Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Мозоль Любовь Николаевна

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • финансовые организации.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Финансовая грамотность 9 класс46.47 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»

Рассмотрено на МО                                                                  Протокол № __ от «___» ______2019г                                 Рук.МО    _______ ф.и.о.

Согласовано  ЗД поВР

______Летюшевой Т.П.

«_____» _________2019 г

Утверждаю директор

________ С.М. Крымзина

 «_____» _________2019 г

Приказ  № ____

от  «___» ______2019 г                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»

(указать курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (9 класс)

Количество часов 34 часа

Воспитатель: Мозоль Любовь Николаевна

Программа разработана на основе Корлюгова, Ю. Н.
Финансовая грамотность
 М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

р.п.Ванино

2019 год


  1. Пояснительная записка.

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах-интернатах и семьях с низким социальным статусом, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.

В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.

                Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • Методическими рекомендациями  по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
    (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Для решения поставленной цели используется коррекционно-развивающая среда (см. Приложение 1)

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • финансовые организации.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

  1. Содержание факультативного курса:

Курс финансовой грамотности в 9 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни. 

темы

Тема

Кол-во

часов

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

8

Тема 1. Происхождение денег

2

1.1.

Деньги: что это такое?

Л-Б, П

1

1.2.

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

Тема 2. Источники денежных средств семьи

2

1.3.

Какие бывают источники доходов

1

1.4.

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Тема 3. Контроль семейных расходов

1

1.5.

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

Тема 4. Построение семейного бюджета

2

1.6.

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

1.7.

Как оптимизировать семейный бюджет

1

Осуществление проектной работы

1

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

6

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

2

2.8.

Для чего нужны финансовые организации

1

2.9.

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

    2

2.10.

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

2.11.

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

Выполнение тренировочных заданий

1

Выполнение тренировочных заданий

1

Раздел 3. Риски в мире денег

7

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

3

3.12.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

3.13.

ОЖС болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

3.14.

Чем поможет страхование

1

Тема 8. Риски в мире денег

2

3.15.

Какие бывают финансовые риски

1

3.16.

Что такое финансовые пирамиды

1

Выполнение тренировочных заданий

1

Выполнение тренировочных заданий

1

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи

2

4.17.

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

4.18.

Польза и риски банковских карт

1

Тема 10. Собственный бизнес

2

4.19.

Что такое бизнес

1

4.20.

Как создать свое дело

1

Тема 11. Валюта в современном мире

2

4.21.

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

4.22.

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

Выполнение тренировочных заданий

1

Выполнение тренировочных заданий

1

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи

2

5.23.

Что такое налоги и зачем их платить

1

5.24.

Какие налоги мы платим

1

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости

1

5.25.

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

Осуществление проектной работы

1

Итоговый контроль

1

Итого:

34

Тематический план

Раздел

Кол-во часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи

8

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния

6

Раздел з

Риски в мире денег

7

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Итого

34

  1. Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений

раздела

Содержание

Понимание

Умения

Компетентности

1

Управление денежными средствами семьи

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX ~ начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат

того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

пользоваться дебетовой картой;

определять причины роста инфляции;

рассчитывать личный и семейный доход;

читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

различать личные расходы и расходы семьи;

считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

вести учёт доходов и расходов;

развивать критическое мышление.

устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

оценивать свои ежемесячные расходы;

соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений

2

Способы повышения семейного благосостояния

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

принципа хранения денег на банковском счёте;

вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

возможных рисков при сбережении и инвестировании.

рассчитать реальный банковский процент;

рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

анализировать договоры;

отличать инвестиции от сбережений;

сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

откладывать деньги на определённые цели;

выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

3

Риски в мире денег

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;

читать договор страхования;

рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;

соотносить риски и выгоды.

оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

оценивать предлагаемые варианты страхования;

анализировать и оценивать финансовые риски;

развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;

способность реально оценивать свои финансовые возможности.

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес- план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

устройства банковской системы:

того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;

того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

читать договор с банком;

рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

переводить одну валюты в другую;

находить информацию об изменениях курсов валют.

оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Представление об ответственности налогоплательщика

неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы

накопления средств и страхования на старость.

считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;

находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

планировать расходы на уплату налогов;

рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.

4. Формы и методы организации учебной деятельности учащихся

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

лекция-беседа.

Лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:

  • просмотр документальных и художественных фильмов;
  • просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
  • рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
  • встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими.

Практикум может быть проведен в следующих формах:

  • поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
  • поиск и анализ правовых документов по теме;
  • разработка индивидуальных или групповых проектов;
  • проведение мини-исследований;
  • поиск информации для написания эссе;
  • составление и решение финансовых кроссвордов.

Игра.

В ходе обучения могут быть проведены такие игры:

  • «Управляем денежными средствами семьи»
  • «Увеличим семейные доходы с использованием финансовых услуг»
  • «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»
  • «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»
  • «Внимание! Финансовые риски!»
  • «Планируем свой бизнес»
  • «Валюты и страны»
  • «Налоги и семейный бюджет»
  • «Пенсии родителей»

Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 9 классе на 2019 – 2020 учебный год

Тема, модуль

Часы

Дата

9А кл.

Дата

9Б кл.

Управление денежными средствами семьи

8

1

Деньги: что это такое?

