежная масса; Способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения. |
Способы повышения семейного благосостояния | Способы повышения семейного благосостояния Знание основных видов финансовых услуг |
Риски в мире денег знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикл | Риски в мире денег знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла |
Семья и финансовые организации: Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость | Семья и финансовые организации: Знание видов операций, осуществляемых банками; типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок |
Личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
- Содержание факультативного курса:
№ | Тема раздела | Часов | Содержание |
1 | Управление денежными средствами семьи | 8 | Происхождение денег. Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Мини проект. |
2 | Способы повышения семейного благосостояния | 6 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. |
3 | Риски в мире денег | 7 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. ОЖС: чем поможет страхование. Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски? Что такое финансовые пирамиды? |
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 | Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт Собственный бизнес. Что такое бизнес. Как создать свое дело? Валюта в современном мире. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. |
5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 4 | Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать ее достойной |
С О В А Я Г РА М ОТ Н О С Т Ь , 8 »
Формы организации факультативных курса:
- тестовое задание;
- решение задач;
- решение кроссворда и анаграммы;
- мини-исследование;
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация.
- викторина;
- проект.
Основные виды факультативной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
- Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 8 классе на 2019 – 2020 учебный год
№ | Тема | К-во часов | Дата | |
8А | 8Б | |||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи – 8 часов | ||||
1 | Происхождение денег. Деньги: что это такое? | 1 | 03,09,19 | 03,09,19 |
2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | 10,09,19 | 10,09,19 |
3 | Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов | 1 | 17,09,19 | 17,09,19 |
4 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 24,09,19 | 24,09,19 |
5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 1 | 01,10,19 | 01,10,19 |
6 | Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | 08,10,19 | 08,10,19 |
7 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 15,10,19 | 15,10,19 |
8 | Мини-проект «Бюджет моей семьи». Контроль по разделу | 1 | 22,10,19 | 22,10,19 |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния – 6 часов | ||||
9 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации | 1 | 05,11,19 | 05,11,19 |
10 | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций. | 1 | 19,11,19 | 19,11,19 |
11 | Финансовое планирование как способ повышения Благосостояния. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. | 1 | 26,11,19 | 26,11,19 |
12 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. | 1 | 03,12,19 | 03,12,19 |
13 | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) | 1 | 10,12,19 | 10,12,19 |
14 | Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу | 1 | 17,12,19 | 17,12,19 |
Раздел 3. Риски в мире денег – 7 часов | ||||
15 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 1 | 24,12,19 | 24,12,19 |
16 | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | 14,01,20 | 14,01,20 |
17 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | 21,01,20 | 21,01,20 |
18 | ОЖС: чем поможет страхование | 1 | 28,01,20 | 28,01,20 |
19 | Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски | 1 | 04,02,20 | 04,02,20 |
20 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | 11,02,20 | 11,02,20 |
21 | Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу | 1 | 18,02,20 | 18,02,20 |
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем – 8 часов | ||||
22 | Банки и их роль в жизни семьи. | 1 | 25,02,20 | 25,02,20 |
23 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен. | 03,03,20 | 03,03,20 | |
24 | Польза и риски банковских карт | 1 | 10,03,20 | 10,03,20 |
25 | Собственный бизнес. Что такое бизнес. | 1 | 17,03,20 | 17,03,20 |
26 | Как создать свое дело? | 1 | 07,04,20 | 07,04,20 |
27 | Валюта в современном мире. | 1 | 14,04,20 | 14,04,20 |
28 | Что такое валютный рынок и как он устроен. | 1 | 21,04,20 | 21,04,20 |
29 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1 | 28,04,20 | 28,04,20 |
30 | Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу. | 1 | 05,05,20 | 05,05,20 |
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют – 4 часов | ||||
31 | Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. | 1 | 12,05,20 | 12,05,20 |
32 | Какие налоги мы платим. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. | 1 | 19,05,20 | 19,05,20 |
33 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной | 1 | 26,05,20 | 26,05,20 |
34 | Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу. | 1 | 27,05,20 | 27,05,20 |
ВСЕГО: | 34 |
ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ»
Литература:
1. Гловели Г.Д.Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(8 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(8класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ Оборудование: компьютер, проектор
Приложение 1
Коррекционно-развивающая среда
(корпус юношей)
- Бизиборд (игровые доски настенные).
- Наглядно-дидактический материал (печатные пособия, плакаты, стенды, различные формы шнуровок, лото разной направленности), книжки-раскладушки Безопасность ребенка.
- Набор карточек «Правила личной гигиены», «Правила поведения в группе», «Правила поведения», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения в лесу».
- Пазлы (русские народные сказки).
- Развивающие игры «Времена года», «Сказка в ладошке», «Влево, вправо, вверх и вниз», головоломки, пирамидки, шнуровки.
- Набор каточек «Здоровьесберегающие», «Как устроен человек», «Режим дня», «Гигиенические процедуры», «Права ребенка», «Я и мое поведение».
- Дидактические игры «Что лишнее?», «Найди пару» (животные, растения, насекомые, деревья), «Парные картинки», «Что изменилось», «Чего не достает» «Лего», «Закончи пословицу».
- Настольные игры «Режим дня», «Времена года», «Правила безопасности», шашки, шахматы, мозаика.
- Напольные игры: «Веселый лабиринт», «Занимательная математика», «Твистер».
- Игровые модули, автомобильная и железная дороги, конструкторы разной величины и формы.
- Стенды творческого развития «Радуга красок», «Магия творчества» и наборы для развития мелкой моторики кистей рук.
- Наглядный материал «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье» «Календарь года».
- Домашняя библиотека (книги по программе и детская литература, энциклопедии, сказки, стихи, загадки. USB-флэш-накопители с коллекцией аудио сказок и обучающими мультфильмами, и документальными фильмами).
- Интерактивные столы с алфавитом, таблицей умножения и таблицей сложения.
- Профориентационные игры: больница, парикмахерская, магазин, «Буду в Армии служить», «Я водитель», «Автомобильный завод», «Я строитель».
- Дидактические карточки с заданиями «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки Пушкина А.С.», «В мире сказок», «Здоровое питание».
- Трафареты, шаблоны для обведения.
- Информационно-познавательный материал: «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье».
- Спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, кегли, бадминтон, уличный теннис, скакалки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"
программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса...
Программа факультатива по теме "Основы страноведения" для 5 класса
На занятиях этого факультатива дети знакомятся с Великобританией, с ее историей, традициями и основными грамматическими правилами....
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....