Я и мой мир
методическая разработка на тему
Методическая разработка по развитию гражданского самосознания детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moy_mir.docx | 62.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11
ПРОЕКТ
воспитательной работы
«Я и мой мир»
Составитель:
Мозоль Любовь Николаевна
воспитатель корпуса «Юноши»
п. Ванино
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Воспитание – великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного и состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. В процессе своего становления как личности, учащийся испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
В вопросе воспитания подростков все большее значение приобретают социальные факторы, т.к., выходя из-под опеки взрослых, учащиеся оказываются не подготовленными к самостоятельной жизни. Подобная неподготовленность проявляется в неумении соблюдать общепринятые нормы поведения, избегать вредных привычек, следить за своим здоровьем, общаться с другими людьми и т.д.
Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?
Проект «Я и мой мир» предназначен для воспитательной работы учащихся среднего школьного возраста.
Проект поможет педагогам профессионально и грамотно организовать как образовательную, так и внеклассную работу с учащимися.
Занятия, разработанные в соответствии с данным проектом, предполагают работу с родителями, работниками учреждения культуры, доп. образования и др.
Проект помогает ученику адаптироваться к новой ступени школьного мира, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.
Проект «Я и мой мир» разработан в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы.
Цель проекта:
- создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальности каждого учащегося;
- формирование культурной и психически уравновешенной личности;
- воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей действительности, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
- формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, осознания своей роли в обществе;
- оказание помощи в осознании ценности семейных отношений, осознании своей роли в семье;
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью «Я - ГРАЖДАНИН».
Задачи проекта:
- формировать нравственную культуру учащихся (практических навыков культурного поведения, представления о нравственных талонах поведения, приемов саморегуляции эмоциональной и волевой сфер);
- способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье, представлений о долге перед близкими людьми, представлений о качествах, характерных для мальчиков;
- развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение;
- развивать представление об ответственности человека за сохранение природы, желание заботиться об окружающей среде, предвидение последствий своего поведения в природе;
- знакомить с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
Участники проекта:
- учащиеся среднего звена юношей,
- воспитатели,
- психолог,
- библиотекарь,
- медицинский персонал,
- родители.
Формы реализации проекта:
- конкурсы, досуговые мероприятия, экскурсии, целевые прогулки, игры, беседы, занятия, самостоятельная деятельность и др.;
- нетрадиционные методы работы с учащимися;
- работа с родителями, анкетирование, диагностика.
Продолжительность: долгосрочный (в течение года).
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня культуры межличностного общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного поселка, гражданственности и патриотизма, уважения к национальным традициям своего народа;
- развитие познавательной активности;
- развитие творческих способностей личности учащегося;
- обучение учащихся делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;
- оказание помощи каждому учащемуся осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений;
- осуществление неразрывной связи с социальной средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
- самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для среднего школьного возраста социальных ролях;
- повышение уровня профессионального мастерства у педагога.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие учащегося. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования учащихся, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к их развитию;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и учащихся и самостоятельной деятельности учеников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого учащегося;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ученика;
— уважение к личности учащегося со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек школьного образования, начиная с младшего школьного возраста. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу школьного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему успешно адаптироваться в современном социуме. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у школьника качеств, необходимых для дальнейшего самостоятельного обучения - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Этапы проектирования:
Подготовительно-проектировочный этап.
Цель:
- диагностика уровней воспитанности учащихся;
- исследование качеств личности;
- исследование межличностных отношений;
- блиц – опрос учеников по теме: «Что я знаю о своем поселке?».
Практический этап разбит на 5 блоков (осуществляется на протяжении учебного года)
I. Блок «Я и моя малая Родина»
Цель деятельности педагога:
- учить учащихся интересоваться историей своего края, места, где они живут, приобщаться к духовным и национальным традициям;
- знакомить с истоками нац. культуры;
- воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом.
Основные задачи:
- пробуждать интерес к малой родине, к историко - культурному наследию и традициям;
- формировать элементарные представления об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития края как части России;
- воспитывать культуру межличностного общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного поселка, гражданственность и патриотизм, уважение к национальным традициям своего народа;
- самоопределение и самореализация учащихся в актуальных для среднего школьного возраста социальных ролях.
Дата реализации Темы занятий и мероприятий | |
02.09 | «История Ванинского района» – посещение фотовыставки |
09.09 | «Культура и быт народов Дальнего Востока» - посещение музея |
16.09 | «Край, в котором я живу» |
23.09 | «Памятники нашего поселка» - целевая прогулка |
30.09 | «Наш поселок с лесами да сопками» – виртуальная экскурсия |
Внеурочная деятельность | |
Конкурс поделок из бросового материала; Конкурс рисунков «Улицы моего поселка»; Конкурс загадок «В гостях у мудрой совы». | |
Досуговая деятельность | |
День рождения школы. День рождения района. |
I I. Блок «Семь Я и друзья»
Цель деятельности педагога:
- формирование культурной и психически уравновешенной личности;
- формирование представления роли семьи в воспитании детей, помощь в осознании ценности семейных отношений, осознании своей роли в обществе и семье;
- организация и совместное проведение досуга учеников;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «педагог-ученик-родитель».
