Я и мой мир
методическая разработка на тему

Мозоль Любовь Николаевна

Методическая разработка по развитию гражданского самосознания  детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moy_mir.docx62.91 КБ

Предварительный просмотр:

КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11

ПРОЕКТ

воспитательной работы

«Я и мой мир»

Составитель:

Мозоль Любовь Николаевна

воспитатель корпуса «Юноши»

п. Ванино

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

                Воспитание – великое дело:

им решается судьба человека.

В. Белинский

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного  и  состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В процессе своего становления как личности, учащийся испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

В вопросе воспитания подростков все большее значение приобретают социальные факторы, т.к., выходя из-под опеки взрослых, учащиеся оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении соблюдать общепринятые нормы поведения, избегать вредных привычек, следить за своим здоровьем, общаться с другими людьми и т.д.

Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?

Проект «Я и мой мир» предназначен для воспитательной работы учащихся среднего школьного возраста.

Проект поможет педагогам профессионально и грамотно организовать как образовательную, так и  внеклассную работу с учащимися.

Занятия, разработанные в соответствии с данным проектом, предполагают работу с  родителями, работниками  учреждения культуры, доп. образования и др.

Проект помогает ученику адаптироваться к новой ступени школьного мира, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Проект «Я и мой мир» разработан в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.

Цель проекта:

  • создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого учащегося;
  • формирование культурной и психически уравновешенной личности;
  • воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей действительности, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
  • формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, осознания своей роли в обществе;
  • оказание помощи в осознании ценности семейных отношений, осознании своей роли в семье;
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Я - ГРАЖДАНИН».

Задачи проекта:

  • формировать нравственную культуру учащихся (практических навыков культурного поведения, представления о нравственных талонах поведения, приемов саморегуляции эмоциональной и волевой сфер);
  • способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье, представлений о долге перед близкими людьми, представлений о качествах, характерных для мальчиков;
  • развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение;
  • развивать представление об ответственности человека за сохранение природы, желание заботиться об окружающей среде, предвидение последствий своего поведения в природе;
  • знакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.

Участники проекта: 

  • учащиеся среднего звена юношей,
  • воспитатели,
  • психолог,
  • библиотекарь,
  • медицинский персонал,
  • родители.

Формы реализации проекта:

  • конкурсы, досуговые мероприятия, экскурсии, целевые прогулки, игры, беседы, занятия, самостоятельная деятельность и др.;
  • нетрадиционные методы работы с учащимися;
  • работа с родителями, анкетирование, диагностика.

Продолжительность: долгосрочный (в течение года).

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня культуры межличностного общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного поселка, гражданственности и патриотизма, уважения к национальным традициям своего народа;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие творческих способностей личности учащегося;
  • обучение учащихся делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;
  • оказание помощи каждому учащемуся осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений;
  • осуществление неразрывной связи с социальной средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
  • самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для среднего школьного возраста социальных ролях;
  • повышение уровня профессионального мастерства у педагога.

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие учащегося. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования учащихся, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к их развитию;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и учащихся и самостоятельной деятельности учеников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой образования;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы.

• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого учащегося;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ученика;

— уважение к личности учащегося со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек школьного образования, начиная с младшего школьного возраста. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу школьного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему успешно адаптироваться в современном социуме. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у школьника качеств, необходимых для дальнейшего самостоятельного обучения  - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Этапы проектирования:

Подготовительно-проектировочный этап.

Цель:

  • диагностика уровней воспитанности учащихся;
  • исследование качеств личности;
  • исследование межличностных отношений;
  • блиц – опрос учеников  по теме: «Что я знаю о своем поселке?».

Практический этап разбит на 5 блоков  (осуществляется на протяжении учебного года)


I. Блок  «Я и моя малая Родина»

Цель деятельности педагога:

  • учить учащихся интересоваться историей своего края, места, где они живут, приобщаться к духовным и национальным традициям;
  • знакомить с истоками нац. культуры;
  • воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.

Основные задачи:

  • пробуждать интерес к малой родине, к историко - культурному наследию и традициям;
  • формировать элементарные представления об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития края как части России;
  • воспитывать культуру межличностного общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного поселка, гражданственность и патриотизм, уважение к национальным традициям своего народа;
  • самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для среднего школьного возраста социальных ролях.

Дата реализации

Темы занятий и мероприятий

02.09

 «История Ванинского района» – посещение фотовыставки

09.09

«Культура и быт народов Дальнего Востока» - посещение музея

16.09

«Край, в котором я живу»

23.09

«Памятники нашего поселка» - целевая прогулка

30.09

«Наш поселок с лесами да сопками» – виртуальная экскурсия

Внеурочная деятельность

Конкурс поделок из бросового материала;

Конкурс рисунков «Улицы моего поселка»;

Конкурс загадок «В гостях у мудрой совы».

Досуговая деятельность

День рождения школы.

День рождения района.

I I. Блок «Семь Я и друзья»

Цель деятельности педагога:

  • формирование культурной и психически уравновешенной личности;
  • формирование представления роли семьи в воспитании детей, помощь в осознании ценности семейных отношений, осознании своей роли в обществе и семье;
  • организация и совместное проведение досуга учеников;
  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «педагог-ученик-родитель».

