Подборка игр на все случаи жизни
материал по теме

Мозоль Любовь Николаевна

Игра - это явление многогранное. Ее можно рассматривать как основную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива в целом и личности в частности.

Игра - важное средство самовыражения детей, проба сил, социально - педагогическая форма детской жизни. Игра - это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.

В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми - олигофренами младшего школьного возраста. Ученик подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, необходимые для успешного обучения в коррекционной школе.

Хорошо организованная игра позволяет развивать эмоционально - волевую сферу, интеллектуальная игра в форме викторин, КВН, логических эстафет - корректировать недостатки познавательной деятельности, спортивные праздники, соревнования и другие виды деятельности - сглаживать и корректировать недостатки психофизического развития воспитанников.

 Игра - как метод организации, сплочения коллектива, формирования эмоционального состояния, способа общения, фактора, формирующего внутренний мир человека, средство развития индивидуальных качеств личности с помощью знаний, умений и навыков имеет несомненную ценность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клубочек» 

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

«Ветер дует на...» 

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

 «Секрет» 

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

 «Рукавички» 

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

 «Утка, утка, гусь»

Участники игры встают в круг. Ведущий внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Их обоих задача – быстрее занять освободившееся место. Вся сложность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься свободному месту.

 «Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

 «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» 

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

«Поварята»

Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

«Дотронься до...» 

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

«На что похоже настроение?» 

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры» 

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», дети выполняют задание.

«Ворона»

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше,
Ощипывает она свои крылышки.
Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?»

Затем:

«А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду выбывает из игры.

«Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?



Предварительный просмотр:

На одной ножке по дорожке

Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.

Ловишки на одной ноге

Выбирают ловишку. По сигналу воспитателя: «раз, два, три! Лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишки их ловят, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Игра повторяется 3-4 раза. Нельзя ловить того, кто успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено. Когда будет поймано 3-4 ребёнка, выбирается новый ловишка.

Салки на одной ноге

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова «Я салка!» Игра повторяется.
Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.

И начинают перебегать из одного «города» в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удаётся поймать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженным окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Горелки

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится водящим.

Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!

Весёлые ребята

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

Космонавты

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.

Совушка

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец – это удочка, дети – рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Летает - не летает

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Чьё звено скорее соберётся

У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).

Западня

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Стоп

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

Карась и щука

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине – «щука». По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и. встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют «корзины» - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».
Когда пойманных «карасей» станет больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и вручают роль новой «щуки».

Змейка

Эй-ка, эй-ка,
Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

Хороводная игра Огуречик

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,
Ты совсем как человечек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

Смелые мышки

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два-три-четыре,
Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)
Вдруг раздался странный звон …
Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

 

 «Лохматый пёс».

Вот лежит лохматый пёс
В лапы свой, уткнувши нос.
Тихо-смирно он лежит,
То ли дремлет, то ли спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.



Предварительный просмотр:

Приветствие

        Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками действия различными способами:

- как люди очень застенчивые, стеснительные;

- как люди куда-то спешащие;

- как люди, которые не видели друг друга несколько лет.

“Эксперимент с песней”

Воспитатель: Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму- замолкаем, по следующему - снова поем.

С помощью упражнения вырабатывается способность держать общий ритм своим внутренним слухом.

“Солнечный зайчик”

Упражнение на снятие эмоционального напряжения.

Воспитатель: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке - нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, одну руку, вторую. Погладь его и подружись с ним.

Поросячьи бега

Воспитатель говорит, что мы попали на поросячьи бега - новый олимпийский вид спорта. Для того чтобы выиграть, нам нужно как можно быстрее передать “хрюк” по кругу.

Сначала дайте возможность каждому из участников потренироваться.

Это внешне простое и несерьезное упражнение на самом деле, помимо того что повышает эмоциональный уровень, очень хорошо влияет на процесс сплочения в группе и настраивает на взаимодействие.

Раз мобила...

Воспитатель проговаривает слова и сопровождает их движениями.

Девочки соревнуются с мальчиками, кто громче крикнет:

Раз мобила, два мобила

(ладони внешней стороной поочередно прикладываются к противоположному уху)

Пейджеры, пейджеры (ладони прикладываются к бедру, поочередно)

За рулем автомобиля женщина, женщина (описывается силуэт женского тела)

Все в порядке, все нормально (демострируется жест «окей»)

Пальчики, пальчики, ну-ка  дружно, ну-ка вместе:

Девочки кричат: “Девочки!”

Молодые люди кричат: “Мальчики!”


Гром- ураган- землетрясение

Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют “домик”, а третий становится внутрь и становится “жильцом”. Когда воспитатель говорит : “Гром!” - “жилец” выбегает из “дома” и ищет себе другой “домик”. Когда ведущий говорит: “Ураган”- “домик” взлетает и пытается найти себе другого “жильца”. При слове “Землетрясение!” все игроки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки и тд.

Хи-хи-хо-хо

У всех участников руки сложены как для игры в волейбол, 5 раз дотрагиваются до левого плеча, затем 5 раз до правого, 5 раз до левой ноги, 5 раз до правой, 5 раз произносит “хи”, опустив голову вниз, и 5 раз “хо” - глядя в потолок. Затем проделывается тоже самое на 4 счета, потом на 3, на 2 и на 1, увеличивая темп.

Счет до 10.

Участники становятся в круг. Опускают взгляд на кончики пальцев ног. Задача: сосчитать от 1 до 10, каждое число может назвать только один человек.

Веретена точены

Детей разбивают на 3 команды.

