Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Мозоль Любовь Николаевна

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности  и умения реализовывать принятые решения.

Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам,  воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах-интернатах и семьях с низким социальным статусом, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные  основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»

Рассмотрено на МО                                                                  Протокол № __ от «___» ______2019 г                                 Рук.МО    _______ ф.и.о.

Согласовано  ЗД поВР

______Летюшевой Т.П.

«_____» _________2019 г

Утверждаю директор

________ С.М. Крымзина

 «_____» _________2019 г

Приказ  № ____

от  «___» ______2019 г                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»

(указать курс внеурочной деятельности)

Уровень образования 8 класс

Количество часов 34 часа

Воспитатель: Мозоль Любовь Николаевна

Программа разработана на основе программы Корлюгова, Ю. Н.
Финансовая грамотность
 М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

р.п.Ванино

2019 год

  1. Пояснительная записка.

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности  и умения реализовывать принятые решения.

Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам,  воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах-интернатах и семьях с низким социальным статусом, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.

                Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
  • Федеральным государственным  образовательным  стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Методическими рекомендациями  по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

 «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 8 класса в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа.

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Для решения поставленной цели используется коррекционно-развивающая среда (см. Приложение 1)

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • финансовые организации.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

  • Предметные результаты:

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

Управление денежными средствами семьи

  Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов
влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России
и её изменений в конце XX – начале XXI в.;

Управление денежными средствами семьи 

из чего состоит денежная масса;

 Способов влияния государства на инфляцию;

структуры доходов населения.

Способы повышения семейного благосостояния
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц;

Способы повышения семейного благосостояния

Знание основных видов финансовых услуг

Риски в мире денег 

 знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикл

Риски в мире денег 

 знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла

Семья и финансовые организации:

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость
наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок

Семья и финансовые организации:

Знание видов операций, осуществляемых банками; типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок

Личностные результаты:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  •  развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

  1. Содержание факультативного курса:

Тема раздела

Часов

Содержание

1

Управление денежными средствами семьи

8

Происхождение денег. Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Мини проект.

2

Способы повышения семейного благосостояния

6

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с использованием  финансовых организаций. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

3

Риски в мире денег

7

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.  

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. ОЖС: чем поможет страхование. Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски? Что такое финансовые пирамиды?

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать

без проблем

8

Банки и их роль в жизни семьи.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен.

Польза и риски банковских карт

Собственный бизнес. Что такое бизнес.

Как создать свое дело?

Валюта в современном мире.

Что такое валютный рынок и как он устроен.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

5

Человек и государство:

как они взаимодействуют

4

Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить.

Какие налоги мы платим. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

С О В А Я Г РА М ОТ Н О С Т Ь , 8   »
Формы организации факультативных курса:

  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.
  • викторина;
  • проект.

Основные виды факультативной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

  1. Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 8  классе на 2019 – 2020 учебный год

Тема

К-во часов

Дата

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи – 8  часов

1

Происхождение денег. Деньги: что это такое?

1

03,09,19

03,09,19

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет

на финансы нашей семьи

1

10,09,19

10,09,19

3

Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов

1

17,09,19

17,09,19

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

24,09,19

24,09,19

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это

делать

1

01,10,19

01,10,19

6

Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить

1

08,10,19

08,10,19

7

Как оптимизировать семейный бюджет

1

15,10,19

15,10,19

8

Мини-проект «Бюджет моей семьи». Контроль по разделу

1

22,10,19

22,10,19

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния – 6 часов

9

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации

1

05,11,19

05,11,19

10

Как увеличить семейные расходы с использованием

финансовых организаций.

1

19,11,19

19,11,19

11

Финансовое планирование как способ повышения

Благосостояния. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование.

1

26,11,19

26,11,19

12

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.

1

03,12,19

03,12,19

13

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему)

1

10,12,19

10,12,19

14

Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу

1

17,12,19

17,12,19

Раздел 3. Риски в мире денег – 7 часов

15

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.  