Основные задачи:

  • формировать практические навыки культурного поведения;
  • формировать представления эталонов поведения;
  • формировать приемы саморегуляции эмоциональной и волевой сфер;
  • формировать знания о родственных связях, представления о долге перед близкими людьми;
  • воспитывать умения ценить родных и близких, дорожить дружбой;

Дата реализации

Темы занятий и мероприятий

07.10

«Моя семья – мое богатство»

14.10

«Кто скоро помог, тот дважды помог» (по сказке Шорыгиной Т.А. «Хорошие помощники»)

21.10

«Золотые ключики к сердцам людей»

11.11

«Умеешь ли ты дружить» - мозговой штурм

18.11

«Настоящий друг»

25.11

«День Матери в России»

02.12

«Вежливые слова»

09.12

«Ты и твои друзья»

Внеурочная деятельность

«Данила – мастер» (работа с бросовым материалом);

Конкурсы рисунков:

«Слеза ласточки»;

«Моя любимая мамочка».

Досуговая деятельность

День изменника;

Новый год спешит к нам;

Праздник ко Дню защитника Отечества.

III. Блок «Я и мой мир знаний»

Цель деятельности педагога:

  • выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей учащихся;
  • учить эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;
  • выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Основные задачи:

  • формировать элементарные умения работать с разнообразными источниками информации;
  • формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • формировать готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
  • формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
  • воспитывать готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Дата реализации

Темы занятий и мероприятий

16.12

«История новогоднего шарика»

23.12

Мастерская Деда Мороза. «Игрушки на елку»

30.12

«Как празднуют Новый год в странах мира»

06.01

«Рождество Христово» - ИКТ + ручной труд

13.01

«Волшебство народных промыслов»

    20.01

«Для чего я учусь?»

    27.01

«Домашнее задание и как мы его выполняем»

    03.02

 «Книги – наши друзья»

Внеурочная деятельность

Конкурс рисунков «Осенние превращения в природе»;

конкурс Пасхальных поделок.

Досуговая деятельность

Викторина «Путешествие в сказку»;

«Здравствуй, здравствуй Новый год!»;

«Масленица»;

«Празднование Пасхи Христовой»- информационно-познавательный просмотр

«Ура, каникулы!».

IV. Блок «Я и царство природы»

Цель деятельности педагога:

  • учить бережно относиться к окружающей природе и всему живому;
  • воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей действительности, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами, воспитание личности с богатым духовным потенциалом.

Основные задачи:

  • развивать представление об ответственности человека за сохранение природы;
  • формировать предвидение последствий своего поведения в природе, знание правил поведения в природе;
  • воспитывать желание заботиться об окружающей среде, любить все живое.

Дата реализации

Темы занятий и мероприятий

10.02

«Что такое Красная книга?»

17.02

«Кто кому родня?» - птицы Красной книги»

24.02

«Красная книга. Животные»

03.03

«Бездомные животные»

10.03

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

17.03

 «Птичья столовая» (практическая работа)

Внеурочная деятельность

«Братья наши меньшие» - викторина;

Операция «Чистюлька»;

Конкурс рисунков и творческих работ «Животный и растительный мир нашего края»;

«Веселый лесовичок» -  конкурс загадок о природе.

Досуговая деятельность

«Золотая осень»;

Поход в музей;

Выход в парк.

V. Блок «Я и Закон»

Цель деятельности педагога:

  • Формирование устойчивого позитивного отношения учащихся к основному закону РФ и другим законам страны, овладевать правовыми ценностями, в приобретении способности соблюдать законы страны, права и обязанности граждан.

Основные задачи:

  • учить ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • развивать этические чувства  - стыд, вину, совесть  - как регуляторов морального поведения;
  • воспитывать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • формировать стремление активно участвовать в делах класса, школы;
  • формировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, доме, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  • развивать умение отвечать за свои поступки;
  • воспитывать любовь к образовательному учреждению;

Дата реализации

Темы занятий и мероприятий

24.03

 «Изучение прав ребенка на основе сказки «Дюймовочка»

31.03

 «Правила для воспитанных детей в школе»

07.04

 «Культура поведения на переменах»

14.04

«Учусь быть ответственным»

21.04

«Окажем школе уваженье своим достойным поведеньем» - ИКТ

28.04

«Герою войны» (кратковременный проект по изготовлению открытки к Дню Победы)

05.05

«Герою войны» (кратковременный проект по изготовлению открытки к Дню Победы)

12.05

 «Ложь человека не красит»  (по сказке Шорыгиной Т.А. «Волшебный молоток»)

19.05

«Добро не умрет, а зло пропадет» – беседа о хорошем и плохом   поведении на основе сказочных и былинных героев

26.05

Диагностика

Внеурочная деятельность

«Игры народов России»;

 «Банк вежливых слов» (викторина);

«Музыкальный турнир» - песни о правах ребенка;

Досуговая деятельность

«Буду в Армии служить»;

«Этот праздник со слезами на глазах»;

 «Турнир игр народов мира»;

«Защитники Родины» – праздник спортивной игры.

Обобщающе - результативный этап

  • диагностика уровней воспитанности учащихся на конец уч. года;
  • исследование качеств личности на конец уч. года;
  • исследование межличностных отношений на конец уч. года;
  • блиц – опрос учеников  по теме: «Что я знаю о своем поселке?»

Вывод на основании сравнительного анализа.

Сроки реализации проекта:  2013-2014 г.