Основные задачи:
- формировать практические навыки культурного поведения;
- формировать представления эталонов поведения;
- формировать приемы саморегуляции эмоциональной и волевой сфер;
- формировать знания о родственных связях, представления о долге перед близкими людьми;
- воспитывать умения ценить родных и близких, дорожить дружбой;
Дата реализации Темы занятий и мероприятий | |
07.10 | «Моя семья – мое богатство» |
14.10 | «Кто скоро помог, тот дважды помог» (по сказке Шорыгиной Т.А. «Хорошие помощники») |
21.10 | «Золотые ключики к сердцам людей» |
11.11 | «Умеешь ли ты дружить» - мозговой штурм |
18.11 | «Настоящий друг» |
25.11 | «День Матери в России» |
02.12 | «Вежливые слова» |
09.12 | «Ты и твои друзья» |
Внеурочная деятельность | |
«Данила – мастер» (работа с бросовым материалом); Конкурсы рисунков: «Слеза ласточки»; «Моя любимая мамочка». | |
Досуговая деятельность | |
День изменника; Новый год спешит к нам; Праздник ко Дню защитника Отечества. |
III. Блок «Я и мой мир знаний»
Цель деятельности педагога:
- выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей учащихся;
- учить эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде;
- выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Основные задачи:
- формировать элементарные умения работать с разнообразными источниками информации;
- формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- формировать готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- воспитывать готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Дата реализации Темы занятий и мероприятий | |
16.12 | «История новогоднего шарика» |
23.12 | Мастерская Деда Мороза. «Игрушки на елку» |
30.12 | «Как празднуют Новый год в странах мира» |
06.01 | «Рождество Христово» - ИКТ + ручной труд |
13.01 | «Волшебство народных промыслов» |
20.01 | «Для чего я учусь?» |
27.01 | «Домашнее задание и как мы его выполняем» |
03.02 | «Книги – наши друзья» |
Внеурочная деятельность | |
Конкурс рисунков «Осенние превращения в природе»; конкурс Пасхальных поделок. | |
Досуговая деятельность | |
Викторина «Путешествие в сказку»; «Здравствуй, здравствуй Новый год!»; «Масленица»; «Празднование Пасхи Христовой»- информационно-познавательный просмотр «Ура, каникулы!». |
IV. Блок «Я и царство природы»
Цель деятельности педагога:
- учить бережно относиться к окружающей природе и всему живому;
- воспитание этического, нравственного и практического отношения к окружающей действительности, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами, воспитание личности с богатым духовным потенциалом.
Основные задачи:
- развивать представление об ответственности человека за сохранение природы;
- формировать предвидение последствий своего поведения в природе, знание правил поведения в природе;
- воспитывать желание заботиться об окружающей среде, любить все живое.
Дата реализации Темы занятий и мероприятий | |
10.02 | «Что такое Красная книга?» |
17.02 | «Кто кому родня?» - птицы Красной книги» |
24.02 | «Красная книга. Животные» |
03.03 | «Бездомные животные» |
10.03 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
17.03 | «Птичья столовая» (практическая работа) |
Внеурочная деятельность | |
«Братья наши меньшие» - викторина; Операция «Чистюлька»; Конкурс рисунков и творческих работ «Животный и растительный мир нашего края»; «Веселый лесовичок» - конкурс загадок о природе. | |
Досуговая деятельность | |
«Золотая осень»; Поход в музей; Выход в парк. |
V. Блок «Я и Закон»
Цель деятельности педагога:
- Формирование устойчивого позитивного отношения учащихся к основному закону РФ и другим законам страны, овладевать правовыми ценностями, в приобретении способности соблюдать законы страны, права и обязанности граждан.
Основные задачи:
- учить ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- развивать этические чувства - стыд, вину, совесть - как регуляторов морального поведения;
- воспитывать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формировать стремление активно участвовать в делах класса, школы;
- формировать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, доме, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- развивать умение отвечать за свои поступки;
- воспитывать любовь к образовательному учреждению;
Дата реализации Темы занятий и мероприятий | |
24.03 | «Изучение прав ребенка на основе сказки «Дюймовочка» |
31.03 | «Правила для воспитанных детей в школе» |
07.04 | «Культура поведения на переменах» |
14.04 | «Учусь быть ответственным» |
21.04 | «Окажем школе уваженье своим достойным поведеньем» - ИКТ |
28.04 | «Герою войны» (кратковременный проект по изготовлению открытки к Дню Победы) |
05.05 | «Герою войны» (кратковременный проект по изготовлению открытки к Дню Победы) |
12.05 | «Ложь человека не красит» (по сказке Шорыгиной Т.А. «Волшебный молоток») |
19.05 | «Добро не умрет, а зло пропадет» – беседа о хорошем и плохом поведении на основе сказочных и былинных героев |
26.05 | Диагностика |
Внеурочная деятельность | |
«Игры народов России»; «Банк вежливых слов» (викторина); «Музыкальный турнир» - песни о правах ребенка; | |
Досуговая деятельность | |
«Буду в Армии служить»; «Этот праздник со слезами на глазах»; «Турнир игр народов мира»; «Защитники Родины» – праздник спортивной игры. |
Обобщающе - результативный этап
- диагностика уровней воспитанности учащихся на конец уч. года;
- исследование качеств личности на конец уч. года;
- исследование межличностных отношений на конец уч. года;
- блиц – опрос учеников по теме: «Что я знаю о своем поселке?»
Вывод на основании сравнительного анализа.
Сроки реализации проекта: 2013-2014 г.