1 команда “Веретена точены”;

2 команда “Веники мочены”;

3 команда “Барыня, барыня, сударыня барыня”.

Учитель указывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается.

Игра способствует повышению уровня эмоционального состояния.

Дождик

Все участники стоят в кругу. Учитель идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока учитель не пройдет круг, снова не подойдет к нему, не заглянет в глаза и не поменяет движение.

Воспитатель:  в первом кругу трет ладошкой об ладошку, 2 - щелкает пальцами, 3- хлопает ладонями по коленям, 4 - хлопает в ладоши, и тд.

Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад.

Егорки

“Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки” - это присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самостоятельно на выдохе вслух считает: “Раз Егорка, два Егорка ...” и т.д.  У кого будет больше “Егорок”  - тот победитель.

Упражнение основано на дыхательном ритме. Стремление выиграть заставляет участников набирать больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточно высокой степени мобилизации.

Упражнение “Строй”

Воспитатель: просит детей построиться молча:

- по росту;

- по цвету волос; от светлого до самого темного и наоборот;

- по алфавиту и т.д.

Упражнение “Ботинки”

Все становятся в круг и разуваются. Закрытыми глазами, взявшись за руки, каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, начинается все сначала.

Ипподром

Все сидят в кругу. Воспитатель сидит так чтобы его было хорошо видно. Его стул как бы отделен от всех остальных.

Воспитатель говорит:

- Есть ли у нас ладони? - Участники показывают. - А колени? - Кто-то неизбежно хлопает ладошкой по коленке. - Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома. Все вместе, - медленное поочередное похлопывание по коленам. - Кони вышли на старт, одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. Старт! Побежали! - быстрое похлопывание. - Бежим! Бежим! По мостовой! - удары кулаками в грудь поочередно. - По песочку! - быстро тереть ладонями друг о друга.

- По болту!- быстро захватить колени и вертикально поднять руки с громким чмоканьем.

- Барьер! - руками описывается полукруг на уровне груди. 

- Финал! - быстро хлопаем.

- Приближаются трибуны! - Трибуна девушек! - кричат девушки.

- Трибуна юношей!- кричат юноши.

- Мы победили.

Карлики-великаны

Учитель говорит “карлики” или “великаны”. На слово “карлики” все приседают, на слово “великаны” все встают. Те, кто ошибся, выполняет какое-либо задание.

Ой-ля-калина

Ведущий совершает конкретные движения, приговаривая слова, а все участники сначала повторяют за ним медленно, а затем увеличивают темп.

Ой-ля, калина, ой-ля (резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз)

Ку-ку, ку-ку (кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала к левому, потом к правому уху)

Ой-ля, калина, ой-ля (резкие движения руками по передней поверхности бедра сверху вниз),

Ку-ку, ку-ку (кулаки с вытянутыми указательными пальцами, движения сначала к левому, потом к правому уху)

Румба-румба (руки сгибаются в локтях, кисти на уровне голо-

вы, не сгибая руки в запястьях совершать круговые движения кистями)

Тач-тач-тач (танцевальные движения бедрами, руки, согнутые в локтях, двигаются на уровне талии)

А-а-а-а-а, о-о-о-о-о-о (руки согнуты в локтях на уровне та-

лии, ладонями вниз, совершаются движения влево-вправо)

Пиф-пиф(руки сложены “пистолетом”)

Вжик-вжик (кулак с вытянутым большим пальцем, движения по шее)

Йоу! (жест “yes!”)

Темп упражнения увеличивается.



Предварительный просмотр:

игр а к

ЕЛЫЛ1И1

 

УДК 379.82 ББК 74.9000.6 В26

...Человек играет только тогда, ког да он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тог да, когда играет.

Ф. Шиллер


Предисловие

Ветерок Е. В.

В26 Играй белыми! Сценарии игр с подростками в загородном лагере. [Текст] / Е. В. Ветерок. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 111с. — (Веселый праздник).

15ВК 978-5-379-00504-7

В этой книге вы найдете сценарии творческих игр с элементами театрализации, направленных на решение типичных подростковых психологических проблем: замкнутости, агрессивности, скованнос ти, неумения идти на контакт с ровесниками, гипертрофированной критичности к окружающему.

Игры помогут подростку почувствовать себя активной личнос тью: узнать себя, свои достоинства и недостатки, свое место в среде сверстников и в окружающем мире, а педагогу, работающему с де тьми, быстро и эффективно организовать доброжелательное и ин тересное общение в подростковом коллективе, создать позитивный психологический микроклимат.

Пособие предназначено для вожатых, работающих с детьми старшего подросткового возраста в детских оздоровительных лаге рях, а также лиц, занимающихся с подростками в социально-психо логических центрах.

УДК 379.82 ББК 74.9000.6

© Ветерок Е. В., 2008 © Сибирское университетское издательство, оформление. 2008

Пособие содержит материалы для организации игровых занятий с детьми старшего подросткового возраста в детском оздоровительном лагере. Игры сгруппированы по следующим разделам: «Мы — Они» (стадия идентификации с отрядом, с социально целым), «Я — Они» (стадия противопоставле ния себя отряду), «Я — Ты» (стадия межличностных отно шений), «Я — Я» (стадия обращения к своей уникальности). Таким образом, процесс занятий предстает как путь к Я, путь подростков к своему Я, и через него — к Я других людей (О. В. Немиринский).

В психологии практически общепринятой является точ ка зрения, согласно которой игра служит эффективным сред ством социализации и адаптации к обстоятельствам жизни. С одной стороны, игра представляет собой жесткую структу ру, так как требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой — правила игры, ограничивая степени свободы, тем не менее допускают разно образные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости. Благодаря этому явлению в игре идет соотне сение Я и «других», ценность своего Я начинает сочетаться с ценностью «других» (И. В. Вачков).

