Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации, и публичных выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass_finansovaya_gramotnost.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2019 г Рук.МО _______ ф.и.о. | Согласовано ЗД поВР ______Летюшевой Т.П. «_____» _________2019 г | Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________2019 г Приказ № ____ от «___» ______2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»
(указать курс внеурочной деятельности)
Уровень образования (7 класс)
Количество часов 34 час
Воспитатель: Мозоль Любовь Николаевна
Программа разработана на основе Корлюгова, Ю. Н.
Финансовая грамотность М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
р.п.Ванино
2019 год
- Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Методическими рекомендациями по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»). - «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 7 класа в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часов.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Для решения поставленных задач используется коррекционно-развивающая среда (см. Приложение 1)
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации, и публичных выступлений.
- Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения факультативного курса.
Программа прикладного курса «Финансовая грамотность» направлена на развитие результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником первоначальных представлений (из чего состоит денежная масса; структура доходов населения, способы повышения семейного благосостояния, знание основных видов финансовых услуг, наличие представлений о том, что такое мировой валютный рынок и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своим педагогом как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – осознание себя как члена семьи, общества и государства; наличие представления о значимости денежных средств и необходимости трудовой деятельности; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Второй уровень результатов – получение школьником знаний (основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов
влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России
и её изменений в конце XX – начале XXI в.; знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса. Приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи и т.д.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы (в защищенной, дружественной ему среде).
2-й уровень – понимание необходимости банковской структуры для общества, овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых операций и отношений, знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия: (осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; овладение навыками контроля и оценивания своих действий, умения вносить соответствующие коррективы в их выполнение; умения объяснять условия вкладов и кредитов, рассчитывать проценты на простых примерах, объяснять принцип работы пластиковой карты; описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий и т.д.»
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в современном экономическом пространстве, владеет навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; знает способы повышения семейного благосостояния в разных реальных экономических ситуациях.
Реализация данной Программы позволит:
- повысить личностный и социальный потенциал школьников с нарушением интеллекта, их готовность к интеграции в систему социальных отношений (адекватная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение, приобретение умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками);
- содействовать формированию самопознания, саморазвития и опыта самореализации обучающихся в социуме (овладение навыками контроля и оценивания своих действий, умению вносить соответствующие коррективы в их выполнение);
- осознавать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, своего места в нем (адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи);
- осмысливать свою ближайшую жизненную перспективу.
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
На основании показателей (средний балл) динамики развития жизненных компетенций, социальном развитии обучающегося с УО делается вывод о результатах внеурочной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» (уровнях сформированности достижений воспитанника в сфере жизненной компетенции и социальном развитии) школьников по трем уровням:
0 – 2,9 балла – 1 уровень
3 – 4 балла – 2 уровень
4,1 – 5 баллов –3 уровень
- Содержание факультативного курса:
1 | Управление денежными средствами семьи |
2 | Способы повышения семейного благосостояния |
3 | Риски в мире денег |
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты |
Н А Н С О В А Я Г РА М ОТ Н О С Т Ь , 8 »
Формы организации факультативных курса:
- тестовое задание;
- решение задач;
- решение кроссворда и анаграммы;
- мини-исследование;
- графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
- творческая работа: постер, компьютерная презентация.
- викторина;
- проект.
Основные виды факультативной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Тематический план по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 7 классе
на 2019 – 2020 учебный год
№ | Учебный модуль | Часы |
Управление денежными средствами семьи | 11 | |
Способы повышения семейного благосостояния | 9 | |
Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 3 | |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 11 | |
Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу: «Финансовая грамотность» в 7 классе на 2019 – 2020 учебный год
№ | Тема, модуль | Часы | Дата 7А кл. | Дата 7Б кл. |
Управление денежными средствами семьи (11 ч.) | ||||