1

24,12,19

24,12,19

16

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

14,01,20

14,01,20

17

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

21,01,20

21,01,20

18

ОЖС: чем поможет страхование

1

28,01,20

28,01,20

19

Риски в мире денег. Какие бывают финансовые риски

1

04,02,20

04,02,20

20

Что такое финансовые пирамиды

1

11,02,20

11,02,20

21

Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу

1

18,02,20

18,02,20

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать

без проблем – 8 часов

22

Банки и их роль в жизни семьи.

1

25,02,20

25,02,20

23

Что такое банк и чем он может быть вам полезен.

03,03,20

03,03,20

24

Польза и риски банковских карт

1

10,03,20

10,03,20

25

Собственный бизнес. Что такое бизнес.

1

17,03,20

17,03,20

26

Как создать свое дело?

1

07,04,20

07,04,20

27

Валюта в современном мире.

1

14,04,20

14,04,20

28

Что такое валютный рынок и как он устроен.

1

21,04,20

21,04,20

29

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

1

28,04,20

28,04,20

30

Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу.

1

05,05,20

05,05,20

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют – 4 часов

31

Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить.

1

12,05,20

12,05,20

32

Какие налоги мы платим. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

1

19,05,20

19,05,20

33

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

26,05,20

26,05,20

34

Выполнение тренировочных заданий. Контроль по разделу.

1

27,05,20

27,05,20

ВСЕГО:

34

ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ»

Литература:

1. Гловели Г.Д.Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

(8 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

(8класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ Оборудование:  компьютер,  проектор


Приложение 1

Коррекционно-развивающая среда

(корпус юношей)

  1. Бизиборд (игровые доски настенные).
  2. Наглядно-дидактический материал (печатные пособия, плакаты, стенды, различные формы шнуровок, лото разной направленности), книжки-раскладушки Безопасность ребенка.
  3. Набор карточек «Правила личной гигиены», «Правила поведения в группе», «Правила поведения», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения в лесу».
  4. Пазлы (русские народные сказки).
  5. Развивающие игры «Времена года», «Сказка в ладошке», «Влево, вправо, вверх и вниз», головоломки, пирамидки, шнуровки.
  6. Набор каточек «Здоровьесберегающие», «Как устроен человек», «Режим дня», «Гигиенические процедуры», «Права ребенка», «Я и мое поведение».
  7. Дидактические игры «Что лишнее?», «Найди пару» (животные, растения, насекомые, деревья), «Парные картинки», «Что изменилось», «Чего не достает» «Лего», «Закончи пословицу».
  8. Настольные игры «Режим дня», «Времена года», «Правила безопасности», шашки, шахматы, мозаика.
  9. Напольные игры: «Веселый лабиринт», «Занимательная математика», «Твистер».
  10. Игровые модули, автомобильная и железная дороги, конструкторы разной величины и формы.
  11. Стенды творческого развития «Радуга красок», «Магия творчества» и наборы для развития мелкой моторики кистей рук.
  12. Наглядный материал «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье» «Календарь года».
  13. Домашняя библиотека (книги по программе и детская литература, энциклопедии, сказки, стихи, загадки. USB-флэш-накопители с коллекцией аудио сказок и обучающими мультфильмами, и документальными фильмами).
  14. Интерактивные столы с алфавитом, таблицей умножения и таблицей сложения.
  15. Профориентационные игры: больница, парикмахерская, магазин, «Буду в Армии служить», «Я водитель», «Автомобильный завод», «Я строитель».
  16. Дидактические карточки с заданиями «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки Пушкина А.С.», «В мире сказок», «Здоровое питание».
  17. Трафареты, шаблоны для обведения.
  18. Информационно-познавательный материал: «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье».
  19. Спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, кегли, бадминтон, уличный теннис, скакалки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса...

Программа факультатива по теме "Основы страноведения" для 5 класса

На занятиях этого факультатива дети знакомятся с Великобританией, с ее историей, традициями и основными грамматическими правилами....

Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....