Характеризуя указанный процесс развития детского само сознания в игре, В. А. Петровский сказал: «Потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляет ся в желании ребенка быть, с одной стороны, непохожим на других, уникальным, самостоятельным и, с другой стороны, в желании быть значимым для других людей». Чтобы почувс твовать себя активной личностью (научиться «играть белы ми»), ребенку необходимо узнать себя, свои достоинства и не-

3

достатки, свое место в среде сверстников. Этой цели служит данное пособие, которое поможет взрослым в игровой форме способствовать актуализации у подростков чувства собствен ной ценности и ценности других людей.

В пособие включены игры-драматизации с элементами группового тренинга, направленные на развитие когнитивной и эмоциональной сфер у подростков.


ИМПРИНТИНГ

Целью данных занятий является знакомство участников друг с другом, налаживание вербального и невербального контакта, установление первичного доверия между подрост ками и вожатым.

Встреча взглядами

Вам понадобятся: листы бумаги, авторучки или карандаши.

Вожатый объясняет детям, как важно первое впечат ление для восприятия друг друга — гшпринтинг, что значит «запечатлевание», которое происходит в течение 15 секунд. После его слов все участники садятся в круг, опустив головы вниз. По команде вожатого они одновременно поднимают головы. Их задача встретиться с кем-нибудь взглядом. Та пара игроков, которой это удалось, называет свои имена и покидает круг. Это может быть тот вариант имени игро ка, который нравится ему больше всего и который он хочет слышать от других: например, Софья, Соня или Сонечка.

Вожатый: Теперь вы знаете имена друг друга. Но, кроме имен, у каждого из вас есть свои мысли, ожидания и эмоции, с которыми вы приехали в лагерь. Поделитесь друг с другом своими эмоциями. Почувствуйте, какие это эмоции и пока жите их без слов (один показывает - другие отгадывают). Ограничений нет — можно показывать жестами, мимикой.

При необходимости (если участникам сложно опреде лить свои эмоции, если эмоции часто повторяются, если вместо эмоций они называют ощущения или мысли) можно разделить группу на три подгруппы и дать задание: соста вить список эмоций и по очереди называть их. Победит та подгруппа, которая назовет больше эмоций. Вожатый сам эолжен четко знать, чем эмоции отличаются от чувств и эщущений, чтобы помочь участникам. Также имеет значе-чие непосредственное участие вожатого в этой игре, чтобы эети воспринимали его не только как старшего, но и как че-ювека со своими эмоциями, которому можно доверять.

Корточки

Вам понадобятся: разноцветные карточки, разделенные на квадраты; авторучки или карандаши.

Группе раздаются разноцветные карточки. В верхних квадратах каждый участник пишет несколько предложений о себе (например, «У меня много друзей», «Я читаю Толкие-на», «Мне грустно»), затем ему надо найти людей с похожей информацией на карточках и вписать их имена на свою кар точку в нижние квадраты. После проведения игры вожатый задает вопросы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Много ли ты нашел в группе людей, похожих на себя?
  2. Есть ли те, кто оказался непохожим ни на кого?
  1. Ко всем ли ребятам в группе ты подходил? К кому в первую оче
    редь? К кому не подошел? Что тебя остановило?
  1. Чьи предложения заинтересовали тебя больше других?
  2. Чьи предложения были самыми необычными?

Предмет, похожий но меня

Вам понадобятся: мяч, шишка, маска, бумажный самолетик, камень, паззл, книжка, воздушный шарик, мягкая игрушка, свечка, перо птицы, шнурок, зеркало, ракушка и др. Можно использовать предметы интерьера или одежды.

Задача каждого участника выбрать из предложен ных предметов тот, который больше всего похож: на него, и рассказать о себе от имени этого предмета. Например: «Я книжка, я много знаю и могу вам рассказать о других странах и интересных людях» (если подросток действитель но интересуется географией и историей) или «Я свечка, со мной всегда тепло, Потому что я добрая и веселая» и т. д.

Первая проба на роль

Вам понадобится кресло.

Данную игру важно проводить в группе ранее не знако мых между собой детей, иначе будут наблюдаться проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной мере ме шающие ситуации «здесь и теперь». В результате участия в этой игре подростки впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации.

Задача участников выбрать роль, подходящую для того или иного человека.

Вожатый: Вы уже знаете, какое значение имеет первое впе чатление, производимое новым знакомым, для дальнейшего общения. Оно может оказаться как абсолютно точным, так и ошибочным. Вы еще мало знаете друг друга, поскольку встре тились здесь совсем недавно. Но тем не менее 15 секунд уже давно миновали, и какое-то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас сложилось. Поэтому я предлагаю вам об меняться этими самыми первыми впечатлениями в процессе игры, которая называется «Первая проба на роль». Каждый из вас по очереди будет садиться в это кресло, которое превра тится в «кресло презентации», а остальные участники попро буют ответить на несколько вопросов о сидящем в кресле.

Кресло не следует ставить в центр круга. Поскольку на пряженность подростков в первый день еще велика, не нужно создавать для игрока излишне тревожную обстановку, тем более что он может оказаться неуверенным в себе. Доста точно чуть-чуть выдвинуть кресло из круга.

Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять сверхъестественные способности и угадывать реальные ха рактеристики человека, его личностные качества или при вычки. Я предлагаю вам представить себя кинорежиссерами. Для своего фильма вам нужно подобрать актеров, которые будут исполнять роли. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности и доброжелательной манере общения не плохо сыграл бы Красную Шапочку, но из него не получился бы злой серый волк. А из другого получилась бы, скажем, настоящая Алиса в стране чудес, но ей совершенно чужда роль Королевы, играющей в крокет. Таким образом, вам нуж но просто определить, какая роль по внешним признакам че ловека и особенностям поведения, которые вы успели заме тить, в большей степени ему соответствует. Роль может быть реальной, то есть из известных произведений, а, может быть, это будет совершенно новый фильм по вашему сценарию. Тогда опишите, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек в «кресле презентации», его возраст, занятие, характер, время действия фильма и тому подобное. Пожалуйста, кто первый?

Не всегда сразу находятся добровольцы, поэтому можно, например, спросить заранее, кто хотел стать актером или играл в школьных спектаклях. Вполне вероятно, откликнут ся несколько человек. Вожатому останется только выбрать. Следующим участником окажется тот, кто сидит от пер вого, допустим, справа, и далее по кругу. В крайнем случае, вожатый может сам стать первым «актером».

Итак, первый из участников сидит в «кресле презента ции». Кинорежиссеры, внимательно посмотрите на этого че ловека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в ваших фильмах?

При необходимости вожатый задает участникам уточ няющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем участникам. Иг року, сидящему в «кресле презентации», ничего говорить не приходится. Он только слушает мнения других. Не являет ся обязательным высказываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата. Игру следует проводить в достаточно быстром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем нужно обеспечить каждому члену группы четкую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли и, луч ше всего, не одной.

Рефлексия мыслей и переживаний проводится только пос ле того, как все члены группы побывали в «кресле презента ции». Важно, чтобы каждый высказался, насколько предло женные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих «жизненных ролях».

Вопросы для обсуждения:

  1. Были ли, на ваш взгляд, точные попадания в выборе для вас роли?
  2. Какие роли, предложенные кинорежиссерами, вызвали недоуме ние или даже протест?
  3. Что вы чувствовал, сидя в «кресле презентации»?
  4. Трудно ли было кинорежиссерам определить роль, наиболее под ходящую для каждого человека?
  5. В каких случаях это удавалось достаточно легко? Почему?

Алиса и Чеширский кот

Цель игры — проигрывание встречи незнакомых людей (ли тературных персонажей), обучение подростков эффективным способам знакомства друг с другом.

Группа разбивается на подгруппы по 5-6 человек. Задача участников каждой подгруппы выбрать для себя персона жа из книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» (Алиса, Чеширский кот, Королева, Мартовский Заяц, Мышь, Болванщик, Додо, Черепаха Квази, Грифон и др.) и познакомиться друг с другом, играя выбранные роли. Необ ходимо объяснить игрокам, что важно войти в образ персо нажа и познакомиться с другими так, как это сделали бы, к примеру, Алиса или Чеширский кот. Кроме того, процесс зна комства должен пройти таким образом, чтобы участникам захотелось встретиться друг с другом еще.

Например, встречу Алисы и Чеширского кота Льюис Кэр ролл описывает следующим образом:

Алиса: Котик! Чешик! Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

Кот (с улыбкой): А куда ты хочешь попасть?

Алиса: Мне все равно.

Кот: Тогда все равно, куда и идти.

Алиса: Только бы попасть куда-нибудь.

Кот: Куда-нибудь ты обязательно попадешь. Нужно только достаточно долго идти.

10

Алиса: А что здесь за люди живут?

Кот: Вон там (машет правой лапой) живет Болванчик, а там (машет левой лапой) —- Мартовский Заяц. Все равно, к кому ты пойдешь. Оба не в своем уме.

Алиса: На что мне безумцы?

Кот: Ничего не поделаешь. Все мы здесь не в своем уме и ты, и я.

Алиса: Откуда вы знаете, что я не в своем уме?

Кот: Конечно, не в своем. Иначе как бы ты здесь оказалась?

Алиса: А откуда вы знаете, что вы не в своем уме?

Кот: Начнем с того, что пес не в своем уме. Со гласна?

Алиса: Допустим.

Кот: Дальше. Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну, а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

Алиса: По-моему, вы не ворчите, а мурлыкаете. Во всяком случае, я это так называю.

Кот: Называй, как хочешь. Суть от этого не меняет ся. Ты играешь сегодня в крокет у Королевы?

Алиса: Мне бы очень хотелось, но меня еще не пригласили.

Кот: Тогда до вечера.

Участникам действа нужно сыграть встречу так, что бы Чеширский кот стал более вежливым, а Алиса более уверенной, оставив неизменными их основные черты харак тера.

Еще один пример знакомство Алисы и Мыши, в процессе которого Алиса проявила себя бестактной, а Мышь замк нутой и беспокойной.

Алиса: О Мышь! Не знаете ли вы, как выбраться из этой лужи? Мне так надоело здесь плавать, о Мышь! Мышь молчит. Алиса: Где моя кошка? Мышь испуганно отбегает от Алисы.

11

Алиса: Простите! Я забыла, что вы не любите ко шек.

Мышь: Не люблю кошек? А ты бы их на моем мес те любила?

Алиса: Наверно, нет. Прошу вас, не сердитесь! Жаль, что я не могу показать вам нашу Дину. Если быть вы только ее увидели, вы бы, мне кажется, полюбили кошек. Она такая милая, такая спокойная. Сидит себе у камина, мурлычет и умывается. И такая мягкая, так и хочется погладить! А как она ловит мышей!.. Ах, прос тите! Простите, пожалуйста! Если вам неприятно, не будем больше об этом говорить.