1 | Происхождение денег | 1 | 05,09,19 | 05,09,19 |
2 | Деньги: что это такое | 1 | 12,09,19 | 12,09,19 |
3 | Что может происходить с деньгами и как это влияет | 1 | 19,09,19 | 19,09,19 |
4 | Источники денежных средств семьи | 1 | 26,09,19 | 26,09,19 |
5 | Какие бывают источники доходов | 1 | 03,10,19 | 03,10,19 |
6 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 10,10,19 | 10,10,19 |
7 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 1 | 17,10,19 | 17,10,19 |
8 | Построение семейного бюджета | 1 | 24,10,19 | 24,10,19 |
9 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | 07,11,19 | 07,11,19 |
10 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 14,11,19 | 14,11,19 |
11 | Осуществление проектной работы, проведение контроля | 1 | 21,11,19 | 21,11,19 |
Способы повышения семейного благосостояния (9 ч.) | ||||
1 | Способы увеличения семейных доходов с использованием | 1 | 28,11,19 | 28,11,19 |
2 | Для чего нужны финансовые организацииК Л АС С | 1 | 05,12,19 | 05,12,19 |
3 | Финансовое планирование как способ повышения | 1 | 12,12,19 | 12,12,19 |
4 | Как увеличить семейные расходы с использованием | 1 | 19,12,19 | 19,12,19 |
5 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | 26,12,19 | 26,12,19 |
6 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | 16,01,20 | 16,01,20 |
7 | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, | 1 | 23,01,20 | 23,01,20 |
8 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 | 30,01,20 | 30,01,20 |
9 | Итоговая работа по разделу | 1 | 06,02,20 | 06,02,20 |
Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (3 ч.) | ||||
1 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | 13,02,20 | 13,02,20 |
2 | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, | 1 | 20,02,20 | 20,02,20 |
3 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 | 27,02,20 | 27,02,20 |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (11 ч.) | ||||
1 | Банки и их роль в жизни семьи | 1 | 05,03,20 | 05,03,20 |
2 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | 12,03,20 | 12,03,20 |
3 | Польза и риски банковских карт | 1 | 19,03,20 | 19,03,20 |
4 | Собственный бизнес | 1 | 02,04,20 | 02,04,20 |
5 | Что такое бизнес | 1 | 09,04,20 | 09,04,20 |
6 | Как создать свое дело | 1 | 16,04,20 | 16,04,20 |
7 | Валюта в современном мире | 1 | 23,04,20 | 23,04,20 |
8 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | 30,04,20 | 30,04,20 |
9 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | 07,05,20 | 07,05,20 |
10 | Осуществление проектной работы | 1 | 14,05,20 | 14,05,20 |
11 | Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля | 1 | 21,05,20 | 28,05,20 |
Литература:
1. Гловели Г.Д.Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(7 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся
(7 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/
Оборудование: компьютер, проектор
Приложение 1
Коррекционно-развивающая среда
(корпус юношей)
- Бизиборд (игровые доски настенные).
- Наглядно-дидактический материал (печатные пособия, плакаты, стенды, различные формы шнуровок, лото разной направленности), книжки-раскладушки Безопасность ребенка.
- Набор карточек «Правила личной гигиены», «Правила поведения в группе», «Правила поведения», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения в лесу».
- Пазлы (русские народные сказки).
- Развивающие игры «Времена года», «Сказка в ладошке», «Влево, вправо, вверх и вниз», головоломки, пирамидки, шнуровки.
- Набор каточек «Здоровьесберегающие», «Как устроен человек», «Режим дня», «Гигиенические процедуры», «Права ребенка», «Я и мое поведение».
- Дидактические игры «Что лишнее?», «Найди пару» (животные, растения, насекомые, деревья), «Парные картинки», «Что изменилось», «Чего не достает» «Лего», «Закончи пословицу».
- Настольные игры «Режим дня», «Времена года», «Правила безопасности», шашки, шахматы, мозаика.
- Напольные игры: «Веселый лабиринт», «Занимательная математика», «Твистер».
- Игровые модули, автомобильная и железная дороги, конструкторы разной величины и формы.
- Стенды творческого развития «Радуга красок», «Магия творчества» и наборы для развития мелкой моторики кистей рук.
- Наглядный материал «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье» «Календарь года».
- Домашняя библиотека (книги по программе и детская литература, энциклопедии, сказки, стихи, загадки. USB-флэш-накопители с коллекцией аудио сказок и обучающими мультфильмами, и документальными фильмами).
- Интерактивные столы с алфавитом, таблицей умножения и таблицей сложения.
- Профориентационные игры: больница, парикмахерская, магазин, «Буду в Армии служить», «Я водитель», «Автомобильный завод», «Я строитель».
- Дидактические карточки с заданиями «Что такое хорошо и что такое плохо», «Сказки Пушкина А.С.», «В мире сказок», «Здоровое питание».
- Трафареты, шаблоны для обведения.
- Информационно-познавательный материал: «Чистота – залог здоровья», «Уроки безопасности», «Заметки на каждый день», «Моя Родина Россия», «В нашей семье».
- Спортивный инвентарь: футбольные, баскетбольные и волейбольные мячи, кегли, бадминтон, уличный теннис, скакалки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса "Жар-птица"
программа факультатива по развитию речи учащихся 6-го класса...
Программа факультатива по теме "Основы страноведения" для 5 класса
На занятиях этого факультатива дети знакомятся с Великобританией, с ее историей, традициями и основными грамматическими правилами....
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по матемаматике "Основы финансовой грамотности " 10-11 класс...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая безопасность" (5-9 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Финансовая безопасность" (5-9 классы, 1 час в неделю)....