1

05,09,19

05,09,19

2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

1

12,09,19

12,09,19

3

Какие бывают источники доходов

1

19,09,19

19,09,19

4

От чего зависят личные и семейные доходы

1

26,09,19

26,09,19

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

03,10,19

03,10,19

6

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

10,10,19

10,10,19

7

Как оптимизировать семейный бюджет

1

17,10,19

17,10,19

8

Осуществление проектной работы

1

24,10,19

24,10,19

Способы повышения семейного благосостояния

6

9

Для чего нужны финансовые организации

1

07,11,19

07,11,19

10

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

14,11,19

14,11,19

11

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

21,11,19

21,11,19

12

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

28,11,19

28,11,19

13

Выполнение тренировочных заданий

1

05,12,19

05,12,19

14

Выполнение тренировочных заданий

1

12,12,19

12,12,19

Риски в мире денег

7

15

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

19,12,19

19,12,19

16

ОЖС болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

26,12,19

26,12,19

17

Чем поможет страхование

1

16,01,20

16,01,20

18

Какие бывают финансовые риски

1

23,01,20

23,01,20

19

Что такое финансовые пирамиды

1

30,01,20

30,01,20

20

Выполнение тренировочных заданий

1

06,02,20

06,02,20

21

Выполнение тренировочных заданий

1

13,02,20

13,02,20

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

10

22

Что такое бизнес

1

20,02,20

20,02,20

23

Как создать свое дело

1

27,02,20

27,02,20

24

Банковские услуги

1

05,03,20

05,03,20

25

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

12,03,20

12,03,20

26

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

19,03,20

19,03,20

27

Валюта в современном мире

1

02,04,20

02,04,20

28

Выполнение тренировочных заданий

1

09,04,20

09,04,20

29

Выполнение тренировочных заданий

1

16,04,20

16,04,20

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

30

Что такое налоги и зачем их платить

1

23,04,20

23,04,20

31

Какие налоги мы платим

1

30,04,20

30,04,20

32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

07,05,20

07,05,20

33

Осуществление проектной работы

1

14,05,20

14,05,20

34

Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»

1

21,05,20

28,05,20

Итого:

34

Литература:

  1. Гловели Г.Д.Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
  2. (8 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
  4. (8класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Интернет-источники
  6. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
  7. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
  8. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
  9. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/ Оборудование:  компьютер,  проектор
  10. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8-9 кл.: Ма¬териалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  11. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра¬мотность. 8-9 кл.: Методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС. 2014.
  12. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамот¬ность. 8~9 кл.: Материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  13. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая гра¬мотность. 8-9 кл.: Контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС. 2014.
  14. Дополнительная литература
  15. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хо¬зяйственной деятельности. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  16. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузне¬цовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  17. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. - М.: ВИТА-ПРЕСС. 2010.
  18. Интернет-источники
  19. www.minfin.ru - сайт Министерства финансов РФ
  20. www.gov.ru - сайт Правительства РФ
  21. www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной ста¬тистики
  22. www.economy.gov.ru/minec/ma - сайт Министерства экономи¬ческого развития РФ
  23. www.minpromtorg.gov.ru - сайт Министерства торговли и про¬мышленности РФ
  24. www.fas.gov.ru - сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
  25. www.cbr.ru - сайт Центрального банка РФ
  26. www.nalog.ru - сай Федеральной налоговой службы РФ
  27. www.rbx.ru - сайт «РосБизнесКонсалтинг»
  28. www.cbr.ru - сайт Центрального банка РФ
  29. www.nalog.ru - сай Федеральной налоговой службы РФ
  30. www.rbx.ru - сайт «РосБизнесКонсалтинг»

Приложение 1

Коррекционно-развивающая среда

(корпус юношей)

1.        Бизиборд (игровые доски настенные).

2.        Наглядно-дидактический материал (печатные пособия, плакаты, стенды, различные формы шнуровок, лото разной направленности), книжки-раскладушки Безопасность ребенка.

3.        Набор карточек «Правила личной гигиены», «Правила поведения в группе», «Правила поведения», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения в лесу».

4.        Пазлы (русские народные сказки).

5.        Развивающие игры «Времена года», «Сказка в ладошке», «Влево, вправо, вверх и вниз», головоломки, пирамидки, шнуровки.

6.        Набор каточек «Здоровьесберегающие», «Как устроен человек», «Режим дня», «Гигиенические процедуры», «Права ребенка», «Я и мое поведение».

7.        Дидактические игры «Что лишнее?», «Найди пару» (животные, растения, насекомые, деревья), «Парные картинки», «Что изменилось», «Чего не достает» «Лего», «Закончи пословицу».

8.        Настольные игры «Режим дня», «Времена года», «Правила безопасности», шашки, шахматы, мозаика.

9.        Напольные игры: «Веселый лабиринт», «Занимательная математика», «Твистер».

10.        Игровые модули, автомобильная и железная дороги, конструкторы разной величины и формы.

11.        Стенды творческого развития «Радуга красок», «Магия творчества» и наборы для развития мелкой моторики кистей рук.

12.        Наглядный материал «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье» «Календарь года».

13.        Домашняя библиотека (книги по программе и детская литература, энциклопедии, сказки, стихи, загадки. USB-флэш-накопители с коллекцией аудио сказок и обучающими мультфильмами, и документальными фильмами).

14.        Интерактивные столы с алфавитом, таблицей умножения и таблицей сложения.

15.        Профориентационные игры: больница, парикмахерская, магазин, «Буду в Армии служить», «Я водитель», «Автомобильный завод», «Я строитель».

16.        Дидактические карточки с заданиями «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки Пушкина А.С.», «В мире сказок», «Здоровое питание».

17.        Трафареты, шаблоны для обведения.

18.        Информационно-познавательный материал: «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье».

19.        Спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, кегли, бадминтон, уличный теннис, скакалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"

программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса...

Программа факультатива по теме "Основы страноведения" для 5 класса

На занятиях этого факультатива дети знакомятся с Великобританией, с ее историей, традициями и основными грамматическими правилами....

Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....