Мышь: Не будем? Можно подумать, что я завела этот разговор! У нас в семье всегда ненавидели кошек. Слышать о них не желаю!

Алиса: Хорошо, хорошо. А... собак... вы любите?

Мышь молчит.

Алиса: Рядом с нами живет такой милый песик! Мне бы очень хотелось вас с ним познакомить! Малень кий терьер! Глаза у него блестящие, а шерстка корич невая, длинная и волнистая! Бросишь ему что-нибудь, он тотчас несет назад, а потом сядет на задние лапки и просит, чтобы ему дали косточку! Чего только он ни делает — всего не упомнишь! Хозяин у него фермер, он говорит: этому песику цены нет! Он всех крыс пере бил в округе и всех мыш... Ах, боже мой! По-моему, я ее опять обидела!

Мышь удаляется от Алисы на безопасное рассто яние.

Алиса: Мышка, милая! Прошу вас, вернитесь. Если кошки и собаки вам не по душе, я о них больше ни сло ва не скажу!

Участникам нужно выбрать тему для разговора, которая расположила бы Мышь к Алисе, и познакомиться.

После того как все участники познакомятся друг с дру гом, вожатый задает вопросы. 

Вопросы для обсуждения:

  1. С какими персонажами вам понравилось знакомиться больше?
  2. Чем они отличались от остальных? Как себя вели?
  3. Сложно ли вам было знакомиться первому?
  4. С кем вы больше не хотели бы встретиться?
  5. Как вы пытались расположить к себе нового знакомого?
  6. Удалось ли вам это?
  7. Похожи ли вы в жизни на своего персонажа?
  8. Чему вы научились у него? Что хотели бы взять из игры для себя?
  9. Как вы считаете, чего вам не хватает для того, чтобы производить
    на других положительное впечатление при первой встрече?

10.        А какие преимущества есть у вас? Использовали ли вы их?

13

ИГРАЙ БЕЛЫМИ

Целью занятия является обсуждение темы активности с подростками, получение опыта «вхождения в мир другого» в игровой форме.

Первая часть занятия проходит в форме игры — «Шахма ты без шахматной доски».

Шахматы без шахматной доски

Основной целью игры является развитие невербальных средств общения и выявление лидеров среди подростков.

Вам понадобятся: плакат, изображающий шахматную доску с расставленными на ней фигурами до начала партии; карто чки с названиями фигур и их цветов.

Если группа достаточно большая (более двадцати или тридцати человек), то ролей шахматных фигур окажется почти столько же, сколько участников.

Вожатый: Я предлагаю вам сегодня поиграть в шахматы без шахматной доски. Для этого совсем не обязательно знать, как движутся шахматные фигуры. Фигурами станете все вы. Каждый из вас возьмет одну из карточек, лежащих на столе, и про себя прочтет написанное на ней название и цвет достав шейся ему шахматной фигуры, например, «Черная ладья» или «Белый ферзь». Показывать карточку и говорить кому-либо о том, что вы за фигура, нельзя ни в коем случае. Участники группы по очереди берут карточки. Вожатый (продолжает): Эта комната становится шахматной доской. На ней нужно расставить фигуры, причем именно так, как они обычно располагаются перед началом игры. Тех, кто не знает имеет о том, как правильно расставляются шахмат ные фигуры на доске, я прошу обратить внимание на плакат. Ваша задача — как можно быстрее построиться в нужном по рядке: каждый должен занять в шеренге место, предписанное выпавшей ролью. Посмотрим, какие фигуры — белые или черные — сумеют построиться быстрее и без ошибок. Я не

стану указывать, какая сторона комнаты будет занята белыми, а какая — черными фигурами. В этом вы определитесь сами, вступая во взаимодействие друг с другом. Самое главное — вы можете общаться друг с другом только невербально. За прещается писать на бумаге или в воздухе слова, обозначаю щие цвет и выпавшую вам фигуру. Запрещается показывать на белые или черные предметы, объясняя свой цвет. Можно начинать!

Задача, стоящая перед игроками, далеко не проста. С од ной стороны, вроде бы проходит командное соревнование, а с другой ни один из участников вначале не знает членов сво ей команды. Им приходится изобретать свои собственные способы для разрешения ситуации и общения с игроками.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы оцениваете свою роль в расстановке шахмат?
  2. Что помогало вам в процессе игры, а что мешало?
  3. Что вы делали для того, чтобы быстрее построиться?
  4. Как вы считаете, кто взял на себя роль лидера в этой игре?
  1. Какие действия продемонстрировал лидер, чтобы добиться внима
    ния и успеха?

После обсуждения из числа участников игры выбира ется водящий. Он поворачивается спиной ко всем игрокам, которые располагаются в произвольном порядке и на произ вольном расстоянии друг от друга. Водящий поворачивается и старается запомнить положение «шахмат» в течение 30 се кунд. Вожатый дает инструкцию: «Тебе необходимо запом нить только положение фигур, их позы не имеют значения» или «Ты должен запомнить не только положение фигур, но и позу каждой» (если участников мало). Водящий отворачива ется, «шахматы» перемешиваются. Задача водящего — вос становить картину.

Вторая часть занятия представляет собой создание колла жей и обсуждение отрывка из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

15

Линия посередине листа

Вам понадобятся: большие плотные листы бумаги, ста рые журналы, ножницы, клей, маркеры, книга «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери.

Вожатый предлагает подросткам разделиться на две группы: активных и пассивных (это участники определяют сами). Затем «активные» участники берутся за руки и обра зуют замкнутый круг, а «пассивные» должны проникнуть в него по очереди. Они могут входить в круг при помощи слов или действий. Тот, кто проник в круг, становится «актив ным» участником. После того как все участники стали «ак тивными», их задача составить коллаж на листах бумаги. Для этого каждому игроку нужно поделить свой лист на две части: левая часть будет называться «Моя пассивность», правая «Моя активность». Вожатый раздает старые журналы, ножницы, клей, маркеры. Подростки вырезают из журналов картинки, символы, слова и приклеивают их на листы бумаги. Важно отразить в своих работах особеннос ти собственной пассивности и активности, «плюсы» и «ми нусы». Когда коллажи закончены, подростки демонстриру ют свои произведения друг другу и рассказывают о них (на каждого дается примерно 10 минут).

С целью уточнения понятий «активность» и «пассив ность» проводится обсуждение отрывка из «Маленького принца».

Вожатый (читает):

Шестая планета была в десять раз больше преды дущей. На ней жил старик, который писал толстенные книги.

—        Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник! —
воскликнул он, заметив Маленького принца.

Маленький принц сел на стол, чтобы отдышаться. Он уже столько странствовал!

  1. Откуда ты? — спросил его старик.
  2. Что это за огромная книга? — спросил Маленький принц. — Что вы здесь делаете?
  3. Я географ, — ответил старик.
  4. А что такое географ?

16

  1. Это ученый, который знает, где находятся моря, реки, города, горы и пустыни.
  2. Как интересно! — сказал Маленький принц. Вот это — настоящее дело!

И он окинул взглядом планету географа. Никогда еще он не видал такой величественной планеты.

  1. Ваша планета очень красивая, — сказал он.
    А океаны у вас есть?
  2. Этого я не знаю, — сказал географ.

—        О-о... — разочарованно протянул Маленький
принц. — А горы есть?

  1. Не знаю, — повторил географ.
  2. А города, реки, пустыни?
  3. И этого я тоже не знаю.
  4. Но ведь вы географ!
  5. Вот именно, — сказал старик. — Я географ, а не путешественник. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, морям, океанам и пустыням. Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из
    них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет, порядочный ли человек этот путешественник.
  6. А зачем?
  7. Да ведь если путешественник станет врать, в учебниках географии все перепутается. И если он вы пивает лишнее — тоже беда.
  8. А почему?
  9. Потому что у пьяниц двоится в глазах. И там, где на самом деле одна гора, географ отметит две.

—        Я знал одного человека... Из него получился бы плохой путешественник, — заметил Маленький принц.

—        Очень возможно. Так вот, если окажется, что путешественник — человек порядочный, тогда проверяют его открытие.

  1. Как проверяют? Идут и смотрят?
  2. Ну, нет. Это слишком сложно. Просто требуют, чтобы путешественник представил доказательства. На пример, если он открыл большую гору, пускай принесет с нее большие камни.

Географ вдруг пришел в волнение:

—        Но ты ведь и сам путешественник! Ты явился издалека! Расскажи мне о своей планете!

И он раскрыл толстенную книгу и очинил каран даш.

Рассказы путешественников сначала записывают карандашом. И только после того как путешественник представил доказательства, можно записать его рассказ чернилами.

  1. Слушаю тебя, — сказал географ.
  2. Ну, у меня там не так уж интересно, — промолвил Маленький принц. — У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, а один давно потух. Но мало ли что может случиться...

  1. Да, все может случиться, — подтвердил гео граф.
  2. Потом у меня есть цветок.
  3. Цветы мы не отмечаем, — сказал географ.
  4. Почему?! Это ведь самое красивое!
  5. Потому, что цветы эфемерны.
  6. Как это — эфемерны?
  7. Книги по географии — самые драгоценные книги на свете, — объяснил географ. — Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай — чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.
  8. Но потухший вулкан может проснуться, — прервал Маленький принц. — А что такое «эфемерный»?
  9. Потух вулкан или действует — это для нас, географов, не имеет значения, — сказал географ. — Важно одно: гора. Она не меняется.
  10. А что значит «эфемерный»? — спросил Малень кий принц, ведь, раз задав вопрос, он не успокаивался, пока не получал ответа.
  1. Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.
  2. И мой цветок должен скоро исчезнуть?
  3. Разумеется.

«Моя краса и гордость недолговечна, — сказал себе Маленький принц, — и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»

Это впервые он пожалел о покинутом цветке. Но мужество тотчас вернулось к нему.

  1. Куда вы посоветуете мне отправиться? — спросил он географа.
  2. Посети планету Земля, — отвечал географ.
  3. У нее неплохая репутация...

И Маленький принц пустился в путь, но мысли его были о покинутом цветке.

Вопросы для обсуждения:

  1. В чем заключается активность (пассивность) географа и Маленького принца?
  2. Кто из них, на ваш взгляд, более активен?
  3. Как соотносятся слова географа «мы пишем о вещах вечных и неизменных» с его собственным поведением и образом мыслей?
  4. Найдите в тексте характеристики активности Маленького принца и пассивности географа.
  5. Выделите особенности активного и пассивного состояний человека.

Можно обсудить другой отрывок сказки:

На следующей планете жил пьяница. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но стало ему пос ле этого очень невесело.

Когда он явился на эту планету, пьяница молча си дел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок — пустых и полных.

—        Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.

  1. Пью, — мрачно ответил пьяница.
  2. Зачем?

19

  1. Чтобы забыть.
  1. О чем забыть? — спросил Маленький принц, ему стало жаль пьяницу.
  2. Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
  3. Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
  4. Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерян ный и недоумевающий.

Вопросы для обсуждения могут быть аналогичны вопросам для пер вого отрывка.

ПО ТРАМВАЙНЫМ РЕЛЬСАМ

Цель игры знакомство с творчеством новосибирской певи цы Яны Дягилевой, развитие умения осознавать собственные предпочтения и склонности.

Вам понадобятся: книга стихов Я. Дягилевой, записи ее пе сен, «минусовка» песни «По трамвайным рельсам», реквизит для постановки спектакля (табуретки, предмет, по очертаниям напоминающий телевизор, обернут голубой бумагой, — «ле дяной телевизор»).

Первая часть занятия проходит в форме театрализации сказки-картинки «Холодильник» Я. Дягилевой, дополненной биографическими деталями из воспоминаний о Янке. Роли участники выбирают сами, при необходимости подключает ся вожатый. Важно заранее рассказать подросткам о Янке, показать книгу ее стихов (в ней есть фотографии Янки), послушать песни.

Действующие лица:

  1. Янка — неуклюжая девушка с рыжими длинными волосами, в джинсах и старом свитере.
  2. Нюрыч — ее подруга с короткой стрижкой, с бусами, в джемпере и джинсах.
  3. Музыкант из Янкиной группы — парень с нестриженны ми волосами, в футболке и брюках. (У Янки, Нюрыча и музыканта на запястьях разноцветные фенечки и шнур ки.)
  4. Милиционер (в голубой фуражке).
  5. Зрители — не занятые в ролях дети, смотрящие телевизор, тепло одетые (кто-то в шапке, у кого-то повязан шарф).

Действие происходит в маленьком зале Дома культуры, где стоят табуретки, «ледяной телевизор».


20-21

Темно. Голос за сценой (громко)'. Встречайте!

Звучит «минусовка» песни «Берегись!», зажигается свет (лучше, если это будет синяя лампочка). Янка сидит на та буретке с гитарой и напевает. Люди смотрят телевизор.

Янка: Раскинуть руки во сне, чтоб не запнуться во тьме... (Что-то пишет, комкает листы.)

Янка: Не то... Снова не то... (Бросает на пол исписанные лис ты, смотрит на них, встает, вытряхивает из сумки книги, кассеты, бусы, футболку. Благосклонно смотрит на беспо рядок.)

Янка: Другое дело! (С правой стороны выходят Нюрыч и музыкант. Смеются, садятся, обсуждают свой концерт, пе ребивая друг друга.)

Нюрыч (эмоционально): Ужасный концерт... Музыкант: Да...

Нюрыч: Надо же так... (На них оборачиваются смотрящие телевизор.)

Один из зрителей (удивленно): Это кто?! (Остальные зрите ли предполагают: Дженис Джоплин!.. Джоан Баэз!.. Янка!!! Янкина компания продолжает смеяться.) Янка: Мониторы не работали... Музыкант: Звук пропадал... Нюрыч: Янка гитару сломала... Зрительница: Не мешайте, ладно? Янка (оглядываясь): А что вы делаете? Зрительница: Мы кино смотрим. Янка: Какие у вас глаза красивые и — одинаковые. Зрительница: Ледяной экран из толстого белого инея замора живает наши разноцветные глаза. Мои были теплые, темные, когда я пришла в этот кинотеатр. Теперь они сверкают яркой зеленью и нестерпимо блестят под пушистыми снежными ресницами. Мы смотрим разные цветные картинки одну за другой, и чем больше застывают наши глаза, тем они интерес ней и красочней.

Янка (вглядываясь в экран): Ничего не вижу!.. Зрительница: Заходят новые люди, от них идет пар, и мы кричим на них и машем руками, потому что под их теплыми тусклыми взглядами изображение теряет отчетливость и краски. Но их глаза быстро покрываются льдом, и все встает на свои места.

Янка (подходит к Нюрычу и музыканту, стелет куртку на пол): Всё, соседи ругаются, давайте спать! Ближе к земле — лучше отдыхается.

Музыкант (сидит у стенки и монотонно повторяет): Ну

вот, я — музыкант...

Янка (садится рядом с музыкантом, сочувственно): А я вот тоже так... Песенки пою, живу как-то...

Нюрыч (сонно): Что ты с ним нянчишься? Жалко?

Янка: Человека стоит пожалеть уже за то, что он родился.

Я тебе стихи колыбельные почитаю — сразу уснешь.

Ударение на слоге выше прописной строки.

Мишка, спрятанный в берлоге, вам напишет от руки.

Ночь под лесом так спокойна, так проста его постель,

Равнодушна, как подушка, монотонна, как свирель

Свежесорванного утром календарного листка...

Входит милиционер.

Милиционер (к Янке): Документы?

Янка: А я только песенки сочиняю, а больше у меня и нет ничего.

Милиционер: Вы, ребята, откуда? Нюрыч: Из Сибири.

Милиционер (подходит к смотрящим телевизор, тихо): По чему у них глаза не замерзают?

Один из зрителей: Наверно, они их зажигалками отогре вают.

Милиционер: Знаете игру «Выше ноги от земли»? Правила такие: я вожу, а вы убегаете.

В игре участвуют все Янка, Нюрыч, музыкант и зрители. Милиционер становится водящим. Те, кого поймали, садятся на табуретки и замирают, глядя в телевизор. Игра продол жается до тех пор, пока все не будут пойманы.

Милиционер: Кино-то хорошее?

Зрительница: Мы смотрим разные цветные картинки одну за другой, и чем больше застывают наши глаза, тем они инте ресней и красочней. Заходят новые люди, от них идет пар, и

мы кричим на них и машем руками, потому что под их теплы ми тусклыми взглядами изображение теряет отчетливость и краски. Но их глаза быстро покрываются льдом, и все встает на свои места. Вот только один однажды ворвался и уставил ся на экран обжигающими лучами. Лед стал таять, люди вста вали и уходили...

Играет песня Янки «По трамвайным рельсам», все встают, сдвигают табуретки к стенам, зажигается желтый свет.

А мы пойдем с тобою погуляем по трамвайным рельсам,

Посидим на трубах у начала кольцевой дороги.

Нашим теплым ветром будет черный дым с трубы завода,

Путеводною звездою будет желтая тарелка светофора.

Если нам удастся, мы до ночи не вернемся в клетку.

Мы должны уметь за две секунды зарываться в землю,

Чтоб остаться там лежать, когда по нам поедут серые машины,

Увозя с собою тех, кто не умел и не хотел в грязи валяться.

Если мы успеем, мы продолжим путь ползком по шпалам.

Ты увидишь небо,- я увижу землю на твоих подошвах...

После завершения театрализации целесообразно задать воп росы детям о значении слов «тепло» и «холод» в контексте сказки, о соотношении общественного и индивидуального в жизни каждого человека, о правилах и исключениях из них.

Вторая часть занятия представляет собой способ поведен ческой психодиагностики.

Вожатый включает «минусовку» песни «По трамвайным рельсам».

Вожатый: После того как лед растаял, люди перестали быть только зрителями и разошлись кто куда. У многих людей есть привычка: размышляя над решением сложной задачи, дви гаться по замкнутой траектории. Одни уходили, двигаясь по кругу, другие совершали более резкие повороты, описывая квадрат или прямоугольник, третьи — как будто шли вдоль сторон треугольника. А некоторые люди двигались по траек тории, которая называется зигзагом. У вас есть несколько ми нут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Несколько минут, чтобы узнать о себе больше, чем вы знали раньше.

24

Участники начинают двигаться по комнате под музыку. Вожатый следит, чтобы участники не разговаривали друг с другом: нужно, чтобы каждый настроился на свои внутрен ние ощущения. Для того, чтобы каждый определился в своем выборе, достаточно 5 минут. Вожатый предлагает игрокам разделиться на группы: «круги», «квадраты», «треугольни ки» и «зигзаги» и занять разные углы помещения.

Вожатый: А теперь посмотрите, кто еще оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Что объединяет вас? Обсудите в группах, в чем сходство между вами — людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или зигзаг. Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее симпатичной?

После пятиминутного обсуждения каждая группа пред ставляет свое обоснование сделанного выбора. Участники объясняют, чем выбранная фигура предпочтительнее ос тальных и как можно охарактеризовать людей, выбирающих эту фигуру. Выслушав каждую группу, вожатый предлагает сравнить точку зрения группы с мнением психологов, рабо тающих в таком направлении, как психогеометрия.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности на основе предпочтения геометрических фигур

Квадрат — это неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволя ющее добиваться завершения работы, — вот чем прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и мето дичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Они чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Квад раты любят раз и навсегда заведенный порядок.

Аккуратность, соблюдение правил и приличий могут развить ся до крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, Квадраты затягивают его принятие. Кроме того, рациональность и холодность мешают Квадратам быс тро устанавливать контакты с разными лицам.

23

Треугольник символизирует лидерство, и многие Треуголь ники имеют свое предназначение. Самая характерная черта Треугольника — это способность концентрации к достижению поставленной цели. Треугольники — энергичные  личности, которые ставят ясные цели.  Треугольник  — это очень уверенный человек. Сильная потребность быть правым, решать не только за себя, но и за других, делают Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле это установка на победу, выигрыш, успех. Он часто рис куем, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, сделать карьеру.

Главное отрицательное качество «треугольной» формы — это сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники за ставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеря ла бы свой интерес.

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уве ренно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межлич ностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их бла гополучие.

Круг обладает высокой чувствительностью, развитой эмпати-ей — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают за нимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличност ный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее ве-

26

роятно, что именно Круг уступит первым. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъек тивные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог.

Зигзаг — это фигура, символизирующая креативность, твор чество. Это единственная разомкнутая фигура.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего являет ся синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, ориги нального — вот, что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зиг заги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природ ное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикаль ные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязаннос ти и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назна чение — генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги ус тремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир ве щей для остальных.

Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способ ны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает поли тичности: они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему: "Этикет - на все случаи жизни"

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе,...

1000 практических советов на все случаи жизни. Рукоделие - Декупаж.

ДекунажТехника декупажа (от фр. слова decoupage обозначает «вырезать») - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.В настоящее время самым популярным материало...

1000 практических советов на все случаи жизни. Рукоделие

Рукоделие«Ляпочиха»Это техника последовательного нашивания на основу кусочков ткани, при этом получается «мохнатая» поверхность. Нашивать можно сложенные треугольники или просто нарезанные полоски с н...

"Проценты на все случаи жизни" 8 класс

Элективный курс "Проценты на все случаи жизни" предназначен для учащихся 8 класса...

Рабочая программа элективного курса "Проценты на все случаи жизни"

В данной работе представлена рабочая программа элективного курса  для 7-9 классов "Проценты на все случаи жизни"....

Рабочая программа элективного курса учебного предмета "Математика" "Проценты на все случаи жизни", 11 класс.

Элективный курс «Проценты на все случаи жизни» предназначен для реализации в старших классах. Он направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся, имеет прикладное общеобразовательное зна...

Английские стихотворения на все случаи жизни

Английские стихотворения, рифмовки для развития  навыков  устной речи...